
Приближается Успение Пресвятой Богородицы. Лето, каким бы оно ни было, закончилось. Освятили мёд, освятили плоды нового урожая. Солнце, хоть и ярко светит, а жары нет. Покой грядущей осени стоит при дверях.
Подошел к концу и церковный год.
На Успение звон торжественный, но не такой, как пасхальный или рождественский. В успенском звоне должно сочетать скорбь и радость.
Как же этого добиться? Мой звонарский опыт подсказывает следующее: зазвонные и переборные колокола радостными птицами взмывают в небо — туда, куда Сын возносит душу Своей Матери — Богородицы. И на фоне этого «порхающего» звона — редкие, тяжелые удары благовестников, по очереди: в большой и в малый. Их минорные обертоны подчеркивают трагизм великого дня Успения.
Но вот удары благовестников делаются легче, ускоряются и сливаются в единый радостный гимн Пресвятой Деве Марии, которая «и во Успении мира не оставила...»
Наконец, благовестники стихают, и остается светлый трезвон малых колоколов.
Богородица ушла. Но Она осталась с нами. Мы верим в это.