— Марина, посмотри, как замечательно Василий Перов изобразил Сергея Аксакова. Именно этот человек на портрете написал «Аленький цветочек». Помнишь, как ты в детстве любила эту сказку?
— Я её и сейчас люблю. А Сергей Аксаков и вправду похож на сказочника — доброе лицо, седая борода. Мама, а что он ещё написал? Я бы почитала.
— Стыдно признаться, но я не помню. В интернете надо поискать.
— Почему-то сеть плохо ловит.
— Это, наверное, потому что Саратовский художественный музей расположен в старинном здании с мощными стенами. Попробуй у окошка.
— Милые дамы, здание здесь ни при чём. Сегодня утром в новостях предупреждали о перебоях со связью из-за ремонтных работ. Но вы не расстраивайтесь! Я попробую вам помочь без всякого интернета. Вы, кажется, хотели узнать, что у Сергея Аксакова стоит прочесть?
— Да, скажите, пожалуйста!
— Поделитесь, будьте любезны!
— С радостью! Вам, юная леди, я могу порекомендовать «Детские годы Багрова-внука». Это воспоминания писателя о детстве. Книга пронизана светом и добротой. В ней запечатлены лучшие черты семейства Аксаковых.
— А что это за черты?
— Во-первых, доброта и милосердие. Рассказывая о своих родителях, Сергей Тимофеевич описал их бережное отношение друг к другу, к старшим родственникам, к крепостным крестьянам. Отец и мать писателя не позволяли себе отрицательно отзываться ни о ком, находили оправдание чужим проступкам, не отвечали злом на обиды.
— Это должно быть невероятно трудно — всё время быть мобилизованным внутренне, чтобы не выплеснуть наружу раздражение.
— Корнем добросердечия Аксаковых была вера во Христа. Тема горячей искренней молитвы проходит через всю книгу «Детские годы Багрова-внука».
— А сам писатель унаследовал родительскую веру?
— И унаследовал, и своим детям передал. В доме Сергея Тимофеевича и его жены Ольги Семёновны всегда царила атмосфера любви.
— Этому веришь, глядя на портрет писателя работы Василия Перова. Такое выражение глаз бывает у счастливых многодетных отцов — в нём и спокойствие, и заботливость, и ласка.
— Здесь Аксаков не только многодетный отец, но уже и дедушка. На портрете ему шестьдесят четыре года. Именно в этом возрасте он написал книгу «Детство Багрова-внука» и посвятил её внучке Оленьке.
— Этот портрет писатель заказал для фамильной галереи?
— Нет. Василий Перов написал его в 1872 году, через тринадцать лет после смерти Аксакова.
— Как это после смерти?
— По фотографии. Изображение Сергея Аксакова заказал Павел Третьяков для серии портретов выдающихся русских людей. Большая часть тех полотен сейчас хранится в Третьяковской галерее.
— Как же портрет Сергея Аксакова оказался у нас в Саратове?
— Третьяков хотел видеть писателя властителем дум человеческих, а Василий Перов написал камерный, домашний портрет. Коллекционер продублировал свой заказ другому живописцу, а эта картина осталась в собственности Перова. В 1901 году вдова художника подарила портрет Сергея Аксакова Саратовскому музею.
— А я благодарна Василию Перову, что он сохранил для нас облик Сергея Аксакова именно таким — уютным, сердечным. Ведь способность любить — самое ценное, что есть в жизни.
Портрет Сергея Аксакова кисти Василия Перова можно увидеть в Саратовском художественном музее имени Александра Радищева.
5 декабря. О ложном мире, ведущем к погибели
В 5-й главе 1-го Послания апостола Павла к фессалоникийцам есть слова: «Когда будут говорить: „Мир и безопасность“, тогда внезапно постигнет их пагуба».
О ложном мире, ведущем к погибели — игумен Лука Степанов.
Всякому хочется получше на земле устроиться, и эта безопасность, благополучие составляет для человека, ну, некоторый круг его необходимых ценностей, в которых он призван, как кажется, всякому человеку развиваться, утверждаться, борясь за вот это свое спокойствие и благополучие. И на пути строительства этого Вавилонского, на пути создания вот такого для себя земного рая, человек забывает о Творце.
В последние времена человечества, о которых в данном случае говорит апостол Павел, после Великих катаклизмов, на которые предуказывал и сам Спаситель, и апостол Павел, и в первом и втором своем послании к Солунянам, здесь указывает на то мнимое благополучие, которое установится на земле при царстве Антихриста. Его будут прославлять как великого миротворца и того, кто вернул благополучную жизнь человеческому роду, сметенному от болезней, войн, катаклизмов. Но этот самый мнимый благодетель человечества вскоре потребует божественного поклонения себе ото всех людей, и присягание ему в верности будет признаком полного отпадения от будущей вечной жизни с Богом.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 декабря. О подвиге Благоверного князя Михаила Тверского
Сегодня 5 декабря. День памяти Благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, жившего в четырнадцатом веке.
О его подвиге — священник Захарий Савельев.
Он был человеком своего времени, человеком периода раздробленности на Руси. Но при своей кончине, при обстоятельствах, которые застигли его в конце его жизни, мы с вами можем увидеть подлинное лицо этого человека, увидеть подлинный облик благоверного князя. И, как известно, при очередной стычке с московским князем, в дружине этого князя были татарские наемники. И татарский хан, узнав о том, что Михаил Ярославич разбил эту дружину, разгневался на него за своих погибших воинов и приказал ему ехать на суд в Орду. Для всех живущих тогда людей это означало поездку в один конец, где человека зверски измучив, придадут жестокой смерти.
Взяв благословение у своего духовника, он добровольно поехал туда, претерпел жесточайшие издевательства. Он находился продолжительное время в кандалах. Каждый день читал текст священного писания, пел псалмы, молился. В конце его заключения толпа воинов начала его избивать, топтать, а в конце просто заколола мечами.
Спустя год весть о смерти Михаила Ярославича дошла до Тверской земли. И по прибытии его честных останков в Тверь, встречающие мощи люди обнаружили благоухание, что свидетельствовало о святости этого человека. Может быть, этот благоверный князь при своей бытовой жизни действительно иной раз совершал неприглядные поступки, но всегда в них горько каялся, а самым главным покаянием стало его пребывание в Орде и его христианское мужество перед лицом неминуемой смерти.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 декабря. О безвозмездном труде
Сегодня 5 декабря. Международный день волонтёров.
О безвозмездном труде — священник Роман Федотов.
Есть такая работа, где ты срочно нужен, где не получаешь зарплату, где необходимо увидеть и помочь, где нужно научиться любить и сострадать, и быть милосердным.
Милосердие — это божественное свойство, одна из естественных природных черт, образа Божия в человеке, важнейший христианский добродетель. В Евангелии от Луки мы можем услышать такие слова «Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд». Слово «милосердие» происходит от словосочетания «милое сердце», которое можно понимать как доброе, благосклонное, человеколюбивое сердце или душа.
Вот дефицит таких бесконечно и бескорыстно любящих сердец ощущается особенно остро в наше время. Время, к сожалению, наполненное жестокостью и безразличием, самолюбием и расчетливостью. Поэтому сегодня, когда мы отмечаем Международный день волонтеров, хочется от всего сердца поблагодарить всех тех людей, кто самоотверженно и мужественно, исполняя свой не только гражданский долг, но и слова самого Христа Спасителя. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.
Все выпуски программы Актуальная тема