«Неведомая южная земля» — так называли сегодняшнюю Антарктиду ещё в 4-м веке до нашей эры. Древнегреческий учёный Аристотель допускал существование суши на южном полюсе. Он писал: «Обитаемая земля делится на две части: одна — у верхнего полюса, где живем мы, другая — у противоположного полюса, к югу». Правда, долгое время это были всего лишь догадки. Серьёзные попытки отыскать Антарктиду начались только в XVII-м столетии. А окончательно удостовериться в том, что континент действительно существует, мореплаватели смогли в первой половине XIX века. Кто же бороздил моря в поисках Антарктиды, и кому в конце концов, довелось открыть самый южный материк нашей планеты?
Первым отправился на поиски «неизведанной южной земли» британский исследователь Джеймс Кук. Он трижды пересёк Южный полярный круг, но сушу так и не обнаружил. В 1777 году разочарованный Кук заявил, что никто и никогда не найдёт южные земли. Мореплаватель, однако, поторопился с выводами. В начале XIX-го столетия английский предприниматель Уильям Смит перевозил по морю товар из Аргентины в Чили. В проливе Дрейка его судно отклонилось от курса и пошло намного южнее, чем планировалось. Неожиданно на горизонте показался берег! Так были открыты неизвестные прежде Южные Шетландские острова. И всё же это была ещё не Антарктида...
В 1819-м году по инициативе императора Александра Первого началась подготовка к первой русской антарктической экспедиции. На поиски континента снарядили два исследовательских судна — «Восток» и «Мирный». Корабли тщательно подготовили к длительному и небезопасному путешествию в суровых южных водах, укрепили для противостояния ледяным полям и оснастили самыми современными навигационными приборами. Командой из опытных моряков и ученых руководили мореплаватели Михаил Лазарев и Фаддей Беллинсгаузен. Экспедиция стартовала из Кронштадта в июле 1819 года. А 28 января 1820-го впервые в истории человечества достигла ледяных полей Антарктиды. Беллинсгаузен и Лазарев увидели береговую линию, покрытую льдами. В тот день Беллинсгаузен записал в своём дневнике: «Мы встретили... ледяное поле, усеянное буграми». Эта запись стала первым документированным свидетельством о существовании Антарктического материка. Экспедиция продлилась более двух лет. За это время Беллинсгаузен и Лазарев провели детальные исследования антарктических вод, изучили климатические и природные условия. На карту были нанесены новые территории: острова Петра I и другие. Художник экспедиции, Павел Михайлов, сделал множество точных рисунков этих географических объектов. 24 июля 1821 года экспедиция вернулась в Кронштадт.
Год спустя в журнале «Казанский вестник при императорском Казанском университете» появился первый публичный отчёт об антарктической экспедиции — статья «Плавание шлюпа Восток в Южном ледовитом море». Её написал астроном экспедиции Иван Симонов. А в 1831-м была опубликована фундаментальная работа Беллинсгаузена «Двукратные изыскания в Южном ледовитом океане и плавание вокруг света».
По сей день антарктическая экспедиция Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева остаётся одной из самых значимых в истории географических открытий. Она первая документально подтвердила существование Антарктиды и положила начало дальнейшим научным исследованиям полярных регионов.
Все выпуски программы Открываем историю
4 октября. О личности святителя Димитрия Ростовского
Сегодня 4 октября. Обретение мощей святителя Димитрия Ростовского, жившего в XVI веке.
О его личности, — священник Захарий Савельев.
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 210 зач., IV, 8-21.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Человек может не только развиваться, но и деградировать. Причём деградация может быть как интеллектуальной, так и нравственной, может она быть и духовной. Именно с духовным упадком галатийских христиан боролся апостол Павел в своём к ним послании. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 4-й главы Послания апостола Павла к Галатам. Давайте послушаем этот отрывок и обратим внимание на причины духовного оскудения адресатов Послания к галатам.
Глава 4.
8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Из павловых посланий мы знаем, что у него была какая-то хроническая болезнь, о существе которой выдвигаются самые разные предположения. Нет особого смысла рассуждать о диагнозе апостола, нам важно лишь помнить об очевидном факте: любая болезнь затрудняет жизнь и делает труд человека менее эффективным. В только что прозвучавшем отрывке апостольского послания к галатам Павел снова упомянул свою болезнь, и написал, что он проповедовал в Галатии в первый раз в состоянии «немощи плоти». Однако эта немощь отнюдь не помешала людям услышать и должным образом воспринять апостольскую проповедь, и Павел хвалит христиан Галатии за такую отзывчивость.
В самом деле: больной проповедник редко бывает хорош, и трудно рассчитывать на успех его миссии там, где с ним ещё не знакомы. Немного тех людей, которые готовы обращать внимание не на внешнее, а на суть, и потому христиане Галатии действительно заслуживают похвалы. Эти люди обрели благодать Духа Святого благодаря проповеди больного на тот момент апостола, это стало выражением их веры, очевидным доказательством того, что только вера может привести человека ко спасению.
Увы, но в какой-то момент адресаты апостола Павла обо всем этом забыли. Пришедшие из Иерусалима проповедники внушили им, что одной веры недостаточно, что необходимы дела, но не дела любви, а дела исполнения ветхозаветного закона, поверив этим проповедникам, христиане Галатии начали свой путь духовной деградации, они начали отказываться от жизни по духу ради жизни по плоти, полагая, что такая жизнь может иметь хоть какой-то высший смысл.
Здесь мы видим, что далеко не всякая проповедь бывает полезной и спасительной. Далеко не все те, кто говорит убедительно, заслуживают доверия, а если верить каждому красноречивому оратору, то можно вместо духовного восхождения начать противоположный путь.
Как же быть? Как не ошибиться? Ответ очень прост, и его нам дал апостол Павел в 1-й главе Послания к галатам: «Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1:8). Апостольское учение — вот тот единственно верный духовный камертон, Церковь Христова в полной мере восприняла это учение, а потому лишь пребывание в единстве с Церковью способно помочь человеку избежать тех искушений, которым подверглись адресаты Послания апостола Павла к галатам.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Византия и Древняя Русь — взаимное влияние». Дмитрий Казанцев
У нас в гостях был византинист Дмитрий Казанцев.
Разговор шел о взаимном влиянии и культур Византии и Древней Руси. Чем интересно это влияние и как прослеживается в различных областях, в частности в религиозной.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер