«Я еще теперь не живу, теперешняя моя жизнь, можно так сказать, прелюдия настоящей жизни» – написала в своём дневнике юная купеческая дочь Варенька Хлудова.
Она родилась в тысяча восемьсот сорок восьмом году в семье бывшего рязанского ткача-кустаря, который, благодаря своему трудолюбию и смекалке смог, что называется, выбиться в люди. Он успешно повёл в Москве торговое дело, и вскоре сделался одним из самых богатых людей Первопрестольной.
Мать Вареньки умерла, когда девочке едва минуло шесть лет. Возможно, поэтому она росла отстранённой и свои размышления о жизни предпочитала доверять дневнику – толстой тетради в кожаной обложке. Многие из этих мыслей были невероятно серьезными для столь юной особы: Варя часто писала, о том, что хотела бы поскорее стать самостоятельной, чтобы помогать бедным и тем, кому в жизни выпала нелегкая доля.
Своим достатком Варенька никогда не кичилась. Одевалась скромно. Однажды в гостях, где она была вместе с отцом, кто-то шутливо попенял ей за её недорогой и не слишком модный зонтик. На это Варя с достоинством ответила, что от дождя и солнца он спасает так же хорошо, как и любой другой.
Ей не исполнилось и двадцати, когда она заключила первую в своей жизни сделку. Отец решил выдать Варю замуж за дальнего родственника – Абрама Морозова, владельца одной из самых крупных в России Тверской мануфактуры. Союз, естественно, заключался на взаимовыгодных для жениха и отца невесты условиях, а мнением Вареньки никто особенно не интересовался. Поэтому, когда она ответила категорическим отказом, разгневанный отец посадил ее под замок. Почти год Варвара просидела взаперти. В это время отец, под горячую руку, выгнал из дому её родного брата – за непослушание. Тогда Варенька и поставила своё жёсткое условие: она выйдет за Морозова, если отец простит брата и вернет его домой.
Брак Варвары Алексеевны продлился четырнадцать лет. В тридцать с небольшим она стала вдовой – Абрам Морозов скончался от тяжелой болезни, оставив своей супруге своё состояние и право самостоятельно вести дела. Так Варвара Морозова стала одной из первых российских «бизнес-леди».
Получив право распоряжаться средствами на собственное усмотрение, она немедленно начала реализовывать свои планы. Морозова открыла при фабрике школу для рабочих на полторы тысячи мест; больницу, богадельню, детские ясли и приют для детей-сирот. Чтобы работники, большинство из которых составляли приезжие из деревень и сёл, не ютились по съемным углам, она выстроила особый жилой городок с домиками, каждый из которых был рассчитан на проживание четырех семей с детьми. При домиках имелись земельные участки под огороды. Проживание было бесплатным.
Активно жертвовала Варвара Алексеевна и на другие учреждения: во многих губерниях на её деньги содержались школы с бесплатными горячими обедами для учеников; в Москве она открыла знаменитые Пречистенские курсы для рабочих.
Варвара Алексеевна не получила в детстве систематического образования, и всю жизнь обучалась самостоятельно с помощью книг. Она в совершенстве овладела французским языком, и слыла одной из самых интеллектуальных женщин своего времени. Для того, чтобы открыть свободный доступ к книгам тем, у кого не было возможности посещать платные библиотеки, она основала новую читальню, которой присвоила имя Ивана Тургенева. Морозова выделила на Тургеневскую библиотеку пятьдесят тысяч рублей, положив своим начинанием дальнейшее развитие сети публичных городских читален.
В завещании Варвара Алексеевна передавала все права на фабрику и свою долю капитала в руки фабричных рабочих. Она умерла в сентябре рокового тысяча девятьсот семнадцатого. Через месяц всё её имущество было национализировано в пользу нового советского государства, и рабочие не получили ничего.
«Когда я буду зависеть от себя, я буду стараться употребить с пользою мою жизнь» – писала Варвара Морозова в своем детском дневнике. И своё обещание она выполнила.
Поддержим работу службы «Милосердие Омск», без неё сотни семей останутся без помощи
В православной службе помощи «Милосердие Омск», которая организована омской епархией, каждый день начинается с заботы: о многодетных и неполных семьях, беженцах, одиноких пенсионерах и всех, кто находится в непростой ситуации. Тысячи людей получают в гуманитарном центре одежду, еду и моральную поддержку. Трудно поверить, но в основном вся работа службы лежит на плечах единственного здесь социального работника — Виктории Непомнящих.
Антонина — одна из её подопечных. Она инвалид по зрению. После смерти супруга сама воспитывает троих детей. «Мы всегда как-то справлялись сами, но стало невмоготу. То бытовая техника выйдет из строя, то ещё что-нибудь. Но ведь кроме этого нужно платить за аренду квартиры, покупать продукты и вещи», — рассказывает Антонина. В момент кризиса женщина обратилась в службу помощи «Милосердие Омск». Теперь семья регулярно получает продуктовый набор и необходимую одежду.
«Таких семей на попечении службы много, и мы помогаем им всем, чем можем», — говорит Виктория. В ответ на такую заботу подопечные тоже стремятся участвовать в общем добром деле. Ведь работы в гуманитарном центре всегда хватает. Они фасуют продуктовые наборы, сортируют и приводят в порядок одежду, которую передали дарители.
Социальный работник службы помощи «Милосердие Омск» Виктория Непомнящих ежедневно в одиночку координирует работу склада и горячей линии. И без такого сотрудника этот хрупкий механизм доброты может остановиться. А средств на оплату её труда у службы не хватает.
Поддержите проект «Милосердие Омск» и работу Виктории, оставив любой благотворительный взнос на платформе «Поможем». Ваше посильное участие обернётся жизненно важной помощью для сотен людей.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Апокалипсис в иконографии Гурия Никитина». Татьяна Самойлова
У нас в студии была старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, ведущий научный сотрудник Российской Академии художеств Татьяна Самойлова.
Разговор шел о судьбе и творчестве известного иконописца XVII века Гурия Никитина, автора фресок в Троицком соборе Данилова монастыря Переславля-Залесского, посвященных сюжетам из Апокалипсиса.
Этой программой мы завершаем цикл бесед о книге Откровение Иоанна Богослова, как этот Новозаветный текст, часто именуемый «Апокалипсис», воспринимается, толкуется, а также изображается в храмовой живописи.
Первая беседа с Кириллом Вахом и Вероникой Андросовой была посвящена фрескам Гурия Никитина в Переславле (эфир 21.10.2025)
Вторая беседа с Кириллом Вахом и Вероникой Андросовой была посвящена богословскому аспекту книги «Апокалипсис» (эфир 21.10.2025)
Третья беседа с Кириллом Вахом и Сергеем Кругликовым была посвящена влиянию «Апокалипсиса» на мировую культуру (эфир 22.10.2025)
Четвертая беседа с игуменом Пантелеимоном (Королевым) была посвящена опыту чтения «Апокалипсиса» в храме (эфир 23.10.2025)
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Итоги XI Международного фестиваля «Вера и слово»;
— Результаты и плоды проповеди священников в сети;
— Значение церковной жизни;
— 29-летие журнала «Фома»;
— 80-летие Никиты Сергеевича Михалкова.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
- «Апокалипсис в иконографии Гурия Никитина». Татьяна Самойлова
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Апокалипсис — книга и иконография». Игумен Пантелеимон (Королев)
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов







