Мне часто приходится встречаться с абсолютно разными людьми. В результате рабочей коммуникации многие герои моих статей или роликов становятся мне друзьями. А некоторые попадают в ценную базу личных журналистских контактов. Редко, когда рабочие встречи пролетают сквозь мою жизнь незамеченными. Ведь особенность профессии подразумевает общение, чаще всего, с людьми уникальными. Ну, хоть в какой-то области. С интересной внешностью. Нетипичными поступками, мировоззрением.
Несколько лет назад, благодаря профессии, я познакомилась с известным журналистом и фотографом, которая сейчас стала мне верным и надёжным другом. Недавно мы с ней разговорились о работе. У неё период профессионального подъёма: спонсоры на видеоролики нашлись, начальство захвалило. Я иду, радуюсь её успехам: молодец, говорю. Она ещё немного рассказала о планах и совершенно неожиданно для меня задала мне вопрос, на который я сразу даже затруднилась ответить. Она спросила: «А как ты думаешь, вот, если бы у меня не было этой работы. Ну, не могла бы я купить себе профессиональный фотоаппарат, компьютер с хорошей памятью... Ценили бы меня люди так, как ценят сейчас? Ну, вот просто. За то, что я… человек…». Я, конечно, ей начала объяснять, что просто так ни за какую работу не хвалят. Что настоящая слава, деньги и уважение никому на голову без кропотливого труда не падают. Ну, в общем сказала всё то, о чём вы, наверное, сейчас подумали. Моя подруга немного помолчала, кивнула, а потом рассказала мне одну историю.
Много лет назад ей пришлось жить в Баку. Она тогда училась. Мечтала о швейной машинке и сарафанах с цветастым принтом. И была в их доме соседка. Всегда с закатанными по локоть рукавами от бесконечной стирки и мытья полов. С наспех нахлобученной на голову старенькой косынкой. Пятеро детей, голь беспросветная. Однако за видимым бытовым неблагополучием, за дверью её однокомнатной квартирки в тридцать два метра, скрывались… пятеро опрятных ребятишек, в аккуратных, хоть и не новых, костюмчиках. Работяга-отец семейства, всегда улыбчивый и вечно перепачканный мазутом, потому что по двенадцать часов впахивал в автосервисе. И непременно, минимум один раз в день, за их дверью сидел кто-нибудь из соседей.
«Понимаешь, – говорила мне известная фотограф в длинной юбке за несколько тысяч рублей, – к ней ходили, чтобы… подышать воздухом её благополучия. Не материального. А духовного благополучия. Чтобы посмотреть на её прекрасных детей, внимательного мужа, если он дома… Поесть её жареной картошки! У неё была уникальная картошка – мечта избалованного гурмана! Когда она её готовила – на весь дом такой аромат стоял, что самый лучший московский ресторан обзавидуется. Она жарила эту картошку и ставила её на стол прямо в сковороде. И каждый сам себе ложкой накладывал… И, понимаешь, она не была ни фотографом, ни журналистом, не обладала, в общем-то, никакими уникальными качествами. Но к ней толпами ходили. Понимаешь, о чём я?»
Конечно, я поняла. И представила себе очень известных людей, имена которых не на слуху разве что у младенцев. Без дорогих машин, книг, без мировой славы… смогли бы они вот так же, как эта женщина из Баку, улыбаться и притягивать к себе окружающих? Не потому что они обладают уникальными талантами, а потому что они просто хорошие люди..?
В это время как раз заморосил дождь.
«Эх, как некстати», – посетовала на погоду моя подруга.
Пришлось идти домой.
Пришли. Нажарили целую сковородку картошки и съели её с большим аппетитом. И о работе в этот день мы больше не разговаривали.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер