Что за чудесный малыш изображён на этом портрете? Это маленький Михаил Морозов, которого Бог наградил большим талантом к языкам. Кто его родители? Кем он стал, когда вырос? И как сложилась его судьба? Об этом вы узнаете, послушав программу «Свидание с шедевром».

— Какой очаровательный малыш на картине Валентина Серова! Вам нравится, Маргарита Константиновна?
— Очень, Наташенька! Художнику, определенно, удался портрет Мики Морозова. Серов точно передал ту детскую черту, которая наполняет нежностью сердца взрослых — неподдельную искренность, живость. Я люблю встать вот здесь, в уголке рядом с полотном, и наблюдать за посетителями Третьяковской галереи. Как светлеют лица людей, когда они смотрят на изображение маленького кудрявого мальчика в белой рубашке!
— В ослепительно белой! Сияющий оттенок делает героя картины похожим на ангела.
— Да, это цвет чистоты. К тому же он оттеняет широко распахнутые карие глаза Мики и его румянец во всю щеку. Эти детали изображения выдают внутреннее состояние мальчика — взволнованность, заинтересованность чем-то. Ребёнок сидит неподвижно в кресле, но вся его фигура полна динамики.
— Кажется, он вот-вот сорвётся с места и побежит навстречу новым открытиям.
— В этом — весь характер изображённого на картине Михаила Морозова. Здесь ему всего четыре, это 1901 год. Однако позднее все, кто знал Михаила Михайловича взрослым, говорили, что Валентин Серов ухватил самую суть его натуры — вот эту необыкновенную живость. Морозов сохранил её до последних своих дней.
— Ой, Маргарита Константиновна, а расскажите об этом человеке? Интересно, как сложился его путь.
— Очень ярко, хотя и драматично. Родители Мики, Михаил Морозов и Маргарита Мамонтова, были отпрысками двух известных московских купеческих династий. Он — богатый промышленник, профессионально занимался западноевропейской историей, написал несколько научных трудов. Она также имела достойное образование, открыла в своём доме литературно-музыкальный салон, стала одним из учредителей Московского религиозно-философского общества.
— Гармоничная пара!
— Возможно. Но общественные заботы отвлекали супругов от домашних. Позднее Маргарита Кирилловна сожалела, что уделяла мало внимания старшим детям, Георгию и Елене. Как она сама выразилась, недостаток родительского тепла помешал развиться их душам в полной мере.
— И Мике тоже не хватало тепла?
— Нет, вот как раз Мика купался в родительской любви. Он родился ослабленным и болезненным. Мать окружила сына заботой, много общалась с ним. Может быть, именно благодаря этому мальчик развивался стремительно. К пяти годам он свободно говорил на английском, увлекался астрономией. При этом был фантазером и имел милостивое сердце. Даже сказочных злодеев жалел за то, что они мучаются от собственной злобы.
— Про таких людей говорят «не от мира сего». Им трудно бывает устроиться в жизни.
— Нет, Мика Морозов нашел свою стезю. Он изучал лингвистику в Оксфорде и Кембридже, окончил филологический факультет Московского университета. Избежал репрессий после революции 1917 года. Занимался английской литературой, стал основоположником русской школы научного изучения творчества Шекспира. Писал статьи, театральные рецензии. Читал лекции в МГУ. Умер в пятьдесят пять лет на взлёте творческой карьеры.
— Так рано! А от чего?
— Это загадочная история. В 1952 году должна была состояться конференция с участием эмигрантов — наследников русских купеческих фамилий. Ответственным за этот слёт партийные чиновники решили назначить Михаила Морозова. И с удивлением обнаружили, что ученый живёт в коммуналке и получает скромную зарплату.
— И что же было дальше?
— Михаила Михайловича вызвали в Кремль, попросили организовать конференцию и пообещали предоставить квартиру, дачу, назначить личный оклад. Морозов вернулся домой, ошеломлённый предстоящими переменами. Лёг отдохнуть и больше не проснулся. Инфаркт.
— Надо же! Так и не пожил человек в достатке.
— Да, жизнь Михаила Морозова прошла в бедности. Но это не помешало ему преумножить свои таланты и сохранить радость творчества. Михаил Михайлович предстал на Божий суд человеком, в котором окружающие без труда узнавали чистосердечного Мику с картины Валентина Серова.
Храм Живоначальной Троицы на Шаболовке. Современность
В программе о храме Живоначальной Троицы на Шаболовке его настоятель Протоиерей Артемий Владимиров рассказывает о том, как он стал священником, уделяет внимание вопросам подлинного воцерковления современных прихожан храма. Большую роль в этом играет их расположение к исповеди и Причастию Святых Христовых Тайн, участие в приходских делах и взаимное общение в атмосфере любви, взаимопонимания и благоговейного отношения к Богослужению.
Батюшка делится своими мыслями о современном периоде жизни в храме его постоянных прихожан и тех людей, которые впервые переступают порог Церкви.




с прихожанами





и с братом Игуменом Сергием

и тетей Анной Павловной
Фотографии предоставлены храмом Живоначальной Троицы на Шаболовке.
Все выпуски программы Места и люди
6 ноября. О важности сохранения православной веры в России

4 ноября, в Праздник Казанской иконы Божьей Матери и в День народного единства, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в Успенском соборе Московского Кремля.
На проповеди после богослужения Святейший Патриарх говорил о важности сохранения православной веры в России.
Русь непобедима, только народ должен не отказываться от своей веры. Сохранять веру даже в тех случаях, когда внешние, да и внутренние политические обстоятельства не очень этому благоприятствуют, как то было во времена Советского Союза. Но веру-то мы все с вами сохранили и детей, и внуков воспитали. И прошёл этот период безбожия. А теперь даже те люди, которые как бы партийно связаны с теми революционерами, тоже в церковь приходят и в Бога верят.
Вот произошёл такой огромный переворот в сознании нашего народа. Почему? Да потому что опыт жизни России не может оставить человека невнимательным к тому, как это всё произошло, как, будучи на краю пропасти неоднократно, уже в представлении других народов, будучи политическими трупами, мы воскресали, народ воскресал, и снова Россия становилась великой и непобедимой страной.
Как важно, что мы прошли время безбожия. И сегодня ещё раз хочу подчеркнуть: и президент наш, и премьер, и во власти сущие, и военачальники — люди православные, а это очень многое значит, потому что в своих трудах они ведь молитвой призывают помощь Божию.
А наша задача — молиться сегодня за власти и воинство не автоматически, не так, как это только в служебниках написано, а всякий раз соединять с конкретными людьми, которые сегодня защищают на поле брани свободу нашей страны.
Вот так церковная история переплетается со светской. А что это означает? Это означает, что присутствие Господа, оно входит, это присутствие, и в жизнь народа, и в жизнь страны, но только при одном, конечно, условии: если народ от Бога не отказывается, если народ не перестаёт молиться, если народ не отказывается от тех духовных, нравственных принципов человеческого бытия и человеческого общежития, которые только и ведут человека к полноте жизни, а значит, к человеческому счастью.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 ноября. О молитве с благодарением

В 4-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением».
О молитве с благодарением — священник Захарий Савельев.
Молиться нужно постоянно и с благодарением, потому что каждый день, который мы проживаем, во-первых, проходит по воле Божией: мы просыпаемся по воле Божией, засыпаем по воле Божией, здравы мы или даже болеем, но это тоже происходит при непосредственном участии Бога в нашей жизни. И мы должны благодарить Бога и за то, когда вкушаем пищу, и за то, когда пьём воду, и за то, даже когда дышим, потому что всё это делает ради нас Господь.
Самый, наверное, такой нюанс в нашей жизни важный — когда мы в определённый момент благодарим Бога искренне, и другое дело, конечно, когда в силу суеты земной забываем про это правило. И это большая ошибка человека, потому что постоянное благодарение Богу и постоянная молитва перед Богом являются для каждого из нас напоминанием о существовании Бога в нашей жизни, постоянным напоминанием об участии Его личности в нашем бытии земном.
Ну, и самое главное, конечно, каждый человек, когда благодарит Бога и постоянно через это благодарение себе живо напоминает о Его существовании, находится в духовных рамках, в духовных границах, и в таком случае он защищён от серьёзного грехопадения. Хотя, конечно, в жизни разное случается, но самое главное — благодарить Бога за Его снисхождение и за милосердие к нам.
Все выпуски программы Актуальная тема







