«Творчество и семейные ценности». Александр Пятков - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Творчество и семейные ценности». Александр Пятков

* Поделиться

У нас в гостях был актёр театра и кино, народный артист России, обладатель рекорда Гиннеса по количеству сыгранных ролей Александр Пятков.

Наш гость рассказал о своём творческом пути, о том, как ему советовали стать священником, а он решил служить Богу в ином — связать свою жизнь со сценой и с исполнением духовных песнопений, а также о том, как помогать детям находить правильные ориентиры в жизни, воспитывать в них патриотизм и способствовать раскрытию их талантов.

Ведущая: Анна Леонтьева


А. Леонтьева.

— Добрый, светлый вечер. Сегодня с вами Анна Леонтьева. У нас в гостях Александр Пятков — советский и российский актёр театра и кино, народный артист Российской Федерации. Добрый вечер, Александр.

А. Пятков

— Добрый вечер всем. Так приятно, что сегодня радиостанция ВЕРА предоставила возможность явить и осмыслить ту информацию, которую мы сегодня расскажем вам. И то, что мы находимся в прекрасном монастыре рядом с рекою, среди колоколов, среди икон, среди святых людей, среди богослужения. И то, что такое счастье и радость охватывают здесь, и ты понимаешь, что ты в этой жизни для страны есть, и что начало всё как раз явлено в нашем рождении, и в духовном рождении, в бытии, в появлении и божественном бдении во славу страны, которой ты служишь, детям, нашим всем современникам. И, конечно, мы вспоминаем всех, кто ушёл. И мы молимся за будущее страны, которое мы сейчас куём вместе с вами. А это те прекрасные песни, которые создаются, спектакли. Какие фильмы делаются, чтобы только одно понять, что всё начинается с духовного воспитания. Потом уже патриотизм, а потом уже всё вместе складывается. И тогда народ радуется.

А. Леонтьева

— Сегодня мы пригласили вас — на самом деле эта идея принадлежит Светлане Феодуловой, оперной певице, маме восьмерых детей. Мы пригласили Светлану сюда, в эту студию, уже в который раз, и это была очень яркая, вдохновляющая беседа. В том числе Светлана рассказала про кремлёвскую сказку «Рождество в Музыколандии», которая пройдёт в Государственном Кремлевском дворце с 22 декабря до 31 декабря. И мы приглашали всех радиослушателей на это яркое, музыкальное... я его не видела, но Светлана так рассказывала, что я уже, в общем-то, готова идти, хотя я не огромный любитель вот таких огромных шоу. И при этом мы поговорили о том, что уровень культуры, который мы закладываем в наших детей, от этого зависит во многом наше будущее. Сегодня, Александр, хотелось поговорить именно об этом. Хотелось бы поговорить об образовании наших детей, о приобщении к этой культуре. Тема огромная, вопросов очень много. Можно начну с очень простого?

А. Пятков

— Да хотелось бы как раз о Феодуловой Светлане сказать, почему мы здесь находимся сегодня. И то, что она всё время... вот эта вот идея рождения сказки, вот этого песнопения, и то, что это всё оказалось на сцене Кремлевского дворца, и то, что огромное служение, которое эта сказка на себя взяла. Вы не видели, но я-то участвую в этой сказке. Мне приходится играть роль Деда Мороза и Какофона, который между Мажором и Минором всё время устраивает всякие интриги.
А. Леонтьева

— Ах вот он кто — Какофон.

А. Пятков

— Да, это тоже одно из... в жизни всегда мы боремся за правду. И есть лукавый, есть светлые силы, есть всякие, которые нас подвигают к деяниям. Так вот, то, что создана сказка, уникальная, с моей точки зрения — сколько мне пришлось видеть и участвовать в сказках советских: «Там на неведомых дорожках» — моя любимая роль Дрёмы, сыграть Илью Муромца в «За тридевять земель». И многие сказки: «Раз, два — горе не беда», «Снежная королева». И когда мы углядели это действо, без подобное, где музыка, симфонический оркестр, шикарный, прекрасный балет, где сливается оперное пение — у Светланы же диапазон четыре октавы. Она поёт и «Фигаро», она поёт великолепные итальянские арии. Это уровень мирового «Ла Скала» театра. Это оперные певцы, которые из Ленинграда приезжают сюда. Это музыка, вся переплетённая с действом, со служением. Это вообще рождественская сказка. И вы бы видели: в конце, когда выходят все дети, и звучит такая красота музыки, такая мощь, молитва о всей стране, о мире, о жизни, о любви, о детях. Это невероятной красоты сказка. И то, что мне судьбой дана такая высокая честь участвовать в ней, и с такими артистами, и в таком прекрасном месте, это благая очень весть. Надо сказать, что очень интересный сюжет произошёл.
Позвонила из Феодосии одна семья. Там есть женщина, которая семерых детей взяла себе на воспитание. И они выразили желание поехать на ёлку в Кремль. Я обратился к Андрею Шлыкову — это прекрасный спутник и супруг Светы, великолепный парень, великолепная у них семья, великолепные дети. Какое отношение нежное, какие внимательные, они такие друг другу преданные. Вот смотришь на них и видишь образец православной русской семьи, где все друг другу помогают. У каждого есть желание что-то делать, быть таким, что-то петь, танцевать, рисовать, играть. Любое проявление когда есть в ребёнке, его нужно поймать и дать возможность ему проявиться. То есть не насиловать ребёнка, что ты будешь таким, вот я хочу, чтобы ты это делал. Нет, самое главное — понять, что из него идёт, и это взять. Я вот как раз обратил внимание, что часто дети поют что-то, танцуют, играют, но это всё кем-то поставлено, кем-то сделано. И эта программа в этого ребёнка вставляется, и он воплощает программу воспитателя. А когда из него самого идёт что-то, вот это поймать, это ощутить, этот талант определить, ему дать развиться — вот это высочайшее искусство. И тогда мы видим рождение совершенно другого песнопения, не механистического. Потому что, ну да, многие поют, многие танцуют. А вот где искра сия Божия? Вот как раз в этом спектакле, где есть и жонглёры, есть и фокусник прекрасный, и смешение очень многих жанров. Говорят, что эклектика в искусстве — это плохо. Нет, это очень хорошо.

А. Леонтьева

— Высокого уровня эклектика — это хорошо.

А. Пятков

— Конечно. Где великолепные декорации, великолепные костюмы, свет — и всё это сливается. Говорят, что конвергенции не должно быть — нет, она может быть, когда искусство всеми средствами выражает ту мысль, ту идею, которую закладывает Светлана со своей прекрасной командой актёров. Как она подобрала всех, как все друг друга любят, как относятся! Открою тайну, что некоторые люди приходили и просто не уживались — они просто не могли находиться на такой высоте отношений, такого понимания, такой любви, бережного отношения, поддержки друг друга. И вот эта сказка — вот то, что меня так просили рассказать Андрей и Света. Моё появление, скажем, в этой сказке в качестве Деда Мороза — это просто тоже удивительная история. Пользуясь случаем, что наступают прекрасные дни, когда все полны радости, мечтают подарить подарки, куда-то бегают, все воодушевлённые, хотят новой жизни, призывают, что бы было всё хорошо, был мир, счастье, радость. И вот в эти дни ты в этой энергии оказываешься, особенно вот здесь, в храме, с колоколами, со всеми служениями, и тогда понимаешь, что всё в этой жизни происходит, когда ты, как в сказке, придумываешь себе жизнь. Её нужно придумывать, и потом в этой же придумке своей быть режиссёром, и играть, и быть. Не когда кто-то за тебя придумывает, а когда ты сам. Как хорошо сказано: иди своей дорогой и не слушай, что говорят люди. Своей дорогой иди.
И поэтому в двух словах просто: 1998 год, «Мосфильм», эталонный зал. Выходит композитор Рябов и говорит: «Ты», — а я озвучивал какой-то фильм. И он мне говорит: «Ты поедешь Дедом Морозом в Финляндию». Я говорю: «Когда?» — «Завтра». — «Почему?» — «Дед Мороз, который должен был поехать, оказывается, загулял». Я говорю: «А спектакль что?» — «Министр культуры Бугаев. Приказ, что его дочка будет твоей Снегурочкой. Компания финская, президент компании, правительство Финляндии. Тебя встречают триста человек в Хельсинки». А это страны Бенилюкс: Дания, Швеция, Норвегия.

А. Леонтьева

— Такой почётный Дед Мороз.

А. Пятков

— Грандиозный. Выдали поезд на девять мест, шикарный царский вагон. И когда погрузили туда и уже нужно было ехать, я понял, что это невероятное дело. Что нужно было поехать и заключить договор о дружбе и сотрудничестве, встретиться с Матти, который, вы помните, приезжал Санта-Клаус в Москву, катался на оленях? Такой настоящий грандиозный Дед Мороз их. И вот мы поехали туда, и это была уникальнейшая поездка совершенно. И Хельсинки, где мы встретились с ним. Мне пришлось ему на балалайке играть «ах вы сени мои, сени». И на финском языке ему речь прочитать. И нужно было произнести речь потом на английском языке, чтобы достигнуть понимания — и английский язык пригодился. И когда мы отправились уже в Рованиеми, поехали туда, в этот прекрасный дворец Санта-Клауса. Когда мы катались на санях, на оленях... Даже было смешно: Бугаев, министр культуры — ну, извините, просто как они принимали Деда Мороза. Гостиница: у меня номер тысячу долларов стоил, а у министра культуры — сто долларов. То есть было всё на самом высоком уровне. Это была грандиозная мировая встреча.
И когда мы оказались там, подписали договор за подписью Снежной королевы, и вот это было явление — но это много нужно рассказывать, а времени мало. Но самое главное, что когда мне пришлось приехать в Москву, в мэрию, играть в новогодние дни там Балду. И я рассказал об этой поездке товарищам. Они это всё углядели, услышали, написали сценарий. И вот это Устюжанинов, эта вся история с Дедом Морозом, что потом вот появился «дом Деда Мороза» — это всё было после поездки к Санта-Клаусу. И то, что нам удалось эту идею у него свистнуть и у нас тут её развить. И потом в результате, смотрите, как получилось, что в этой сказке Деда Мороза в Кремле мне придётся играть наяву, а не во сне. И вот это чудесный сон. То есть в жизни я говорю детям всем и родителям: придумывайте жизнь, придумывайте сказку, мыслите красиво, конструктивно. И почему влияние сказок так важно и огромно? Это основа воспитания нашей прекрасной молодёжи — наши русские, советские сказки.

А. Леонтьева

— Напомню, что у нас гостях Александр Пятков — советский и российский актёр театра и кино, народный артист Российской Федерации. Но мы ещё не упомянули, что Александр внесён в книгу Гиннесса за самое большое в мире количество ролей. Я хотела спросить у вас, Александр. Вы сказали про наши сказки, и такой простой у меня вопрос: наши дети начинают знакомство с культурой, вообще-то говоря, с мультиков. Это раньше с ними происходит, чем они начинают читать книжки. Они с детства смотрят мультики. И меня очень впечатлил рассказ Светланы, которую мы всё время, видимо, будем сегодня упоминать, потому что она сегодня не смогла с нами присутствовать на программе, как они едут с репетиции вот этого грандиозного проекта «Рождество в Музыколандии». Они просто едут с детьми, останавливаются на заправке перекусить, и там работает экран.
И они видят каких-то героев вот этих потрясающе безвкусных, таких примитивных современных западных мультиков, или чего-то такое. И дети просто прям вот, не отходя от кассы, видят контраст между вот этими явлениями. И в своё время мне муж говорил, в 90-е, когда я рожала детей, что Папа Римский благословил свою паству смотреть советские мультики. И вот я помню, когда дети маленькие, они же требуют один и тот же мультик, не знаю, про Винни-Пуха. Они требуют его поставить им 30 раз за день. Это есть такой период у детей, когда они 30 раз один мультик смотрят. И я ехала на программу и думала: это какой же, как говорят сейчас, импринтинг, это какое же впечатление прямо закладывается в них из того, что они смотрят, какие мультики они смотрят. Вот что вы скажете о советских и современных мультиках? Есть какие-то у вас пожелания или соображения?

А. Пятков

— Пожелание о том, чтобы эти все мультики советские вернулись на наши экраны.

А. Леонтьева

— Но вот мои дети на них выросли, да.

А. Пятков

— Чтобы они по всем каналам шли, как это было раньше. Потому что сердца, не занятые нами, сейчас же занимает враг. Понимаете, борьба идеологическая, которая идёт за души людей, и то, что вот эти мультфильмы, которые создаёт та сторона, они преследуют свои далеко идущие цели. Это идёт борьба за души людей. Недаром, как вы говорите, Папа Римский благословил просмотр советских фильмов.

А. Леонтьева

— Но мне так муж сказал.

А. Пятков

— Папа — это очень просвещённый человек.

А. Леонтьева

— Это тот ещё — не современный, а который был в 90-е.

А. Пятков

— Да и Бог с ним. Папа всё равно сказал — это очень важно. На самом деле вот эти сказки наши — это оружие России, секретное, мощнейшее оружие. В наших сказках заложены такие коды, такие мысли, такие заветы, правила, как нужно жить, как нужно быть. Заложены в изначальности, данной нам космической Божественной волей. И эти знания законов через сказки нам передаются. И когда ты действуешь, как в сказке, как идёт Иван-царевич или Морозко, когда ему встречается в сказках и печка, и яблонька встречается, когда помогает. Когда всё это возвращается, и ты понимаешь, что когда делаешь добро, несёшь людям добро, тебе всё возвращается. А зло, которое ты творишь, будет наказуемо обязательно. И в этих сказаниях, в сказках — вот мне бабушка с детства рассказывала сказки, дедушка в Сибири рассказывал сказки, и мы жили в этих сказках. И это вот основа и нашего видения мира, голограмма такая, которая, нас всех делает едиными, когда мы друг друга понимаем, когда делает нас неповторимыми. А сказок очень много в мире на самом деле, и вообще прекраснейших сказок всех. Но вот наши сказки и наши мультфильмы — недаром в Америке, Олег Видов забрал наши мультфильмы когда, и 40 стран мира их купили. И они имели огромнейший успех везде: в Индии, в Бангладеш, в Китае — где угодно. Огромнейший успех имели наши сказки, потому что созданы такими великими мастерами и композиторами. И как озвучивали сказки, и как рисовали — это эпоха была титанов. На самом деле титанов, которых сейчас пока не видно.

А. Леонтьева

— А почему?

А. Пятков

— А потому что был порыв, было созидание, было творение, было сотворение. Бог подарил нам прекрасную землю с горами, морями, с океанами, с красотой бесконечной, энергии насыщенные. И когда ты находишься во всём этом деле, в служении, в сотворении, а не в разрушении, тогда ты един, тогда ты созидатель и ты по образу Божию тогда творишь. И вот когда наша вся страна строилась: Сибирь, строили новые городах, открывали острова, ехали туда, сюда — и везде созидание. Вот эта вот цивилизация православная, которая направлена везде всем дарить добро, строить, всем нести благость, прекрасные песни, танцы, музыка. Смотрите, все танцевали, пели — какие великолепные хороводы. Сейчас очень большая честь, что меня пригласили в жюри конкурса песен Леонида Дербенёва. Песни советские, когда одна песня, и уже помнишь весь фильм, когда все вместе пели это дело. И вот когда молитвы всех нас соединяют изначально, вот это всё богослужение, и как прекрасно в храмах, когда дети учатся петь, на клиросе стоят. Какие вот многоголосия — это всё традиции нашего песнопения, которое всегда было в России, шестиголосие, пятиголосие. Это и в Грузии прекрасно поют, и во многих других странах. Но это всё воспитание идёт сиюминутно, то есть оно из всего складывается.
Когда мы собирались раньше в Сибири, и дома я на баяне играл, и мы пели песни все русские, пели романсы, пели песни потом КСП вот эти вот. И пели военные песни, и из оперетты, и из оперы, и все вместе мы воспитывались, это было самовоспитание. И вот это крайне важно, что дети, когда они вместе с родителями, с бабушками, с дедушками неотрывно связаны, когда они передают свой вот этот удивительный опыт и знание, без которых дальше развиваться невозможно. Детям нужно всё это дело. И то, что Светлана Феодулова, и то, что вот будет год семьи — это самая важная опора государства. Потому что некоторые товарищи, которые есть там кое-где, они хотят разрушить семью как основу государства.

А. Леонтьева

— Которые нам не товарищи.

А. Пятков

— И это крайне опасная тенденция — всякими толерантностями, всякими новациями, инновациями. Кстати, мусульманский мир как раз эти традиции и обычаи очень поддерживает — то, что было присуще всегда православию. И вот эти попытки... мы как раз в наших сказках... Я сейчас вижу, как стали прекрасно... Вот мы сейчас оркестр играл Росгвардии, прекрасные постановки сейчас стали делать, и видео, и певцы. И как расцветает сейчас, очень расцветает сейчас страна, расцветают все города. Очень много появилось, пускай это самодеятельность, пускай там кто угодно, но каждый может проявиться. Это так здорово. Это просто страна наполняется и расцветает вот этим духовным желанием опять возродиться — то, что было утрачено некоторыми моментами когда-то и в этой попытке всех нас разъединить. Я думаю, что Россия, вот то, что говорят на самом деле, она является образцом для всего мира, куда нужно стремиться, опять здесь быть вместе и нести этот свет, который, самое главное, он идёт от Духа Святого. Потому что Дух Святой когда опускается на человека, и он через Него начинает рисовать иконы ли, когда являются лики божественные, или писатель чудеснейшую музыку, когда человек не механистически что-то воспроизводит, а именно идёт в этой энергии, в этом потоке, к которому нужно подключиться.
И вот то, что над тобой находится вот эта изумительная, красивейшая, бесконечная энергия, которую дал Бог каждому из нас. Просто много лукавства, которое уводит нас в сторону от этого. И вот детей нужно на самом деле держать в этом ведении, а не в неведении, потому что многие пытаются их увести в разные дела, очень опасные, которые существуют. И вот сейчас просто даже интересно, у нас сюжет родился интересный. Вот я говорил, что в Феодосии одна семья, где женщина взяла себе семь детей на воспитание. И она обратилась — можно ли поехать на сказку в Москву, в Кремль детям. Я обратился к Андрею Шлыкову, к Свете Феодуловой. И они сказали, что, конечно, пускай приезжают.

А. Леонтьева

— Там же очень много билетов благотворительных — для семей многодетных.

А. Пятков

— Да. И сейчас уже мы им сказали: давайте вы сейчас снимите такой фильм, как вы готовитесь в поездку в Москву, как вы Деду Морозу подарки делаете, шьёте перчатки, делаете ему картину, делаете ему какие-то вкусные вещи, и все готовят что-нибудь, собирают мешок подарков. И вот они готовятся сейчас к поездке в Москву. А потом они будут ехать поезде, им будут передавать все свои пожелания, просьбы Деду Морозу, чтобы он выполнил, потому что эти желания кто-то должен выполнить. И вот мне кажется, в этом смысле очень важно, что наши богатые люди, а меценатство всегда было в России (Мамонтов и многие другие), могли бы здесь проявить себя всесторонние, чтобы обратить внимание на эти семьи, на большие такие коллективы, на монастыри, да где угодно, чтобы отдать то, что им Бог дал. Но поделиться нужно всенепременно, и воздастся ещё больше. И вот просто им показать, кому можно передать ваше вот это благодеяние.
И поэтому призыв ко всем нашим прекрасным богатым купцам, как было раньше — назовём их купцами. Просто им сказать, куда направить их эти вот возможности. Они иногда даже не знают. А если мы проявим и покажем такие семьи, такие истории расскажем. Год семьи, когда дети все... как вот, когда ребёнок остался без родителей — это же огромная трагедия. И как нужно всем миром помогать, как нужно всем миром держать, как нужно каждому. Но это, слава Богу, вот есть в программе нашего царства-государства — это вот то, что год семьи объявлен, и то, что такие силы огромные в это всё вовлекаются. И вот эта сказка рождественская — она такая необходимая. И вот я думаю, что нужно просто бежать эту сказку смотреть всенепременно.

А. Леонтьева

— Напомню, что сегодня с вами Анна Леонтьева. У нас в гостях Александр Пятков — советский и российский актёр театра и кино, народный артист Российской Федерации. Мы вернёмся к вам через минуту.

А. Леонтьева

— Сегодня мы говорим с Александром Пятковым, советским и российским актёром театра и кино, народным артистом Российской Федерации. С вами Анна Леонтьева. Вернёмся, Александр, к разговору о семье. Вот какое ваше мнение, как семья может поучаствовать вот в том, что мне кажется, сейчас происходит — возвращение традиций, возвращение ценностей и возвращение какого-то высокого уровня искусства? Что можно сделать на уровне семьи?

А. Пятков

— Вот, честно говоря, сейчас так немножко жалко то, что когда мы жили в Советском Союзе тогда, что мы были иногда предоставлены сами себе. Сами ходили в секции какие-то...

А. Леонтьева

— Дети с ключиками на шее, помните?

А. Пятков

— Да. И ходили то в одну секцию, то в другую, нас хватали, тянули, брали. И тогда тренера просто нарасхват нас держали. Но мамы и папы на нас особенное внимание не обращали. Во дворе мы сами бегали, играли, по крышам голубей гоняли. И мы были предоставлены сами себе, сами по себе развивались. А сейчас вот эти досуговые центры прекрасные, детские, организованные по примеру домов культуры. То, что очень много секций сейчас появилось разнообразных, куда можно всех водить, в чём, мне кажется, огромная сейчас возможность появилась у родителей — вот как раз детей везде провести по всем направлениям. Вот это показать, показать музыку. Я сейчас был в одной семье, вчера буквально, и меня просто поразило: девочка выходит, ей семь лет, в первый класс ходит, и вдруг она достаёт лорнет и начинает играть Моцарта — в семь лет! У меня глаза на лоб. Прекрасно сыграла и импровизацию ещё сделала, говорит: «Это пчёлки летят». Потом эта девочка, оказывается, танцует в ансамбле «Веселуха». Она показала великолепный танец, который был поставлен. Потом эта девочка прочитала изумительные стихи, потом спела духовную песню под фонограмму чистейший голосом.
Я был так поражён, думаю: вот что значит, когда ребёнка за руку ведут и показывают этот мир во всём его многообразии, во всей красоте. И тогда он имеет возможность выбрать: «Мама, я хочу вот это. Папа, я хочу вот это», — да пожалуйста, вот тебе. И тогда он может остановиться на том, что ему наиболее интересно. Каждый человек рождается с чем-то, вот он рождён актёром ли, музыкантом, врачом ли, кем-то. Но ему что-то в принципе дано одно, которое он может делать лучше всего — вот ему дано. И найти вот то, что ему дано, найти свой путь — это является важнейшим — понять кто я, зачем я, к чему в этом мире. И тогда ты будешь счастливым, и ребёнок будет счастливый — он будет идти своим путём. Найди свой путь, как говорят. Это время сейчас такого невиданного духовного расцвета, который организовался. И такое огромное внимание уделяет наше правительство именно семье.

А. Леонтьева

— Да, именно семье.

А. Пятков

— Это так радостно видеть, благостно. И то, что ты можешь участвовать в этом и то, что родителям просто нужно, конечно, вместе с детьми идти и учиться, и учиться всему. А когда родители идут вместе с детьми, учат музыку, учат ноты, занимаются, то они и сами развиваются, к ним молодость возвращается.

А. Леонтьева

— Литературу они проходят.

А. Пятков

— И какую литературу читать? А вот насчёт чтения — это самое важнейшее дело. Это вот то, что мы читали Станюковича, читали Толстого, читали сказки наши, и Пушкина, конечно. И это великолепное наше богатство, подаренное нашими великолепными... вот в нём надо купаться, купаться и наслаждаться. Потому что человек всё-таки... вот его душа, когда что-то родное, резонирует. Вот это родное наиболее сильно воздействует. И вот песни на самом деле сейчас звучат часто... Вот мне приходится быть в жюри фестивалей и смотреть, как поют дети. Ну вот он берёт и поёт английскую песню или какую-то на иностранном языке. Слов мы не понимаем — о чём поётся в этой песне. Потом, он поёт чужие чувства, нам показывает чужие эмоции, стереотипы поведения. И мы начинаем уходить — не наш это стереотип поведения. А возьмите наши казачьи песни. Триста казачьих песен я послушал — Боже мой, какая красота! Это такие мощнейшие произведения, такие творения, когда пляшут, танцуют. А какие хороводы водят наши прекрасные педагоги и дети. И вот это всё — вот в это нужно идти. А нам говорят: давай вот туда пойдём, давай это, давай то. Ребята у нас внимание нужно обратить ещё раз, что все хотят, чтобы здесь звучали другие песнопения, а нам нужно здесь петь свою песенку, свою песню о России.

А. Леонтьева

— Александр, если мы заговорили уже о песнопениях, расскажите о вашей деятельности, о вашей творческой деятельности в этом направлении.

А. Пятков

— Самое интересное то, что вот Радио ВЕРА, я сегодня имею счастье рассказать то, что мало было кому ведомо, но ведомо было. Так получилось, что мне удалось попасть в оркестр «Боян» — Анатолий Иванович Полетаев, народ артист Советского Союза. И он мне пожаловал исполнение «Монастырского хорала» — это произведение грандиозное, вместе с хором Романова. И самое поразительное, что мой прадед Пятков был колокольных дел мастером. И называлось это произведение сначала «Звонарь». Вы это произведение услышите. И когда с оркестром мне удалось начать репетировать и петь, то оркестр смычками стучал по струнам — от того, что признали. И «Русь святая», другие произведения: «Ода Богородице», «Эй, славяне», которые он тоже пожаловал. Мне удалось оказаться в этом чудесном мире музыки оркестра «Боян» народных инструментов, где симфония сложена с нашими балалайками, баянами, всеми нашими инструментами, жалейками. И вот этот вот симбиоз как раз удивительный — то, что сделал Анатолий Иванович. Академик Зенин, который исследовал концерты его на аппаратуре, то они, оказывается, давали такую высокую частоту настройки человека, что люди могли послушать девять раз концерт и выздоравливать от такой музыки, такой чистоты и такой глубины. И вот Анатолий Иванович, когда мне дал фонограмму, и я оказался... это была очень удивительная история. Это трёхсотлетие флота российского в городе Переславль-Залесский — и там был праздник города. И как раз Виктор Дюнин, который написал «Белый теплоход», такой вот замечательный поэт, написал песню «Переславль-Залесский».
И мы пришли к мэру города и предложили её исполнить на празднике. И вот пятьдесят тысяч человек, эти монастыри, Плещеево озеро, белые облака, народ, праздник рождения российского флота. И мне была предоставлена возможность исполнить песню «Переславль-Залесский» и «Монастырский хорал». Это было мгновение такого счастья огромного и служения — пятьдесят тысяч, и звучит молитва о святой Руси. И после этого потом мы встретились ещё со Скробовым — таким замечательным поэтом и композитором, но он военный человек, очень высокого уровня. И он подарил мне произведения «Сергий Радонежский», «Александр Невский». И сложился целый альбом песен и духовных песнопений и молений, который потом я скоро представлю людям, чтобы они в этом направлении могли узнать очень многие произведения.
И то, что духовное такое служение — вот я хочу вспомнить просто, что бабушка мне сказала в 16 лет: «Шёл бы ты в семинарию. Был бы у тебя амвон, служил бы ты людям». А я пошёл в театральный. А потом ещё такой отец Стефан, который в Сергиевом Посаде был эконом главный, сказал: «Даю тебе направление в семинарию, пускай у тебя будет амвон». А потом он сказал: «Пускай амвоном твоим будет вся страна. Пускай служишь ты всей стране как актёр, как человек. И коли тебе голос Бог дал, то давай служи всем, иди». И вот по этому пути меня даже вот привело и в эту сказку прекрасную рождественскую Светланы Феодуловой, и на Радио ВЕРА привела эта сказка на встречу с вами. И то, что у меня имеется огромное счастье и волнение вам рассказать, что у меня есть такие произведения духовные, которые так нужны, чтобы напитать души. Их же нужно питать очень высокими произведениями. Ведь самое главное, когда мы слушаем высокую музыку Моцарта, Бетховена, Брамса, Чайковского, Рахманинова — это высочайшие творения, созданные на грани откровения божественного. И тогда мы наполнены этой энергией.
А много ведь, извините, произведений, которые деструктивные. Вот даже смотря сейчас на исполнение многих артистов, я вижу, как на души воздействуют эти произведения негативно, они разрушают её. Я бы сказал, что это даже, как преступление, когда ты слушаешь не те произведения — диссонанс вводится. И вот, как Зенин говорил, что, правда, вот мы видим, как снежинка, становится наша клетка, вода, когда правильно всё звучит, и как она скукоживается, если неправильно.

А. Леонтьева

— Всё выстраивается, ага.

А. Пятков

— Кстати говоря, когда было в Доме учёных это исследование, было просто очень интересно — не могу не рассказать об этом. Пели солисты Большого театра. Была Любовь Сергеевна Гордина — это президент Ноосферной организации мира замечательная. А мне пришлось вести этот концерт и представлять артистов. И вдруг голос из зала: «А пускай нам споёт вот этот вот ведущий. Чего он там не поёт?» Я говорю, что, да, давайте, и поставил «Монастырский хорал». Когда Зенин посмотрел частоты вот этого «Хорала монастырского», оркестра «Бояна», исполнения, они превзошли все частоты тех, кто исполнял. И оказалось, что настолько целебно это высшее духовное произведение, и то, что волосы дыбом становятся. И это оказалось слияние оркестра... Иеромонах Псково-Печерского монастыря написал это произведение. И ты понимаешь, как важно, чтобы люди слышали это. И для этого нам столько сейчас храмов создаётся, что Святейший делает по всей стране, возрождаются наши семинарии, столько священников появилось, столько богослужений. И после революции, к сожалению, было много что разрушено, но всё возвращается опять на круги своя. И в той борьбе, которую мы ведём за душу человека... спасти душу. Потому что мы занимаемся — вот то, что вы делаете — самым главным — спасением души. Потому что потом, если ты не успеешь, то будет трудно в мире ином. Там придётся ответ за всё держать — за то, что ты не то сделал.

А. Леонтьева

— Сегодня у нас в гостях Александр Пятков — советский и российский актёр театра и кино, народный артист Российской Федерации. Беседа очень вдохновляющая. Я хотел спросить: Александр, вы обмолвились, что вы из Сибири.

А. Пятков

— Да.

А. Леонтьева

— А какие-то традиции вашей семьи вспоминаются вам из детства?

А. Пятков

— Конечно.

А. Леонтьева

— Какие?

А. Пятков

— Да, вот мне довелось быть на воспитании у деда. Отец мой сибиряк, он служил на карело- финской границе, где встретился с моей мамой. Меня всё время воспитывал дед с бабушкой в Сибири. У деда было 15 лошадей. У нас была прекрасная, изумительная река Сереж. И когда мы пахали вместе, сеяли, метали зароды, на конях скакали. И вот это было такое время удивительное. Но когда мне удалось сняться в фильме «Дерсу Узала» у Акиры Куросавы, я приехал в деревню после съёмок с моими друзьями. Собралась деревня вся, и три дня деревня гуляла. И тогда я увидел, какой же народ там живёт. Являются, крестятся на икону в правом углу, и начинается: такие песни поют, такие истории рассказывают, такие прибаутки, такие шутки. Я думал: какой же это талантливый народ, который сохранил...

А. Леонтьева

— Прошу прощения, что я вас перебиваю. То есть всё это осталось, всё это ещё было живо на тот момент?

А. Пятков

— Это было всё живо. Они все пели, танцевали, многоголосие пели. И там вот эти песни все: «По диким степям Забайкалья», «Славное море, священный Байкал», «Ревела буря, гром гремел», «Куда ведёшь, тропинка узкая?» — все они звучали. Все эти песни современные, народные, песнопения, Есенин там переплетался, романсы — на самом деле всё переплеталось. И вот эти сибирские песни, которые просто грандиозные. И этот народ, такой вот просто... вот идёшь на восток — там же суровая действительность, нужно выживать, нужно охотником быть, рыбаком быть, нужно сражаться, нужно биться. А почему сибирские полки спасли Москву? И поэтому там так просто не проживёшь в тепличных условиях. И вот этот народ такой. И меня там прозвали «Ерёма», потому что дед, после того, как они выпивали с прадедом, которому было 112 лет, начинали петь «Ревела буря, гром гремел, во мраке молнии блистали». И вот они, такие могучие люди, и Сибирь. Сейчас вот концерт, кстати, будет называться у меня «Очарованный Сибирью». Мы отправимся, с Божией помощью, туда, чтобы ещё раз люди углядели историю. А начнётся всё с Томска, где вот в «Сказании о земле Сибирской» играл Дружников. Я взял его стихи для начала этой концертной программы об этой юности моей и от тех людях, с которыми мне довелось встречаться. Мама говорила мне всегда: помни, что ты сибиряк. Это огромнейшая сила, это мощь, которая помогает России спасаться. И вот они там не теряют вот этого всего. Потому что здесь влияние очень сильно разных культур, разного всего...

А. Леонтьева

— Но здесь мегаполис, да.

А. Пятков

— Мегаполис, конечно. А там они немного цельные.

А. Леонтьева

— Александр, вы упомянули, что из рук нашего Патриарха Алексия получили орден Сергия Радонежского за деяния во славу Церкви. Можете два слова об этом сказать?

А. Пятков

— Это для меня была невероятнейшая благость и милость, что орден такой дали. Вот Борису Щербакову дали медаль Даниила Московского, а мне вдруг Святейший орден Сергия Радонежского третьей степени. Когда я попытался спросить, а как же Святейший определяет вот эти награды? А мне сказал тот человек, который знает это, что ему сверху приходит информация, и он подписывает то, что ему сверху...

А. Леонтьева

— Из небесной канцелярии.

А. Пятков

— Да, из небесной канцелярии. Это без какого-то подкупа или что вот надо такому-то — нет. Это как раз было, когда углядели вот эти песнопения — в Переславле-Залесском, как было сказано. Но ещё было чудо одно, которое я не могу не рассказать. Вы задали этот вопрос. Была президентская кампания 1996 года в городе Калининград. И мы выступали в концертном зале «Россия». И это была пресса, избирательная кампания президентская.И мне пришлось там петь русские песни. И в результате в конце всё-таки я исполнял «Монастырский хорал». И вдруг после исполнения «Монастырского хорала» бегут люди, директор бежит этого дворца культуры, корреспонденты бегут, представители президента, областной администрации — бегут все ко мне: что случилось, что случилось? Я говорю: «А что случилось?» — «Вы знаете, что случилось?» Я говорю, что не знаю, что случилось. «Вы знаете, когда вы пели, то у вас над вами возник нимб света голубого и жёлтого. И куда бы вы ни двигались, вот этот нимб вот из этой энергии, он прям сиял над вами».
Я почему об этом рассказываю — потому что это потом было описано в докладе после концерта прессой, это есть в газетах. И всё это было тоже доведено до Святейшего Алексия. И когда он рассматривал это дело... Я встретил тогда ещё такого замечательного писателя Сидорова, который написал «Семь дней в Гималаях». Выдающийся был человек, который йогой занимался, Тибетом, Шамбалой. И когда он узнал об этой истории, когда мы были в Гатчине на фестивале писателей, его спросили: а вот что это, Александр, почему над ним такой нимб светил, что это означает? Он говорит, что это очень-очень благостная такая энергия, которая совместилась, это вибрация. Я помню, когда я пел, мне пришла такая вибрация, прям какая-то такая вот — прям как бы потрясывала какая-то энергия.

А. Леонтьева

— Благодатная.

А. Пятков

— И то, что вот такие слова отца Романа и музыка Полетаева, и хор — оно всё как-то вместе слилось, и было очень много народу, и концертный зал «Россия», и миссия такая. И совместились, видимо, какие-то эти все составляющие энергии, и получилось вот это чудо свечения. То есть вот то, что люди видят ауру, когда аппаратом исследуют, и когда над святыми вот это возникает свечение. То есть каждый человек светится, каждый, но только по-разному. А когда вдруг он явственным становится, тогда вот такая милость случилась, просто это чудо какое-то. Я даже сам не знал, что это такое, но они были настолько поражены этим явлением. Причём об этом явлении говорилось в писаниях, в рассказах — везде. А чтобы на глазах явилось чудо... вот такое получилось дело.

А. Леонтьева

— Потрясающе — современный патерик. Очень вдохновляющая беседа накануне наступающих праздников. Как хорошо, что следующий год в России признан годом семьи — то самое главное, что у нас есть, что мы не должны разрушить, что мы должны сохранять, что всегда поддерживать, что является источником радости и вообще жизни. И в этот день мы говорим с Александром Пятковым, народным артистом Российской Федерации, говорим о культуре, о наших традициях. И напоминаю, что Александр сыграл бесчисленное количество Дедов Морозов. И вот одна из этих ролей будет в кремлёвской сказке «Рождество в Музыколандии», которую задумала и осуществила тоже замечательная героиня наших программ Светлана Феодулова, оперная певица. Кремлёвская сказка пройдёт в Государственном Кремлевском дворце, в малом зале, с 22-го по 31 декабря и со 2-го по 7 января. Это будет удивительное, вдохновляющее, красочное музыкальное шоу. Я всем советую попытаться хотя бы на него попасть. И сегодня мы хотели ещё послушать «Монастырский хорал» Анатолия Полетаева. Сейчас Александр расскажет, что мы послушаем. Я напомню, что сегодня с вами была Анна Леонтьева. Спасибо вам большое за вдохновляющую и внушающую надежду беседу.

А. Пятков

— Вот эта беседа — на самом деле за мной стоят все мои предки, род мой, страна, наша история. Я просто продолжение и воплощение всех этих деяний нашей страны, просто один из всех, один из народа. И поэтому то, что мне приходится говорить, это всё, что Юрий Мефодьевич Соломин, мой учитель, это дал, Коршун Виктор Иванович, многие учителя, актёры, режиссёры, с которыми мне довелось встречаться в этой жизни. Это всё впитано, и всё это нужно передать всенепременно нашему народу во благо семьи, во благо нашего рода, народа.

А. Леонтьева

— Нашим следующим поколениям.

А. Пятков

— И вот молитва о святой Руси, которая сейчас прозвучит, что «Господи, помилуй». И как в этих стихах прекрасных: «Люблю тебя, Россия. Ах, как люблю я счастья ручейки и васильки, цветов небесно-синих, и пескарей на отмели реки. Люблю твои и степи, и просторы, и шум берёз, и трели соловья, сосновый бор, где за лесами горы. Люблю тебя, ты родина моя! Ах как тебя хочу восславить добрым словом, родная моя женственная Русь! Пусть буду много кем-то истолкован и пересужен много раз... и пусть! Но всё равно пою тебе, Россия! И пред тобою голову склоня, прости её, у Господа прошу я! Прости её, прости меня!»

А. Леонтьева

— Спасибо огромное. Напомню, что сегодня с вами была Анна Леонтьева. Мы говорили с Александром Пятковым, советским и российским актёром театра и кино, народным артистом Российской Федерации. Спасибо вам большое за эту вдохновляющую беседу.

А. Пятков

— Во благо!


Все выпуски программы Светлый вечер

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем