У нас в гостях был настоятель Свято-Георгиевского храма в городе Пномпене священник Роман Постников.
Разговор шел об особенностях Успенского поста, как держать пост в современном ритме жизни, о праздниках Преображения Господня и Успения Богородицы, а также о том, есть ли разница в том, как проходит пост в России и в Камбодже.
Ведущая: Марина Борисова
Марина Борисова:
— Добрый «Светлый вечер» на Радио ВЕРА, дорогие друзья. С вами сегодня в студии Марина Борисова и наш сегодняшний гость, который проведет этот час «Светлого вечера» с нами и с вами, иерей Роман Постников, настоятель храма великомученика Георгия Победоносца в Пномпене.
Иерей Роман Постников:
— Здравствуйте.
Марина Борисова:
— Отец Роман, очень интересно узнать, какова разница ощущения православного человека в России, в православной стране, и в стране совершенно другой культуры, с людьми, выросшими в других понятиях. Насколько я понимаю, у вас постоянные прихожане есть?
Иерей Роман Постников:
— Да, слава Богу, у нас есть некоторый костяк прихода.
Марина Борисова:
— И, соответственно, есть люди, которые стремятся совершенно осознанно жить церковной жизнью, соблюдая праздники, соблюдая посты?
Иерей Роман Постников:
— Соблюдая какую-то минимальную программу для любого православного человека, уж как можем.
Марина Борисова:
— Поскольку мы с вами сегодня встречаемся в день, когда начинается Успенский пост, пост, который все очень любят, но плохо понимают его смысл зачастую. Все знают, что будет Преображение, яблочный Спас, все его ждут, все знают, что закончится пост праздником Успения Пресвятой Богородицы. На этом уровне все более или менее сознают то, что происходит. А на уровне глубоких смыслов, к сожалению, все чаще приходится слышать такие недоуменные вопросы, в особенности от молодого поколения людей, которые пришли в церковь, буквально только-только начав себя ощущать, выросшие в церковных христианских семьях. Они не открывают для себя эту палитру календарной церковной жизни, как это было со старшим поколением, которое зачастую через неофитство приходило к церковной жизни. Они в этой жизни выросли, не очень задумываясь о каких-то важных смысловых акцентах. И когда они подрастают, начинаются вопросы. Понятно, что мы постимся Великим постом, достаточно стараемся, по крайней мере, поститься осмысленно. Потом наступает Петров пост, и люди недоумевают: какой смысл, мы только что прошли весь этот великий, сложный путь Великого поста, зачем нам еще не очень понятный путь воздержания для того, чтобы просто почтить память двух апостолов? Что касается Успенского поста, он воспринимается позитивно, но больше эмоционально. То, что он требует сугубого воздержания, тоже вызывает вопросы, потому что август, солнце, отпуска, фрукты — все настраивает на праздничный, но уж никак не на ограничительный лад.
Иерей Роман Постников:
— Если позволите, насчет Успенского поста. Проживая в Азии уже почти десять лет, наверное, за счет того, что там всегда один и тот же климат, одна и та же температура, всегда все вечнозеленое, наверное, из-за этого ощущается несколько иначе. Когда кругом в течение года ничего не меняется, церковная жизнь лично мне помогает вспомнить, какой сейчас вообще календарный период. Если август, если Успенский пост, пускай лучше наша церковная жизнь будет на первом месте стоять. Отпуск хорошо, конечно, солнышко и все, что вокруг нас, тоже замечательно, но хорошо бы, чтобы оно было на втором месте, и наслаивалось на церковную жизнь. Тогда хорошо получается, тогда человек концентрируется в первую очередь на своей духовной жизни. А потом, да, в отпуске мне не обязательно кушать что-то скоромное, чтобы тебе было весело и хорошо.
Марина Борисова:
— Мы, как правило, когда начинаем говорить о том, как соблюдать пост, съезжаем моментально на кулинарную книгу. Если посмотреть, о чем говорят не только святые отцы, но и проповедники 20-го века, они говорят о совсем другом воздержании. Продукты — это важная составляющая нашей жизни, но, может быть, гораздо более важным, по крайней мере, из того, что говорил покойный духовник Троице-Сергиевой лавры отец Кирилл Павлов. Он говорил о том, что самое, может быть, сложное и важное в Успенский пост — воздержание в словах. Слишком много словесной шелухи окружает нашу жизнь, не только нами воспроизводится, но и нами воспринимается. Может быть, самое трудное в последнее время — пост интеллектуальный. А если это так, то в чем он заключается?
Иерей Роман Постников:
— Хороший вопрос. У меня, по крайней мере, никогда, или, может быть, первое время, когда я стал ходить в храм, немножко разделялся пост в еде, телесный, с постом в словах, в большем изобилии добрых дел, совершенных именно постом. Как-то со временем все стремится к цельности, потому что если человек умеет себя контролировать, может сдержать самого себя в еде, особенно в Успенский пост, который такой же строгий, как и Великий, то и в словах он тоже будет воздержан. А когда человек не может себя контролировать на уровне желудка, его начинает трясти от того, что он не может поесть так, как он привык, тут у него возникают проблемы. Как мне виделось в каких-то ситуациях, среди наших прихожан тоже, тот, кто может себя контролировать на уровне еды, ему легче в сто раз соблюдать интеллектуальный пост. Он совсем по-другому будет относиться к своим словам, к тому, сколько, и что и сколько он говорит, и с кем и о чем он говорит, и вообще, что он делает этим постом. Притом, что, естественно, он ходит на работу, если у него нет отпуска, например, в августе. Или он находится в отпуске, пожалуйста, можно и в отпуске находиться, вполне радуясь жизни и при этом соблюдая строгий Успенский пост.
Марина Борисова:
— Что касается способности соблюдать пост в пище и во всех остальных проявлениях, далеко не всегда это совпадает, к сожалению. Недавно один из наших гостей приводил пример одной своей прихожанки, которая вынуждена была в силу хронического заболевания отказаться от соблюдения поста в пище, просто ей запретили врачи. Он рассказывал, что начался пост, она приходит в слезах на исповедь и говорит: батюшка, оказывается, я ничего кроме этого не умею, у меня отняли возможность поститься, как я привыкла, в еде, и все, у меня отняли возможность поститься вообще.
Иерей Роман Постников:
— Да, бывают такие ситуации, но хорошо, когда человек осознает разницу между тем, когда ему запрещают врачи или когда он сам себе отказывает. Если тебе запрещают врачи, может быть, тебе Господь показывает, что поищи чего-то еще, если ты уже научился на примитивном уровне отказывать себе в еде, на самом базовом, простом уровне, пора двигаться дальше. Потому что если ты выучил букву «а», странно, почему ты остановился, не стал учить букву «б»? Как на фундаменте выстраиваясь на каком-то отказе от еды, нужно двигаться дальше. Такие ситуации случаются, они на всех приходах, наверное, случаются. Все приходят и говорят, что бывают, особенно послеоперационные, периоды, у женщин особенно. Что делать? Печалиться из-за этого, расстраиваться? Зачем? Если тебе Господь дал такой период, ты же не сам его себе напросил или по глупости твоей что-то случилось. Да, даже по глупости бывает, Господь все к спасению твоему устраивает. Тем более, врачи сказали, надо сейчас делать так, приходится что-то делать. Найди в чем-то другом, столько всего, в чем ты можешь воздерживаться и в чем ты можешь преуспевать и расти в этот момент. Эта многогранность очень радует. Потому что нет примитивности, а есть многогранность.
Марина Борисова:
— Иерей Роман Постников, настоятель храма святого великомученика Георгия Победоносца в Пномпене, проводит сегодня с нами этот час «Светлого вечера». Мы говорим о начинающемся сегодня Успенском посте. Кстати, сегодня день, который в календаре церковном обозначен как Изнесение Честных Древ Святого Креста. Если это перевести на современный русский язык, что собственно происходило? В Константинополе в конце лета очень часто были эпидемии, поэтому из сокровищницы Святой Софии выносился найденный еще царицей Еленой фрагмент Креста, на котором был распят Спаситель, и с этой святыней обходили город, служа молебны, водосвятные в течение всего времени, которое проходило до праздника Успения Пресвятой Богородицы. Это если исторически. Об этом мало кто вспоминает, но если протянуть ниточку логическую, то получается, что изначально суть этого воздержания и сугубой молитвы Успенского поста в молитве об исцелении. Мне не так давно пришла в голову мысль, что, может быть, главный акцент, который ускользает от нас этим летним постом, что может быть, нужно больше времени и сил потратить на то, чтобы кому-то помогать?
Иерей Роман Постников:
— Странно получается, если мы в пище воздерживаемся, у нас становится больше свободного времени, мы можем сэкономить — не всегда, конечно, постная пища тоже бывает дорогая — но, тем не менее, в чем-то мы действительно можем сэкономить финансово во время поста. И если мы и наше время и силы и финансы не используем на помощь кому-то, это странно, это вызывает вопросы, а что ты тогда делаешь, куда ты тратишь свое время? Хорошо, конечно, ты научился в пище воздерживаться, но время-то идет. Тем более он коротенький, всего две недели. Это даже удобно получается, Церковь дает человеку разные нагрузки, сейчас тебе дана интенсивная, но короткая нагрузка. Соответственно, ты должен поднапрячься сильно, но не долго. Бывает наоборот. Здесь хорошо, когда свое появившееся свободное время и силы ты тратишь на помощь другим.
Марина Борисова:
— Насколько у вас на приходе организована какая-то внутренняя помощь своим и внешним?
Иерей Роман Постников:
— Своим, наверное, логично. Если ты знаешь, что кому-то плохо, но при этом ничего не делаешь, используя слово «свои», то есть ты его видишь каждое воскресенье, ты с ним вместе молишься, из одной Чаши причащаешься, потом за трапезой после службы сидишь, обедаешь, разговариваешь. И тут вдруг у него случается какая-то беда, ты говоришь: что ж, все хорошо, конечно, но это твои проблемы. Это очень странно было бы, такого у нас нет, слава Богу, можно здесь спокойно сказать. Насчет своих, Господь говорит, что и язычники помогают своим, вы тогда чем будете от них отличаться, если вы только своим помогаете? С теми, кого мы зовем внешними, кто еще не находится внутри Святой Церкви, мы по мере сил тоже стремимся организовать какую-то помощь. Иногда не знаешь, какая помощь сложнее. Может быть, не так сложно насобирать какие-то вещи, которыми ты не пользуешься, и просто передать их кому-то, кто будет ими пользоваться — это уже не плохо. Но если к этому еще добавить небольшую проповедь и как-то пригласить людей в храм, тем более местных жителей, для которых все это довольно ново и непонятно, им попытаться объяснить, что мы тут вообще делаем, то так еще лучше. Если ты готов побольше своего времени потратить и сил, чтобы организовать какую-то помощь, если это дети... Есть недалеко от нас детский дом, один раз мы к ним в гости заезжали просто пока познакомиться, но надо заехать более серьезно, и помимо того, что что-то передать материально, хорошо бы понять, может быть, мы можем чему-то их полезному научить. Параллельно всегда идет проповедь, она всегда сопутствует. Насчет внешних, да, по мере сил стараемся организовать. Все прихожане тоже работают, они тоже хотели бы все это делать, но часто такой график бывает, что не можешь вообще вырваться. Чем могут всегда помогают. Так что будем организовывать, чтобы это вошло в какое-то стабильное русло, и появилась какая-то регулярность в том, что мы называем благотворительностью.
Марина Борисова:
— А это возможно? Местные обычаи, местные законы позволяют прикоснуться к этой сфере?
Иерей Роман Постников:
— Да, вполне. На сегодняшний день в нашем королевстве, по сравнению с какими-то другими странами, не настолько много бюрократии. Тебе дается довольно большая свобода, ты можешь без заполнения пачки бумаг пройти в тот же детский дом и познакомиться с директором и с ребятами, просто по-человечески поговорить и спросить, что вам нужно, в чем вы нуждаетесь? Ты видишь, вот это у вас есть, это есть, а чего у вас нет? А когда к вам можно в гости приходить? Может быть удобнее утром, может быть, удобнее днем или вечером? Да, слава Богу, у нас нет настолько много бюрократии, чтобы мы тратили 90% времени на заполнение бумаг и только кусочек на помощь. Сейчас совсем не так, слава Богу.
Марина Борисова:
— Вы выросли в семье церковной или входили в церковную жизнь самостоятельно уже?
Иерей Роман Постников:
— Моя мама научила меня каким-то самым базовым знаниям: Бог есть, Он все видит, Он все знает, Он везде, Он добрый, Он, соответственно не любит зло, Он стал человеком, чтобы нас спасать. Будешь делать добрые дела, пойдешь к Нему, будешь делать злые дела, значит, пойдешь от Него. Это я кратенько перечислил, эти знания у меня уже были. Но именно в церковную жизнь, которую я не знал, а именно, я всегда подчеркиваю, святые таинства, чем отличается жизнь... Я же не был атеистом никогда, я всегда верил в Бога, более того, молясь дома, получал отклик. Я думаю, у всех есть этот опыт, даже у тех, кто говорит, что ничего такого не было, обманывают сами себя. В возрасте до 17 с половиной лет, после школы я уже стал входить в церковную жизнь через святые таинства, через первую осознанную исповедь и осознанное причастие. После этого я увидел другой мир, который я не знал до этого.
Марина Борисова:
— И как вы для себя объясняли смысл постов, в особенности летних постов?
Иерей Роман Постников:
— В первую очередь, как дисциплина. Если я часть Церкви — это первое, что я довольно отчетливо увидел — сейчас вся Церковь постится, почему я не пощусь? Это мне было вполне понятно, что мы все так делаем. Мне было, скорее, непонятно, когда кто-то говорил, что я православный человек, но пост я не соблюдаю или в храм я не хожу. Это мне было не понятно. И потом, изучая теорию, я увидел ответы, что, да, действительно, мы выполняем хотя бы минимальную программу, программу-минимум для каждого православного человека. Летние посты, хотя мне тоже не очень, когда тебе 18-19 лет и хочется летом радоваться и веселиться.
Марина Борисова:
— Каникулы.
Иерей Роман Постников:
— Да, каникулы в это время. Летнее время, ты можешь с друзьями куда-то сходить, съездить. Но если Церковь сказала, что это нужно — так я это на тот момент понимал — она не просто так это сказала, я же не умнее всех, там не один человек, много людей. Даже если по-простому, по-светски, множество людей выработали определенную систему, и тут ты вдруг оказался умнее всех за две тысячи лет. Странно это как-то. Не могу сказать, что я был в восторге, что нужно соблюдать именно летом посты, но явного сильного дискомфорта, прямо очень сильного, наверное, оно не доставляло. Хотя первое время, как у всех, было некоторое недопонимание с родственниками, когда приходится объяснять, что сейчас пост. А дальше уже на уровне анекдотов: понятно, ну, а колбасу-то тебе можно? — Да нет, как раз колбасу-то и нельзя. — А что тебе можно тогда есть, если колбасу нельзя, что ж тебе тогда есть? Потом все смирились. Мне кажется, на начальном уровне, особенно в посте, и особенно при некоторых столкновениях со своими собственными родственниками, родителями, надо быть очень спокойным, очень вежливым, но очень твердым. Сказать: это моя жизнь, я православный человек, поэтому, извините, но Господь сказал, Церковь сказала, я просто выполняю, вот и все.
Марина Борисова:
— А как вам кажется, что правильнее для собственного выбора в Успенский пост, потратить это время для того, чтобы почаще быть в храме и по возможности кому-то помочь? Не участвовать в каком-то суперпроекте, а просто одному какому-то человеку, но реально помочь. Или же взять отпуск на это время и оправиться в паломничество?
Иерей Роман Постников:
— Хороший вопрос. Наверное, Господь сам укажет каждый год, где тебе быть и чем заниматься в зависимости от твоих нынешних возможностей, год на год никогда не приходится. В один год тебе легче поститься, в другой год сложнее, ты приболел или что-то. В этот год тебе дали отпуск как раз в августе, а в другой год тебе дали отпуск в июне. Как-то всегда Господь Сам указывает. Ты здесь должен быть внимательным и просто смотреть, куда меня Господь сейчас направит, куда мне, туда или сюда? Паломничество — это здорово, если есть такая возможность. Соблюдать пост в паломнической поездке или соблюдать его, будучи на работе, и так и так можно. Можно и паломническую поездку плохо провести, со всеми переругаться. Когда у тебя одни ожидания, твои ожидания не оправдались. А именно, ты хотел чего-то своего, поэтому у тебя ничего не оправдалось. Тебе надо было расслабиться и в хорошем смысле плыть по течению: Господи, я пост соблюдаю, а как именно мне его соблюдать помимо базовых вещей, Ты меня Сам направь, пожалуйста.
Марина Борисова:
— Иерей Роман Постников, настоятель храма великомученика Георгия Победоносца в Пномпене, проводит с нами сегодня этот «Светлый вечер». В студии Марина Борисова. Мы ненадолго прервемся, вернемся к вам буквально через минуту. Не переключайтесь.
Марина Борисова:
— Еще раз здравствуйте, дорогие друзья. В эфире Радио ВЕРА «Светлый вечер». Этот час «Светлого вечера» с нами сегодня проводит иерей Роман Постников, настоятель храма святого великомученика Георгия Победоносца в Пномпене. Отец Роман, мы заговорили о том, что паломничество как один из вариантов проведения осмысленного поста может существовать. Я знаю людей, особенно молодых людей, которые стараются по мере сил либо взять отпуск, либо за свой счет взять какие-то дни и во время Успенского поста отправиться в монастырь трудником. Насколько это просто некая экзотическая туристическая поездка или это полезный постовой опыт?
Иерей Роман Постников:
— Всегда хорошо, когда ты не сам куда-то лезешь, а, даже если у тебя возникло внутреннее желание, увидеть, есть ли на это воля Божия или нет. Это можно сделать, как мы прекрасно знаем, через духовника, в первую очередь, подойти к нему и посоветоваться. То, что тебе кажется иногда, что нужно делать здесь и сейчас да побыстрее, духовник может, будучи тебя старше и опытнее, взглянуть на всю эту ситуацию со стороны и сказать: наверное, сейчас тебе стоит подождать и никуда не ехать. К этому тоже нужно отнестись, как к воле Божией. Одно дело, что я хочу, другое дело, насколько я этого добиваюсь. Хотеть это не плохо, не хорошо, у тебя возникло какое-то внутренне желание, если оно не греховное априори, например, съездить в монастырь трудником. А дальше можно посоветоваться и посмотреть, конкретно тебе, конкретно здесь и сейчас стоит ехать? Или, может быть, тебе сейчас рановато. А, может быть, у тебя есть пожилые родственники, о ком тебе нужно заботиться, тогда, извини, ты уедешь, а они в это время как будут без тебя? Всегда смотришь по сложившейся ситуации.
Марина Борисова:
— А как совмещать каникулы детские и Успенский пост. Мы все учились в школе, мы все знаем, что такое последний месяц каникул и как мы хотим, ждем, и как для нас важно, чтобы никаких дополнительных нагрузок родители не придумали в это время. И тут такая незадача, начинается пост, родители думают, как бы это сделать, чтобы он был осмысленным и чтобы ребенку последний каникулярный месяц не испортить?
Иерей Роман Постников:
— На этот вопрос мне сложно ответить, потому что наши детки пока еще не того возраста, старшему сыну всего 7 лет, но посмотрим, как будет дальше. Как я знаю из опыта других людей, самое главное, ключевой момент, если само твое отношение к посту, как к дополнительной нагрузке, без которой ты можешь прожить, тогда тяжело. Может быть, в первую очередь стоит обратить внимание ребенка на то, что это не что-то, чтобы тебе было жить на свете тяжелее, привыкая с детства, что жизнь очень тяжелая штука. Но если к этому относиться, как к части твоей жизни. Это просто часть твоей жизни, так же, как ты делаешь какие-то повседневные вещи, вроде бы и не видно сразу, допустим, если зубы перестать чистить, сразу не видно эффекта, но за пару дней уже появляется. Также и в духовной жизни, там может быть еще более долгий период. Может быть, пройдет не один год, но лучше тебе от этого не станет. Я буду своим детям объяснять примерно так.
Марина Борисова:
— Есть еще, может быть, не совсем камень преткновения, но предмет разногласий. Очень много в нашей церковной жизни осталось обычаев, которые, скорей, относятся к этнографии, нежели к духовному наследию. В силу того, что в последние десятилетия много людей пришло именно от книжного знания, от проповеди, от чтения книг, от осознания, от рефлексии, иногда приходится слышать такие суждения. Ну, что такое медовый Спас, зачем этот мед таскать в церковь освящать? Что такое яблочный Спас, почему нельзя яблоки есть до Преображения? Они же растут на дереве, значит, Господь благословляет. Очень много таких деталей, которые с точки зрения формальной логики кажутся действительно излишними, но если их убрать, то мне кажется, сильно обеднеет наше отношение к церковному календарю, к этим праздникам. Почему храм на Троицу украшают зелеными деревьями и там, где можно, устилают травой? Ну, какой в этом уж такой сакральный смысл? А как это замечательно там, где это можно делать.
Иерей Роман Постников:
— Наверное, поскольку мы пользуемся нашими чувствами — слухом, зрением, обонянием, осязанием — то такие вещи должны помогать настраиваться на нужный лад. А если они кому-то мешают, наверное, у него что-то не то с духовной жизнью. Бывает, что они нейтральны, такое тоже можно заметить, но в большинстве случаев, человеку легче настроиться на молитву, когда он слышит пение, а не чтение, и когда он видит иконы, а не голые стены, и когда он чувствует запах ладана — все это помогает настраиваться. Также и то, что называется Спасами. Честно говоря, не очень люблю само это название, но то, что мы приносим в храм различные фрукты или мед, пускай это нам поможет, пускай это даже через еду человека немножко приободрит, поможет ему даже на таком уровне порадоваться. Хорошо, сейчас яблоки или виноград я кушать не буду до Преображения Господня, зато могу кушать мед, еще что-то. У нас в Камбодже, например, некоторые другие фрукты.
Марина Борисова:
— А кстати, что вы освящаете на Преображение?
Иерей Роман Постников:
— Местные фрукты. В первую очередь, виноград все равно, потому что виноград, понятно, в любой точке мира мы все равно служим Божественную литургию именно на вине. Местные фрукты, такие как дуриан, драгонфрут, папайя, все-все довольно долго перечислять, оно на фотографиях для нас привычно, а когда в России смотрят эти фотографии, смотрится экзотично. Хорошо, когда все вокруг тебе помогает, а не мешает. Если что-то вокруг тебе мешает, может быть, дело у тебя внутри, а не в том, что какие-то внешние церковные проявления. Решать, что все это не нужно, что все это устарело. Чем оно тебе так сильно помешало? Разве оно нарушает самые основы, нарушает догматику или хотя бы церковные каноны? Нет, конечно, наоборот. Так, пожалуйста, лучше тебе попытаться войти в эту традицию, чем быстренько создавать какие-то новые традиции, считая, что ты лучше всех все понимаешь.
Марина Борисова:
— Как, на ваш взгляд, лучше всего праздновать великие праздники, которые приходятся на посты? Мы более или менее с помощью святых отцов разобрались, как же нам праздновать Благовещенье Великим постом. А как нам праздновать Преображение с тем, чтобы не растерять ощущение поста и не потерять праздник?
Иерей Роман Постников:
— Сам праздник Преображения Господня и был установлен святой Церковью именно Успенским постом, потому что куда-то его вместить в Великий пост, который и так насыщен до предела. И Церковь когда-то сказала: не-не-не, давайте мы, пожалуйста, важнейший для нас праздник Преображения Господня именно Успенским постом поставим, чтобы можно было на нем сосредоточиться. Ты сначала готовишься к нему, потом у тебя период попразднства, ты не можешь расслабиться, потому что вся цель твоей жизни — обо́жение. Именно об этом этот праздник и говорит. Поэтому за такой короткий период, как Успенский пост, только ты и успеешь сконцентрироваться сначала на празднике Преображения Господня, а потом еще готовиться к Успению Пресвятой Богородицы. Там и времени-то не остается.
Марина Борисова:
— В том-то и дело. Бывает у некоторых людей настолько сильное переживание праздника Преображения, что, если преземленно выразиться, запал пропадает. Человек выплескивает весь свой внутренний потенциал на празднование и на осознание праздника Преображения. А потом остается небольшой, простите за вульгарное слово, хвостик по времени. И настроиться снова на самое главное, на праздник Успения, он уже просто не успевает.
Иерей Роман Постников:
— Может у него такой характер медленный, что он все медленно делает. Бывает кто-то побыстрее успевает настроиться, кто-то помедленнее. Хорошо, конечно, когда твой запал так быстро не прогорает. Потому что если он так быстро прогорает, может быть, ты немножко был на эмоциях. Эмоциональное чересчур и прогорает чересчур быстро, горит ярко и недолго. А если ты спокойно подошел, то празднование Преображения Господня никак тебе не мешает готовиться тебе к Успению Пресвято Богородицы. Более того, сам вспоминая, что и я должен преобразиться в своей жизни, а скоро не только Успение Пречистой Девы, но и твое успение тоже будет. Хорошо бы до своего личного успения тоже успеть так выстроить свою жизнь, чтобы не мешать Богу преображать тебя самого.
Марина Борисова:
— Иерей Роман Постников, настоятель храма святого великомученика Георгия Победоносца в Пномпене, проводит с нами сегодня этот час «Светлого вечера». Мы говорим об Успенском посте. К сожалению, мы часто бегать умеем только на очень короткие дистанции. Пробежав дистанцию Успенского поста, добравшись до праздника, мы часто забываем, что логическое завершение праздничного цикла — это день после Успения, праздник Нерукотворенного Образа Спасителя. Насколько важно или неважно для себя почувствовать связь этих двух дней, дня Успения Пресвятой Богородицы и воспоминания о Нерукотворном Образе?
Иерей Роман Постников:
— Многие праздники так и установлены в несколько дней, и это очень хорошо, если бы мы могли хоть во второй день, если у тебя не получается еще раз прийти на службу, хотя бы дома открыть календарь, тропарь, кондак прочитать следующему празднику, который логически вытекает из предыдущего. А если еще и Священное Писание почитать сегодняшнего дня, так это вообще замечательно. Тогда ты немножко даешь себе дополнительную духовную нагрузку. Это хорошо, когда ты, даже не попадая в храм, дома все равно... Сейчас удобно, скачал себе календарь, а у тебя там все, открыл и вся служба практически в телефоне, это же удобно пользоваться этим. Совсем забыть про эти вторые дни, которые почти везде установлены во время больших праздников, практически всех двунадесятых, некоторых других тоже, и оставить это, как нечто ненужное, не очень. В то же время никто не призывает человека три дня подряд, утром-вечером, утром-вечером посещать богослужения по два часа. Он и не сможет, может, он и хочет, но и работа и семья. А тропарь и кондак прочитать каждый может. Как один священник как-то говорил, я, если позволите, вспомню эту историю, мне очень понравилось, поэтому я хочу ей поделиться. Ему написала одна прихожанка Рождественским постом: сегодня же праздник святого апостола Матфея, сегодня же рыбу можно. Он ей тоже в ответ: а вы канон почитали святому апостолу Матфею, уж не говорю на службу сходить, но хотя бы дома канон почитали? Она говорит: нет, а что надо что ли? Такая концентрация была на рыбе. Он говорить: рыба будет, но если уж почтили память апостола Матфея, тогда рыба какая-то, как стимул, а не почтили, тогда значит без рыбы. — Ну ладно, и пошла читать канон, видимо. Действительно, в первую очередь концентрация такая должна быть на самом празднике. Если есть какой-то дополнительный тебе бонус, почему нет, если он тебе нужен, на здоровье.
Марина Борисова:
— А как вы считаете, то, что очень много материалов, касающихся церковного календаря в интернете, это плюс или минус? Почему я спрашиваю? Качество, к сожалению, далеко не равноценное этих материалов. Человек, в первый раз пытающийся в интернете найти для себя такое подспорье, может воспользоваться не совсем доброкачественной информацией и много себе чего-то напридумывать, чего и нет в церковной жизни. И вообще, после пандемии, которая приучила многих из нас, можно трансляцию богослужения посмотреть по интернету. Но, согласитесь, это не от хорошей жизни было благословлено. А когда есть возможность дойти до храма и есть альтернативная возможность посмотреть трансляцию, что греха таить, бывают совершенно неоправданные решения: лучше я посмотрю.
Иерей Роман Постников:
— Да. Но когда мы, действительно, свою лень оправдываем тем, что мы заняты, это точно нехорошо. Здесь сложно бывает разобраться, где ты действительно занят, а где ты мог найти 15-20 минут, но поленился. Это да, такое есть. Но если говорить про информацию насчет поста, наверное, хорошо изучать любую тему более глубинно. Хотя мы все с этим сталкивались, когда ты на протяжении, бывает, даже не одного года что-то делаешь, просто потому, что ты когда-то это увидел в храме, какая-то бабушка так делает, и ты тоже так делаешь, и спустя десять лет узнаешь, что оказывается, что так можно было не делать. Одна наша прихожанка, был у нас такой случай, смотрю, как она не очень часто причащается Пречистых Тела и Крови Христовых. Я все не мог понять, почему. Говорю: что там, подготовились и подошли причащаться. И она каждый раз так сильно вздыхала. Спустя долгое время стало понятно, она где-то когда-то вычитала много лет назад, что нужно неделю поститься перед причастием, помимо трех канонов и последования что-то она еще вычитывала, у нее суммарно получалось канонов пять или шесть. И она так делала на протяжении лет двадцати, когда она, наконец, узнала, что основное — это последование. А каноны почитай, на здоровье, если у тебя есть время и силы, да и целую неделю тоже не надо поститься, достаточно среды, пятницы, и дальше по согласованию с духовником можешь добавить более легкие постные дни. Но как она выдохнула. А ведь все почему? Она, как и многие из нас, где-то что-то услышала, вычитала, но не проверила, приняла за чистую монету, и так 20 лет. В общем-то, хорошо она делала, хорошо, что она 20 лет так серьезно готовилась. Но, бедная женщина, можно было гораздо проще, она бы могла эти 20 лет причащаться в два раза чаще. Просто из-за такой тяжелой подготовки она не могла делать это каждое воскресенье, хотя бы через воскресенье, потому что это, правда, очень тяжело.
Марина Борисова:
— Насколько подспорьем является художественная литература. Я помню, как зачитывались в 90-е годы люди книгой Ивана Шмелева «Лето Господне». Книга, действительно, чудесная, но это все-таки воспоминание о детстве, прошедшем в православной купеческой семье в начале 20-го века. Мы живем в 21-м. Читать интересно и приятно о том, как у наших предков проходили и посты и праздники. Беда-то в том, что многие стали пытаться эту практику воспроизвести в своей жизни. Получается какой-то домашний театр. Может быть, я ошибаюсь, но мне кажется, что церковная жизнь и твое ощущение внутри церковной жизни должно быть естественным, оно должно соответствовать твоему образу жизни и той эпохе, в которой ты живешь.
Иерей Роман Постников:
— Ну конечно. Ты же часть живой Церкви, а не такой, которая когда-то законсервировалась и больше не меняется. Догматика не меняется, даже каноны меняют, Соборы меняют святые каноны, если недостаточного уровня. А насчет традиций, так традиции даже сейчас в России у нас одни традиции, в Камбодже совершенно другие. Они иногда не то, что хуже или лучше, они просто другие. Они естественные могут быть для наших прихожан-кхмеров, и даже у них у самих есть неправославные традиции, которые не надо менять, потому что они не являются плохими, иногда даже хорошими. Если мы прочитали художественную литературу, как дети, насмотрелись мультиков и потом воображают себя персонажами, это конечно хорошо так поиграть. Но если тебя это стимулирует после прочтения книги стать похожим на тех, про кого ты там читал, например, прочитал жития святого и хочешь быть на него похожим, с одной стороны, хорошо, ты как будто двигаешься в правильном направлении. Но, как обычно, из крайности в крайность, когда дьявол подсказывает, говорит: раз уж ты прочитал жития святого, теперь тебе придется делать все ровно то же самое, что делал он. А то, что он до этого сколько лет готовился, святой Серафим Саровский, чтобы потом на камне стоять, об этом как-то дьявол забыл напомнить человеку. И тот сразу лезет на камень. Хочешь подражать святому, начни подражать с вещей попроще, которые он делал. Если сейчас у нас в 21-м веке ты не из купеческой семьи, то, наверное, не получится у тебя полностью воспроизвести то, что было тогда, даже если тебе очень захочется. А то получится какая-то реконструкция.
Марина Борисова:
— У вас получалось, когда вы начали входить в церковную жизнь, так, как вы себе представляли, или просто копируя какие-то образцы, которые видели перед глазами?
Иерей Роман Постников:
— Наверное, я даже никак себе не представлял, потому что у меня не было такого опыта. Да, больше копирование происходило, не всегда хорошее. Это я сейчас вспоминаю, копировать тоже надо с умом, а ума-то немного было. Поэтому хорошо, когда ты поступишь по-умному еще в начале духовного пути, найдешь себе кого-то поумнее, чем ты, и кто-то, какой-то священник будет тебя подсказывать в твоей духовной жизни, направлять тебя. А если по своей гордости ни к кому не обращаться и думать, я сам во всем разберусь, очень похоже на то, кода мы читаем Священное Писание без толкований. Почему-то именно с этим возникает у меня сравнение. У меня так же было в начале воцерковления, когда ты копируешь, а что ты копируешь и как, тебе со своей колокольни кажется все хорошо. Другой на тебя посмотрит и за голову хватается, что ты делаешь вообще? Поэтому хорошо с кем-то посоветоваться, со стороны посмотреть, а не только все своим умом делать, копировать бездумно.
Марина Борисова:
— Спасибо огромное за эту беседу. Иерей Роман Постников, настоятель храма святого великомученика Георгия Победоносца в Пномпене, был сегодня с нами в этот «Светлый вечер». С вами была Марина Борисова. До свиданья. До новых встреч.
Иерей Роман Постников:
— До свиданья. Спасибо.
Все выпуски программы Светлый вечер
- «Византия и Древняя Русь — взаимное влияние». Дмитрий Казанцев
- «Поддержка отечественного кино». Федор Соснов
- «Русь и Византия». Светлый вечер с Романом Шляхтиным (11.06.2019)
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
4 октября. О личности святителя Димитрия Ростовского
Сегодня 4 октября. Обретение мощей святителя Димитрия Ростовского, жившего в XVI веке.
О его личности, — священник Захарий Савельев.
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 210 зач., IV, 8-21.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Человек может не только развиваться, но и деградировать. Причём деградация может быть как интеллектуальной, так и нравственной, может она быть и духовной. Именно с духовным упадком галатийских христиан боролся апостол Павел в своём к ним послании. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 4-й главы Послания апостола Павла к Галатам. Давайте послушаем этот отрывок и обратим внимание на причины духовного оскудения адресатов Послания к галатам.
Глава 4.
8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Из павловых посланий мы знаем, что у него была какая-то хроническая болезнь, о существе которой выдвигаются самые разные предположения. Нет особого смысла рассуждать о диагнозе апостола, нам важно лишь помнить об очевидном факте: любая болезнь затрудняет жизнь и делает труд человека менее эффективным. В только что прозвучавшем отрывке апостольского послания к галатам Павел снова упомянул свою болезнь, и написал, что он проповедовал в Галатии в первый раз в состоянии «немощи плоти». Однако эта немощь отнюдь не помешала людям услышать и должным образом воспринять апостольскую проповедь, и Павел хвалит христиан Галатии за такую отзывчивость.
В самом деле: больной проповедник редко бывает хорош, и трудно рассчитывать на успех его миссии там, где с ним ещё не знакомы. Немного тех людей, которые готовы обращать внимание не на внешнее, а на суть, и потому христиане Галатии действительно заслуживают похвалы. Эти люди обрели благодать Духа Святого благодаря проповеди больного на тот момент апостола, это стало выражением их веры, очевидным доказательством того, что только вера может привести человека ко спасению.
Увы, но в какой-то момент адресаты апостола Павла обо всем этом забыли. Пришедшие из Иерусалима проповедники внушили им, что одной веры недостаточно, что необходимы дела, но не дела любви, а дела исполнения ветхозаветного закона, поверив этим проповедникам, христиане Галатии начали свой путь духовной деградации, они начали отказываться от жизни по духу ради жизни по плоти, полагая, что такая жизнь может иметь хоть какой-то высший смысл.
Здесь мы видим, что далеко не всякая проповедь бывает полезной и спасительной. Далеко не все те, кто говорит убедительно, заслуживают доверия, а если верить каждому красноречивому оратору, то можно вместо духовного восхождения начать противоположный путь.
Как же быть? Как не ошибиться? Ответ очень прост, и его нам дал апостол Павел в 1-й главе Послания к галатам: «Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1:8). Апостольское учение — вот тот единственно верный духовный камертон, Церковь Христова в полной мере восприняла это учение, а потому лишь пребывание в единстве с Церковью способно помочь человеку избежать тех искушений, которым подверглись адресаты Послания апостола Павла к галатам.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Византия и Древняя Русь — взаимное влияние». Дмитрий Казанцев
У нас в гостях был византинист Дмитрий Казанцев.
Разговор шел о взаимном влиянии и культур Византии и Древней Руси. Чем интересно это влияние и как прослеживается в различных областях, в частности в религиозной.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер