Что за чудесный малыш изображён на этом портрете? Это маленький Михаил Морозов, которого Бог наградил большим талантом к языкам. Кто его родители? Кем он стал, когда вырос? И как сложилась его судьба? Об этом вы узнаете, послушав программу «Свидание с шедевром».

— Какой очаровательный малыш на картине Валентина Серова! Вам нравится, Маргарита Константиновна?
— Очень, Наташенька! Художнику, определенно, удался портрет Мики Морозова. Серов точно передал ту детскую черту, которая наполняет нежностью сердца взрослых — неподдельную искренность, живость. Я люблю встать вот здесь, в уголке рядом с полотном, и наблюдать за посетителями Третьяковской галереи. Как светлеют лица людей, когда они смотрят на изображение маленького кудрявого мальчика в белой рубашке!
— В ослепительно белой! Сияющий оттенок делает героя картины похожим на ангела.
— Да, это цвет чистоты. К тому же он оттеняет широко распахнутые карие глаза Мики и его румянец во всю щеку. Эти детали изображения выдают внутреннее состояние мальчика — взволнованность, заинтересованность чем-то. Ребёнок сидит неподвижно в кресле, но вся его фигура полна динамики.
— Кажется, он вот-вот сорвётся с места и побежит навстречу новым открытиям.
— В этом — весь характер изображённого на картине Михаила Морозова. Здесь ему всего четыре, это 1901 год. Однако позднее все, кто знал Михаила Михайловича взрослым, говорили, что Валентин Серов ухватил самую суть его натуры — вот эту необыкновенную живость. Морозов сохранил её до последних своих дней.
— Ой, Маргарита Константиновна, а расскажите об этом человеке? Интересно, как сложился его путь.
— Очень ярко, хотя и драматично. Родители Мики, Михаил Морозов и Маргарита Мамонтова, были отпрысками двух известных московских купеческих династий. Он — богатый промышленник, профессионально занимался западноевропейской историей, написал несколько научных трудов. Она также имела достойное образование, открыла в своём доме литературно-музыкальный салон, стала одним из учредителей Московского религиозно-философского общества.
— Гармоничная пара!
— Возможно. Но общественные заботы отвлекали супругов от домашних. Позднее Маргарита Кирилловна сожалела, что уделяла мало внимания старшим детям, Георгию и Елене. Как она сама выразилась, недостаток родительского тепла помешал развиться их душам в полной мере.
— И Мике тоже не хватало тепла?
— Нет, вот как раз Мика купался в родительской любви. Он родился ослабленным и болезненным. Мать окружила сына заботой, много общалась с ним. Может быть, именно благодаря этому мальчик развивался стремительно. К пяти годам он свободно говорил на английском, увлекался астрономией. При этом был фантазером и имел милостивое сердце. Даже сказочных злодеев жалел за то, что они мучаются от собственной злобы.
— Про таких людей говорят «не от мира сего». Им трудно бывает устроиться в жизни.
— Нет, Мика Морозов нашел свою стезю. Он изучал лингвистику в Оксфорде и Кембридже, окончил филологический факультет Московского университета. Избежал репрессий после революции 1917 года. Занимался английской литературой, стал основоположником русской школы научного изучения творчества Шекспира. Писал статьи, театральные рецензии. Читал лекции в МГУ. Умер в пятьдесят пять лет на взлёте творческой карьеры.
— Так рано! А от чего?
— Это загадочная история. В 1952 году должна была состояться конференция с участием эмигрантов — наследников русских купеческих фамилий. Ответственным за этот слёт партийные чиновники решили назначить Михаила Морозова. И с удивлением обнаружили, что ученый живёт в коммуналке и получает скромную зарплату.
— И что же было дальше?
— Михаила Михайловича вызвали в Кремль, попросили организовать конференцию и пообещали предоставить квартиру, дачу, назначить личный оклад. Морозов вернулся домой, ошеломлённый предстоящими переменами. Лёг отдохнуть и больше не проснулся. Инфаркт.
— Надо же! Так и не пожил человек в достатке.
— Да, жизнь Михаила Морозова прошла в бедности. Но это не помешало ему преумножить свои таланты и сохранить радость творчества. Михаил Михайлович предстал на Божий суд человеком, в котором окружающие без труда узнавали чистосердечного Мику с картины Валентина Серова.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер