
Фото: Priscilla Du Preez 🇨🇦/Unsplash
Здравствуйте! У микрофона Анна Шепелёва.
Святитель Иоанн Златоуст называл брак таинством любви и вечным единением супругов во Христе. Апостол Павел признавал семью «малой Церковью». Сам Господь благословил семейную жизнь, совершив Своё первое чудо именно на свадьбе – в Кане Галилейской. Вместе с тем, святые отцы Церкви недаром называют супружество подвигом. Семья – это ежедневный труд, подчас нелёгкий, порождающий много вопросов, которые требуют самого обстоятельного ответа. Как сохранить любовь в браке? По каким правилам строить семейную жизнь, чтобы она была счастливой? Как научиться не допускать конфликтов и мирно решать семейные проблемы? На эти и многие другие вопросы отвечают известные современные священнослужители, опытные духовники, на страницах книги «В поисках любви. Беседы о браке и семейной жизни».
Сборник составлен по материалам просветительских курсов для мирян, которые регулярно проводятся в московской Сретенской духовной семинарии и пользуются большим успехом. Открытый, неформальный и честный диалог с читателями ведут епископ Пантелеимон (Шатов), священники Павел Великанов, Фёдор Бородин, Алексей Никольский и другие.
Прежде всего, авторы сборника «В поисках любви» признают очевидное: ни в одной семье не бывает постоянной безоблачной погоды. Но это не повод опускать руки. Совсем наоборот – именно критические ситуации часто дают супругам возможность посмотреть на свой брак как бы со стороны. И именно взгляд с христианской точки зрения позволяет понять, куда двигаться дальше. Так, например, протоиерей Александр Никольский уверен: в семейной жизни, как и везде, не обойтись без исполнения Божьих заповедей о любви к ближнему. Ведь Бог есть любовь. И если подойти к проблеме с любовью то, с Божией помощью, всегда можно найти выход. Батюшка вспоминает интересный случай из собственной жизни. Однажды ему довелось сидеть за одним столом с семейной парой – стареньким священником и его супругой. Отец Александр с восхищением наблюдал, как пожилые супруги, которые полвека прожили вместе, бережно обращаются друг с другом, ласково называют друг друга «солнышко моё». «Они выглядели так, словно у них – медовый месяц», - рассказывает батюшка.
Епископ Пантелеимон (Шатов) называет семью пространством предельной концентрации любви. И вспоминает слова преподобного Серафима Саровского: «стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». К супругам, по мнению владыки Пантелеимона, это относится в первую очередь. А значит, стяжание мирного духа и есть главная, общая задача для всех членов семьи, к этому необходимо стремиться и об этом заботиться прежде всего остального.
В конце концов, авторы сборника сходятся в едином мнении: главнейший принцип семейного счастья ничем не отличается от принципа жизни любого христианина – нужно стремиться отдавать, а не получать. И если в поисках любви мы пойдём по этому пути, то обязательно её обретём.
С вами была программа «Литературный навигатор» и её ведущая Анна Шепелёва. Держитесь правильного литературного курса!
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер