Если внимательно посмотреть на работу Василия Перова «Проповедь в селе», то можно увидеть евангельскую притчу о сеятеле в реалиях XIX века. Из всех героев внимательно слушает слово Божие только девочка, и это служит нам примером для подражания.

«Проповедь в селе» Василий Перов, 1861 г. Из собрания Третьяковской галереи
— Ваня, ты так быстро идёшь, что я за тобой не успеваю. Мы как будто не в Третьяковской галерее изучаем живопись, а на стадионе спортивной ходьбой занимаемся.
— Ой, простите, пожалуйста, Маргарита Константиновна. Просто в этом зале не люблю бывать. Стараюсь поскорее его пройти.
— Тебе не нравится творчество Василия Перова?
— Наверное, я не понимаю этого художника. Мне кажется, что он к людям относился не по-доброму, и картины его — несправедливые.
— Несправедливые? Поясни, пожалуйста, свою мысль.
— Да взять хотя бы вот это полотно — «Проповедь в селе». Бедная деревенская церковь. Старенький священник что-то вдохновенно говорит. Он так хочет донести свои мысли о Боге, что помогает себе руками, жестикулирует. А люди как реагируют? Вы только посмотрите! Богатый пожилой помещик спит, сидя на стуле. Молодая дама, прикрываясь молитвословом, перешёптывается с господином. Какой-то спор затеяли бабушка с юношей в центре полотна. Я понимаю, что у людей есть слабости, но зачем их вот так подчёркивать, и хуже того, утрировать? Я, например, ни разу не видел, чтобы в храме во время проповеди прихожане так себя вели.
— И мне не доводилось наблюдать, чтобы молящиеся вдруг разом стали заниматься своими делами на богослужении.
— Здесь как будто папарацци сделал несколько снимков в разное время в разных местах, а потом изготовил коллаж ради репортажа.
— Василий Перов, действительно, сгустил краски. Но только, Ваня, его картина — не репортаж, а скорее, притча.
— Притча?
— Именно так. Здесь вполне узнаётся евангельская притча о сеятеле. Помнишь её?
— Помню, да. Вышел сеятель сеять, но одно зерно упало при дороге и его склевали птицы, другое не смогло взойти, потому что попало на камни, третье заглушили сорняки. И только посеянное на доброй почве взошло и принесло плод. Под зерном Христос подразумевал слово Божие. Но при чём здесь картина Василия Перова?
— Художник перенёс сказанное Спасителем в своё время, в девятнадцатый век — полотно написано в 1861 году. Василий Перов в понятной форме напомнил современникам, что бывает, когда житейская суета губит семена веры. Если дела, заботы и сиюминутные желания становятся важнее любви к Богу, устремлённости к Нему, то и общая молитва превращается из таинства в рутину.
— Но Христос в притче говорит и о доброй почве, взрастившей зёрна. Эти слова Спасителя тоже отразились в картине Василия Перова «Проповедь в селе»?
— Конечно! Взгляни на девочку, которая стоит прямо перед священником. Она смотрит на батюшку широко распахнутыми глазами, ловит каждое его слово. Проповедь отзывается в чистом детском сердце.
— Одна девочка на весь храм — негусто.
— В другой Евангельской притче сказано, что много званых на пир в доме Царя Небесного, но мало избранных — тех, кто встречу с Богом сделал целью и смыслом своей жизни. Девочка здесь — образец для подражания. Помнишь слова Христа: «Будьте как дети, ибо их есть Царство Божие».
— Думаете, все эти люди в сельском храме могут опомниться, глядя на девочку?
— Герои картины — всего лишь условные персонажи. Опомниться должны не они, а зрители. Художник призывает каждого посмотреть на себя, заглянуть в своё сердце. И нас с тобой, кстати, тоже.
— Какой неожиданный поворот! Теперь, бывая в Третьяковской галерее, я не стану проходить мимо картины Василия Перова «Проповедь в селе». Перед ней есть о чём подумать!
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 170 зач., I, 21 - II, 4.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Нередко, узнав о чьём-то дурном поступке, мы с облегчением говорим: «ну да, конечно же, я всегда так и думал об этом человеке!» Насколько такой подход соответствует христианскому духу, нам поможет понять отрывок из 2-го послания к Коринфянам апостола Павла, который читается сегодня за богослужением в храмах.
Глава 1.
21 Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог,
22 Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.
23 Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф,
24 не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.
Глава 2.
1 Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.
2 Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?
3 Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас.
4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.
Апостол, как это следует из текста прозвучавшего сейчас отрывка, откладывает свой визит к проблемной церкви в Коринфе, где её раздирают разные «партии», христиане конфликтуют друг с другом, да и к самому Павлу у них достаточно много вопросов и претензий. И далее разъясняет причину: он не хочет причинять им боль, приходя к ним с неизбежными вопросами — на которые придётся давать крайне неприятные ответы. Вместо этого он словно бы «раздвигает горизонт» для коринфян, с одной стороны, обозначая свою позицию, с другой — оставляя им возможность и время измениться. Самое главное здесь то, как сам апостол это объясняет: он отказывается быть «надзирателем» или «начальствующим» над их верой, но хочет стать «соработником радости».
Некоторые бы могли сказать: да что за «миндальничанье!» Надо было сразу приехать и беспощадно вонзить нож пастырского вразумления в давно назревший гнойник! Ну и что, что будет больно, вонюче и грязно? Зато правда восторжествует во всей своей красе!
Однако апостол отказывается поступать так, предпочитая соединить истину с любовью. И он верит в то, что коринфяне, прочитав это послание, в равной степени наполненное и непреклонной истиной, и одновременно большой любовью, сами осознают недопустимость продолжения своего греховного поведения. И тем самым избавят апостола от необходимости огорчать их своим появлением — напротив, тогда все будут рады друг другу, когда визит состоится.
Перед нами — замечательный пример подлинно христианской педагогики. Казалось бы, ничего не мешает апостолу приехать и устроить разбирательство по всей строгости христианского закона. Но он сознательно «притормаживает», не для того, чтобы выждать и ударить в самый болезненный момент — напротив, чтобы духовная «терапия» его пастырским словом, вниманием и любовью, успела принести свой результат — и никакой «хирургии» уже не потребовалось!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Пусть ребята в школах услышат важные и нужные слова о семье

Татьяна Смурова по профессии — педагог, преподает историю и обществознание. Нередко в работе с детьми возникают сложности. «В такие моменты, — замечает Татьяна, — необходимо иметь „под рукой“ проверенные методические материалы по педагогике и психологии, на которые можно опереться, но отыскать их не так-то просто»
Ещё одна тема, которая волнует Татьяну, не только как педагога, но и как маму двоих детей — это семейные отношения и ценности. Разговоры о семье она считает актуальными, потому что часто видит, как критически настроены подростки, когда речь заходит о целомудрии, верности, порядочности и рождении детей. «Очень трудно грамотно выстроить разговор с ребёнком, чтобы он стал беседой по душам и был полезен», — говорит Татьяна Смурова.
Проект «Клевер Лаборатория» активно поддерживает педагогов в их начинаниях не первый год. Уже этой осенью на портале «Клевер Лаборатории» будут опубликованы новые материалы, посвящённые теме семейных отношений: «Дорога к дому, в котором живёт любовь». Они помогут Татьяне и другим учителям выстроить диалог с детьми о семье в подходящей для их возраста форме.
Вы можете поддержать разработку этих материалов — и благодаря вашей помощи ребята в школе услышат важные и нужные слова о семье — самом ценном, что есть в жизни. Сделать любой благотворительный взнос можно на сайте проекта «Клевер Лаборатория».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«14-е воскресенье по Пятидесятнице. Церковное новолетие». Прот. Федор Бородин

В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (2Кор.1:21-2:4) и Евангельского (Мф.22:1-14) чтений в 14-е воскресенье по Пятидесятнице, о начале Церковном новолетии, о днях памяти иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи, чуда Архистратига Михаила в Хонех, преподобного Макария Оптинского.
Все выпуски программы Седмица