— Марина, посмотри, как замечательно Василий Перов изобразил Сергея Аксакова. Именно этот человек на портрете написал «Аленький цветочек». Помнишь, как ты в детстве любила эту сказку?
— Я её и сейчас люблю. А Сергей Аксаков и вправду похож на сказочника — доброе лицо, седая борода. Мама, а что он ещё написал? Я бы почитала.
— Стыдно признаться, но я не помню. В интернете надо поискать.
— Почему-то сеть плохо ловит.
— Это, наверное, потому что Саратовский художественный музей расположен в старинном здании с мощными стенами. Попробуй у окошка.
— Милые дамы, здание здесь ни при чём. Сегодня утром в новостях предупреждали о перебоях со связью из-за ремонтных работ. Но вы не расстраивайтесь! Я попробую вам помочь без всякого интернета. Вы, кажется, хотели узнать, что у Сергея Аксакова стоит прочесть?
— Да, скажите, пожалуйста!
— Поделитесь, будьте любезны!
— С радостью! Вам, юная леди, я могу порекомендовать «Детские годы Багрова-внука». Это воспоминания писателя о детстве. Книга пронизана светом и добротой. В ней запечатлены лучшие черты семейства Аксаковых.
— А что это за черты?
— Во-первых, доброта и милосердие. Рассказывая о своих родителях, Сергей Тимофеевич описал их бережное отношение друг к другу, к старшим родственникам, к крепостным крестьянам. Отец и мать писателя не позволяли себе отрицательно отзываться ни о ком, находили оправдание чужим проступкам, не отвечали злом на обиды.
— Это должно быть невероятно трудно — всё время быть мобилизованным внутренне, чтобы не выплеснуть наружу раздражение.
— Корнем добросердечия Аксаковых была вера во Христа. Тема горячей искренней молитвы проходит через всю книгу «Детские годы Багрова-внука».
— А сам писатель унаследовал родительскую веру?
— И унаследовал, и своим детям передал. В доме Сергея Тимофеевича и его жены Ольги Семёновны всегда царила атмосфера любви.
— Этому веришь, глядя на портрет писателя работы Василия Перова. Такое выражение глаз бывает у счастливых многодетных отцов — в нём и спокойствие, и заботливость, и ласка.
— Здесь Аксаков не только многодетный отец, но уже и дедушка. На портрете ему шестьдесят четыре года. Именно в этом возрасте он написал книгу «Детство Багрова-внука» и посвятил её внучке Оленьке.
— Этот портрет писатель заказал для фамильной галереи?
— Нет. Василий Перов написал его в 1872 году, через тринадцать лет после смерти Аксакова.
— Как это после смерти?
— По фотографии. Изображение Сергея Аксакова заказал Павел Третьяков для серии портретов выдающихся русских людей. Большая часть тех полотен сейчас хранится в Третьяковской галерее.
— Как же портрет Сергея Аксакова оказался у нас в Саратове?
— Третьяков хотел видеть писателя властителем дум человеческих, а Василий Перов написал камерный, домашний портрет. Коллекционер продублировал свой заказ другому живописцу, а эта картина осталась в собственности Перова. В 1901 году вдова художника подарила портрет Сергея Аксакова Саратовскому музею.
— А я благодарна Василию Перову, что он сохранил для нас облик Сергея Аксакова именно таким — уютным, сердечным. Ведь способность любить — самое ценное, что есть в жизни.
Портрет Сергея Аксакова кисти Василия Перова можно увидеть в Саратовском художественном музее имени Александра Радищева.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 107 зач., XI, 25-36.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Во время богослужения прочитывается далеко не весь Новый Завет, а потому сам выбор Церковью для чтения во время литургии того или иного отрывка заслуживает нашего внимания. Так, сегодня читается отрывок из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам, он заканчивает собой начатые апостолом ранее размышления относительно судьбы его родного народа — евреев. Возможно, что кому-то покажется довольно странным выбор Церковью именно этой главы и этого отрывка апостольского послания для чтения за богослужением. Однако странного здесь ничего нет, и мы это поймём после того, как послушаем сегодняшний отрывок Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,- чтобы вы не мечтали о себе, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;
26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.
29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.
Как мы только что услышали, свои размышления об израильском народе апостол Павел адресовал не евреям, а язычникам, и сделал он это по одной простой причине, которая была озвучена здесь же: «Чтобы вы не мечтали о себе» (Рим. 11:25). Вообще, о мечтательности как о пороке было много сказано древними христианскими аскетами, можно вспомнить, к примеру, слова преподобного Иоанна Лествичника: «Мечтание есть исступление ума при бодрствовании тела. Мечтание есть видение того, чего нет». В схожем ключе о мечтательности писали и другие, более близкие к нам по времени жизни, святые, в частности, у святителя Феофана Затворника мы можем найти такую мысль: «Смотрите, не возмечтайте о себе паче, нежели подобает, чтобы не заставить Господа, любящего вас, принять в отношении вас смирительные меры».
Собственно, упомянутые святителем Феофаном «смирительные меры» — это то, от чего хотел предостеречь своих адресатов из числа бывших язычников апостол Павел, а Церковь, избрав для чтения во время литургии этот отрывок, хочет предостеречь против мечтательности всех своих чад.
Увы, но впадать в мечтательность свойственно не только отдельным людям, но и целым народам. Всем нам известны трагические исторические примеры, когда народы вместо кропотливого труда внезапно начинали думать о себе как об особенных избранниках Божиих, которым надлежит господствовать над всем миром. Знаем мы и то, к чему в конечном итоге привели такие мысли, ставшие на какой-то период времени государственной идеологией.
Слова апостола Павла самим своим существованием показывают, что в пагубную мечтательность может впасть какой угодно человек и какой угодно народ, и есть только один путь избежать этого порока, указание на него мы только услышали в заключительных словах прозвучавшего отрывка апостольского послания: стоит помнить, что бездна мудрости заключена в Боге, а не в наших измышлениях, следовательно, и доверять стоит Богу, а не самим себе, «ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11:36).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Церковная горячая линия оказывает срочную помощь людям. Проекту важна поддержка

Поддержка горячей линии «Милосердие» Русской Православной Церкви не имеет границ! Разные страны, часовые пояса, иное вероисповедание — не препятствие для оказания срочной помощи.
Четырнадцатилетняя Сабрина живёт в Ташкенте, столице Узбекистана. Однажды, развешивая бельё после стирки на балконе, она неудачно встала на стул, сорвалась и упала с четвёртого этажа. Сабрина получила травму позвоночника. Ей потребовалась срочная дорогостоящая операция по замене позвонков. Быстро собрать необходимую сумму мама девушки не могла. В растерянности она позвонила брату Руслану, который в тот момент жил и работал в России. Мужчина в составе ремонтной бригады восстанавливал купола православных храмов. Узнав о беде, Руслан обратился за помощью на горячую линию «Милосердие» по номеру: 8-800-70-70-222. Проект приходит на выручку людям в самых разных ситуациях.
После звонка Руслана заработал сложный механизм церковной социальной помощи. Нужные средства на операцию собрали при поддержке Бишкекской епархии Русской Православной Церкви. И уже на следующий день Сабрину прооперировали.
Со временем девушка полностью восстановилась и вернулась к обычной жизни. В благодарность за спасение дочери, её мама регулярно делает пожертвования на дела милосердия в ближайшем к их дому православном храме несмотря на то, что семья исповедует другую религию.
Ежемесячно операторы церковной горячей линии «Милосердие» принимают около пяти тысяч звонков. Во многих случаях помощь людям необходима незамедлительно. Поэтому горячей линии очень важна поддержка. Присоединяйтесь к делам милосердия Церкви, переходите на сайт проекта «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианство на Кавказе — археологические данные». Анна Кадиева

У нас в студии была научный сотрудник Государственного исторического музея, руководитель объединенной Северо-Кавказской археологической экспедиции Анна Кадиева.
Разговор шел о том, что археологические находки и исторические экспонаты говорят о культуре народов Кавказа и о том, как на эти земли пришло Христианство.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой была посвящена истории Новодевичьего монастыря в Москве;
Вторая беседа с заведующей музеем «Покровский собор» Татьяной Сарачевой была посвящена истории знаменитого храма Василия Блаженного;
Третья беседа с заведующей отделом дерева и мебели Натальей Углевой была посвящена деревянным церковным сокровищам в собраниях ГИМа.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер