Трое суток продолжался полет на околоземную орбиту Валентины Владимировны Терешковой, который был совершен 16 июня 1963 года на корабле «Восток-6». Мужественная и целеустремленная, Валентина Владимировна прошла строжайший отбор из 800 человек и стала первой в мире женщиной в открытом космосе.
Одной из любимых сказок Валентины Владимировны была сказка про ковер-самолет — ведь уже тогда она мечтала о небе. Несмотря на то, что Валентина Владимировна должна была обеспечивать свою семью, оставшуюся без кормильца, с 17 лет она посещала Ярославский аэроклуб, куда спешила каждые выходные. На ее счету было более 90 прыжков с парашютом.
Как и почему чайка стала тесно связана с жизненным путем Валентины Терешковой? Что происходило во время ее первого полета и как сама Валентина Владимировна вспоминает о нем?

Погожим июньским утром на космодроме «Байконур» сотрудники стартовой площадки заметили девушку. Не отрывая глаз, она смотрела на устремлённую в небо огромную ракету. Воздушное светлое платье развевалось на ветру, и казалось, что девушка вот-вот оторвётся от земли и взмоет ввысь, подобно чайке... «Чайка» — под этим позывным весь мир узнал Валентину Владимировну Терешкову, первую в истории женщину-космонавта. 16 июня 1963 года на корабле «Восток-6» Терешкова совершила полёт на околоземную орбиту, который продолжался около трёх суток. На космодром она приехала за день до старта. «Валя появилась в лёгком летнем платье, изящных туфельках, с цветами в руках. Такого „Байконур“ ещё не видел!» — вспоминал Иван Борисенко, инструктор, который тренировал Терешкову перед полётом в центре подготовки космонавтов.
О небе Валентина начала мечтать ещё в детстве, когда услышала от бабушки сказку про ковёр-самолёт. С крыши сарая восьмилетняя Валя запускала «самолётики», сделанные из страниц школьной тетради. А когда ей исполнилось семнадцать, записалась в секцию парашютного спорта Ярославского аэроклуба. На любимое занятие, к которому тянулась душа, время приходилось буквально выкраивать. Валентина помогала семье, оставшейся без кормильца — отец погиб на фронте в 1939-м в Советско-Финской войне. Девушка работала на текстильном комбинате, по вечерам училась, а в выходные спешила на аэродром. На счету у Терешковой было более девяноста прыжков с парашютом.
В начале 1962 года Центр подготовки космонавтов начал поиски кандидатуры для очередного, шестого по счёту, полёта в космос. На сей раз отправить на орбиту было решено женщину. «Парашютистка, возрастом до 30 лет, ростом до 170 см и весом до 70 килограммов», — такие критерии были разосланы по всем советским аэроклубам. Терешкова подходила идеально. Из восьмисот претенденток после строжайшего отбора в женский отряд космонавтов зачислили пятерых. В их числе оказалась и Терешкова.
Валентина Владимировна вспоминала, что никаких поблажек и скидок на слабый пол при подготовке не делалось. Были и тренировки в термокамере, где жара достигала 70 градусов по Цельсию. И сурдокамера, в которой при полной звукоизоляции нужно было провести десять суток. «Всё это мог выдержать только очень мужественный и целеустремлённый человек», — говорила дублёр Терешковой, космонавт-испытатель Валентина Пономарёва. И вот долгожданный день настал. Уже не в платье, а в тяжёлом скафандре, первая женщина-космонавт прибыла на стартовую площадку корабля «Восток-6». «Я была свидетельницей того, как невозможное становилось возможным. Услышав последнюю команду, еще до того, как ракета сдвинулась с места, захватило дыхание и сердце неистово заколотилось...» — вспоминала Терешкова. А вскоре на Земле, в Центре управления полётами, слушали её первый доклад: «Я — Чайка! Настроение бодрое, самочувствие отличное! Вижу горизонт!». Позже Валентина Владимировна рассказывала, с каким восхищением любовалась из космоса Землёй, её голубым сиянием.
Не обошлось, однако, без внештатных ситуаций. Одна из них могла стоить Терешковой жизни. На завершающей стадии полёта Валентина обнаружила, что неверно настроена система управления спуском корабля. Получив с Земли уточнённые, с учётом неисправности, указания, Терешкова смогла успешно завершить полёт. Посадка прошла спустя 70 часов, 51 минуту и... 48 витков вокруг Земли. «Чайка» приземлилась в Алтайском крае неподалёку от небольшого села. С радостью первую женщину-космонавта встречали местные жители, принесли ей нехитрое угощение: картошки, молока...
С тех пор прошло много лет. Но Валентина Владимировна Терешкова и сейчас помнит всё так, словно это было вчера. И признаётся, что космос до сих пор снится ей в прекрасных снах.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Псалом 93. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из регулярно встречающихся тем Священного Писания — это тема справедливости. В таком положении дел нет ничего удивительного, ведь и в жизни вопросы справедливости далеко не самые последние. Сегодня во время богослужения в православных храмах звучит 93-й псалом, в этом псалме мы вновь услышим ответ на вопрос о воздаянии попирающим закон Божий людям.
Псалом 93.
1 Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, яви Себя!
2 Восстань, Судия земли, воздай возмездие гордым.
3 Доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут?
4 Они изрыгают дерзкие речи; величаются все делающие беззаконие;
5 попирают народ Твой, Господи, угнетают наследие Твоё;
6 вдову и пришельца убивают, и сирот умерщвляют
7 и говорят: «не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев».
8 Образумьтесь, бессмысленные люди! когда вы будете умны, невежды?
9 Насадивший ухо не услышит ли? и образовавший глаз не увидит ли?
10 Вразумляющий народы неужели не обличит, — Тот, Кто учит человека разумению?
11 Господь знает мысли человеческие, что они суетны.
12 Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим,
13 чтобы дать ему покой в бедственные дни, доколе нечестивому выроется яма!
14 Ибо не отринет Господь народа Своего и не оставит наследия Своего.
15 Ибо суд возвратится к правде, и за ним последуют все правые сердцем.
16 Кто восстанет за меня против злодеев? кто станет за меня против делающих беззаконие?
17 Если бы не Господь был мне помощником, вскоре вселилась бы душа моя в страну молчания.
18 Когда я говорил: «колеблется нога моя», — милость Твоя, Господи, поддерживала меня.
19 При умножении скорбей моих в сердце моём, утешения Твои услаждают душу мою.
20 Станет ли близ Тебя седалище губителей, умышляющих насилие вопреки закону?
21 Толпою устремляются они на душу праведника и осуждают кровь неповинную.
22 Но Господь — защита моя, и Бог мой — твердыня убежища моего,
23 и обратит на них беззаконие их, и злодейством их истребит их, истребит их Господь Бог наш.
У исследователей нет единого мнения о точной датировке только что прозвучавшего псалма: с определённостью можно сказать лишь то, что он появился либо в период Вавилонского плена в 6 веке до Рождества Христова, либо вскоре после его окончания. Впрочем, точная дата не имеет большого значения, ведь псалом касается той проблемы, которая не зависит от каких-либо внешних факторов — при любом государственном устройстве и при любом уровне развития общества будет оставаться место для несправедливости. Дело здесь, как мы понимаем, в самой природе человека, повреждённой грехопадением Адама и Евы.
В 93-м псалме обращает на себя внимание описание поведения нечестивых. Эти люди «изрыгают дерзкие речи», «вдову и пришельца убивают», но самое важное состоит в том, что они «говорят: „не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев“». Увы, но подобное поведение нам прекрасно знакомо, мы видим его и у наших современников, часть которых полагает, что, отрицая бытие Божие и произнося в связи с этим безумные речи, они делают какое-то удивительное открытие, что в этом есть нечто новое и свежее, нечто такое, что противостоит невежеству живущих дремучим прошлым верующих людей. Но нет: так говорили и так себя вели люди задолго до Рождества Христова, и им тоже казалось, что они обрели истинную свободу, что им удалось скинуть путы нравственного закона.
Автор псалма предлагает таким людям задуматься о себе самих, о своём происхождении, и обратить внимание на Творца — Бог, сотворивший наши органы чувств, не слеп, не глух и не бесчувственен, Он рано или поздно отреагирует на безумие тех, кто отвергает Его закон, и реакция Бога этим людям категорически не понравится.
Конечно, в современном мире отсылка к сотворению Богом человека утратила свою актуальность. В наши дни может помочь обращение к разуму: если человек действительно разумен, то он не может не чувствовать свою ограниченность, и даже если он не верит в Бога, он не станет отрицать вероятность собственной ошибки, потому что заключительные слова прозвучавшего сегодня псалма слишком страшны, чтобы не обращать на них внимание: «Но Господь — защита моя, и Бог мой — твердыня убежища моего, и обратит на них беззаконие их, и злодейством их истребит их, истребит их Господь Бог наш» (Пс. 93:22-23).
Псалом 93. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 93. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 93. На струнах Псалтири
1 Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, яви Себя!
2 Восстань, Судия земли, воздай возмездие гордым.
3 Доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут?
4 Они изрыгают дерзкие речи; величаются все делающие беззаконие;
5 попирают народ Твой, Господи, угнетают наследие Твое;
6 вдову и пришельца убивают, и сирот умерщвляют
7 и говорят: "не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев".
8 Образумьтесь, бессмысленные люди! когда вы будете умны, невежды?
9 Насадивший ухо не услышит ли? и образовавший глаз не увидит ли?
10 Вразумляющий народы неужели не обличит,- Тот, Кто учит человека разумению?
11 Господь знает мысли человеческие, что они суетны.
12 Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим,
13 чтобы дать ему покой в бедственные дни, доколе нечестивому выроется яма!
14 Ибо не отринет Господь народа Своего и не оставит наследия Своего.
15 Ибо суд возвратится к правде, и за ним последуют все правые сердцем.
16 Кто восстанет за меня против злодеев? кто станет за меня против делающих беззаконие?
17 Если бы не Господь был мне помощником, вскоре вселилась бы душа моя в страну молчания.
18 Когда я говорил: "колеблется нога моя",- милость Твоя, Господи, поддерживала меня.
19 При умножении скорбей моих в сердце моем, утешения Твои услаждают душу мою.
20 Станет ли близ Тебя седалище губителей, умышляющих насилие вопреки закону?
21 Толпою устремляются они на душу праведника и осуждают кровь неповинную.
22 Но Господь - защита моя, и Бог мой - твердыня убежища моего,
23 и обратит на них беззаконие их, и злодейством их истребит их, истребит их Господь Бог наш.
12 июня. О подвиге и почитании Преподобного Исаакия Далматского

Сегодня 12 июня. День памяти Преподобного Исаакия, игумена константинопольской Далматской обители, жившего в четвёртом веке.
О его подвиге и почитании — священник Августин Соколовски.
В 330 году Константин Великий основал новую столицу Римской империи, которая получила название Константинополь, на европейском берегу Босфора. Спустя всего 7 лет после основания города, когда царь завершал свой земной путь, в столице уже было целых 15 монастырей.
Наименование своё святой Исаакий Далматский получил вовсе не по исторической области Далмациина Балканах, как многие думают, но по имени ктитора,мецената Далмата, который устроил монастырь, позже сам стал в нём монахом и даже был прославлен церковью во святых. Первым игуменом Далматского монастыря был святой Исаакий.
Он был родом из Сирии и первоначально жил отшельником за городской стеной. Когда новый византийский император Валент начал открыто поддерживать еретиков-ариан и преследовать православных, Исаакий прервал своё уединение и буквально вышел навстречу правителю с обличением. Валент тогда отправлялся на войну с готами. Он приказал арестовать Исаакия и держать его в узах с тем, чтобы расправиться с ним по возвращении. Однако вскоре Валент был убит.
Вместе со свободой Исаакий обрёл и славу исповедника, которая стала причиной того, что его просто принудили возглавить монастырь. Спустя 13 веков, в день памяти святого Исаакия, в Москве родился будущий первый российский император Пётр Великий.
Чтобы почтить своего небесного покровителя, Пётр повелел воздвигнуть в будущей новой столице на Неве церковь его имени. Она неоднократно перестраивалась, чтобы в итоге стать тем величественным Исаакиевским собором, крупнейшим храмом Санкт-Петербурга.
Все выпуски программы Актуальная тема