Какими же разными путями люди приходят к Богу! Можно бесконечно удивляться многообразию этих дорог.
Сегодня мы говорим о святой Варваре и стихотворении Виктора Афанасьева «Великомученица Варвара».
Варвара — единственная дочь богатого и знатного человека из города Илиополь — рано лишилась матери. Её отец Диоскор, желая спрятать девочку от любопытных глаз и оградить от чужого влияния, построил в своём имении высокую башню. С самого детства Варвара жила в этой башне в роскошных палатах в окружении слуг и бдительной стражи. Маленькая затворница видела в окно только небо, горы на горизонте и простирающиеся вдали поля.
Больше всего Варвара любила наблюдать за восходом и закатом солнца, за появлением звёзд на ночном небе, и однажды задалась вопросом: Кто же создаёт такие величественные картины? «Боги, которых почитает твой отец», — ответили ей служанки. Но Варвара им не поверила. Как могут золотые и серебряные фигурки идолов, сами сделанные руками ювелиров, творить неземную красоту? Нет, Создатель должен быть совсем другим — Всесильным, Незримым и Всемогущим.
Так, через созерцание красоты Божьего мира, душа Варвары познала Творца.
Вот как говорится об этом в стихотворении Виктора Афанасьева «Великомученица Варвара».
АФАНАСЬЕВ:
Она смотрела на созвездья,
И для неё в какой -то миг
Они вдруг стали как известье
О Том Творце, что создал их.
И солнца яркого горенье,
И блеск морей, и ширь полей,
И шум садов, и всё творенье —
Всё о Творце сказало ей.
Тот мир, что виден был ей с башни,
Как книгу Бог открыл пред ней,
И сладок стал ей плен домашний
И одиночество родней.
Варвара выросла, и многие богатые и знатные юноши, наслышанные о её редкой красоте, стали просить у Диоскора руки его дочери. Но девушка и слышать не хотела о замужестве. Тогда Диоскор решил больше не держать дочь взаперти. Он разрешил Варваре выходить в город и встречаться, с кем она пожелает, чтобы посмотреть, как живут другие люди.
Очень скоро Варвара познакомилась в Илиополе с христианами, узнала от них учение Иисуса Христа, и приняла святое крещение. А когда отец снова завёл с ней разговор о выгодном замужестве, девушка объявила, что стала христианкой и желает быть только невестой Христа. Услышав это, Диоскор буквально обезумел от ярости. Он набросился на дочь с кулаками, посадил её под стражу, а затем отвёл Варвару к правителю города, объявив что она — христианка.
Девушку стали мучить и пытать, чтобы она отреклась от Христа. Но даже самые страшные истязания не смогли поколебать веры Варвары. Ничего не добившись, мучители обезглавили девушку, причём, казнь осуществил сам жестокий язычник-отец. На смерть Варвара шла без страха. Она верила в вечную жизнь и с радостью ожидала встречи со Христом.
АФАНАСЬЕВ:
Господь для сердца, не для слуха,
Ей открывал Свои дела,
И благодать Святого Духа
Живым огнём в неё вошла.
Когда она, воздевши руки,
Тебе молилась, о, Творец —
Ей мир готовил злые муки,
А Ты — блистающий венец!
Автор стихотворения «Великомученица Варвара» — поэт и литературовед Виктор Васильевич Афанасьев — в конце 1990 года принял монашеский постриг с именем Лазарь. Монах Лазарь известен своими книгами по истории монашества, православными детскими сказками и стихами о святых — такими же глубокими и проникновенными, как стихотворение о святой великомученице Варваре.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 127 зач., II, 9 - III, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Ни для кого не секрет, что люди бывают в разной степени воцерковлены. Будучи крещён в детстве или даже во взрослом возрасте, человек может присматриваться к Церкви очень долго, приходить, задавать вопросы. И кажется, нет ничего сложного в том, чтобы на эти вопросы отвечать. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Глава 3.
1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
Человеку, у которого есть дети, довольно часто приходится давать простые ответы на сложные вопросы. Причём простота ответов может зависеть не только от того, что ребёнок чего-то не знает, он может быть не готов к сложному ответу психологически, может не иметь необходимого внутреннего опыта для того, чтобы понять серьёзность аргументов взрослого. Скажем, у многих из нас есть опыт объяснения ребёнку того, что ему нельзя есть много сладкого или долго сидеть у экрана. Аргументы, связанные со здоровьем, нас взрослых вполне удовлетворяют и, кажется, не требуют никаких дополнительных объяснений. Но для ребёнка или даже подростка перспектива проблем со здоровьем обычно ничего не доказывает, потому что у него может не быть опыта серьёзной болезни.
В сегодняшнем отрывке из послания Коринфянам апостол Павел говорит с учениками о том, что его проповедь не была полна и он не мог и не может открыть им всего, потому что они просто не будут готовы этого вместить. Кому-то может показаться, что взрослый человек, в отличие от ребёнка, уже знает достаточно и ему можно всё рассказывать сразу. Однако такой подход очень наивен. Можно сколько угодно рассуждать о браке, о воспитании детей, о героизме в бою и многом другом, но мы понимаем, что слова, не подкреплённые опытом, мало что значат. То же самое происходит в религиозной жизни. Если человек не имеет опыта молитвы, покаяния, жертвенной любви, радости богообщения, ему можно будет с большим или меньшим успехом объяснить лишь форму, но без постепенного обретения реального опыта он не поймёт содержания.
Глядя на Церковь со стороны, человек может смущаться или даже возмущаться её пониманием тех или иных вещей. Может не знать, почему нечто она считает грехом, а другое, напротив, проявлением праведности. Конечно, грамотное объяснение может быть не бесполезным, но всё же подлинное знание духовной жизни открывается через опыт, в котором мы призваны возрастать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Георгий Власенко

У нас в гостях был настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северный Белгородской области, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии протоиерей Георгий Власенко.
В начале беседы — личная история: как он впервые прочитал Евангелие в детстве — из тщеславия, но это стало первым шагом к вере. Как побывал на богослужении, после чего пообещал себе никогда больше не приходить в храм. И как через трудности и внутреннюю борьбу всё-таки пришёл к священническому служению.
Звучит мысль: смирение — «плодородная земля», на которой всё растёт. Как смирение помогает принимать испытания, сохранять мир в сердце и доверять Богу даже в трудностях.
Поднимается и тема воспитания: уважение к ребёнку, внимание, честность. Отец Георгий делится опытом и размышляет, чему взрослый может научиться у детей.
Особый разговор — о служении людям с нарушением зрения и слуха, о создании в Белгороде храма для незрячих, о том, как быть рядом в трудностях и помогать любовью.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер