Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Добрый день! Ох, как хорошо, как тепло после улицы тут, у вас в кофейне... Можно мне, пожалуйста, чашку горячего шоколада?
— Конечно! Сейчас сделаю... сегодня так морозно, правда?
— Да уж... Петербург часто меня встречает прохладной погодой... А я смотрю у вас ящик для пожертвований на восстановление храма. Что это за храм?
— В Ленинградской области есть церквушка 18-го века. Она требует ремонта... Росписи в плачевном состоянии, лестница едва не отваливается... И вот мы с девочками из клуба милосердия решили помочь настоятелю этого храма, попросили его благословения — и вот, собираем средства на ремонт церкви.
— Какие вы молодцы! Я тоже внесу свою лепту в это доброе дело. Удаётся что-то собрать?
— Очень даже удаётся! Вот вроде бы каждый по пятьдесят, по сто рублей жертвует, а мы уже смогли собрать сумму, которой хватит на восстановление лестницы! Так сказать, всем миром!
— А знаете я буквально сегодня утром была в Русском музее и видела картину с таким названием — «Миром». Я даже её сфотографировала, сейчас покажу вам. И сюжет на ней — как раз о том, как люди всем миром помогают друг другу. Написал её художник Валентин Сидоров в 1970 году. Вот эта работа — посмотрите, пожалуйста.
— Какая интересная! Хочется рассмотреть поближе... На ней изображена деревенька и её жители — ребятишки и взрослые, женщины и мужчины, старики, мамы с малышами... А несколько мужчин на переднем плане поднимают огромную балку — наверное строят дом для кого-то из деревенских.
— Да. Так художник изобразил жизнь русской деревеньки. Где люди живут, вместе трудятся, помогают друг другу.
— Ах, как мне нравятся такие картины! С простым сюжетом, но важным смыслом! Обратите внимание, эта балка, которую поднимают мужчины, больше каждого из них в отдельности.
— Так художник символически показал, что любое бесконечно тяжёлое дело по плечу, если взяться за него всем миром.
— А ещё, если людей объединяет общая цель...
— Да, тем более, если цель — созидательная. И это чувство радости созидания отчётливо видно на картине. Яркая, светлая палитра, спокойные ровные линии, игра света и тени, которая усиливает ощущение залитого солнцем пространства... Валентин Сидоров на своей картине «Миром» создаёт образ русской деревни с её жителями, которые живут просто и дружно.
— Замечательный художник! Мне близки его ценности.
— Валентин Сидоров родился и вырос в Тверской области, в деревеньке Сорокопенино на берегу Волги. Мальчишкой пережил Великую Отечественную, и его становление пришлось на трудные послевоенные годы. В своих воспоминаниях он писал, что с детства узнал крестьянский труд и полюбил его.
— Как бы хотелось увидеть другие работы этого художника! А где их можно посмотреть?
— Они выставлены и в Третьяковской галерее, и в Твери, где пару лет назад открылся посвящённый ему музей. А в Государственном Русском музее можно увидеть оригинал картины «Миром», о которой мы сегодня говорили. Что ж, мне пора ехать... Я желаю вам Божией помощи в добром деле по восстановлению храма! Пусть у вас всё получится!
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер