
У нас в гостях были известные актеры и музыканты Антон и Виктория Макарские.
Наши гости рассказали о том, как изменилась их творческая деятельность в период пандемии, какие новые возможности появились у них в это непростое время, а также поделились своими впечатлениями от путешествий по святым местам нашей страны, работая над проектом «Святыни России».
Ведущий: Алексей Пичугин
А.Пичугин:
- Друзья, здравствуйте!
Это – «Светлый вечер» на светлом радио.
Меня зовут Алексей Пичугин.
Очень рад вас всех приветствовать!
И, с удовольствием, сразу представляю наших гостей. Сегодня, эту часть «Светлого вечера», в нашей студии, вместе с вами и вместе с нами проводят Антон и Виктория Макарские. Наверное, в дополнительных представлениях наши гости сегодняшние не нуждаются, но, вдруг, кто не знает – ребята поют, выступают, играют – все знают. Актёр Антон Макарский, певица Виктория Макарская… ну, все вместе, вы, всё равно, где-то снимаетесь, выступаете…
В.Макарская:
- А все вместе мы – ведущие телепроекта «Святыни России» на телеканале «Спас»…
А.Макарский:
- Ну, в том числе, да…
Здравствуйте! Очень рады быть с вами!
А.Пичугин:
- На самом деле, Антон и Виктория к нам достаточно часто приходили – до пандемии, до всех этих событий, которыми нас всех так накрыло последние год-полтора. А до того мы встречались достаточно часто, и, в общем, представляли, что друг у друга происходит. Вы знали, что у нас, мы знали, что у вас, и слушатели – тоже. Но, с тех пор, и слушателей добавилось. С тех пор, и у вас что-то стало меняться…
А.Макарский:
- Да.
А.Пичугин:
- Я, вот, смотрел какие-то перед программой, когда готовился, интервью с вами – у вас, на самом деле, в пандемию очень много всего происходило…
А.Макарский:
- Вот… да, это тоже – одна из причин того, что мы так долго не виделись. Потому, что предложения о встрече поступают периодически, но, как ни странно, как ни парадоксально, с пандемией – у нас какое-то огромное количество дел и совершенно новых проектов появилось. И, поэтому, вот… как-то понимая всю трагичность сегодняшнего времени… но… с другой стороны, я никогда в жизни ещё не был настолько воодушевлён теми…
В.Макарская:
- … переменами…
А.Макарский:
- … не то, что переменами, а перспективами, которые для нас открываются. И, для каждого из нас, и вдвоём для нас – и как для семьи, и как для творческой семьи, скажем так…
А.Пичугин:
- Вот, мы тут, на радио, сидели, и не знали, что нам делать… с кухонь вещали… причём, не только радио «Вера». Там, поговоришь с коллегами с других радиостанций – даже ди-джеи музыкальных радиостанций умудрялись сидеть на собственных кухнях, и работать оттуда. И все, такие: «Ну, вот… чё делать… как быть? Почему? Я хочу назад в студию… хочу к микрофону – к нормальному! Вот, не чтоб здесь стояла плита, а рядом с ней – микрофон… и я тоже, на самом деле…»
В.Макарская:
- А мы – наоборот… нам так понравилось…
А.Макарский:
- Да!
В.Макарская:
- Мы с кухни дали два концерта. Я, буквально, у плиты…
А.Макарский:
- Почему – два?
В.Макарская:
- Из гостиной – два концерта…
А.Макарский:
- А, из гостиной… она разделяет орудия!
В.Макарская:
- … из студии – ещё пять концертов. Мы, сразу же… как только мы поняли, что «всё пропало»… потому, что… Вы понимаете, что такое – артист без работы? Денег мы никогда не копим. Появились деньги – купили новую гитару. Появились ещё деньги – купили новую бас-гитару. Ещё появились…
А.Макарский:
- Появилось много денег – проект сделали, да?
В.Макарская:
- … много денег… купили клавиши. Ещё деньги – песню записали…
А.Пичугин:
- Да, да… я хорошо Вас понимаю…
В.Макарская:
- Мы никогда не копили денег с Антоном.
И когда, вдруг, нас возвращают с гастролей, и мы понимаем, что у нас нет работы – нам пришлось…
А.Пичугин:
- А возвращают, прям, в ультимативном порядке: «Всё, больше выступлений не будет»?
В.Макарская:
- А, вот…
А.Макарский:
- Прямо из тура!
В.Макарская:
- … всё – за нами закрывались все города!
Город отработали – закрыли. Отработали – закрыли. Мы, прям, вот… как бы… по горящему мосту!
А.Пичугин:
- То есть, мост – горел…
А.Макарский:
- Абсолютно, да…
В.Макарская:
- И вдруг – всё… и вдруг нам, всё-таки, в Тольятти, говорят: «Нет, ребята, всё. В поезд – и домой!» – закрыли, и всё.
А.Макарский:
- «С сегодняшнего дня – вас накрыла эта волна!»
В.Макарская:
- И я помню, как пришлось работать… так мозгами пришлось активно работать… и выручила нас наша Сашенька, которая сейчас уже исполнительный продюсер… на проекте «Святыни России» работала с нами, и сейчас уже – исполнительный продюсер нашей кинокомпании. У неё – молодой мозг, и она знает, что происходит в мире, и мыслит нестандартно.
И она говорит: «А почему бы вам не заключить…» – то есть, речь шла о суперкачестве картинки и звука. Вы понимаете, что это такое?
А.Пичугин:
- Я хорошо понимаю…
В.Макарская:
- Ты на кухне сидишь, да… что ты сделаешь? По телефону? Тут… как бы…
Она говорит: «А самое лучшее качество картинки и звука – на спортивных платформах! Вот, есть такая спортивная платформа международная… давайте, с ними контракт заключим!»
Ну, давайте…
Она позвонила туда, они говорят: «Да… в общем… никогда так не делали… ну, давайте! Вроде, как… в условиях пандемии…» – мы как бахнули эти концерты! На весь мир. Люди русскоязычные стали смотреть нас во всём мире, и объединились! Мы их стали выводить на огромные экраны. Они стали петь с нами. Причём, так: уйгуры, армяне, грузины… я не говорю уж там – Дания, Германия…
А.Макарский:
- … Америка, Израиль…
В.Макарская:
- … Америка, Израиль, Австралия – везде, где есть русскоязычные люди, они подключались, мы их выводили на экраны, они – пели, плакали, сидели семьями…
Значит… мы пели песни. И даже «Аргументы и факты» ко Дню Российского флага сделали специальную пресс-конференцию с нами с Антоном, и говорят: «Ребята, вы сами – поняли, что вы сделали? Вы русскоязычное население…» – нас смотрели десятки тысяч людей.
И мы… конечно же, это огромная ответственность. Мы нашли Константина Арсеньева, автора половины хитов просто…
А.Макарский:
- Как – нашли? Либо мы нашли… либо он нас… либо мы нашлись.
В.Макарская:
- Да… и он написал нам огромное количество новых песен. Ринат Кормаков, который написал тоже огромное количество новых песен. И… в общем, вот, так вот мы пережили пандемию – и появились новые формы. Мы ушли в онлайн-форму, и как-то так… умудрились в этом выжить.
А.Макарский:
- Ну, не до конца ушли. Всё-таки, вот, это онлайн-время… да… оно дало толчок к огромному развитию.
А.Пичугин:
- А как же… любые актёры всегда говорят, что… ну… можно как-то так продержаться какое-то время – не в материальном, а, именно, в творческом плане, но когда ты не видишь людей...
А.Макарский:
- Абсолютно согласен…
А.Пичугин:
- … когда ты не видишь зал, и глаза, которые на тебя смотрят – долго ты так не просуществуешь.
А.Макарский:
- Ну, что значит «долго»… Во-первых, долго – понятие относительное. Во-вторых, у нас, всё равно, так или иначе… вот… сейчас, на сегодняшний момент, таких выступлений – «живых» – очень много…
А.Пичугин:
- Да, уже понятно, конечно…
А.Макарский:
- И я абсолютно убеждён, что чем больше мы будем уходить в онлайн, чем больше нас будут туда утягивать, или мы сами будем туда нырять, тем более востребованы будут «живые» концерты, спектакли, выступления.
Да, у нас после концертов «живых»…
В.Макарская:
- Да мы полтора часа обнимаемся только со зрителями! Понимаете? Так соскучились все…
А.Макарский:
- … ровно такое же время, как концерт, занимает ещё общение после оного! Поэтому, никуда никогда живое общение не уйдёт, как бы скептически кто настроен ни был.
А.Пичугин:
- А жизненно… вот, помимо творчества, весь привычный ритм жизни, который смещается, который меняется, который надо выстраивать… Любой человек, который нас сейчас слушает – особенно, из больших городов, сам по себе, ощутил, что надо всё выстраивать заново, всё…
А.Макарский:
- Это ж прекрасно! Это – прекрасно! Слушайте… хотите, я Вам стихотворение прочитаю…
А.Пичугин:
- Да.
А.Макарский:
- … которое было, кстати, написано ещё до пандемии молодой девушкой из Самары? Кира Каменецкая её зовут. Мы с ней так… вот… прямо… концерт у нас должен был быть в Самаре, и… как раз, вот, эта волна нас накрыла – мы так и не встретились… мы так… дистанционно и общаемся. Послушайте, какие… просто… строки она… предвидя, наверное, это время, написала.
***
Если однажды что-то пойдёт не так,
Если простая мудрость собьёт прицел,
Помни, пожалуйста – беды, порой, пустяк,
Если, конечно, при этом, ты жив и цел.
Жив! И, по-прежнему, можешь идти вперёд!
Это, для многих, роскошь – прошу, поверь…
Мы никогда не знаем, что завтра ждёт,
Где и когда нам откроется наша дверь.
Вот, почему, если что-то идёт не так,
Если опять под ногами дрожит земля,
Сбей окончательно старо-привычный такт,
И, ничего не боясь, начинай с нуля.
А.Пичугин:
- Классно…
А.Макарский:
- Прям, про это время, понимаете? Замечательно!
А.Пичугин:
- Да… да… Но… тут ещё ведь такой фактор был… это прозвучало в стихотворении – про уходы людей. Ведь… мы, всё время, ещё и жили в таком… не война, вроде бы, да… а люди вокруг, особенно, у публичных людей – людей, которые… там… общаются всё время где-то… ну… те же журналисты, наши коллеги – и они тоже… круг общения очень большой, и, естественно, в этом кругу есть те… кого больше нет.
А.Макарский:
- Ну, да! Да… к сожалению… это я сказал сразу – что время, действительно, трагическое. Но… а кто собрался жить вечно? Ну… мы же тут понимаем, почему мы собираемся и общаемся на радио с прекрасным названием «Вера», да? Так или иначе, все там будем.
Поэтому, я… так… вот… не вижу особой какой-то… Да, да… кто-то уходит раньше, кто-то уходит позже… ну… таковы обстоятельства! Как говорят в актёрской среде, давайте, будем жить в этих предлагаемых обстоятельствах.
Просто, надо быть готовым. Это – ещё одно напоминание о том, что мы ничего не знаем, что будет… через секунду, через час, через день…
А.Пичугин:
- … и что мы не должны привыкать к такому, достаточно мнимому, комфорту.
А.Макарский:
- Конечно, конечно… вот, в чём дело. «Пришла и вижу…» – как Цветаева… дословно не вспомню… тоже потрясающе… «Пришла и вижу: вокзал. Раскладываться не стоит…»
А.Пичугин:
- Да, да, да…
А.Макарский:
- Да, да, да… Кстати, вот… я всё время… уже начал – стихи читать! Сейчас меня все мои родные, все мои друзья – уже… так… с опаской приглашают в гости. Потому, что, именно на пандемии, я очень сильно увлёкся стихами! Я сейчас, куда ни прихожу…
В.Макарская:
- Выучил Бродского наизусть… Рождественского… Левитанского…
А.Макарский:
- … какой прекрасный! Просто, я открыл столько для себя новых поэтов…
В.Макарская:
- … Заболоцкого… Цветаеву…
А.Макарский:
- … новых – для себя – поэтов…
В.Макарская:
- … Мартынова…
А.Макарский:
- … и когда на концертах я начинаю читать – я давно не слышал…
А.Пичугин:
- А Вы сами себе подбираете?
А.Макарский:
- Да, конечно… конечно…
В.Макарская:
- Ночами.
А.Макарский:
- … я подбираю только то, что…
В.Макарская:
- … Антон сидел, и перечитывал все стихи…
А.Макарский:
- … могу… могу… от первого лица… грубо говоря, я могу присвоить, да? Актёрский термин, да? Так, вот, этот текст я могу присвоить. То есть, я абсолютно согласен с автором.
Есть, конечно, несколько стихотворений… там, у Бродского, например… или у Цветаевой… которые я присвоить ну никак не могу, но я, всё равно, восхищаюсь формой, красотой, глубиной мысли… Но, в основном, я читаю… и, особенно, со сцены… те стихи, которые… ну… вот… могу…
Я, кстати, и песни такие пою. Я, вот, однажды услышал песню у Сергея Трофимова, и, прям, взмолился: «Пожалуйста, Сергей, дай спеть!» И многие люди, которые… а песня… ну… не такая популярная, скажем так… многие люди подходят и спрашивают: «Это ты написал? Сам?» Я говорю: «Нет, ребята. Это – Сергей Трофимов».
В.Макарская:
- Настолько она подходит Антону – как будто, Антон, своими словами, рассказал…
А.Макарский:
- «Я знаю, чем дорожить. Мне есть, кого уважать.
И я учусь не плевать на дорогу.
И, от желания жить, в душе звучит благодать,
Однажды в мир обронённая Богом…»
Ну… понимаете?!
А.Пичугин:
- Я даже… я её слышал в Вашем исполнении, и в исполнении Трофимова – тоже слышал…
А.Макарский:
- Да Вы что?!
А.Пичугин:
- Да, конечно. Ну, она – достаточно известна… ну, как – достаточно… это известная песня!
А.Макарский:
- Мне её поставил человек, который – принёс, сказал: «Слушай… прям, вот, тебе подходит…» Вот, так вот. Потому, что я её… ну, правда, я и слушаю мало… меня мало где можно отыскать в таких… соцсетях… и прочая, прочая, прочая…
«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»
А.Пичугин:
- Антон и Виктория Макарские – в программе «Светлый вечер» на радио «Вера».
Кстати, по поводу Бродского…
А.Макарский:
- Ага…
А.Пичугин:
- Вот… это тот человек, которого… я не знаю… так модно было любить десять лет назад. Вдруг… лет пятнадцать назад… как выстрелила эта народная любовь к Бродскому. Причём, кто-то понимал, кто-то не понимал, кто-то говорил: «Да вы все любите Бродского потому, что это модно…»
Но сейчас, когда всё ушло в тень, когда поэзия снова перестала быть в моде…
А.Макарский:
- Ну-у…
А.Пичугин:
- … и только ушла… не-не-не… это правда…
А.Макарский:
- Я готов поспорить…
А.Пичугин:
- А, давайте, поспорим! Потому, что, как мне кажется… смотрите… вот моя точка зрения – что, пятнадцать лет назад, что-то такое произошло… то ли поколение выросло, то ли какие-то социальные страты сошлись… и люди начали читать стихи. И тогда, вдруг, выяснилось, что у нас достаточно много… все узнали Бориса Рыжего, уже, на тот момент, покойного… там… Вера Полозкова стала везде выступать…
А.Макарский:
- Да… да-да-да… была волна её…
А.Пичугин:
- … именно… именно, как… а, вот, сейчас – нет. Сейчас, вдруг, нет. И, вот, Саша – наш дорогой и замечательный звукорежиссёр – подсказывает, что это неправда…
А.Макарский:
- Неправда, конечно! Я абсолютно согласен с Сашей!
А.Пичугин:
- Вам подсказывает, Вика…
В.Макарская:
- Вы не представляете, что происходит на концертах, когда Антон начинает читать стихи… это – настолько востребовано…
А.Макарский:
- Не в этом дело! Это опять про меня… это моя жена, да… вот, она всё сводит к хвалебным речам в мою сторону…
В.Макарская:
- Я про Антона могу говорить часами…
А.Макарский:
- Да, я тоже очень люблю свою жену… и она – потрясающая певица… никогда не устану об этом говорить, и всегда буду мечтать побывать… снова побывать на её сольном концерте, к чему, собственно всё и идёт…
В.Макарская:
- Ты же про стихи говорил…
А.Макарский:
- … да! Но – я подписан сразу на несколько поэтических аккаунтов в ю-тюбе и в инстаграме (деятельность организации запрещена в Российской Федерации)… потрясающие молодые ребята!
Опять же таки: Мария Чабан… да… наша Сергиево-Посадская, Кира Каменецкая, которую я уже читал – это… ну… вот… тоже… молодёжь, которая живёт и дышит словом!
Я был на нескольких поэтических вечерах – вот, буквально, в последнее время… в течение последних двух месяцев.
И… вот… пятнадцать лет назад – то, о чём Вы говорите… я, как раз, не был ни увлечён, ни вовлечён в поэтическую жизнь. У меня… вот, как раз, после сорока мне что-то такое… нахлобучило… накрыло.
Даже зная, что ребята… прекрасные вокалисты – группа «Пятеро» называются – они пригласили меня что-либо почитать под их акапельное выступление. И я начал шерстить Интернет, и думал, что бы такого почитать, и остановился на стихотворении Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка» – это известное стихотворение… наверное, самое известное… Заболоцкого. Я его не знал! Я двоечник был в школе! Я говорю об этом везде и всегда! У меня взросление произошло гораздо позже, нежели в школьном периоде. И – оно входит в школьную программу, это стихотворение. И я его прочитал…
А.Пичугин:
- Даже, может быть, Вы когда-то его учили! Но, так как, были двоечником…
А.Макарский:
- Нет! Я учил… вообще… другое… я делал всё, наперекосяк школьной программе, и всему тому, чему меня учили в Пензе. Сейчас буду каяться, в очередной раз, перед учителями… это… больная тема… И, вообще, учителя… и врачи… это – героические профессии, которые… люди, которыми я восхищаюсь… которые выбирают такой путь… вечного, как сейчас говорят, хейта – и со стороны учеников, и родителей… пациентов… и кого бы то ни было. Вот… поэтому, я всегда на их стороне буду, как бы их ни унижали, и ни хейтили.
Так, вот. И, буквально, года три, наверное, назад, я увлёкся словом, поэзией, и… понимаю, что я ещё неофит в этом, но тот подъём, ту реакцию – то, о чём Вика говорила – как востребовано слово сейчас особенно, во время онлайн, во времена виртуального общения – я честно говорю… Вот, у меня были выступления в армии, когда я служил… я пошёл служить уже в достаточно зрелом возрасте, после окончания театрального института… и когда я начинал там что-то читать, что я учил в театральном институте – вот, та тишина, тот уровень внимания, наверное, сопоставим с сегодняшним, когда я начинаю что-то читать.
Я понимаю, что, может быть, не по всем правилам это делаю, и не ставлю себя в ранг… там… великих чтецов, хотя у меня есть диплом, дипломированный я актёр театра, кино и эстрады… художественное слово – Василий Семёныч Лановой мой педагог был по художественному слову… и выступал… и ездил… и в Питер на конкурс ездил от нашего Щукинского института, но… в любом случае… к чему этот долгий и нудный мой спич? К тому, что слово сегодня – очень сильно востребовано!
Так, что я, с большой надеждой и воодушевлением, смотрю и на эту отрасль, на это ответвление нашего творчества.
А.Пичугин:
- Ну, может быть, до меня просто в меньшей степени это доходит, не знаю… пятнадцать лет назад… десять лет назад – всё было. Мы же начали с Бродского…
А.Макарский:
- Да-да-да…
А.Пичугин:
- … вот, Бродский… я, собственно, к тому и начал этот разговор, что Бродский был жутко популярен. Причём, наверное, невзирая на то, что понимали люди, или не понимали, когда читали… но вот, это «Бродский» – это был знак качества.
Потом прошло какое-то время – всё немножко поутихло, а Бродский остался для тех людей, которые, действительно, ценят слово. Поскольку, так, как словом, он… я думаю, что, во второй половине ХХ века, точно никто не работал. Ну, вот… подспудно, я думаю, как достаточно много, в своё время, читавший разной поэзии… наверное… никто не работал со словом так, как Бродский, вообще.
А.Макарский:
- Ну… наверное… но… Бродский – тоже разный, да?
А.Пичугин:
- Конечно.
А.Макарский:
- И у Бродского, конечно… вот эта паутина его… паутина слов и смыслов… это очень интересно…
А.Пичугин:
- Так это же… это же и есть работа со словом! Это же не просто набрасывание, вот… какое-то, там… в строчку…
А.Макарский:
- … это завораживающе…
А.Пичугин:
- … и это завораживает.
А.Макарский:
- Но… для меня, как для артиста, который читает стихи со сцены… у меня очень есть… не много стихотворений Бродского, которые я… Я знаю для себя… там… даже наизусть знаю те стихи, которые… ну… никогда не буду читать со сцены. Потому, что очень сложно для восприятия на слух. Это надо читать и перечитывать.
А вот Левитанский – он не менее глубок, но он доступен в понимании. Это потрясающе! Я, наверное, даже… вот, я сейчас задумываюсь… скорее всего, с дирижёром оркестра «Глобалис» Леонидом Бутинским будем делать – к 100-летию Левитанского – программу… к январю, скорее всего… надеюсь, успеем подготовить. Потому, что это, просто… просто… те слова, те смыслы, которые просто заходят… вот… правильно… это не впроброс слово сказано – просто. Но заходят – в глубину души, и дают там такие корни, дают там такие ростки – и смыслов, и красоты, и эпохи…
А насколько он актуален – на сегодняшний день! Я, когда читаю некоторые его стихотворения, люди говорят: «Ну, это написано про пандемию, да?» Нет, ребята!
Я могу… ну, чтоб не быть голословным…
А.Пичугин:
- Давайте…
А.Макарский:
- … хотите, да?
А.Пичугин:
- Конечно, хотим!
А.Макарский:
- В прошлую зиму, когда всё только начиналось, мы даже сняли с моим другом, прекрасным режиссёром Дмитрием Бурлаковым, маленькое видео на эту тему. Вот, смотрите. Я сначала прочитаю, потом – скажу год.
***
Из подъезда – и сразу в метель,
Задохнуться от быстрого бега!
В Лебединое озеро снега,
В суматошную ту канитель…
Только нынешний снег – не такой.
Он идёт мимо нас, виновато,
Он лежит, как больничная вата,
И блестит, как приёмный покой.
Он – смыкается, как западня.
Он спешит, как великий учёный –
Тот помешанный, тот обречённый,
Обрекающий вас и меня.
Человечество сходит с ума.
Этот снег – он идёт, как расплата.
Оседают крупицы распада
На дворы, фонари и дома.
Осторожней – на улице снег!
Покупайте ушанки и шапки,
Надевайте ушанки и шапки,
Чтоб не падал на волосы снег.
Торопитесь купить и надеть!
Только надо надвинуть поглубже.
И тогда уже – можно поглубже
Не глядеть, не глядеть, не глядеть…
И тогда уже можно глаза
У идущих навстречу – не видеть.
Это старое средство – не видеть
У идущих навстречу глаза.
Совершай своё дело, зима!
Вот, я тоже глаза прикрываю.
Я дурацкий колпак надеваю.
Человечество сходит с ума.
А.Пичугин:
- Замечательно!
А.Макарский:
- 1963 год!!!
А.Пичугин:
- Я хотел сказать, что это – много раньше. У меня была версия, что это – на пару десятков лет раньше. Но…
А.Макарский:
- Ну, потрясающе! И это попало просто, вот… я читал – про сегодняшний день, год назад. Когда никто ещё ничего не понимал – что это? Что это за фильм ужасов такой? Что за фильм-катастрофа, когда все в этих колпаках-масках ходят… вот, так.
А.Пичугин:
- Антон и Виктория Макарские – на радио «Вера».
Мы через минуту к нашему разговору вернёмся.
«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»
А.Пичугин:
- Возвращаемся в студию светлого радио.
Напомню, что сегодня здесь у нас Антон и Виктория Макарские. Мы, с удовольствием… говорим про всё на свете, и слушаем стихи… вот, только что…
А.Макарский:
- Да, что-то так пошло, да? Простите! Пришли… да… поговорить о жизни…
А.Пичугин:
- Очень хорошо…
А.Макарский:
- … а получился поэтический вечер. Давайте, про жену про мою поговорим…
А.Пичугин:
- Я люблю поэтические вечера… Давайте, про жену…
А.Макарский:
- О, она у меня, вообще замечательная!
В.Макарская:
- А что – про жену? А у меня – самое счастливое время было на удалёнке… потому, что дети рядом, муж рядом. Привезли сестру с женихом, племянника моего…
А.Макарский:
- Да, все дружно переболели…
В.Макарская:
- Все дружно переболели…
А.Пичугин:
- И все – в одном доме…
А.Макарский:
- … все – в одном доме…
В.Макарская:
- … друг дружку поддерживали – и такие счастливые… во все игры переиграли…
А.Макарский:
- Ой, слушайте…
А.Пичугин:
- Ну, не тяжело, главное?
А.Макарский:
- Ну, средне… по-разному бывало…
В.Макарская:
- Ну, тяжеловато, скажем так, да…
А.Макарский:
- Мы разобрали кухонный стол. Поставили туда… ну… поначалу, пару книг. Потом я на мусорке нашёл доску, выпилил её, сделал из неё теннисную сетку…
В.Макарская:
- Ну, как бы…
А.Макарский:
- … как бы, да…
А.Пичугин:
- … и играли в пинг-понг…
А.Макарский:
- … и научились играть в пинг-понг!
В.Макарская:
- Никому не давал лежать! Нельзя лежать, надо много пить… в общем, я думаю, что это нас спасло от более тяжёлой формы болезни… Мы очень много пили…
А.Макарский:
- Виктория Николаевна, уточняйте, пожалуйста – не пить, а… жидкость… да… а то – «надо много пить» звучит как-то неоднозначно.
В.Макарская:
- Я постоянно… ну, да… я постоянно варила компот… Антоша, все прекрасно поняли… не все же… слушай…
А.Макарский:
- Учитывая мою репутацию…
В.Макарская:
- … поэтому… я говорю – про компоты.
А.Пичугин:
- Тем, чем… могли бы понять – лучше отмечать окончание болезни…
А.Макарский:
- Да, да, да…
А.Пичугин:
- … чем её течение.
В.Макарская:
- И… не давал лежать вообще Антон. То есть, мы бегали… вот так… по лестницам нашего дома… вообще, ни секунды…
А.Макарский:
- Ну, благо – они есть…
В.Макарский:
- … не давали себе вылёживаться, чтобы у нас всё это закостенело, и уже перешло в такие формы, когда уже требуется ИВЛ. В общем, очень много двигались.
Слабость – невероятная была… боль… у кого – что… У кого – на сердце, у кого – на суставы… вот…
Ну, и потом, когда… с нашим приходом мы сравнивали… всё у всех – одно и то же, все симптомы… вот… все – переболели, ничего…
А.Пичугин:
- Про приходы, кстати. Тяжело было для вас, как для церковных людей, переживать отрыв от храма?
А.Макарский:
- Ну, не будем говорить, где, и как, и что, но… тот храм, в который мы ходим, не закрывался.
А.Пичугин:
- Ага…
В.Макарская:
- Нет, у нас… да… в этом году ничего не изменилось, у нас ничего не закрывалось, все Причащались… вот…
А.Макарский:
- Да, поэтому…
В.Макарская:
- Я больше скажу. Мне кажется, что именно из-за того, что у нас храм не закрывался, и мы все Причащались… как-то, вот… все друг за друга молились… и… ну…
Понимаете… ведь… я всегда говорю… когда люди начинают бояться и паниковать, я говорю: при чём тут пандемия, при чём тут…? Ребята, у меня столько народу… мне уже просто много лет, и я наблюдала столько народу… вот… умерло мгновенно… просто так… молодыми – вот, что говорится, на ровном месте. Шёл, упал, умер – остановилось сердце.
Вот, Антон сказал очень правильные слова сегодня, что… суть в том, что надо быть всегда готовым… Стремиться к тому…
А.Макарский:
- Ну, это не я сказал…
В.Макарская:
- … чтоб быть всегда готовым.
А.Макарский:
- Я процитировал…
В.Макарская:
- И, когда ты это понимаешь, и принимаешь… все говорят: «Нельзя думать о смерти, нельзя!»… а я говорю: не знаю…
А.Макарский:
- Почему? Нужно…
В.Макарская:
- Вот, я, когда стала думать о смерти, я стала жить радостно. Потому, что я с ней смирилась, я поняла, что она… вот… сейчас, вот… она будет! Она будет – причём, она может быть в любой момент…
И тут я подумала: как… а почему я буду жить нерадостно? Вот, эти вот… моменты, может быть… может быть, минуты… а, может быть, годы? А, может, месяц мне остался?
И, вот… какая-то, вот, такая… ещё наложилось… я фразу тут же прочитала: «Лучшая благодарность Богу – наша радость». Ну… любому Родителю… приятно видеть радующихся людей. И… как-то… вообще… пандемия очень сильно изменила меня, очень. Я стала намного более радостным человеком, и… вот… я стала жить в моменте – то, чего никогда не умела.
Я не умела. Я жила… там… вот, мне нужно… у меня планы на год… вот, у меня всё по полочкам… а тут – раз, и ты вообще не знаешь, какие у тебя планы завтра! У тебя… вообще, ты не знаешь, что у тебя завтра будет!
А.Пичугин:
- Совершенно не обязательно у тебя здоровье будет…
В.Макарская:
- Кто останется живой, кто не останется живой…
А.Пичугин:
- Не… закроют – и вообще будешь сидеть дома.
А.Макарский:
- Будет концерт, не будет концерт…
В.Макарская:
- И ты понимаешь, какие хрупкие люди…
Вот, у нас, завуч наша молодая умерла в школе, Ольга Александровна – самая здоровая была! Молодая, здоровая, цветущая, красивая… сутки – и человека нет. Вот, раз – и 100% лёгкие… почему так? И мы даже на отпевание не успели! Не успели даже сообразить… узнать об этом… на следующий день только спохватились.
И, вот… я подумала: «А… как же так? Ведь, в любой момент… кто гарантирует, что у меня завтра этого не будет?» И я научилась потихонечку жить в моменте. Вот… будь сейчас… не будь жабой, не жадничай на добро… вот, есть люди рядом – скажи что-то доброе, поговори с человеком, утешь, обними, поцелуй, при особой надобности. И, вот, это вот я поняла только на пандемии. Раньше этого не было.
А.Пичугин:
- Да… и это – то, что нас, в какой-то мере, сплотило, наверное, очень.
А.Макарский:
- Да.
В.Макарская:
- Да.
А.Макарский:
- Причём, и весь мир, наверное…
А.Пичугин:
- Да…
В.Макарская:
- Милосерднее к людям стала относиться. Знаете, как во время войны… вот, мне рассказывала прабабушка… и бабушка моя. Они говорили, что такие люди после войны были добрые, так жалели друг друга. И ты понимаешь, когда… у тебя – сын, у меня – муж… сели бабы, обнялись, поплакали. У тебя – это, у меня – это… да? У всех была одна боль. У всех было вот это… одно на всех. И людей это делает лучше… нас это делает лучше. Видимо, уже до такой степени холодности сердца мы дошли, и так… немножечко… как… плохое слово… Трофимова, вот… «и жена потихоньку борзеет, как арабы у сектора Газа»… вот… а мы немножко оборзели, на самом деле.
Жили все же… как… хорошо! Я сейчас вспоминаю, и говорю: «Господи… да всё ж было – и всё мало! Всё было, и всё – мало! И это… значит… нужно… и это…
А.Макарский:
- Не знаю… я из другой категории…
В.Макарская:
- А тут – тебя посадили дома. Господь так устроил: посиди и подумай. Знаете, как в угол поставили – посиди, подумай над своим поведением. И, вот, я думаю, что для нас это был шанс подумать о своём поведении.
А.Макарский:
- Вот… я, кстати, вчера… дополняя этот спич моей жены – отнюдь не нудный, в отличие от моих слов… вчера засыпали дети, и я им читаю всегда перед сном. И я, вот, смотрю на них, и понимаю: они вообще не понимают, что происходит. Они даже… ну… как-то… для них – это норма. Они не знают другого. И как они переживут это…
А.Пичугин:
- А сколько, кстати, детям?
А.Макарский:
- Ваньке – шесть, а Маше – девять исполнилось, вот, совсем недавно.
В.Макарская:
- А как… а что – мы в 90-е понимали, когда у меня на глазах бандиты друг друга убивали, стреляли…
А.Макарский:
- Да. Но в 90-е мы уже были взрослые люди!
В.Макарская:
- … я на это смотрела, и думала… знаете, как: «Интересно… я не знала, что по-другому бывает!»
А.Макарский:
- Когда были все эти расстрелы Белого дома… я был первокурсник, я ходил тоже, смотрел…
В.Макарская:
- А я сидела под танком, я не понимала…
А.Макарский:
- … вот, танки ездят мимо…
А.Пичугин:
- Мне казалось, это… понимаете… потому, что время было не просто 90-х, а мы все жили в таком перманентном стрессе – и в советское время, и в постсоветское время… понятно, что мы и сейчас в нём…
В.Макарская:
- А мы не понимали, что это – стресс…
А.Макарский:
- Сейчас – те же 90-е, только цифровые! Сейчас – кто быстрее сообразит, тот и построит себе империю. В цифровом мире. Всё – то же самое!
А.Пичугин:
- Да. Но только, видите, вот, поколение Ваших детей, или поколение нынешних студентов, оно – с меньшим запасом прочности, наверное…
А.Макарский:
- Ничего подобного! Готов спорить…
А.Пичугин:
- … потому, что у них не было… потому, что они не жили в состоянии перманентного стресса… вот… в 90-х, в Перестройке, в начале 2000-х…
А.Макарский:
- Да у нас не было стресса этого! У наших родителей – был, а у нас – не было…
В.Макарская:
- А мы не понимали… Я реально не понимала…
А.Макарский:
- Мы не понимали! Мы: «Ого-го! Перемены! Круто! Здорово!» – это… ну… свойство молодых.
А.Пичугин:
- Всё равно, эти перемены – через танки… эти перемены – через социальные потрясения, через какие-то голодные годы… а, вот, у современного поколения, поэтому… скажем, вы воспринимаете коронавирус, и всё, что с ним связано, проще, чем его воспринимают те, кому сейчас 18-19 лет.
А.Макарский:
- А, ну…
В.Макарская:
- Ну, не знаю… честно – не знаю…
А.Макарский:
- Вот, нашему племяннику сейчас – ровно 19 лет. Ну… по-моему, он… кайфует, да…
В.Макарская:
- Вообще всё равно, по-моему… перевели на дистанционку – ему так хорошо!
А.Макарский:
- Да, я думаю, ему очень хорошо! Он сидит дома, читает книги…
В.Макарская:
- Ходит в спорт-клуб, занимается…
А.Макарский:
- Он гораздо глубже, в свои 19, знает литературу…
В.Макарская:
- О, он очень много знает…
А.Макарский:
- Ну, он, в своё время, отвергал её, литературу… Вот, девятнадцатилетний парень, с математическим складом ума, совершенная… ну… как бы… противоположность нам, творческим людям. Он, в своё время говорил: «Мне это… не надо мне это… зачем мне эти знания… зачем мне эта искривлённая художественная литература? Я читаю научные книги…»
В.Макарская:
- Нет… нет… именно – литература… он не понимал смысла существования литературы.
А.Макарский:
- Да. Значит, прошло… сколько… 2-3 года…
В.Макарская:
- Читает – всё хорошо!
А.Макарский:
- Сейчас он Тургенева изучает… Достоевский… влюблён в Толстого…
В.Макарская:
- А намедни, батенька… Библию у меня попросил. Вот, как… понимаешь…
А.Макарский:
- Ну, да, да… я ему привёз, да… Потому, что, так или иначе, вся художественная литература XIX века, в которую он влюблён, она основана на христианских ценностях… и, хотя бы, знать это – нужно. А когда начинаешь узнавать… я не знаю, какими качествами… каким жестокосердием надо обладать, чтобы не увидеть и не влюбиться в эту Евангельскую красоту.
А.Пичугин:
- Давайте, как раз, про Евангельскую красоту… вернее, про святыни России.
Вы познакомились, я так понимаю, со многими из этих святынь, в процессе участия в этом проекте?
А.Макарский:
- Конечно, конечно…
В.Макарская:
- О многих мы знали, конечно… но, в процессе участия – да, конечно. У нас были открытия просто фантастические!
А.Макарский:
- Как, например, Псково-Печерский монастырь. Понятно, что…
В.Макарская:
- Сколько бы мы ни читали, и сколько бы мы ни знали, но когда ты заходишь в совершенно холодное помещение – там +6+8 градусов… три часа, в тонюсеньком платьице… мы же зашли из температуры +24+25 градусов… Заходишь, три часа снимаешь, ребята все в майках – и никто не замёрз… это как? Вот, это, конечно, было открытие. Это на надо пережить.
А.Макарский:
- Ну, это – одно из…
В.Макарская:
- Это надо пережить! Почему там физические законы не действуют?
А.Макарский:
- Одно из показателей, да… но там много было и открытий… Потому, что, совершенно…
В.Макарская:
- А с Александром Свирским сколько было…
А.Макарский:
- … в другом месте центр внимания! Ты не думаешь о том, холодно тебе, не холодно, удобно, не удобно… ты просто забываешь… тебя завораживает и увлекает эта глубина… и те… ну, в хорошем смысле слова… я не сторонник… там… мистических каких-то… чудо, чудо, чудо… но там, действительно…
В.Макарская:
- Но там – чудо, чудо, чудо, чудо!
А.Макарский:
- … невозможно! Чудо – как факт!
А.Пичугин:
- А правильно я понимаю, Вика, что у Вас – Псково-Печерский монастырь был самым большим потрясением?
А.Макарский:
- И – потрясением, наверное, не только у Вики…
В.Макарская:
- И… Псково-Печерский – да. Это – одно из первых. Потому, что мы снимали… начинали… в общем… с Псковской области…
А.Макарский:
- Да и, вообще, Псков…
В.Макарская:
- Это было, конечно, потрясение. Потому, что у нас начались просто… вот, каждый день я звонила Борису Вячеславовичу Корчевникову. Говорю: «Боря… ну, как об этом не рассказать? У нас вот – чудо… вот – чудо…»
А.Макарский:
- «Нельзя, нельзя, ребята…»
В.Макарская:
- Он говорит: «Нельзя! Вы – что? Только не превращайте это в телевизионное шоу! Просто – людям показывайте. Пусть они едут, и сами это испытают». И, я думаю, что программа выполнить эту задачу – получилась. Люди поехали…
А.Макарский:
- Мы старались не быть – пропагандистами…
В.Макарская:
- Да!
А.Макарский:
- Мы старались быть путеводителями.
В.Макарская:
- Просто – показать: приезжайте сюда!
А.Макарский:
- И тогда уже…
В.Макарская:
- Но то, что там с нами происходило… я не знаю… я, наверное, когда-нибудь, всё-таки… когда Борис Вячеславович перестанет так нам запрещать об этом рассказывать… я, наверное, напишу, всё-таки, эту книгу. Потому, что это – реальные чудеса, и… это… это такое было! Я даже не могу Вам объяснить, что это! Мы, как будто, полгода прожили в совершенно параллельном мире, и был только один нюанс: мы очень скучали по детям. Очень скучали по детям!
А.Макарский:
- Да.
А.Пичугин:
- А у вас эти полгода была плотная работа с разъездами и…
В.Макарская:
- Но, зато, мы никогда в жизни так не молились за детей! У всех святынь! Потому, что мы так скучали, что мы постоянно молились!
А.Макарский:
- Ну, да… у нас с детками были… наша родня – и тёща моя любимая, и сестричка Викина… и мои приезжали…
В.Макарская:
- Ну, родные, конечно, люди остались…
А.Макарский:
- … но, всё равно, так нельзя… Это был… такой… единственный случай в нашей жизни. Потому, что, так или иначе… гастроли, не гастроли… мы уехали…
В.Макарская:
- … и приехали.
А.Макарский:
- … выступили, приехали, и – большую часть жизни с нашими детьми.
В.Макарская:
- Да. А тут – полгода по монастырям, по…
А.Макарский:
- Мало того – мы, на следующий сезон, с программой «Святыни России» договорились, что дети поедут с нами…
В.Макарская:
- Только с детьми! Мы сказали, что без детей больше не поедем.
А.Макарский:
- И не только наши дети, но и дети режиссёра…
В.Макарская:
- … и сценариста…
А.Макарский:
- … и сценариста, да… они, по совместительству, муж и жена…
В.Макарская:
- … Ольга и Роман Ганган… у них трое малышей…
А.Макарский:
- … Оля и Роман Ганган, да…
В.Макарская:
- … а старшая дочка – уже работает у нас в киностудии.
А.Макарский:
- Да, да, да… дальше продолжаю мысль… что происходит дальше?
Дальше… мы же живём в Сергиевом Посаде уже пять лет, и мы агитируем за этот город, режиссёр этого проекта «Святыни России» Роман Ганган, переезжает, вместе с семьёй, у нас дети идут в одну школу, и сейчас… почему ещё я такой светящийся и пышуший силой…
В.Макарская:
- … уже вся киностудия – и из Адыгеи, и из Краснодарского края…
А.Макарский:
- … сейчас Роман Ганган снял свой первый игровой фильм – дебютный! Это короткий метр, называться будет «Волчья тропа», надеюсь, это пока рабочее название. В общем… ноябрь… я думаю, к этому времени он уже смонтирует… ноябрь-декабрь…
Ребята… если я… три года… где-то, три года, да, я уже нигде не снимаюсь, отказываюсь от работы…
В.Макарская:
- … отказывался… 22 сериала…
А.Макарский:
- … с верою в то, что, кажется, я нашёл своего режиссёра… или, там… режиссёр нашёл меня… по-разному можно сказать… и это – большое счастье для актёра, который не желает участвовать в конъюнктурных проектах, и хочет, чтобы те фильмы, в которых он участвовал… «он» – это я… вели к свету… то теперь эта вера уже переросла в другое качество. Я уже… три года я, как Морфеус в Нео, в матрице, верил в Романа Гангана, теперь – я знаю, что это тот самый режиссёр, который из документалиста… Роман Ганган – известный документальный режиссёр, но всегда хотел снимать игровое кино… так, вот… он может и должен снимать игровые фильмы с… вот, мы начали уже… наш этот путь.
А.Пичугин:
- Возвращаясь к проекту… мы много где бываем все. Для нас, Россия… опять же… возможно… ну, мне казалось, что, благодаря ковиду… плохо, наверное, говорить «благодаря ковиду»… нет, не благодаря ковиду…
А.Макарский:
- Благодаря тем обстоятельствам…
А.Пичугин:
- … благодаря обстоятельствам, да… сейчас люди начнут ездить по России. Ну, кто-то поехал по России, и столкнулся с тем, что всё гораздо дороже, чем съездить куда-нибудь… в ближайшую орбиту заграниц… дороже…
А.Макарский:
- Это – для дела.
В.Макарская:
- Надо знать, куда ехать.
А.Макарский:
- Да, да, да, да…
В.Макарская:
- Я вам честно говорю…
А.Пичугин:
- Вот… а тут я с вопросом, как раз. За это время… вот, если мы отвлекаемся от духовной составляющей…
А.Макарский:
- Вот…
А.Пичугин:
- … а становимся обычными туристами…
А.Макарский:
- Да…
А.Пичугин:
- Нас сейчас слушают разные люди, вас смотрели разные люди. Там… кто-то поедет в поисках духовного смысла, кто-то поедет в поисках красивых фотографий для Инстаграма (деятельность организации запрещена в Российской Федерации)… вот, если мы рассказываем для тех, кто поедет в поисках красивых фотографий – что вас больше всего впечатлило?
А.Макарский:
- Красивых фотографий?
А.Пичугин:
- Какие места вас, вообще, впечатлили? Вот, вы живёте всю жизнь в России, а тут – такое, оказывается, у нас тоже есть…
А.Макарский:
- Ну… слушайте… мне…
В.Макарская:
- Карелия, конечно… это… фантастика, просто…
А.Макарский:
- Подожди, подожди… дай, подведу к этому, Вика… Мне сложно говорить потому, что я – не визуал. Я воспринимаю всё на слух. И, поэтому, у меня, вот, Викочка… любит картины… и воспринимает мир глазами…
В.Макарская:
- Вообще, все… Я могу сказать одну вещь… для всех… я абсолютно, категорически не согласна, что всё очень дорого. Люди просто ездят не туда.
А.Пичугин:
- Ну, например?
В.Макарская:
- Ну, например, вот…
А.Макарский:
- Сочи!
В.Макарская:
- … объясните мне… Я не хочу ничего говорить…
А.Макарский:
- Ничего против не имею, но – да…
В.Макарская:
- … но зачем ездить в Сочи, если есть какое-то там село Андреевка, село… там… Орловка – потрясающие сёла с фантастической там природой, куда можно на море поехать, и жить, и прекрасно себя чувствовать? И – за минимальнейшие деньги – фрукты…
Зачем ехать вот в эти вот центры, куда едут все? Конечно же, там будет всё дорого!
А.Пичугин:
- Но это – Сочи. А, вот, например, в Плёс. Да чего такого в этом Плёсе? Честно скажу… я там бываю в год по пятьдесят раз, по разным делам…
А.Макарский:
- Не знаю. Не был, простите…
А.Пичугин:
- Ну, вот… сейчас он занимает своё логичное место, да? Вот, все ехали в Плёс, чтобы посидеть на веранде, с красивым видом на Волгу, с самоваром…
В.Макарская:
- Да он раскрученный просто… слушайте… сейчас такое количество потрясающих мест, которые вообще не уступают Плёсу ничем! Ни визуально, ни по каким-то историческим достопримечательностям.
Вот, именно, путешествуя вот с этим проектом «Святыни России», я не рекламирую его. Я просто рекомендую – вот, посмотрите… посмотрите в ю-тубе…
А.Пичугин:
- Так поэтому я Вас спрашиваю…
В.Макарская:
- … и вы увидите, как путеводитель, какие у нас потрясающие, неоткрытые для людей места. Где всё очень дёшево. Там нет таких мест, как вот раскрученные… просто надо знать, куда ездить. И я думаю, что, как раз, вот, проект «Святыни России» великолепно справился с этой задачей.
Меня потрясла Вологда, да, меня потряс совершенно монастырь в Горицах…
А.Макарский:
- Подожди, дай, я скажу… пожалуйста…
В.Макарская:
- … места фантастические… ну, честно… Какой там Плёс? Это – красота невозможная!
А.Пичугин:
- Так, Плёс – тоже фантастическая красота, просто…
В.Макарская:
- А почему так дорого-то?
А.Пичугин:
- А… вот! И я спрашиваю!
В.Макарская:
- Так, вот, есть другие места – ничуть не хуже, и гораздо дешевле!
А.Макарский:
- Я не знаю… я не был в Плёсе. Я могу сказать, за проект «Святыни России», где… прям… прикипело моё сердце!
Конечно, Псков, и Псково-Печерский монастырь, и всё, что с ними связано – это нас просто поразило! Но… там, где я оставил часть своего сердца – это Нило-Столобенская пустынь. Причём, и в плане духовном, и в плане общения со священнослужителями…
В.Макарская:
- А красота там такая!…
А.Макарский:
- И, после этого…
В.Макарская:
- … что можно поспорить, где красивее… по-моему… в Нило-Столобенском!
А.Макарский:
- Подожди, подожди… дай я подведу… вот, там я реально плакал от счастья! Я – не визуал – от красоты природы, и красоты какого-то наполнения… когда нам, после смены, после съёмок сделали баню… и, после бани, ты разбегаешься, и прыгаешь в Селигер… ой!... я – просто рыдал от счастья! Просто… я выходил – и плакал… вот, такими… очистительными слезами. Это было потрясающе!
Вот, я мечтаю… Бог даст… я обязательно вернусь туда, и я мечтаю там побывать ещё неоднократно…
В.Макарская:
- Антон мечтает, после моей смерти, туда уйти, я Вам честно скажу…
А.Макарский:
- А… ты не торопись… погоди… ещё непонятно, кто куда уйдёт!
«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»
А.Пичугин:
- Напомним, что Антон и Виктория Макарские – в программе «Светлый вечер» на светлом радио.
Нило-Столобенская пустынь – да, я там тоже, конечно, неоднократно бывал, и проезжаю, периодически. Даже у меня не всегда получается завернуть… я в районе Селигера часто бываю, и не всегда получается свернуть туда, но даже проезжаешь какие-то повороты на Осташков, и вот… там… стоишь, смотришь… вот она…
В.Макарская:
- А можно я расскажу про одно место, где у меня, прям, зрение сместилось. То есть, мы все… там… знаем, что мы живём в трёх измерениях, что есть другие измерения, как утверждают физики, которые занимаются квантовой физикой и всякими изысканиями… но там у меня, прям, поехало зрение… и мозг.
Это необыкновенное место – Борисоглебский монастырь, который сейчас восстанавливается…
А.Пичугин:
- Недалеко от Ростова? В Ярославской области.
В.Макарская:
- Нет, нет… Это, как раз, рядом… это – где Торжок… это тоже Тверская область…
А.Пичугин:
- А, в Торжке? Борисоглебский монастырь в Торжке… отец Арсений… конечно…
В.Макарская:
- Да… я там… я никогда не забуду это чувство, когда у меня там что-то реально произошло с мозгом, с глазами…
Я сижу, смотрю на цветы… вот, помню этот момент: мы сели, между кадрами. А я сижу, и понимаю, насколько мало мы видим в этом мире. То есть, я сижу и понимаю, что у меня... Вы знаете... как, вот... то ты всё видел, а сейчас у тебя совершенно другое зрение – другие цвета, другие формы… всё, вроде, то же самое… меня это просто потрясло. И, когда я узнала историю этого места… я могу, вот, точно сказать: это место, которое может изменить сознание. Вот, если говорить о личных переживаниях – то, что со мной там было – вот, это именно это место.
И я, кстати, не удивляюсь, почему, вот, Борис Вячеславович Корчевников такое внимание уделяет этому монастырю.
А.Макарский:
- А ещё, друзья мои… что далеко ходить? Мы живём в Сергиевом Посаде…
В.Макарская:
- Ну, это вообще…
А.Макарский:
- Так… стоп, женщина! Подожди секундочку! И, каждый раз, когда мы едем куда-то, и навигатор показывает пробку по Ярославскому шоссе, к которому мы уже привыкли, и глаз замылился, и мы едем по Третьему Кольцу, объезжая вот эти вот холмы, и… так… въезжаешь наверх этого холма – и открываются эти леса… а сейчас ещё осень эта золотая, моё любимое время – ох… какое счастье!
Каждый раз я говорю: «Вика… Вика… отложи телефон! Посмотри, какая красота!»
А.Пичугин:
- А сейчас будет… закончится золотая осень, и наступит эта пора… вот… нестеровская… «Видение отроку Варфоломею», «Гонец», вот, эти все пейзажи… они ж, фактически, оттуда списаны.
В.Макарская:
- Да, да…
А.Макарский:
- Ну, конечно… Поэтому, что… надо просто открыть глаза пошире… да… немножечко…
Вы знаете, я не люблю смотреть кино в кинотеатрах. Я люблю смотреть кино один на… ну, на нашем экране. У нас нет телевидения – не подключено к этому экрану… один экран на всю квартиру, и мы там смотрим фильмы, которые… там… скачиваются… или с платформ с каких-то… Вот. Именно потому, что я подпадаю очень сильно под взгляд другого человека. Я перестаю смотреть сам, и начинаю смотреть, как кто-то, кто рядом со мной смотрит. Не важно, чтоб ему нравилось, не нравилось, но я сам перестаю смотреть.
А тут – обратно. Обратный эффект. Когда я сам уже привык к красоте, и привожу кого-то из своих родных, друзей многочисленных, знакомых в наши края, и мы едем… вот… в машине… причём, Вика всегда уступает место на переднем сиденье… я – за рулём всегда, Вика пересаживается назад… и я, вот, очень люблю, как раз, в реальности – не в киноиндустрии, не в музыке, а в реальности смотреть на мир, на красоту нашей Сергиево-Посадской природы глазами того человека, которого везу к нам в гости. Это – очень здорово! Вот, как раз… особенно, если это дети.
А.Пичугин:
- Я тоже так делаю! Знаете, по дороге в аэропорт, или из аэропорта, я так иногда думаю, подъезжая к Москве. Вот, прилетел человек в первый раз из какой-нибудь далёкой страны, из совершенно другого культурного контекста, который только слышал что-то про Россию – снег, балалайку, медведей – и вот он едет, а я смотрю… даже не то, что на природу… на какие-то башни вырастающие, на заправки, на торговые центры… ну, так, много достаточно поездив по миру, с возможностью сравнить… так… представляешь себе, что вот это вот – могло бы быть, где-то, так… а здесь – так, а у нас – вот, эдак… и, вот, как человек из какой-нибудь страны… из Штатов, или из Европы… откуда-то… из Шри-Ланки, из Китая – приезжает, смотрит на это, и как у него это может в голове всё уложиться – что Россия, она – вот, такая.
А.Макарский:
- Это – потрясающе! Когда приезжали друзья наши из Израиля, которые… сколько… 25 лет не видели зиму… они отвыкли от неё…
В.Макарская:
- На самом деле, не 25, а 35…
А.Макарский:
- 35 лет не видели зиму! Для меня это просто… Я очень люблю снег! Я очень люблю зиму…
В.Макарская:
- Они Москву не видели – у них шок был просто! Все привыкли, что…
А.Макарский:
- И они приехали – зимой! Я прямо из аэропорта… ну, мы довезли, конечно, женщин оставили дома – готовить… и сразу – уже стемнело – и по этому светящемуся снегу мы поехали на Гремячий ключ окунаться… сразу, понимаете?
Мы окунулись. Мы поехали обратно… мы застряли в снегу! Мы километр бежали до деревни, нашли там тракториста – пьяного в дугу!... Но, тем не менее, он выта…
А.Пичугин:
- Всё – как по писаному!
А.Макарский:
- Всё – просто классика! Он вытащил нас – Илюша плакал от счастья!
Мы доехали до дома… он, конечно… мы замёрзли жёстко…
В.Макарская:
- Слепили бабу снежную, парик её надели…
А.Макарский:
- Да, слепили бабу снежную, голыми бегали по двору… понимаете?
В.Макарская:
- Ну, не голыми, конечно… в трусах…
А.Макарский:
- У нас нет своей земли – мы живём в таунхаусе… то есть, у нас участок… такой… общий с соседями… вот… и… значит… простите, не пропагандирую, но выпили – самогоночки, закусили – салом… и он просто рыдал и плакал от… вот… того счастья… совершенно непредсказуемых поворотов событий, которые с ним происходили, и, может быть, где-то… той ностальгии о том, что он 35 лет не был в этой атмосфере, и уже, конечно, отвык… Потому, что у него дети… у них – трое дочек, две уже замужем, они уже – бабушка с дедушкой… хотя… по возрасту, они чуть постарше нас, да? Мы просто поздновато начали размножаться, да?
И, вот… настолько было приятно, очистительно и полезно для меня смотреть – на наш дом, на нашу страну, на наш Сергиев Посад – его глазами… вот, то, о чём мы говорим… как иногда важно, полезно и необходимо очистить свой взгляд от этой замыленности.
А.Пичугин:
- Да. Это правда. Многие для этого вообще уезжают в другую страну пожить.
А.Макарский:
- Ну… кардинальное решение!
А.Пичугин:
- А, чего… у вас тоже очень хорошее…
А.Макарский:
- … привозить друзей из разных стран!
А.Пичугин:
- Привозить друзей… ну… и… сколько лет вы уже живёте в Сергиевом Посаде?
А.Макарский:
- Пять.
А.Пичугин:
- Пять лет. За пять лет ещё глаз не устал…
А.Макарский:
- Нет, не устал… радуется и радуется…
В.Макарская:
- Нет! Сердце всё больше, больше и больше прикипает, конечно…
А.Пичугин:
- Ну… у всех такие места есть. У меня – все слушатели, по-моему, уже знают, за все годы – это Суздальское Ополье. Представляете, это…
В.Макарская:
- Ну, Суздаль, да… это…
А.Пичугин:
- Это не сам Суздаль. Суздаль – это в центре город стоит, а эти поля бесконечные под Суздалем… такая… северная остепнённая территория, которую уже наизусть знаешь – каждый поворот, каждый пригорочек там, во всех этих полях…
В.Макарская:
- Да… и София Суздальская – это ещё одно из моих потрясений. Потому, что, когда мы снимали программу, была одна… ну… настолько такая… очень сложная была ситуация. И, вдруг… знаете, как… бывают такие околоправославные байки – я, на самом деле, не люблю, когда так говорят: «Вот, помолишься – и к вечеру всё разрешится! Вот, у нас люди приезжают с какой-то проблемой, с бедой – вот, помолятся они у Софии Суздальской, у мощей, и к вечеру всё, значит…»
Я думаю: «Ну… я, конечно… не особо… как бы… да…
А.Макарский:
- Не за этим приехали, да…
В.Макарская:
- … а что значит – к вечеру? А, может, надо, чтобы это завтра разрешилось? Или через три дня? Почему обязательно к вечеру?»
И, честно Вам скажу, я помолилась – и к вечеру всё разрешилось!
То есть, вся эта проблема… меня это так потрясло – я, прям, пошла на следующий день, купила её икону – Софии Суздальской, привезла – она у нас сейчас в Сергиевом Посаде стоит. Вот.
Меня, конечно… да, и, вообще… сам Покровский монастырь – какая красотища-то там! Это же… туда стоит поехать обязательно.
А.Пичугин:
- Да, да, да… «Темница царских жён» его называют.
В.Макарская:
- Ой… да.
Кстати… немножко такое… щемящее чувство… я не могу сказать, что скорбное… но щемящее чувство там было, конечно. Вот, эта история с царскими жёнами, конечно… да.
А.Пичугин:
- Ну, что… а скоро ждать-то следующей части?
А.Макарский:
- Ну… для этого должны открыть пути передвижения, да…
В.Макарская:
- Мы очень надеемся… знаете, мы ж уже два года должны были снимать… и раз, и два… и всё время – вот, это всё… закрывалась вся эта история. То открывают, то закрывают… то разрешают, не разрешают… вот. Но я очень надеюсь, что в следующем году мы начнём снимать.
А.Макарский:
- Посмотрим! Тут же ещё… разные факторы… и…
В.Макарская:
- … финансовые, в том числе… конечно…
А.Макарский:
- … и финансовые… Ростуризм…
В.Макарская:
- Конечно…
А.Макарский:
- … который был, и там произошли перестановки… в руководстве Ростуризма. И, по-моему, вообще, структура по-другому стала и называться…
В.Макарская:
- … да… просто структура даже… и её перенесли в другую структуру…
А.Макарский:
- … да…
В.Макарская:
- … и с этим тоже есть проблемы, да.
А.Макарский:
- Посмотрим, посмотрим…
Мы – за. Мы, всей командой, вспоминаем очень часто… Мало того, у нас есть режиссёр тоже… ну… он был оператором и, по совместительству, звукорежиссёром на этом проекте – Дмитрий Мясищев…
В.Макарская:
- Зашёл он в храм – иконы снимать. Смотрит – под куполом – красна девица, красавица… Через год – сыграли свадьбу.
А.Макарский:
- Да-да-да…
В.Макарская:
- Иконописица – Наташа.
А.Пичугин:
- А, понятно…
А.Макарский:
- Но я не про это хотел сказать…
А.Пичугин:
- Не почудилась она ему…
А.Макарский:
- Я хочу сказать, что его день рождения совпадает с первым днём съёмок проекта «Святыни России». Поэтому, каждый раз, празднуя его день рождения, мы отмечаем начало нашего сотрудничества, знакомства… и… надеемся на колоссальные перспективы «Ганган-студии».
А.Пичугин:
- Спасибо большое! Антон и Виктория Макарские были гостями программы «Светлый вечер» на светлом радио.
Я – Алексей Пичугин.
Прощаемся! Всего хорошего! Счастливо! Спасибо вам большое!
А.Макарский:
- Спасибо большое!
В.Макарская:
- Спасибо!
А.Макарский:
- Не унывайте, ни в коем случае! Никогда.
«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА».
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 107 зач., XI, 25-36.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Во время богослужения прочитывается далеко не весь Новый Завет, а потому сам выбор Церковью для чтения во время литургии того или иного отрывка заслуживает нашего внимания. Так, сегодня читается отрывок из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам, он заканчивает собой начатые апостолом ранее размышления относительно судьбы его родного народа — евреев. Возможно, что кому-то покажется довольно странным выбор Церковью именно этой главы и этого отрывка апостольского послания для чтения за богослужением. Однако странного здесь ничего нет, и мы это поймём после того, как послушаем сегодняшний отрывок Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,- чтобы вы не мечтали о себе, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;
26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.
29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.
Как мы только что услышали, свои размышления об израильском народе апостол Павел адресовал не евреям, а язычникам, и сделал он это по одной простой причине, которая была озвучена здесь же: «Чтобы вы не мечтали о себе» (Рим. 11:25). Вообще, о мечтательности как о пороке было много сказано древними христианскими аскетами, можно вспомнить, к примеру, слова преподобного Иоанна Лествичника: «Мечтание есть исступление ума при бодрствовании тела. Мечтание есть видение того, чего нет». В схожем ключе о мечтательности писали и другие, более близкие к нам по времени жизни, святые, в частности, у святителя Феофана Затворника мы можем найти такую мысль: «Смотрите, не возмечтайте о себе паче, нежели подобает, чтобы не заставить Господа, любящего вас, принять в отношении вас смирительные меры».
Собственно, упомянутые святителем Феофаном «смирительные меры» — это то, от чего хотел предостеречь своих адресатов из числа бывших язычников апостол Павел, а Церковь, избрав для чтения во время литургии этот отрывок, хочет предостеречь против мечтательности всех своих чад.
Увы, но впадать в мечтательность свойственно не только отдельным людям, но и целым народам. Всем нам известны трагические исторические примеры, когда народы вместо кропотливого труда внезапно начинали думать о себе как об особенных избранниках Божиих, которым надлежит господствовать над всем миром. Знаем мы и то, к чему в конечном итоге привели такие мысли, ставшие на какой-то период времени государственной идеологией.
Слова апостола Павла самим своим существованием показывают, что в пагубную мечтательность может впасть какой угодно человек и какой угодно народ, и есть только один путь избежать этого порока, указание на него мы только услышали в заключительных словах прозвучавшего отрывка апостольского послания: стоит помнить, что бездна мудрости заключена в Боге, а не в наших измышлениях, следовательно, и доверять стоит Богу, а не самим себе, «ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11:36).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Церковная горячая линия оказывает срочную помощь людям. Проекту важна поддержка

Поддержка горячей линии «Милосердие» Русской Православной Церкви не имеет границ! Разные страны, часовые пояса, иное вероисповедание — не препятствие для оказания срочной помощи.
Четырнадцатилетняя Сабрина живёт в Ташкенте, столице Узбекистана. Однажды, развешивая бельё после стирки на балконе, она неудачно встала на стул, сорвалась и упала с четвёртого этажа. Сабрина получила травму позвоночника. Ей потребовалась срочная дорогостоящая операция по замене позвонков. Быстро собрать необходимую сумму мама девушки не могла. В растерянности она позвонила брату Руслану, который в тот момент жил и работал в России. Мужчина в составе ремонтной бригады восстанавливал купола православных храмов. Узнав о беде, Руслан обратился за помощью на горячую линию «Милосердие» по номеру: 8-800-70-70-222. Проект приходит на выручку людям в самых разных ситуациях.
После звонка Руслана заработал сложный механизм церковной социальной помощи. Нужные средства на операцию собрали при поддержке Бишкекской епархии Русской Православной Церкви. И уже на следующий день Сабрину прооперировали.
Со временем девушка полностью восстановилась и вернулась к обычной жизни. В благодарность за спасение дочери, её мама регулярно делает пожертвования на дела милосердия в ближайшем к их дому православном храме несмотря на то, что семья исповедует другую религию.
Ежемесячно операторы церковной горячей линии «Милосердие» принимают около пяти тысяч звонков. Во многих случаях помощь людям необходима незамедлительно. Поэтому горячей линии очень важна поддержка. Присоединяйтесь к делам милосердия Церкви, переходите на сайт проекта «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианство на Кавказе — археологические данные». Анна Кадиева

У нас в студии была научный сотрудник Государственного исторического музея, руководитель объединенной Северо-Кавказской археологической экспедиции Анна Кадиева.
Разговор шел о том, что археологические находки и исторические экспонаты говорят о культуре народов Кавказа и о том, как на эти земли пришло Христианство.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой была посвящена истории Новодевичьего монастыря в Москве;
Вторая беседа с заведующей музеем «Покровский собор» Татьяной Сарачевой была посвящена истории знаменитого храма Василия Блаженного;
Третья беседа с заведующей отделом дерева и мебели Натальей Углевой была посвящена деревянным церковным сокровищам в собраниях ГИМа.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер