Писатель Уильям Сароян — классик не только американской, но и мировой литературы, стоящий в одном ряду с Хемингуэем и Фолкнером. Основное его творчество пришлось на непростые периоды истории: Великую депрессию 30-х годов и Вторую мировую войну. В отличие от многих других авторов, творивших в то же самое время, произведения Сарояна, как отмечали критики и читатели, всегда были полны оптимизма, надежды и света. Писатель верил, что испытания даются нам, чтобы мы стали мудрее и лучше. Эту мысль он воплощал в своей прозе. Например, в романе «Мама, я люблю тебя»
На русском языке книга впервые вышла в 1970-м году. Несмотря на то, что это — роман, объём у произведения небольшой, и прочитывается оно быстро и легко. Автор превращает свой текст в настоящий источник позитива и хорошего настроения. При этом разговор ведёт о вещах весьма серьёзных. Например, о том, как важна для человека семья. Тему семейных ценностей Уильям Сароян в своём романе «Мама, я люблю тебя» сделал одной из главных. И с точки зрения сюжета подошёл к ней очень необычно: героиня произведения — разведённая женщина, молодая актриса. Она приезжает в Нью-Йорк в поисках работы вместе с девятилетней дочерью. От лица девочки и ведётся повествование. Мы узнаём, что её отец и старший брат живут в Париже. Интересно, что на протяжении всего романа автор не называет по имени ни саму юную рассказчицу, ни её маму. Но с самого начала буквально несколькими выразительными штрихами ярко рисует их образы и характер.
Трогательную любовь мамы и дочки не способна разрушить ни бедность, в которой им приходится жить, обитая в крошечной гостиничной комнатке и считая каждый цент, ни неудачи в поисках работы. Наоборот, испытания заставляют их — и в первую очередь, взрослую героиню — задуматься о жизни, увидеть свои ошибки и захотеть их исправить. В одном из фрагментов книги она с сожалением признаёт, что попросту не понимала истинного смысла брака — когда женщина живёт для своего мужа, а он живёт для неё, а ещё оба они живут для своих детей.
Словно в награду за это признание, жизнь мамы и дочки неожиданно меняется к лучшему. Обе они получают роли в новой многообещающей пьесе. Встречают удивительных людей — например, пожилую актрису мисс Крэншоу, которая не только занимается с ними актёрским мастерством, но и приводит в церковь. Маленькая героиня эмоционально описывает те чувства, которые испытала от посещения храма.
А самая большая награда ожидает героинь романа Уильяма Сарояна «Мама, я люблю тебя» в финале произведения. И мы радуемся вместе с ними, и понимаем, что такое настоящая семья, где все любят друг друга, несмотря ни на что.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Подкаст «Собрались с мыслями» об Иммануиле Канте;
— Этапы мировой философской мысли;
— Как относиться к философии Канта?
— Богословие и философия — как сочетаются?
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 401
— Состояние богооставленности: зачем оно, как его пережить, и что об этом говорят святые отцы сирийской традиции?
— Потратить деньги на жертву Богу или раздать их нищим? — что об этом выборе сказано в Евангелии?
— Праздник для детей в онкоцентре Блохина: что можно сделать, чтобы порадовать их на Пасху?
— Символика традиционных пасхальных блюд: что важно знать, когда мы их готовим?
— Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома»: существуют ли добро и зло?
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница