
На севере Москвы есть уникальная улица. Она названа в честь вымышленного литературного героя. Это улица Павла Корчагина, персонажа повести Николая Островского «Как закалялась сталь». А еще в столице есть улица Вешних вод — звучит по-тургеневски, не правда ли? И это неслучайно. Названа она в честь повести великого писателя — «Вешние воды».
Вообще, названия улиц, или топонимы — интересное явление не только с исторический, но и языковой точки зрения. Многие слова исчезли из употребления, но сохранились в наименованиях улиц, переулков, тупиков и напоминают нам о реалиях прошлого. Вот, например, Ащеулов переулок. Он назван по фамилии домовладельца. Но каково происхождение самой фамилии? Немногие знают, что ащеулами раньше называли насмешников, шутников. Видимо, предок господина Ащеулова был скоморохом или просто весёлым человеком.
Названия улиц часто сохраняют старинное произношение: Даев переулок, Пушкарёв переулок. На современный лад мы скорее сказали бы Даевский или Пушкарёвский. Топонимы часто используют и устаревшие слова. Например, в подмосковной Кашире есть площадь Облог. Слово это теперь мало кто знает, а обозначает оно заросшую травой пашню. Вот так в топонимах живет старинная русская речь, напоминая нам о связи поколений.
Посмотрите карты российских городов — каких только названий нет: улица Соломенной Сторожки, Экваторная, Мажорный и Минорный переулки, Богатырский тупик и Английская аллея.
А в сдержанном аристократичном Петербурге, например, есть Канареечная улица. Название отражает быт петербуржцев XIX века — тогда в домах часто держали канареек. Но само название улица берет не от птицы, а от фамилии домовладельца Кинареева, созвучной птичьему имени. Так народная топонимика соединила два слова — «Кинареев» и «канарейка» — и получилась улица с солнечным названием.
Да, много языковых открытий можно сделать, просто изучая улицы своего города. Названия мест, где мы живём, отражают и то, как мы говорим, наше прошлое и настоящее.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема