
Фото: Samuel McGarrigle/Unsplash
«Я приблизил тебя ко престолу моему; я возвеличил тебя и осыпал милостями; а ты что учинил?» — такими словами царь Иван Грозный обращался к одному из своих приближенных в романе Алексея Толстого «Князь серебряный». Слово «учинить» в современном понимании имеет скорее негативное значение. «Учинил» — значит что-то натворил, испортил. В церковнославянском языке все обстоит несколько иначе.
С «учинити» произошла история, свойственная многим другим церковнославянским словам. История, когда древнее понятие получает в современном языке ироничный оттенок. Вспомнить, хотя бы глагол «прозябать». В русском языке он значит — вести пассивный образ жизни, а в церковнославянском — произрастать. То же случилось и с «учинити». В церковных текстах этот глагол не имеет и намёка на что-то негативное. «Учинити» обычно используется в двух значениях. Первое — «назначить место, поместить». Например, во время отпевания умершего священник молится: «яко да Господь Бог учинит душу его, идеже праведнии упокояются» — «пусть Господь Бог поместит душу его там, где праведные обретают покой». Второе значение «учинити» — «постановить». В книге Деяний святых апостолов читаем: «учиниша взыти Павлу и Варнаве и неким другим от них ко апостолом» — «решили, чтобы Павел, Варнава и еще несколько из них пошли к апостолам». Таким образом, в церковных текстах «учинити» имеет положительное и очень обстоятельное значение. Всегда используется при описании чего-то полезного, нового.
Итак, запомним, что церковнославянское слово «учинити» в переводе на русский язык может иметь два значения — «помещать» или «постановлять».
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема