— Может, счастье в принципе недостижимо? И что бы ты ни делал, как ни старался, оно ускользает?..
Только что прозвучал вопрос, который наверняка хотя бы раз в жизни задавал себе каждый из нас. Возник он и у Криса Гарднера — героя фильма «В погоне за счастьем». Картину, которая вышла на экраны в 2006 году, снял итальянский режиссёр Габриэле Муччино. Это история простого американца, который всеми силами старается обеспечить семью — жену и сына. Все сбережения Крис вложил в собственный бизнес по продаже переносной медицинской аппаратуры. Но дело пошло совсем не так хорошо, как представляли себе Гарднеры. Росла стопка неоплаченных счетов, долг за аренду квартиры. Однажды, после очередной безуспешной попытки продать аппарат, Крис сталкивается на улице со случайным прохожим. Тот оказывается успешным брокером, и рассказывает Гарднеру о том, что в его компанию набирают стажёров. Условия жёсткие — им не платят, а после обучения лишь один из двадцати человек сможет получить работу. И всё же Крис решает подать заявление. Его жене этот шаг кажется неправильным, и она бросает Криса. Гарднер остаётся один с шестилетним сыном, кучей долгов, туманной перспективой и совсем без денег...
Вместе с героем фильма «В погоне за счастьем» нам предстоит пережить немало трудностей. Зрители до самого конца останутся в напряжении, гадая, удастся ли Крису не утонуть в бурных волнах житейского моря и поражаясь тому, с какой стойкостью принимает он жестокие удары судьбы.
Есть очень мудрые слова: «Бог не даёт человеку испытаний не по силам». Крис Гарднер — его сыграл акртёр Уилл Смит, которому эта роль принесла премию «Оскар» — кажется, живёт именно по такому принципу. И хотя явного указания на то, что герой верит в Бога, в картине мы не увидим, зато в ней есть говорящие намёки. Так, например, в одном из эпизодов, чтобы подбодрить Криса, сын рассказывает ему забавную историю:
— Тонет один человек в воде. Подплывает корабль, ему говорят: вам помочь? Он говорит — нет, спасибо, Бог поможет. Потом другой корабль: вам помочь? — Бог поможет. Тут он тонет и попадает на небо. Спрашивает: Господи, что ж Ты меня не спас? А Бог ему: Я же прислал тебе два корабля!
Кажется, именно это умение разглядеть спасительный корабль, посланный Богом, ухватиться за него и довериться его курсу, помогает Крису выстоять в череде невзгод. Другими словами, вместо того, чтобы опустить руки и погрузиться в уныние, герой хватается за возможность, которую даёт ему жизнь. Очень важно и то, что делает он это не ради себя, а ради ребёнка. В картине сильно и эмоционально показана линия взаимоотношений отца и сына. Кстати, сыграл Гарднера-младшего сын актёра Уилла Смита, Джейден Смит.
Режиссёр Габриэле Муччино подчеркнул в своём фильме мысль о том, что человеку необходима поддержка близких, их готовность разделить с ним не только радости, но и беды. Именно такую поддержку Крис находит в своём сыне. Малыш искренне верит в то, что папа позаботится о нём, и сам подбадривает его, как только может. Насколько это важно для Гарднера, можно судить по эпизоду, который происходит в церковном приюте для бездомных, куда отец и сын попадают после того, как лишаются жилья.
— Я буду тут, за дверью, щёлку оставлю, только поднимусь по лестнице. Ты всегда меня можешь позвать. Ладно?
— Ладно.
— Только верь мне, хорошо?
— Я тебе верю. Я верю тебе, я верю. Я тебе верю!
Не буду рассказывать, чем закончится трогательная и поучительная картина. Скажу лишь, что ленту стоит посмотреть ещё и потому, что она основана на реальных событиях. Крис Гарднер действительно существует, а фильм «В погоне за счастьем» снят по его мемуарам — удивительной невыдуманной истории, рассказывающей о том, что настоящее счастье — не в деньгах, истории — способной вдохновить и поддержать в трудную минуту.
Тишина. Наталия Лангаммер
Вы когда-нибудь слушали тишину? — спросил нас режиссер в театральной студии, где я занималась в детстве. Мне было лет десять.
И мы решили послушать эту самую тишину. Замерли на минуту.
Вечер. Школа. Звуки уставших шагов учителей, которые задержались после уроков. Звук швабры, моющей пол. То ли звон, то ли шипение потолочных светильников. И тишина. Просто тишина.
Недавно слушала аудиобеседы владыки Антония Сурожского с прихожанами. Он рассказывал, что просит не беспокоить друг друга в храме, когда кто-то молчит, пребывает в тишине. Это очень важный момент. Момент погружения в себя, раздумий, молитвы. В конце лекции он предложил: «Давайте помолчим». И я вместе с владыкой и его паствой замолчала.
В детстве слушать тишину было любопытно. А сейчас?
Сейчас, в зрелом возрасте это, как глоток воды, как покой, как выдох усталости, как сладость.
Сейчас, когда я верующий человек, в тишине я слышу не звуки мира, я слушаю, я хочу услышать Бога. Я безмолвно молюсь. Кажется, мы оба молчим.
Как это нужно. Как это редко бывает. Просто остановиться и слушать тишину, а в ней — присутсивие Господа.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
Игумения Таисия (Солопова) и её мать
«Мать моя вложила мне в сердце любовь к Богу и ближним, и всё то, что подобает христианину», — говорила игумения Таисия (Солопова) настоятельница Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря. Будущая монахиня, духовная дочь святого праведного Иоанна Кронштадтского, устроительница храмов и монастырей, родилась в богатой семье дворян — морского офицера Василия Васильевича Солопова и его жены Виктории Дмитриевны, принадлежавшей к роду Пушкиных.
Супруги жили в одном из своих имений близ города Боровичи Новгородской губернии. Долгое время они оставались бездетными. Виктория Дмитриевна горячо молилась Божьей Матери о том, чтобы Владычица даровала ей дитя. И чудо произошло — 16 октября 1842 года на свет появилась здоровая, крепкая девочка. Малышку назвали Марией и окрестили в честь преподобной Марии Константинопольской. Василий Васильевич по роду своей морской службы редко бывал дома. С матерью же маленькая Маша была неразлучна. «Бывало, сидит она у окна своей комнаты, шьёт и рассказывает события из Священной Истории. А я примощусь на скамеечке у её колен и слушаю», — вспоминала игумения Таисия. Виктория Дмитриевна баловала дочь, покупала ей гостинцы и игрушки. Но, стремясь развить в девочке любовь к милостыне, часто говорила ей: «Видишь, Машенька, какая ты богатая, счастливая, сколько у тебя разных лакомств. А у других-то, несчастных, и хлебца нет, — ты бы поделилась с ними, а они бы за тебя Богу помолились». Девочка впитывала эти материнские уроки милосердия и всегда с радостью делилась тем, что имела. У неё была особая копилка, которую мама регулярно пополняла серебряными пятачками. Когда они с Машей выходили на прогулку, то брали копилку с собой и раздавали деньги всем нищим, которых встречали по пути.
В 1852 году Маше исполнилось 10 лет, и родители отвезли дочь в Петербург, в Павловский институт благородных девиц, где ей предстояло провести 6 лет. Разлука с домом, особенно — с нежно любящей матерью, плохо сказалась на здоровье девочки. Маша слегла и несколько месяцев провела в лазарете. Там, в помещении институтской больницы, она пережила несколько удивительных духовных видений, после которых ощутила призвание посвятить свою жизнь Богу и стать монахиней.
За 6 лет учёбы это желание только окрепло. И вот — выпуск из института, возвращение домой. Прошло немного времени, и Виктория Дмитриевна стала говорить о том, что девушке пора устраивать свою жизнь — прежде всего, найти подходящего мужа. Мария поняла: разговор о монастыре будет для матери неожиданностью. Но всё же решила открыть ей свою душу. Однажды, когда Виктория Дмитриевна пригласила домой портниху, Мария как бы между прочим попросила не шить ей много платьев. В ответ на удивлённый взгляд матери Маша, прижав руки к груди, взволнованно сказала, что не в состоянии жить светской жизнью; что она давно и всей душой стремится в монастырь. Виктория Дмитриевна оказалась непреклонна. «Если не хочешь раньше времени меня уложить в гроб, не повторяй больше никогда таких слов», — отрезала она.
Много дней и ночей провела Маша в слезах и молитвах. Но вот однажды матушка неожиданно собралась и уехала, не сказав, куда. А когда вернулась, обняла дочь и благословила на монашеский постриг. Виктория Дмитриевна рассказала, что во сне увидела Божью Матерь. Владычица укоряла женщину за то, что та не хочет отпустить дочь в монастырь. Проснувшись, она приказала заложить лошадей и поехала в близлежащий Иверский монастырь — помолиться перед иконой Царицы Небесной. «Там я дала обещание не удерживать тебя более», — со слезами сказала Виктория Дмитриевна.
Мария несколько лет прожила послушницей в разных обителях. 10 мая 1879 года в Тихвинском монастыре она приняла монашеский постриг с именем Таисия. Всё это время она вела с матерью постоянную переписку. А после её кончины узнала от родных, что последние слова Виктории Дмитриевны были о дочери: «Маша — вечная за нас молитвенница, сама Царица Небесная избрала её Себе».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Люди как деревья»
Золотая осень. Субботним утром я иду по дорожке парка, усыпанной листвой, и любуюсь деревьями, «одетыми в багрянец и золото». Вот пронзительно красные рябины. Вот дубы со светло-коричневыми листьями. Вот жёлто-золотистые берёзки. А вот сверкают на солнце ярко-зелёные иголки соснЫ. Небольшой ветерок, слегка колыхающий кроны деревьев, создаёт приятный шум. Деревья словно разговаривают друг с другом и обращаются к проходящим мимо людям.
А людей этим утром немного. Вот улыбаясь идёт девушка. Её длинные волосы оттенка мёда и платины будто сливаются с золотой листвой берёз. Да и сама девушка стройна, как берёзка. Навстречу девушке идёт юноша с ярко-красными волосами. В наушниках у него играет музыка, и он покачивается ей в такт. Юноша похож на рябину, такой же рубиновый, и качается как это дерево, только рябинка от ветра, а он под звуки музыки. Немного поодаль вышагивает крепкий широкоплечий мужчина. Невольно я сравниваю его с массивной сосной, мимо которой он проходит. Мужчина излучает уверенность и надёжность, он такой же сильный, как это дерево.
Я подумал, что люди, как деревья, разных цветов и оттенков. Они не похожи друг на друга, но в целом образуют красоту и гармонию. Как же прекрасен этот мир, созданный Богом!
Все выпуски программы Утро в прозе