
На нашем приходе особо почитают московского святого, священномученика Сергия Мечёва. Поэтому как-то раз я вместе с другими прихожанами решил поехать по местам его ссылки. В этом паломничестве произошла одна встреча, которая явилась чудом и научила нас тому, как важно быть открытыми к другому человеку.
Были светлые пасхальные дни. Мы отправились в поездку, полные радостью. В дороге читали книги об отце Сергие, обсуждали их и пытались как-то прикоснуться к его непростой судьбе. Однако, чтение не давало полного представления о том, как он жил, служил и молился.
В одном из городов нашего маршрута было запланировано посещение храма, участие в литургии. Пасха, Христова Пасха! Крестный ход! Но литургия была ранняя, и все люди на приходе, включая нас, были словно жуки после зимней спячки. Поэтому трудно было не обратить внимание на одну бабушку. Она подходила к каждому человеку и, смотря в глаза, от полного сердца поздравляла со светлым праздником!
Свет радостных глаз этой бабушки заражал нас, и мы, вялые жучки, превращались в светлячков.
Так бабуля подошла к нашей группе и звонко так сказал: «Христос воскресе! С Пасхой!». Мы ответили: «Воистину воскресе!». На этом могло бы всё и закончится, но внутри чувствовалось непреодолимое желание подойти к бабушке после литургии и познакомиться с ней поближе.
Оказалось, бабушку звали Анна Степановна. Она была там давней прихожанкой. И когда мы рассказали бабушке о теме нашего паломничества, упомянули имя отца Сергия Мечёва, ее глаза загорелись. Она нас перебила нас буквально вылетевшим от неожиданности словом: «Ой!».
Бабушка Анна попросила нас подождать. И поспешила в трапезную при храме. Вернулась через минуту с некой женщиной, черты лица которой мне кого-то напомнили...
— Знакомьтесь! — торжественно провозгласила Анна Степановна — это Ирина Алексеевна! Внучка о. Сергия Мечева!
Мы были ошеломлены и не сообразили сначала, что и сказать, кроме «Христос Воскресе».
В итоге мы проговрили с Ириной Алексеевной несколько часов. Она рассказывала о дедушке, о том, каким он был молитвенником. И как был строг в вопросах духовной жизни.
Мне особенно запомнился один эпизод: Однажды в храме на Маросейке псаломщик решил, не закончив чтение предыдущего псалма, начать читать новый, чтобы сократить службу. Отец Сергий в этот момент исповедовал своих духовных чад, но услышал, что произошло, что псалом не дочитали. Он тут же сам, нараспев по памяти дочитал этот псалом. В храме воцарилась тишина. И отец Сергий сказал: «Сокращать молитву ни в коем случае нельзя, ибо это как прервать разговор с Богом на полуслове».
Много еще поучительных и важных деталей жизни своего великого святого деда рассказала нам Ирина Алексеевна. Так, через живое свидетельство, мы смогли действительно познакомиться с о. Сергием.
По пути назад я все думал о произошедшем. О важности разговора с Богом. Но и о важности разговора с человеком тоже. Ведь не встретили бы нас открытые светящиеся глаза Анны Степановны, полные пасхальной радости, не заговори мы с ней в ответ, не произошло бы чуда, встречи с внучкой отца Сергия, словно встречи с ним самим. Того, ради чего мы и отправлялись в паломничество. Поступай по Божьи, и так откроешь Богу простор для того, чтобы сотворить чудо!
Автор: Иван Крошкин
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер