Что за чудесный малыш изображён на этом портрете? Это маленький Михаил Морозов, которого Бог наградил большим талантом к языкам. Кто его родители? Кем он стал, когда вырос? И как сложилась его судьба? Об этом вы узнаете, послушав программу «Свидание с шедевром».
— Какой очаровательный малыш на картине Валентина Серова! Вам нравится, Маргарита Константиновна?
— Очень, Наташенька! Художнику, определенно, удался портрет Мики Морозова. Серов точно передал ту детскую черту, которая наполняет нежностью сердца взрослых — неподдельную искренность, живость. Я люблю встать вот здесь, в уголке рядом с полотном, и наблюдать за посетителями Третьяковской галереи. Как светлеют лица людей, когда они смотрят на изображение маленького кудрявого мальчика в белой рубашке!
— В ослепительно белой! Сияющий оттенок делает героя картины похожим на ангела.
— Да, это цвет чистоты. К тому же он оттеняет широко распахнутые карие глаза Мики и его румянец во всю щеку. Эти детали изображения выдают внутреннее состояние мальчика — взволнованность, заинтересованность чем-то. Ребёнок сидит неподвижно в кресле, но вся его фигура полна динамики.
— Кажется, он вот-вот сорвётся с места и побежит навстречу новым открытиям.
— В этом — весь характер изображённого на картине Михаила Морозова. Здесь ему всего четыре, это 1901 год. Однако позднее все, кто знал Михаила Михайловича взрослым, говорили, что Валентин Серов ухватил самую суть его натуры — вот эту необыкновенную живость. Морозов сохранил её до последних своих дней.
— Ой, Маргарита Константиновна, а расскажите об этом человеке? Интересно, как сложился его путь.
— Очень ярко, хотя и драматично. Родители Мики, Михаил Морозов и Маргарита Мамонтова, были отпрысками двух известных московских купеческих династий. Он — богатый промышленник, профессионально занимался западноевропейской историей, написал несколько научных трудов. Она также имела достойное образование, открыла в своём доме литературно-музыкальный салон, стала одним из учредителей Московского религиозно-философского общества.
— Гармоничная пара!
— Возможно. Но общественные заботы отвлекали супругов от домашних. Позднее Маргарита Кирилловна сожалела, что уделяла мало внимания старшим детям, Георгию и Елене. Как она сама выразилась, недостаток родительского тепла помешал развиться их душам в полной мере.
— И Мике тоже не хватало тепла?
— Нет, вот как раз Мика купался в родительской любви. Он родился ослабленным и болезненным. Мать окружила сына заботой, много общалась с ним. Может быть, именно благодаря этому мальчик развивался стремительно. К пяти годам он свободно говорил на английском, увлекался астрономией. При этом был фантазером и имел милостивое сердце. Даже сказочных злодеев жалел за то, что они мучаются от собственной злобы.
— Про таких людей говорят «не от мира сего». Им трудно бывает устроиться в жизни.
— Нет, Мика Морозов нашел свою стезю. Он изучал лингвистику в Оксфорде и Кембридже, окончил филологический факультет Московского университета. Избежал репрессий после революции 1917 года. Занимался английской литературой, стал основоположником русской школы научного изучения творчества Шекспира. Писал статьи, театральные рецензии. Читал лекции в МГУ. Умер в пятьдесят пять лет на взлёте творческой карьеры.
— Так рано! А от чего?
— Это загадочная история. В 1952 году должна была состояться конференция с участием эмигрантов — наследников русских купеческих фамилий. Ответственным за этот слёт партийные чиновники решили назначить Михаила Морозова. И с удивлением обнаружили, что ученый живёт в коммуналке и получает скромную зарплату.
— И что же было дальше?
— Михаила Михайловича вызвали в Кремль, попросили организовать конференцию и пообещали предоставить квартиру, дачу, назначить личный оклад. Морозов вернулся домой, ошеломлённый предстоящими переменами. Лёг отдохнуть и больше не проснулся. Инфаркт.
— Надо же! Так и не пожил человек в достатке.
— Да, жизнь Михаила Морозова прошла в бедности. Но это не помешало ему преумножить свои таланты и сохранить радость творчества. Михаил Михайлович предстал на Божий суд человеком, в котором окружающие без труда узнавали чистосердечного Мику с картины Валентина Серова.
Первое соборное послание святого апостола Петра
1 Пет., 61 зач., IV, 1-11.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Не раз уже было замечено, что в век изобретения обезболивающих, люди практически совершенно разучились терпеть. Причём уже не только боль, но и скуку, и самые разные неудобства. Но возможно ли говорить о положительной роли страданий? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4-й главы Первого соборного послания апостола Петра, который звучит сегодня в храмах во время богослужения.
Глава 4.
1 Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить,
2 чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией.
3 Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению;
4 почему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас.
5 Они дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых.
6 Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом.
7 Впрочем близок всему конец. Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах.
8 Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов.
9 Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота.
10 Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией.
11 Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.
Для большинства людей вполне естественно избегать боли и страданий. Причём, так или иначе научившись побеждать боль физическую, люди пошли дальше и занялись болью душевной, начав борьбу с любыми проявлениями психологического дискомфорта. И действительно, если есть возможность обезболить, почему бы этого не сделать. Но существуют ли разумные границы у таких рассуждений? Ведь в итоге можно назвать болью любое неудобство и начать с ним бороться. Само по себе стремление к удобству неплохо, но если все и во всём будут делать только то, что им удобно и так, как им удобно, мир попросту рухнет. И он всё ещё стоит именно потому, что для большинства из нас есть вещи, которые важнее наших желаний. Собственно, только научившись терпеть и верно выбирать приоритеты, мы учимся достигать сложных, но по-настоящему важных целей.
Для христиан древности было совершенно очевидно, что постоянное стремление к удовольствию и комфорту создаёт вокруг человека иллюзорный мир, в котором разные желания начинают буквально разрывать человека на части. И, напротив, претерпевание страданий ради более высоких целей позволяет выстроить верную иерархию. Мы помним, что в Гефсиманском саду Христос молится о том, чтобы избежать грядущих страданий, но вместе с тем, Он также знает, что Ему необходимо войти в опыт человеческой смерти, чтобы изнутри разрушить её владычество. Однако как же нам сегодняшним воспринять совет апостола, если зачастую нас не гонят физически, а с телесной болью мы перестали мириться и употребляем обезболивающие? Неужели отказываться от них? Думаю, нет. Во-первых, потому, что далеко не все, испытывая боль, становятся лучше. Есть немало тех, для кого она становится универсальным оправдательным средством, которое, как будто бы позволяет вести себя, как угодно. Во-вторых, не менее, а часто и более плодотворными оказываются страдания нравственные. И уж в этой сфере важно не употреблять никаких обезболивающих средств, но разбираться с причинами и стараться их устранить. Кажется, смысл апостольского совета именно в этом. Он говорит: «Довольно, уже вы избегали всякого страдания и жили по своим похотям.... Господь ради Вас потерпел, потерпите теперь и вы ради того, чтобы Его замысел воплотился в мире. Прежде всего любите друг друга и одно это уже покроет множество грехов. Ищите не того, чтобы вам послужили, но, напротив, посильно служите друг другу каждый тем даром, который получили от Бога».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Чтобы дети не разлучались с родителями
5-летней Вале нравятся мандарины — они ароматные и сладкие, но главное их можно разделить на дольки и угостить всех, кого она любит. Ещё недавно у девочки не было такой возможности. Валя, её братья и сёстры находились вдалеке от дома и друг от друга — в разных социальных учреждениях. Маму лишили родительских прав, а папы на тот момент рядом не оказалось, поэтому пятерых детей отправили в приюты.
Чтобы вернуть ребят домой, их родному отцу было необходимо создать хорошие условия для проживания большой семьи. Поэтому он устроился на вторую работу, снял просторную квартиру в Тверской области и своими силами на последние сбережения начал в ней ремонт. Но он бы не решил все проблемы буквально за месяц, если бы на выручку ему не пришёл фонд «Ясное дело» и слушатели Радио ВЕРА. Общими усилиями удалось помочь многодетному отцу оперативно доделать ремонт, приобрести детскую мебель и вещи. Папа забрал ребят домой, и этот Новый год они встречали вместе — с ёлкой, подарками и мандаринами, которые маленькая Валя с радостью делила на всех.
Чтобы помощь, тем кто попал в беду, приходила вовремя, и дети не разлучались с родителями, фонд «Ясное дело» запустил проект «На стороне семьи». И сейчас в рамках него поддерживает семью из 4 человек. Сергей, Ирина, 9-летний Платон и 2-летняя Маша живут на съёмной квартире в Тверской области. Пока папа находится на работе, мальчик заботится о младшей сестрёнке и тяжелобольной маме. Она недавно перенесла инсульт и теперь с трудом встаёт с кровати. Семье необходима помощь в оплате аренды квартиры, реабилитации для Ирины и услуг сиделки. Со всеми этими расходами Сергею не справиться в одиночку.
Узнать полную историю семьи и помочь можно на сайте фонда «Ясное дело».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Молодежное служение в Церкви». Священник Сергий Старокадомский, иеромонах Геннадий (Войтишко)
У нас в гостях были настоятель храма святителя Алексия Московского в деревне Середниково священник Сергий Старокадомский и руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, каким может быть молодежное служение в Церкви, каким оно было в 90-е годы прошлого века и как молодые люди могут найти себя в Церкви сегодня.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер