Если внимательно посмотреть на работу Василия Перова «Проповедь в селе», то можно увидеть евангельскую притчу о сеятеле в реалиях XIX века. Из всех героев внимательно слушает слово Божие только девочка, и это служит нам примером для подражания.
— Ваня, ты так быстро идёшь, что я за тобой не успеваю. Мы как будто не в Третьяковской галерее изучаем живопись, а на стадионе спортивной ходьбой занимаемся.
— Ой, простите, пожалуйста, Маргарита Константиновна. Просто в этом зале не люблю бывать. Стараюсь поскорее его пройти.
— Тебе не нравится творчество Василия Перова?
— Наверное, я не понимаю этого художника. Мне кажется, что он к людям относился не по-доброму, и картины его — несправедливые.
— Несправедливые? Поясни, пожалуйста, свою мысль.
— Да взять хотя бы вот это полотно — «Проповедь в селе». Бедная деревенская церковь. Старенький священник что-то вдохновенно говорит. Он так хочет донести свои мысли о Боге, что помогает себе руками, жестикулирует. А люди как реагируют? Вы только посмотрите! Богатый пожилой помещик спит, сидя на стуле. Молодая дама, прикрываясь молитвословом, перешёптывается с господином. Какой-то спор затеяли бабушка с юношей в центре полотна. Я понимаю, что у людей есть слабости, но зачем их вот так подчёркивать, и хуже того, утрировать? Я, например, ни разу не видел, чтобы в храме во время проповеди прихожане так себя вели.
— И мне не доводилось наблюдать, чтобы молящиеся вдруг разом стали заниматься своими делами на богослужении.
— Здесь как будто папарацци сделал несколько снимков в разное время в разных местах, а потом изготовил коллаж ради репортажа.
— Василий Перов, действительно, сгустил краски. Но только, Ваня, его картина — не репортаж, а скорее, притча.
— Притча?
— Именно так. Здесь вполне узнаётся евангельская притча о сеятеле. Помнишь её?
— Помню, да. Вышел сеятель сеять, но одно зерно упало при дороге и его склевали птицы, другое не смогло взойти, потому что попало на камни, третье заглушили сорняки. И только посеянное на доброй почве взошло и принесло плод. Под зерном Христос подразумевал слово Божие. Но при чём здесь картина Василия Перова?
— Художник перенёс сказанное Спасителем в своё время, в девятнадцатый век — полотно написано в 1861 году. Василий Перов в понятной форме напомнил современникам, что бывает, когда житейская суета губит семена веры. Если дела, заботы и сиюминутные желания становятся важнее любви к Богу, устремлённости к Нему, то и общая молитва превращается из таинства в рутину.
— Но Христос в притче говорит и о доброй почве, взрастившей зёрна. Эти слова Спасителя тоже отразились в картине Василия Перова «Проповедь в селе»?
— Конечно! Взгляни на девочку, которая стоит прямо перед священником. Она смотрит на батюшку широко распахнутыми глазами, ловит каждое его слово. Проповедь отзывается в чистом детском сердце.
— Одна девочка на весь храм — негусто.
— В другой Евангельской притче сказано, что много званых на пир в доме Царя Небесного, но мало избранных — тех, кто встречу с Богом сделал целью и смыслом своей жизни. Девочка здесь — образец для подражания. Помнишь слова Христа: «Будьте как дети, ибо их есть Царство Божие».
— Думаете, все эти люди в сельском храме могут опомниться, глядя на девочку?
— Герои картины — всего лишь условные персонажи. Опомниться должны не они, а зрители. Художник призывает каждого посмотреть на себя, заглянуть в своё сердце. И нас с тобой, кстати, тоже.
— Какой неожиданный поворот! Теперь, бывая в Третьяковской галерее, я не стану проходить мимо картины Василия Перова «Проповедь в селе». Перед ней есть о чём подумать!
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.