«Василий Николаевич Хитрово». Сергей Житенёв, Кирилл Вах - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Василий Николаевич Хитрово». Сергей Житенёв, Кирилл Вах

* Поделиться

Сергей Житенев, Кирилл Вах

У нас в гостях были кандидат культурологии, руководитель научной секции, член Совета Императорского Православного Палестинского общества Сергей Житенёв и заместитель руководителя научной секции ИППО Кирилл Вах.

Разговор пойдет о личности и судьбе основателя Православного Палестинского общества Василия Николаевича Хитрово и о его роли в организации паломничеств и русского присутствия на Святой Земле в 19-м веке. Кроме того, наши гости рассказали о работе над документальным фильмом «Хитрово: мягкая сила Российской империи».

Ведущий: Алексей Пичугин


Алексей Пичугин:

— Дорогие слушатели, здравствуйте. Это «Светлый вечер» на «Светлом радио». Меня зовут Алексей Пичугин, я рад вас приветствовать. С удовольствием представляю наших гостей. Ближайший час, эту часть «Светлого вечера», в нашей студии вместе с вами и вместе с нами проводит Сергей Житенев. Сергей Юрьевич кандидат культурологии, руководитель научной секции и член Совета Императорского Православного Палестинского Общества. Добрый вечер.

Сергей Житенев:

— Добрый вечер.

Алексей Пичугин:

— Кирилл Вах, заместитель руководителя научной секции Императорского Православного Палестинского общества, член Совета его московского отделения и генеральный директор издательства «Индрик». Добрый вечер, Кирилл Алексеевич.

Кирилл Вах:

— Добрый вечер, Алексей.

Алексей Пичугин:

— Мы сегодня здесь в этой студии собираемся, чтобы поговорить про личность и о проекте, который посвящен личности Василия Хитрово. Это очень любопытная тема. Мы об этом человеке в рамках наших программ когда-то говорили, но это было давно. Основатель Императорского Православного Палестинского общества Василий Хитрово жил в 19-м веке. Ему были посвящены программы на Радио ВЕРА, но опять же это было не вчера, и мы с удовольствием сегодня хотим к его личности вернуться, благо есть повод — фильм «Василий Хитрово: мягкая сила Российской империи» это большой гуманитарный проект. Мы и о проекте поговорим и о личности Василия Николаевича Хитрово. Хотел бы начать наш разговор с вопроса, который, наверное, кого-то из наших слушателей, знакомых с топонимикой Москвы, знакомых с историей Москвы, в первую очередь по щелчку пальцев заинтересует. У нас есть Хитровка, и у нас есть знаменитый Хитрово, чья усадьба до сих пор стоит в тени во дворе сталинского дома на Покровском бульваре, откуда, собственно, сама Хитровка началась и распространилась и существовала долгое время в Москве как злачное место. А Василию Николаевичу Хитрово стоит там памятник неподалеку, достаточно недалеко. Как-то связаны Хитровка, Хитрово и тот генерал Хитрово, чья усадьба стоит, как это все можно объединить или вообще это никак не объединяется, Кирилл Алексеевич?

Кирилл Вах:

— Нет, объединять это не нужно. Наш герой, Василий Николаевич Хитрово, просто представитель древнего русского рода Хитрово, который как и в случае с многими другими очень известными фамилиями, Голицыных, например, носит ту же самую фамилию. Его род достаточно древний, но не богатый, это люди служилые. В частности, сам Василий Николаевич случайным образом не попал на военную службу. Военным был отец, участник практически всех военных кампаний начала 19-го века. Военным был его старший брат, который погиб в 1854 году, защищая Севастополь. Василий Николаевич Хитрово, окончив Александровский лицей, пошел по гражданской линии и таким образом немножечко перешагнул родовую черту, которая вела всех по военному поприщу. Возможно, это и сделало его тем человеком, о котором мы будем сегодня говорить. С Хитровкой это настолько дальние родственники, что, наверное, мы даже не сможем вам сейчас подробно...

Алексей Пичугин:

— Генеалогическое древо выстроить.

Кирилл Вах:

— Выстроить это генеалогическое древо, и это не нужно делать. Я могу лишь напомнить, что самый известный Хитрово в российской культуре это боярин Хитрово, который передал, завещал в Троице-Сергиеву лавру знаменитое Евангелие Хитрово, оформленное Андреем Рублевым и таким образом прославленное.

Алексей Пичугин:

— Ну да. А Николай Захарович Хитрово, у меня что-то в начале программы вылетело из головы имя-отчество — почетный член Московского университета, член-корреспондент библейского общества. Хитрово, от которого, не по его прихоти, но он привечал людей разных совершенно, они селились неподалеку от его усадьбы, и так Хитровка в Москве и началась. Ну да ладно, мы сегодня вообще о другом.

Сергей Житенев:

— Памятник стоит Василию Николаевичу около особняка Императорского православного палестинского общества. И я замечу, что это древний дворянский род. Дворянский род, часть из которых жили и многие были выходцами из Орловской губернии, были московские Хитрово, и как раз они имеют отношение к Хитрово и Хитровке. А были еще и Петербургские Хитрово, к которым относился Василий Николаевич. Он и стал основателем ИППО и тем самым прославил себя в веках.

Алексей Пичугин:

— А вы, Сергей Юрьевич, раз уж помянули об особняке, тогда уж расскажите и где он находится.

Сергей Житенев:

— Он находится на улице Забелина, дом 3, корпус 2, недалеко от Солянки. Он был передан сравнительно недавно.

Алексей Пичугин:

— Я хорошо его помню еще в абсолютном запустении.

Сергей Житенев:

— Да, его очень долго реставрировали, ремонтировали, потом от него отказались. И когда мы обратились к мэру Москвы Лужкову с просьбой предоставить помещение для Палестинского Общества, он предложил нам этот особняк, который был в высокой степени ремонтной готовности, но который пришлось потом еще полтора года ремонтировать и реставрировать. В результате все было благополучно закончено, и вот мы там уже находимся больше десяти лет.

Алексей Пичугин:

— Я помню, что на заре начала реконструкции особняка мы достаточно часто, там историческая библиотека рядом и люди, имеющие отношение к истории, в историчке проводили в студенческие годы достаточно много времени. Его уже не в мои студенческие годы начали реконструировать, но все равно я там в историчку ходил по каким-то делам и мимо часто проходил. И мы все гадали, что же там будет в этом особняке.

Сергей Житенев:

— Вот Палестинское Общество.

Алексей Пичугин:

— Палестинское общество, да. Давайте о биографии Хитрово поговорим, тем более что, я думаю, многие наши слушатели не очень хорошо себе представляют биографию Василия Николаевича и его жизнь в целом, и Императорское Православное Палестинское Общество в момент его создания. Расскажите, пожалуйста. Кто начнет?

Сергей Житенев:

— Давайте я начну.

Алексей Пичугин:

— Да, пожалуйста.

Сергей Житенев:

— Василий Николаевич Хитрово по базовому образованию и по своей основной специальности был крупным российским финансистом. Он многие годы проработал в министерстве финансов, был государственным контролером Российский империи.

Алексей Пичугин:

— Надо пояснить, наверное, что это за должность.

Сергей Житенев:

— А это должность, которую исполнял Сергей Вадимович Степашин, будучи руководителем Счетной палаты. Практически это та же самая система, только в условиях Российской империи.

Алексей Пичугин:

— А представляете, что для многих людей Счетная палата это государственное учреждение, все знают, что оно есть, все знают, что оно важно, знают, что это очень значимая должность, руководитель Счетной палаты, но какие конкретно механизмы в Счетной палате происходят?

Сергей Житенев:

— Это отдельная передача.

Алексей Пичугин:

— Да, но я сейчас хочу вывести не на Счетную палату, а на тогдашнее министерство финансов и на должность, которую занимал Василий Николаевич Хитрово.

Сергей Житенев:

— Все очень просто. И в прошлые века, в частности в 19-м веке, и в нынешнее время раздаются для использования по различным направлениям, программам, проектам, по-разному все это называется, государственные деньги. Раздаются как раз министерством финансов. Поэтому и возникали всегда контрольные службы, которые одновременно контролировали и министерских чиновников, и тех людей, которые использовали государевы деньги. И на сегодняшний день тоже их используют. Таким образом, это очень важные функции, связанные не только с тем, кто чего своровал или кто чего неправильно сделал, но прежде всего, с эффективностью использования этих средств. Императоры придавали этому большое значение, и нынешнее руководство Российской Федерации придает большое значение. Институт финансового контроля существует в нашей стране достаточно давно. При этом я хочу сказать, что Василий Николаевич, кроме того, что работал в министерстве финансов и занимался контрольными функциями, был еще и организатором финансовой и банковской системы в Российской империи. Он был одним из создателей системы ссудо-сберегательных касс в России того времени.

Алексей Пичугин:

— Да, это очень известный проект.

Сергей Житенев:

— И он стоял у основы этого проекта, их там было несколько человек, вполне уважаемых людей, которые продвинули эту идею и тем самым продвинули коммерческие отношения в России в тот момент, когда она входила в капиталистический этап своего развития.

Алексей Пичугин:

— Друзья, я напомню, что в гостях у «Светлого радио» сегодня Сергей Юрьевич Житенев, кандидат культурологии, руководитель научной секции, член Совета Императорского Православного Палестинского Общества; Кирилл Вах, заместитель руководителя научной секции ИППО, член Совета Московского отделения. Мы говорим о Василии Николаевиче Хитрово. Благо, у нас есть повод — выход фильма «Василий Хитрово: мягкая сила Российской империи». До проекта мы еще дойдем, сейчас говорим о его биографии, о том, как появлялось Палестинское Общество, у истоков которого стоял Василий Николаевич. Пока мы на его работе в министерстве финансов.

Сергей Житенев:

— Российской империи.

Алексей Пичугин:

— Российской империи, да, безусловно. И век-то 19-й на дворе.

Сергей Житенев:

— Здесь еще хотелось бы отметить, что все началось с паломничества. Василий Николаевич в 70-е годы посетил Святую Землю, был потрясен.

Алексей Пичугин:

— Вот у меня написано в 71-м.

Сергей Житенев:

— В 71-м, может быть. Вынес оттуда, кроме естественного для каждого русского православного человека трепета перед святынями Вселенского Православия, прежде всего, что основная масса паломников, которые находились в это время в Иерусалиме и во всей Палестине, были неприкаянными, находились в ужасных бытовых условиях. И все это его удручило чрезвычайно.

Алексей Пичугин:

— А простите, пожалуйста. Извините, что перебиваю вас, но тут надо пояснять какие-то моменты. 70-е годы 19-го века — это время, когда из Российской империи в Палестину, Святую Землю приезжает достаточно много людей, причем, очень разных сословий, вплоть до крестьян, крестьянских детей, которые тоже каким-то образом туда стремятся и попадают. Вы говорите, бытовые условия плохие, значит, и людей-то немало туда едет, стремится.

Сергей Житенев:

— Здесь есть смысл передать слово Кириллу Алексеевичу. Он у нас как раз специалист по этому периоду. Но мне хотелось бы обратить внимание, что после поражения в Крымской войне России и ликвидации Черноморского флота и ограничений, которые возникли в связи с развитием Юга России, как раз было принято политическое решение о поддержании русского православного паломничества и создании для этого гражданского флота. Такая была организация РАПИТ — Российское общество...

Алексей Пичугин:

— Пароходства и торговли.

Сергей Житенев:

— Пароходства и торговли, спасибо. В этом смысле количество паломников значительно увеличилось, был бум. Но он был связан не только с тем, что было поддержано паломничество государством. Дело в том, что после крестьянской реформы 1861-го года крестьянам не надо было уже отпрашиваться у своих помещиков для совершения паломничества как по территории России, так и за рубеж. Это серьезно облегчало. Хотя оставались и заграничные паспорта, но все-таки крестьянам стало легче путешествовать, в том числе и с паломническими целями. Поэтому вы здесь абсолютно правы, именно в 60-70-е годы наблюдался бум паломничества, который только нарастал. Ну, а все остальное расскажет, наверное, Кирилл Алексеевич.

Алексей Пичугин:

— Да, пожалуйста.

Кирилл Вах:

— Давайте буквально немного вернемся к биографии Василия Николаевича Хитрово. Напомню, что он родился в 1834-м году, окончил Александровский лицей и перед Крымской войной поступил в Морское министерство, которое возглавлял великий князь Константин Николаевич, второй сын императора Николая Павловича. За ним вообще было замечено, что он был очень неравнодушен ко всему русскому, рассматривал свою роль, как человека, который в состоянии придать новый импульс некой национальной идентичности русского народа. И таким образом резко выделялся среди всего Петербургского чиновничества вообще. Ходил в русской рубахе, он был еще очень молодым в этот момент человеком, по его праву наследия и по воле императора его еще с детства сделали генерал-адмиралом и направили на руководство русским флотом. Вот в такое министерство, его называли в 50-е годы министерством прогресса, поступил сразу же по окончанию лицея Василий Николаевич Хитрово. В этот момент там собирались, мягко говоря, лучшие люди империи. Не просто собирались, а их отбирал, разыскивая по всей стране, приводя к себе в учреждение, великий князь Константин Николаевич. Принципом работы с ним была обязательная свобода мысли. Не свободомыслие как таковое, а независимость от мнения начальства. Он требовал от своих подчиненных формулировать задачи и предложения по своей деятельности в нестесненном ключе. Это, с одной стороны, было нагрузкой на чиновников, но для молодых людей, которые в тот момент собрались вокруг него, это было по-своему принципиально другой школой. В него попал Василий Николаевич Хитрово. В этот же момент туда приходит другой, очень известный в анналах русской Палестины человек, Борис Павлович Мансуров, таким же молодым человеком. Борис Павлович сразу включился в паломническую историю великого князя Константина Николаевича, а Василию Николаевичу Хитрово было суждено через много лет возродить фактически ту деятельность, которую начал Борис Павлович Мансуров. Что было, собственно говоря? Крымская война, поражение России. Борис Павлович Мансуров вместе со своим приятелем и товарищем Владимиром Ипполитовичем Доргобужиновым, будущим первым русским консулом в Иерусалиме, по линии морского министерства обеспечивали обслуживание, вывоз раненых моряков российских из Севастополя в Николаев. Там он познакомился с архимандритом Вениамином (Лукьяновым), известным в русской Палестине человеком, который уже в тот момент был чуть меньше десяти лет в Иерусалиме, с 1847-го года он там присутствовал, вернулся в Россию в начале войны и создавал в Севастополе сестричество, которое ухаживало за ранеными. Это стало прототипом известного в будущем Красного Креста. Дальше что произошло? Эти люди, они знают друг друга, встречаются в Севастополе. Война заканчивается, заканчивается для России достаточно печально. Россия теряет право иметь военный флот в Черном море, Россия в целом обязана в своей внешней политике ориентироваться на содружество...

Сергей Житенев:

— Европейские страны.

Кирилл Вах:

— Она должна совмещать все свои решения по Ближнему Востоку вместе с ведущими мировыми державами, такими как Англия, Франция и Турция. Фактически мы перестаем быть самостоятельными во внешней политике на Ближнем Востоке. Ближний Восток это в тот момент христианский Восток, он воспринимается именно так всеми европейскими странами. А для России он — православный Восток. Если вы помните, если нет, я напомню, Восточная война, у нас известна как Крымская, она называлась Восточная, была начата, формально хотя бы, из-за ключей от храма Рождества. Это была война, в которой русская армия и Россия защищала права православного греческого духовенства перед правами католиков, в первую очередь. Русское общество, таким образом, восприняв эту войну, так ее и видело. Когда война закончилась в 57-м году, это был первый год, когда именно светское общество устремилось посмотреть, из-за чего же, собственно говоря, была война. На Восток в Египет, а потом в Палестину отправились многие представители знаменитых русских фамилий, нобилитет, так скажем. Естественно, другие тоже ехали, но это характеризует ту эпоху. Под это дело великий князь Константин Николаевич сформулировал основные задачи: давайте мы зашифруем наше политическое присутствие в неком новом формате. Этот новый формат был гуманитарным форматом. Мы будем оказывать поддержку местному православному арабскому населению тем, что направим туда русских паломников, которые будут взаимодействовать и с духовенством, принесут туда русские деньги, которые частично будут развивать там новую инфраструктуру. И таким образом завяжут отношения между греческим духовенство и местным православным населением на Россию с той стороны, с которой это нельзя было бы ограничить. Потому что никто не вправе будет сказать России, что вы не можете не строить церковь для своих паломников, не вводить там политическое управление, создавать консульскую сеть, например, увеличивать там присутствие определенных государственных чиновников. Таким образом, мы получили возможность в разы увеличить собственное присутствие в регионе, который мы широко называем Святая Земля, в ситуации общих ограничений. Великий князь Константин Николаевич создает Иерусалимский проект. С 1859-го по1864-й год в Иерусалиме, и в Палестине вообще, покупаются земли, сроятся паломнические приюты, возобновляется деятельность Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Создается большая русская инфраструктура, которой не было ни у одной из стран, в том числе и у Великобритании, которая, как известно, первая открыла собственное консульство в Иерусалиме в 1838-м году и создала там первую Духовную Миссию, условную совместно с Пруссией — Австро-Прусское епископство. Россия в этом во многом опередила наших соперников. А дальше произошло небольшое... — как обычно. Была проделана большая работа, которая в силу исторических обстоятельств в определенный момент сошла на нет.

Алексей Пичугин:

— И об этом буквально через минуту и очень кратко, и дальше мы вернемся к Василию Николаевичу Хитрово и Палестинскому Обществу. Напомню, что в гостях у «Светлого радио» Сергей Житенев, кандидат культурологии, руководитель научной секции, член Совета Императорского Православного Палестинского Общества; Кирилл Вах, генеральный директор издательства «Индрик», заместитель руководителя научной секции ИППО и член Совета Московского отделения. Я Алексей Пичугин. Через минуту снова здесь.

Алексей Пичугин:

— Возвращаемся в студию «Светлого радио». Друзья, напомню, что сегодня мы говорим в нашей студии о личности Василия Николаевича Хитрово. О создании Палестинского Общества и о проекте «Василий Хитрово: мягкая сила Российской империи» — фильме, который снимается, мы о нем еще обязательно поговорим, с Сергеем Житеневым, руководителем научной секции и членом Совета Императорского Православного Палестинского Общества, и Кириллом Вахом, заместителем руководителя научной секции и членом Совета Московского отделения Палестинского Общества. Давайте вернемся, мы сейчас широко ушли в историю освоения Святой Земли Российской империей, но вкратце вы сказали, что все проекты в какой-то момент обрываются. Почему?

Кирилл Вах:

— Я бы сказал, что они не обрываются, а переходят в стадию стагнации. Как всегда бывает, когда вы много работаете, вам нужно отдохнуть, так и метафизически, наверное, происходит. Когда затрачивается большое количество усилий, наступает потом некое ослабление этой энергии. Так же произошло и с проектом великого князя Константина Николаевича. Почему нам это важно? Потому что результаты деятельности этого проекта — это то, с чем Василий Николаевич Хитрово потом имел дело в Святой Земле. Он приезжает первый раз в 1871-м году, будучи уже не сотрудником великого князя, а будучи достаточно известным сотрудником министерства финансов, уже человеком, который зарекомендовал себя в очень сложном деле, блестяще организовал в России вот эти ссудо-сберегательные кассы. Я напомню, для чего это было сделано. Это в том числе влияло и на свободу передвижения простых людей, это возможность для небогатых людей, в первую очередь, для крестьян, но не только, для мелких промышленников, взять в аренду нужную им сумму денег под очень льготные проценты в связи с тем, что они все были соучредителями этих касс. Это была касса взаимопомощи, только организованная под государственным присмотром и достаточно грамотно и четко работавшая. Это напрямую влияло на развитие, как мы скажем, малого и среднего бизнеса в стране. Это заслуга Василия Николаевича Хитрово. По масштабу это громадный проект. С этими своими успехами, с только что реализованными большими планами он в 1871-м году приезжает в Палестину и видит, что то дело, которое проходило на его глазах, но в котором он напрямую не принимал участия в 60-е годы, по большому счету буксует. И чем дальше, тем хуже. Более того, он видит причины, да и все видят, но мало кто говорит об этом. Основная пробуксовка начинается из-за того, что раздельные ветви государственной власти, которые представлены в Святой Земле плохо взаимодействуют друг с другом и почему-то конкурируют. Это видят все, это видят в Петербурге, это видят в министерстве иностранных дел, которое курировало всю эту деятельность, это видят в Синоде. Но они пытаются решить эту проблему просто изданием указов или инструкций. Это не срабатывает раз за разом. Василий Николаевич Хитрово, понимая, что эта проблема будет нарастать, съездив впервые в Святую Землю, он эту проблему обнаружил, познакомился в Иерусалиме со знаменитым в анналах русской Палестины начальником Русской Духовной Миссии архимандритом Антонином Капустиным...

Алексей Пичугин:

— Естественно, конечно.

Кирилл Вах:

— Стал с ним переписываться. А архимандрит Антонин по своей сути тоже человек очень импульсный и созидающий. Он любую проблему, которую он видит, а у него было много проблем вокруг, никогда не откладывает, пытается их решать даже в ущерб собственной репутации. Он ссорится в итоге с Синодом, ссорится с министерством иностранных дел, ссорится с Иерусалимским консулом, потому что в той системе, в которой он работает, для остальных представителей Российской власти лучше положить дело под сукно, или даже проиграть его, лишь бы не усложнять себе собственную задачу. Василий Николаевич Хитрово в этом сошелся с архимандритом Антонином. Он, первое, понял, для него был пример, как нужно работать, что нельзя успокаиваться; и второе, он приобретает удивительное знакомство с человеком, который на месте в состоянии увидеть, правильно оценить, дать ему информацию. То есть у него появляется свой очень важный агент на месте, который дает ему правильную информацию. С 1871-го по 1876-й год он в принципе живет, погружаясь в проблематику палестинскую. А уже после завершения Русско-Турецкой войны 1876-77-го годов наступает время Василия Николаевича Хитрово, когда он решает во что бы то ни стало переформатировать взаимодействия, отношения и ситуацию с русским делом в Святой Земле.

Алексей Пичугин:

— И вот здесь появляется Палестинское Общество, здесь в 81-м году с великим князем Сергеем Александровичем они приезжают в Святую Землю, он становится председателем созданного ИППО и Василий Николаевич становится секретарем его. Правильно?

Сергей Житенев:

— Немного не так.

Алексей Пичугин:

— Немного не так?

Сергей Житенев:

— Здесь принципиально подход. Общество возникает не само по себе. Общество придумал Василий Николаевич Хитрово вместе с архимандритом Антонином. И была проделана колоссальная работа и Василия Николаевича, и отца Антонина, и многих людей, которые поддерживали Хитрово по тому, чтобы прошибить в бюрократической системе Российской империи, что было непросто, этот вопрос. Тем более, вы же понимаете, что без решения государя, то есть императора Александра III, это не могло произойти. Здесь он подключает к себе многих людей, в том числе и Победоносцева. Что же делает Василий Николаевич Хитрово? Вы же, когда ходите в гости, всегда берете с собой небольшой подарочек, чтобы хозяевам было приятно. Для того чтобы прийти к кому-то из больших чиновников или братьев императора, Василий Николаевич в 1871-м году издает первый выпуск православного палестинского сборника, ныне старейшего востоковедного журнала российского, который издает издательство «Индрик». Что удивительно, он с этим журналом ходит к большим начальникам и рассказывает о ситуации в Святой Земле. В результате он убеждает, первого, Победоносцева, как обер-прокурору Святейшего Синода, доложить государю предложение создать Общество. И второе, он убеждает великого князя Сергея Александровича стать его первым председателем. Вот эти два больших достижения, которые сделал Василий Николаевич Хитрово, были реализованы и только благодаря этому, после того, как Победоносцев доложил императору Александру III о проекте и тот благословил этот проект своей державной волей... Здесь надо отметить, что многие говорят, что он издал указ о создании Общества. Такого не было, никакого указа, он просто согласился с проектом устава, даже не подписав его. Таким образом, в мае 1882-го года собрались члены-учредители, их было больше 60-ти человек, в Санкт-Петербурге во дворце великого князя.

Кирилл Вах:

— Николая Николаевича старшего.

Сергей Житенев:

— Николая Николаевича старшего. На этом собрании и было создано Общество. Но он не стал секретарем. Его избрали просто помощником председателя. И только через несколько лет успешной работы он был избран секретарем Общества и практически стал начальником штаба, выражаясь военным языком, всего Палестинского Общества, вместе с председателем, великим князем Сергеем Александровичем. Великий князь находился в Москве, он находился в Петербурге, и вот в двух центрах империи они руководили Обществом.

Алексей Пичугин:

— Наше время неизбежно бежит. Но мы уже не раз анонсировали нашим слушателям, что мы поговорим о проекте. Биография Василия Николаевича Хитрово очень богата. Хорошо, что мы прошли по ее основным этапам. Можно только сказать, что Василий Николаевич прожил не очень долгую жизнь. На 69-м году он скончался. Кстати, почему так недолго?

Сергей Житенев:

— По меркам того времени очень прилично.

Кирилл Вах:

— Для 19-го века это старец, условно. Пушкин называл старика Державина в 50 лет, как известно.

Алексей Пичугин:

— Молодой, можно сказать юный Пушкин называл.

Сергей Житенев:

— Статистика, хоть и слабая, но есть. Средняя продолжительность жизни мужчин в Российской империи не превышала 60-ти лет.

Алексей Пичугин:

— Да, безусловно, но это учитывая подавляющее большинство крестьянского населения.

Сергей Житенев:

— И не только. И мещан и дворян. Ну что вы!

Алексей Пичугин:

— Все равно.

Кирилл Вах:

— Если вы считаете, что он мало пожил, мы не спорим.

Алексей Пичугин:

— Давайте перейдем к проекту.

Кирилл Вах:

— Более того, мы бы хотели, чтобы он пожил подольше, потому что умер он незадолго до очень серьезных событий и в России, и в Москве, и в Палестинском Обществе. Начало Русско-японской войны через год после смерти, революция первая русская 1905-й год, убийство великого князя Сергея Александровича, переформатирование всей деятельности Палестинского Общества в Святой Земле. Это все уже происходило...

Сергей Житенев:

— Без него.

Кирилл Вах:

— После смерти Василия Николаевича Хитрово. И, конечно, если бы он был жив, с его опытом, энергией и определенной харизмой, которая людей подкупала и вела, конечно, Палестинское Обществу было бы намного лучше, легче во многих отношениях. Тем не менее, что произошло, то произошло.

Алексей Пичугин:

— Сергей Житенев, кандидат культурологии, руководитель научной секции, член Совета Императорского Православного Палестинского Общества; Кирилл Вах, заместитель руководителя научной секции, член Совета Московского отделения ИППО у нас в гостях. Итак, мы поговорили про самого Василия Николаевича. Но мы же еще представляем проект, фильм «Василий Хитрово: мягкая сила Российской империи». Расскажите об этом фильме и о том, когда он выйдет и что это такое.

Сергей Житенев:

— Нашу заявку на этот фильм поддержал президентский фонд культурных инициатив, за что мы очень благодарны, естественно. Фильм называется, как я уже сказал, «Василий Николаевич Хитрово: мягкая сила Российской империи». И вот здесь зерно основной идеи фильма. Мы показываем и рассказываем не о Палестинском Обществе, а о человеке, который определенным образом и является мягкой силой Российской империи. В проекте рассказать о нескольких таких людях, связанных с Палестинским Обществом, но как о людях, как о личностях. Насколько мы сумели это передать чуть раньше, вы, наверное, успели заметить, что Василий Николаевич Хитрово поддержки практически не имел, но создал организацию, которой, на минуточку, скоро 150 лет. Много ли у нас сейчас людей, способных создать подобный проект, который будет работать, работать и работать.

Алексей Пичугин:

— Нет, но надо помнить, что еще и 19-й век, когда люди, пускай и с положением, но просто так не могли взять создать, руководить, продвигать.

Кирилл Вах:

— Это было сложно, конечно.

Сергей Житенев:

— Создать что-то сложно всегда. Но я-то хотел бы подчеркнуть другое. Был 19-й век, был 20-й век, сейчас 21-й век, а эта структура оказалась востребована на всех этих этапах, несмотря на, казалось бы, кардинальную смену неких политических и культурных, культурологических направлений внутри страны.

Кирилл Вах:

— Разные исторические эпохи.

Сергей Житенев:

— Первое, конечно, придумать определенную идею самостоятельно такого уровня, наверное, нельзя, это своего рода встраивание в некую волю Божию. Василий Николаевич Хитрово во много ухватил идею истины. Зачем мы в принципе что-то делаем на Ближнем Востоке? Для того чтобы помочь грекам? Нет. Для того чтобы обеспечить лучшую жизнь православных арабов? Нет. А для чего мы это делаем? Во многом это тайна. Вообще русское паломничество как таковое это не вопрос внешней политики, это вопрос внутренней политики. Государство, поддерживая паломников в 19-м веке еще, заботилось, в первую очередь, о внутренней стабильности, о формировании своих собственных граждан. Это было абсолютно непонятно министерству иностранных дел, например. Весь 19-й век в Петербург на имя императора шли бесконечные проекты по сокращению перевозки на Восток в Иерусалим паломников, потому что они бедные, потому что они плохо себя показывают. И власть никогда ничего не сокращала, наоборот систематически упрощала эту историю. Таким образом, помимо внешнеполитических задач, основная задача для государственной власти была внутренняя политика, работа с собственным населением. Эта задача никогда не уходила на второй план, она переформатировалась. В советское время Палестинское Общество стало полностью научным, сосредоточилось на научных задачах. Было принято в систему академии наук. В постсоветское время он стало опять общественной организацией. То есть мы пытаемся рассказать, каким образом тайна, каким образом некий Промысл Божий, казалось бы, о длительном периоде истории нашей страны это работает в отдельно взятых сегментах, в частности, в связи с деятельностью Палестинского Общества.

Кирилл Вах:

— Алексей, дело в том, что будущий фильм будет показывать о том, что не политическими методами, а методами работы общественной организации с огромной массой людей, помощи русским православным паломникам на Ближнем Востоке можно преодолеть очень многие проблемы, которые не решаются военной силой. Практически, как говорил тот же Хитрово, что эти сотни тысяч мужиков и баб, которые идут из России в Святую Землю, и являются тем влиянием России на поддержание Святым Вселенского Православия, христианского арабского населения в этом регионе и, прежде всего, поддерживают уровень влияния Российской империи на Ближнем Востоке. Вот это основная мысль.

Алексей Пичугин:

— В каком состоянии сейчас съемки фильма?

Кирилл Вах:

— Сделан сценарий и готовится поездка наших коллег для съемок в Иерусалим.

Алексей Пичугин:

— Кто участвует? У меня в предварительном релизе написано, что к участию в съемках привлечены ведущие российские ученые и общественные деятели.

Кирилл Вах:

— Палестинское Общество возглавляет Сергей Вадимович Степашин, естественно он будет принимать участие в фильме. Съемки пройдут, помимо Иерусалима, в Петербурге и в Москве. Я не думаю, что мы будем называть всех, у нас список корректируется сейчас, но в Москве мы будем, естественно, снимать дипломатов, которые понимают значение Палестинского Общества и его роль в современном участии в политическом процессе на Ближнем Востоке. В Петербурге, вы говорили об ученых, будет задействован Михаил Борисович Пиотровский, директор государственного Эрмитажа. И многие другие ученые.

Сергей Житенев:

— Конечно, Кирилл Алексеевич сказал о дипломатах. Конечно, здесь очень важен Михаил Леонидович Богданов, заместитель министра, который курирует это направление. Но мы также будем привлекать деятелей Церкви, в частности владыку Марка, митрополита Рязанского.

Алексей Пичугин:

— Он много лет прожил, служил...

Сергей Житенев:

— Да, многие годы был членом Русской Духовой Миссии. Так же мы предполагаем привлечь митрополита Антония, председателя отдела внешних церковных связей. Для нас важно мнение руководителя дипломатического ведомства Церкви. У нас на конференции, которая была в этом году, выступали ученые из Орла, ученые из Петербурга, ученые из Москвы — большая научная дружина, которая изучает и готовит большую монографию о жизни и деятельности Василия Николаевича Хитрово. Конечно, эти ученые. Мы будем привлекать, в том числе, краеведов, людей, которые занимаются родом Хитрово. Для нас здесь важны специалисты, которых, может быть, и не очень знает широкая публика. Но при этом они глубокие специалисты в этом направлении.

Кирилл Вах:

— Например, можно упомянуть Галину Аксенову, которая в рамках этого проекта, о котором сказал Сергей Юрьевич, работает сейчас с архивом Василия Николаевича Хитрово. Не удивительно, но архив оставался все это время не тронутым. Большие блоки писем самого Василия Николаевича, его жены, которые позволяют увидеть внутренний процесс, внутреннюю кухню, что ли, не только создания, но и функционирования Палестинского Общества, и включенность в эти процессы Василия Николаевича, не известные до сего момента.

Сергей Житенев:

— История жизни Софьи Доминиковны, его супруги, она наполовину итальянка, это вообще отдельная история большой семейной деятельности Василия Николаевича Хитрово. И то, как она была привлечена к деятельности Общества, являлась членом Общества, являлась автором научных статей по международным вопросам.

Алексей Пичугин:

— Она прожила очень длинную жизнь.

Сергей Житенев:

— Да, она умерла где-то в 41-м или в 1942-м году.

Алексей Пичугин:

— Во время Великой Отечественной.

Сергей Житенев:

— То есть она без него прожила сорок лет. Это, конечно, удивительно. И она во многом сохраняла память о Василии Николаевиче, ее муже, сохраняла их архив семейный. Так что низкий ей поклон за ту деятельность, которую она проводила.

Алексей Пичугин:

— Когда можно ожидать выход фильма?

Кирилл Вах:

— Это будет 24-й год. Работа большая и съемки в разных регионах, и достаточно разносторонние структурно вопросы, которые мы пытаемся снять. Например, это здания, построенные Василием Николаевичем Хитрово или при нем в Иерусалиме. Это книги и научные достижения, которые при нем были созданы Палестинским Обществом и вошли в золотой фонд русской науки. Издания научные, прежде всего, русских паломников. Это и его общественно-политическая деятельность, взаимодействие с Победоносцевым. Это проблемы взаимоотношений между Церквями Иерусалимской и Русской. Это все достаточно сложные и разносторонние предметы, которые достаточно тщательно прорабатываются, поэтому нужен примерно год для того, чтобы это все завершить.

Алексей Пичугин:

— Ждем и приглашаем вас, когда фильм выйдет, прийти к нам в студию и о нем поговорить уже как о свершившемся проекте. Сергей Житенев, руководитель научной секции, член Совета Императорского Православного Палестинского Общества; Кирилл Вах, заместитель руководителя научной секции ИППО, член Совета Московского отделения, гендиректор издательства «Индрик», были у нас в гостях. Я Алексей Пичугин. Спасибо большое. Прощаемся и до новых встреч. До свиданья.

Сергей Житенев:

— Спасибо.


Все выпуски программы Светлый вечер

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем