Летом тысяча восемьсот пятьдесят девятого года известный польский писатель и критик Михаил Грабовский почти не занимался литературной деятельностью. Его с головой поглотили дела иного свойства: Грабовский срочно искал покупателя на свою недвижимость в Киеве. Земельный участок в элитном районе города — неподалёку от Андреевской Горки — писатель приобрёл у киевских властей с условием, что застроит его в течение года. Грабовский хотел возвести для себя двухэтажный особняк. Но внезапно его финансовое положение ухудшилось, и через год вместо роскошного жилища он получил от властей распоряжение о крупном штрафе за невыполненные по договору обязательства. Штраф нужно было чем-то оплачивать, и критик решил продать участок. Но время шло, а покупатель всё не находился...
И вот однажды, солнечным утром, когда писатель прогуливался вокруг Андреевской церкви, он увидел солидного мужчину с окладистой бородой. Высоко подняв голову, тот любовался сияющими куполами храма. Мужчина с восхищением обратился к Грабовскому: «Благодать-то какая! Эх, купить бы где-нибудь поблизости земельку, построить домик, и приезжать душой отдохнуть!»
Грабовский не поверил своему счастью. Он без лишних слов предложил мужчине купить участок у него. Тот с радостью согласился, и оба, чрезвычайно довольные столь удачно сложившимися обстоятельствами, быстро уладили все формальности, связанные с покупкой.
Покупателя звали Василий Александрович Кокорев. Он был костромским купцом, занимался добычей соли и владел несколькими нефтяными скважинами в Баку. Словом, человеком был отнюдь не бедным. А, кроме того — добрым, сострадающим чужой нужде и бедам, да и вообще, с радостью готовым своим богатством делиться. Вот и приобретённый участок, спустя полгода, Василий Александрович решил... подарить городу! Слишком занятый делами, он рассудил, что всё равно не сможет часто приезжать в Киев, и поэтому другим людям эта земля принесёт больше пользы, чем ему. И он решил устроить там небольшой садик с павильоном для отдыха, вход в который непременно был бы бесплатным для всех горожан. А в придачу пожертвовал на устройство сада пять тысяч рублей серебром.
Надо отметить, что из-за непонятных бюрократических проволочек на уровне властей Киева, эта задумка Кокорева воплотилась в жизнь лишь спустя много лет после его смерти. Но всё же воплотилась! В тысяча восемьсот девяносто шестом году на Андреевской Горке появился цветник с изящной беседкой, из которой открывался чудесный вид на город.
История, похожая напредыдущую, произошла и в тысяча восемьсот сорок первом году. В своём родном городке Солигалич в Костромской губернии, Василий Александрович пробурил несколько соляных скважин. Однако обнаружилось, что раствор в них не годится для выпаривания, зато чрезвычайно богат полезными для здоровья минералами.
И Кокорев... нет, не бросился разливать его по бутылочкам и продавать, компенсируя убытки. Он построил рядом со скважинами санаторий с водолечебницей, и сделал новый курорт доступным для и малоимущих . Они получили возможность лечиться на водах бесплатно — за счёт Василия Александровича.
Особенное внимание к обездоленным вообще было в характере Кокорева. В период проведения государственной реформы по освобождению крестьян от крепостной зависимости, Василий Александрович выступил с предложением о том, чтобы помещики выделяли каждому из своих бывших крепостных землю, на которой они могли бы работать, принося пользу государству. Конечно же, последовать за новаторской идеей Кокорева оказались готовыми далеко не все.
В неурожайный тысяча восемьсот шестьдесят седьмой год Кокорев выделял огромные суммы на помощь тем, кто остался без хлеба, и был одним из активнейших участников Комитета помощи голодающим.
Не оставался Василий Александрович в стороне и во время Русско-Турецкой войны 1877 года. Он направил в действующую армию сто обозов с провизией, а обратно привозил раненых. Его участие в военном займе, проводимом государством в это время, заставило удивиться всю Россию — Кокорев внёс сорок пять миллионов рублей!
Василий Александрович был большим ценителем прекрасного. Он поддерживал начинающих художников, покупая их произведения, которые составили впоследствии фонд Кокоревской публичной художественной галереи. Брюллов, Кипренский, Айвазовский, Тропинин пользовались его поддержкой и были частыми гостями Владимиро-Мариинского приюта для молодых художников, который Кокорев основал в Тверской губернии. Любопытно, что Василий Александрович поддерживал и не имеющего к живописи никакого отношения Дмитрия Ивановича Менделеева, финансируя лабораторию Русского технического общества, где выдающийся химик проводил свои опыты.
Писатель Сергей Аксаков называл Кокорева «русским чудом». А Василий Александрович считал чудом данную ему Богом возможность делать что-то хорошее и нужное для людей. И постоянно старался использовать эту возможность.
Все выпуски программы Имена милосердия
8 ноября. О Христе как твёрдом основании и надежде на вечную жизнь с Богом

В 5-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный».
О Христе как твёрдом основании и надежде на вечную жизнь с Богом — священник Родион Петриков.
Слова апостола Павла звучат особенно глубоко в день, когда Церковь вспоминает страшное землетрясение 740 года в Константинополе. В этот день византийскую столицу потрясла катастрофа: рухнули стены, дома, башни. Император-иконоборец Лев Исавра, который гнал верующих, увидел в этом Божий знак.
Люди, переживая ужас, вышли на молитву. И тогда случилось чудо. Юноша, вознесшийся во время моления, принес с небес ангельские слова: «И Я с вами, и никто против вас». Землетрясение прекратилось, но главное — обнажилась правда: всё земное шатко и неустойчиво, как та самая хижина из слов апостола.
Что же это событие открывает нам сегодня? Во-первых, Павел называет тело хижиной не из презрения, но чтобы сказать, что наша истинная крепость в Боге. Во-вторых, что для нас разрушение хижины — это не только катастрофы, но болезни, утраты и кризисы веры. И Бог допускает их, но не для наказания, а чтобы мы увидели под ногами зыбкий песок, а над нами — вечные небеса.
И если тревога трясет наш внутренний мир, вспомним кондак этого дня: «И избавь от труса тяжкого, и воззови: „Аз есьм с вами“». Это в-третьих.
Наконец, последнее, что мы можем узнать в этом дне, это то, что если мы теряем опору, то вспомним, что наша жизнь — это не просто сиюминутная палатка, а стройка вечности. Каждая молитва, каждое доброе дело, прощение — это всё кирпичики небесного дома.
Пусть память о Царьграде и страшном землетрясении научит нас, что, даже когда рушатся стены, Бог не оставляет Своих. Как писал святитель Феофан Затворник, настоящая жизнь — это переход в вечность. Идите туда с надеждой.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 ноября. О подвиге Великомученика Димитрия Солунского
Сегодня 8 ноября. День памяти Великомученика Димитрия Солунского, военачальника, пострадавшего за Христа в начале четвёртого века.
О его подвиге — протоиерей Василий Гелеван.
Молодой человек Димитрий, перспективный, принял Христа, будучи научен вере христианской. Но от него-то ждали другого, от него ждали, что он будет преследовать христиан. А святой Димитрий открыл воскресную школу, покровительствовал христианам. И когда об этом донесли императору, немедленно градоначальника арестовали и подвергли пыткам.
Но он не был слаб духом, он не отрёкся от Христа, он пронёс все эти пытки. Больше того, он даже ученика своего Нестора научил, как противостоять злу. Нестор был небольшого роста, некрепкого телосложения, но бросил вызов великану Лию, низверг его и победил. И это, конечно, школа Димитрия.
И когда мы молимся святому великомученику Димитрию, мы молимся в том числе о научении: научи нас, святой, как нам победить наших врагов. Наши воины молятся святому великомученику Димитрию. Исторически всегда святой Димитрий Солунский был покровителем русского воинства.
В честь святого Димитрия Солунского крестили будущего великого князя московского Дмитрия Донского, который теперь сам святой. И святому Димитрию Солунскому посвящены самые древние до нас дошедшие иконы и мозаики.
Святой Димитрий Солунский по праву стоит в первых рядах небесных покровителей православного христолюбивого воинства.
Все выпуски программы Актуальная тема
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
2 Кор., 178 зач., V, 1-10.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Общаясь с некоторыми верующими людьми, можно решить, что земная жизнь — сплошное недоразумение, которое поскорее должно закончиться и уступить место жизни загробной и духовной. Но можно ли так рассуждать? Ответить на этот вопрос помогает отрывок из 5-й главы второго послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 5.
1 Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный.
2 Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище;
3 только бы нам и одетым не оказаться нагими.
4 Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью.
5 На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа.
6 Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа,
7 ибо мы ходим верою, а не видением,
8 то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа.
9 И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными;
10 ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что́ он делал, живя в теле, доброе или худое.
Многие из нас знают, что при общении с другими людьми, особенно теми, чьи поступки нам не нравятся, мы должны не раздражаться, но научиться отделять грех от грешника. Человек сотворён по образу Божиему и никак не может нас раздражать. Обычно это либо немощи, например, как в случаях с пожилыми людьми, и тогда нам стоит скорее сочувствовать им, либо поступки, которые нас не устраивают. Но, и в одном, и в другом случае — это не сами люди, а то, что с ними связано. Подобным образом христиане призваны относиться и к миру. Верующий человек не может его не любить, потому что мир — это творение Божье. Причём, Господь его сотворил ради нас. И по аналогии с человеком, мы понимаем, что нам как верующим может не нравится состояние мира, который, как мы видим, наполнен распрями и развратом, но сам по себе он может и должен быть другим. Всё зависит от того, как мы живём и чем его наполняем.
Отрывок, который мы услышали, начинается с констатации факта: земной мир тленен и всех в конце времен ждёт мир Божий, нерукотворённый и вечный. И хотя апостол называет его небесным, мы знаем, что эта отнесённость к небесному не означает отрицания материи. Просто новая земля не будет противопоставлена небу, напротив, на ней будут торжествовать небесные законы, почему мы и говорим о Царствии небесном. Примечательно, что апостол Павел делает акцент не столько на совлечении земного тела, не на смерти, но на облечении в тело небесное, то есть на воскресении. И особенно его беспокоит, что некоторые из людей, облекаясь в небесное, могут остаться нагими. Дело в том, что переход от земного к небесному он описывает как поглощение смерти жизнью. И казалось бы, всё прекрасно! Но поглощение это не может быть механическим, ведь мы сами призваны выбрать, чем наполняем своё существование: смертью, под которой Павел понимает греховное, или жизнью, под которой он понимает праведное. И так как этот процесс выбора оказывается для нашего будущего важнейшим, Павел говорит, что главное, о чём мы должны думать — это не просто выживание или умирание, но соответствие Творцу. Ведь ни для кого не секрет, что можно так стремиться к внешнему, телесному выживанию, что буквально наполнить свою жизнь смертными грехами.
Тварный мир создан любящим нас Богом, он важен как место жизни и нашего выбора, как площадка для принятия решений. Нас может не устраивать его состояние, но ведь именно благодаря миру мы можем сформировать свою душу и выразить своё отношение к Творцу. Жить на земле по законам неба — это единственное, что позволяет нам приготовиться к тому моменту, когда небесные законы восторжествуют повсеместно. И поэтому земную жизнь стоит любить как прекрасную возможность сделать правильный выбор. Выбор, в котором мы станем угодны Богу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов







