На нашем приходе особо почитают московского святого, священномученика Сергия Мечёва. Поэтому как-то раз я вместе с другими прихожанами решил поехать по местам его ссылки. В этом паломничестве произошла одна встреча, которая явилась чудом и научила нас тому, как важно быть открытыми к другому человеку.
Были светлые пасхальные дни. Мы отправились в поездку, полные радостью. В дороге читали книги об отце Сергие, обсуждали их и пытались как-то прикоснуться к его непростой судьбе. Однако, чтение не давало полного представления о том, как он жил, служил и молился.
В одном из городов нашего маршрута было запланировано посещение храма, участие в литургии. Пасха, Христова Пасха! Крестный ход! Но литургия была ранняя, и все люди на приходе, включая нас, были словно жуки после зимней спячки. Поэтому трудно было не обратить внимание на одну бабушку. Она подходила к каждому человеку и, смотря в глаза, от полного сердца поздравляла со светлым праздником!
Свет радостных глаз этой бабушки заражал нас, и мы, вялые жучки, превращались в светлячков.
Так бабуля подошла к нашей группе и звонко так сказал: «Христос воскресе! С Пасхой!». Мы ответили: «Воистину воскресе!». На этом могло бы всё и закончится, но внутри чувствовалось непреодолимое желание подойти к бабушке после литургии и познакомиться с ней поближе.
Оказалось, бабушку звали Анна Степановна. Она была там давней прихожанкой. И когда мы рассказали бабушке о теме нашего паломничества, упомянули имя отца Сергия Мечёва, ее глаза загорелись. Она нас перебила нас буквально вылетевшим от неожиданности словом: «Ой!».
Бабушка Анна попросила нас подождать. И поспешила в трапезную при храме. Вернулась через минуту с некой женщиной, черты лица которой мне кого-то напомнили...
— Знакомьтесь! — торжественно провозгласила Анна Степановна — это Ирина Алексеевна! Внучка о. Сергия Мечева!
Мы были ошеломлены и не сообразили сначала, что и сказать, кроме «Христос Воскресе».
В итоге мы проговрили с Ириной Алексеевной несколько часов. Она рассказывала о дедушке, о том, каким он был молитвенником. И как был строг в вопросах духовной жизни.
Мне особенно запомнился один эпизод: Однажды в храме на Маросейке псаломщик решил, не закончив чтение предыдущего псалма, начать читать новый, чтобы сократить службу. Отец Сергий в этот момент исповедовал своих духовных чад, но услышал, что произошло, что псалом не дочитали. Он тут же сам, нараспев по памяти дочитал этот псалом. В храме воцарилась тишина. И отец Сергий сказал: «Сокращать молитву ни в коем случае нельзя, ибо это как прервать разговор с Богом на полуслове».
Много еще поучительных и важных деталей жизни своего великого святого деда рассказала нам Ирина Алексеевна. Так, через живое свидетельство, мы смогли действительно познакомиться с о. Сергием.
По пути назад я все думал о произошедшем. О важности разговора с Богом. Но и о важности разговора с человеком тоже. Ведь не встретили бы нас открытые светящиеся глаза Анны Степановны, полные пасхальной радости, не заговори мы с ней в ответ, не произошло бы чуда, встречи с внучкой отца Сергия, словно встречи с ним самим. Того, ради чего мы и отправлялись в паломничество. Поступай по Божьи, и так откроешь Богу простор для того, чтобы сотворить чудо!
Автор: Иван Крошкин
Все выпуски программы Частное мнение
Уральская икона Божией Матери
Иконография Божией Матери исчисляется сотнями видов различных Её изображений. Первые образы были написаны ещё при земной жизни Царицы Небесной. А есть иконы, которые появились совсем недавно. Одна из них — Уральская.
Её история началась в 2003 году. Жительница города Екатеринбурга по имени Екатерина на третий день после Рождества Христова увидела необыкновенный сон. В заснеженном лесу под елью стояла икона Богородицы, окружённая ослепительным сиянием. Снежинки вокруг неё сверкали подобно бриллиантам. Пречистая Дева обратилась к Екатерине с иконы: «Я охраняю Уральскую землю от бед и зол. Пусть люди напишут Мой образ, каким его видела ты, и молятся перед ним».
Женщина рассказала о видении настоятелю Никольского городского храма, а тот — архиепископу Екатеринбургскому и Верхотурскому Евгению. И вскоре по благословению владыки была написана икона, получившая название Уральская. За основу изображения взят Казанский образ Божией Матери. Новая икона также написана по типу Одигттрия, что в переводе с греческого языка означает Путеводительница.
Но есть у Уральского образа и существенные отличия. Плат, покрывающий голову и плечи Богородицы, не пурпурный, как на Казанской иконе, а белый. Слева внизу на изображении показан сверкающий сугроб. Правый верхний угол украшен припорошённой снегом еловой веткой.
В 2003 году Уральская икона Божией Матери была прославлена как местночтимая. Празднование в её честь установлено на третий день Святок, девятое января. Первообраз находится под сводами Никольского храма Екатеринбурга. А многочисленные списки распространились по церквям хранимой Богородицей Уральской земли.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Эгоистка. Наталья Разувакина
Сделаешь кому-то доброе дело — и тебе самой хорошо. Очень хорошо. Я это с детства усвоила и потому в молодости отчаянно хамила людям. Отчаянно-нечаянно, как потом уже разобралась.
Где тут связь? Сейчас объясню.
Вот в детстве как было? Вступилась за девочку, которую почему-то постоянно обижал весь класс — и радостно мне. Или уже позже, когда я, совсем юная мама, жила с дочкой в общежитии очень бедно, в день зарплаты покупала сладости в расчёте на всех соседских детей. Они у нас в комнате толкутся, играют... Всех и накормлю! Да и просто кашей накормлю, чем есть, в другой день. Но всех! И мне хорошо. Или собака среди ночи завизжала под окном — вскакиваю с постели, бегу и беру ее, сбитую машиной, к себе, и выхаживаю. Я расценивала все эти поступки как своеобразный эгоизм. Потому что мне же самой хорошо, когда делаю хорошее другому живому существу!
Но дело в том, что с той же лёгкостью я рассчитывала на добрые поступки по отношению ко мне. Уверена была, что все люди — такие же эгоисты. И могла незнакомому соседу, который направился к контейнерам с мусорным мешком, всунуть в руку и свой мешок: «Как удачно я вас встретила, а то мне некогда!» Опешивший сосед послушно нес мой мусор, а я уже бежала по своим делам. Или вот машину могла остановить: «Скажите, вы куда? О, нам по пути, высадите меня там-то, пожалуйста!» И потом спокойно выходила в нужном месте, вежливо попрощавшись и не заплатив. Мне даже в голову не приходило, что водитель мог удивиться или расстроиться. Наоборот: я же дала ему возможность сделать доброе дело, ему же сейчас хорошо!
Оглядываясь на себя ту, двадцати- и двадцатипятилетнюю, я просто холодею от стыда: ну как же я могла? Мои поступки, подобные вышеописанным, а их было немало, можно сравнить с поведением нищего у входа в храм, если бы он вдруг начал вырывать милостыню из рук входящих. Человек волен дать или не дать, помочь или нет, оказать услугу или воздержаться, но не заставлять же его силой творить добрые дела, да ещё по отношению лично ко мне?
Моя радость от добрых дел именно потому и была, что дела творились по моей свободной воле. Я хотела, чувствовала произволение и выполняла: помогала, кормила, спасала, делилась... И на душе наступал праздник. Но если бы те же соседские дети, которых я угощала, чем Бог пошлёт, без спросу вошли в мою кухню и начали распахивать дверцы шкафчиков в поисках, чем бы поживиться, я бы сочла это хамством. Так почему же позволяла себе такое поведение?
Положа руку на сердце, не любовалась ли я собою, высокомерно используя людей? Дескать, вот я какая: легко даю — легко беру, а если вы этому не рады, то это ваши проблемы!
Был в этом налёг эгоизма, который я тогда не осознавала. И некоей дерзости налёт: поступала, как мне надо, а остальное — мелочи. И остальные.
Но у Господа нет остальных. Это я уже позже поняла, придя в Церковь. Каждый человек ценен, и обычные социальные нормы, предполагающие как минимум уважительное отношение друг к другу, обязательны.
Что же касается добрых дел, Христа ради творимых и в Духе Его, к эгоизму они отношения не имеют. Потому что делаются не ради себя, а ради того другого, кому помогаешь, и именно он, другой, в фокусе твоего внимания, а не ты, желающий награды.
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
19 сентября. О скромности и тщеславии
В 10-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш».
О скромности и тщеславии, — протоиерей Михаил Самохин.