«Туристическо-паломнический кластер „Арзамас — Саров — Дивеево“». Игорь Филиппов - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Туристическо-паломнический кластер „Арзамас — Саров — Дивеево“». Игорь Филиппов

* Поделиться

У нас в гостях был генеральный директор управляющей компании по развитию Сарово-Дивеевского кластера Игорь Филиппов.

Разговор шел о туристическо-паломническом кластере «Арзамас — Саров — Дивеево» и о том, что ждёт паломников, которые решат отправиться в места преподобного Серафима Саровского.

Ведущий: Константин Мацан


К. Мацан

- «Светлый вечер» на радио «Вера», здравствуйте, уважаемые друзья, у микрофона в студии Константин Мацан. В гостях у нас сегодня Игорь Филиппов, генеральный директор управляющей компании по развитию Сарово-Дивеевского кластера. Добрый вечер.

И. Филиппов

- Добрый вечер, Константин.

К. Мацан

- Поговорим мы сегодня о том, что даже называется уже немножко причудливо сразу: «Паломническо-туристический кластер Арзамас-Дивеево-Саров». Почему причудливо – потому что мы знаем Дивеевский монастырь, места преподобного Серафима Саровского, Арзамас, город рядышком, Саров раньше назывался «Арзамас-16», то есть для православных верующих это знакомый маршрут паломнический, а когда мы говорим «паломничество», сразу как-то вот такие картины возникают: люди с рюкзачками идут, в какой-то небольшой гостиничке остановились, с утра на службу, что-то такое очень камерное и приятное, и простое, а слово «кластер» сразу за собой несет ворох ассоциаций: большие набережные, хорошие кафе, вай-фай, большие автобусы приезжают и вот такая современная картина мира, вот паломническо-туристический кластер «Арзамас-Дивеево-Саров», что это такое?

И. Филиппов

- Ну, Константин, вы очень верно заметили, это как раз и есть стремление к великому комфортному, доброму и светлому. В рамках нашего кластера «Арзамас-Дивеево-Саров» фактически происходит преображение муниципалитетов, что такое преображение в данном случае: появляется новое общественное пространство, появляются новые дороги, вокзалы, все элементы сервиса, которые будут делать жизнь гостей города и паломников, туристов более комфортной, то есть в данном случае как раз популяризация паломнических направлений, популяризация туристических направлений и есть главная цель создания кластера и главная цель развития данных территорий.

К. Мацан

- Обычно, когда большой масштабный проект задумывается, например, проект создания или в данном случае уже некоего существования, развития оформления этого кластера, понимаешь, что, видимо, был какой-то запрос, что-то не устраивало, люди ездили в Саров, чего-то, видимо, не хватало, надо было что-то менять, чтобы людям стало удобнее, комфортнее, вот на какую, скажем так, задачу, проблему, на какой запрос реагируете вы, как управляющий созданием этого кластера?

И. Филиппов

- На самом деле, проблем территорий не было, был потенциал, который мы сейчас, увидев, развиваем, мы – это большая команда профессионалов работает над этим проектом, во главе работы управляющей компании стоит коллегиальный орган – попечительский совет, возглавляет его Сергей Владиленович Кириенко, в составе попечительского совета работает достаточно много профессионалов из федеральных, региональных структур, при поддержке Нижегородской епархии мы эту работу ведем, и в данном случае высокие руководители когда оценили потенциалы, увидели перспективы и прочувствовали тот самый запрос у жителей нашей страны – посещать малые города, видеть малые города развивающимися, эта работа была фактически организована. На сегодняшний день пять лет в марте этого года, пятилетие отметил своей работы попечительский совет, и мы видим уже сейчас достаточно существенные итоги данной коллективной плодотворной работы.

К. Мацан

- А расскажите об итогах, что было, что стало?

И. Филиппов

- Если кратко, то основой для организации работы по созданию кластера было фактически 70 мероприятий, которые по своим основным направлениям делятся на две базовые категории: категория первая – это светская часть, вторая категория – часть епархиальная. 70 мероприятий, которые в настоящее время по количеству выросли до порядка 130-ти, из которых порядка 100 – светская часть, 30 – епархиальных, тут зашито все светское, если коротко, девять основных отраслей экономики, начиная от экологии, жилищно-коммунального хозяйства, образования, здравоохранения, культуры, заканчивая самой капиталоемкой – это отрасль транспорта и дорожного хозяйства. В рамках данной работы мы комплексно меняем пространство, начиная с расчистки рек, инженерной инфраструктуры, подготовки территории под благоустройство, заканчивая непосредственно созданием всей сопутствующей инфраструктуры под то, с чем сталкивается каждый гость, каждый житель, то есть в населенных пунктах это центры культурного развития, духовно-просветительские центры, автовокзалы, набережные, пункты питания – это то, что касается непосредственно светской части. Епархиальная часть – это работа на объектах обителей, на объектах епархии, в рамках данной работы мы приводим в порядок обители либо помогаем воссоздавать утраченное, либо приводим в порядок то, что осталось на сегодняшний день. Большая работа ведется у нас в Свято-Успенском Саровском мужском монастыре, там были и утраты, которые мы сейчас пытаемся восполнить, мы, как управляющая компания, и корректируем, и выступаем заказчиком по выполнению работ по реставрации объекта. Фактически речь сейчас идет о том, что в 2025 году при поддержке федерального правительства (на это мы очень сильно рассчитываем сейчас) работа по Саровскому монастырю должна быть закончена полностью, то есть будет приведена в порядок обитель целиком и полностью. Что касается Дивеево, Дивеево – это женский монастырь, который по заветам батюшки Серафима должен стать женской лаврой, сейчас фактически идет расширение территории монастыря и на территории монастыря, на прилегающей территории ведется, в том числе, и строительство новых объектов, буквально в начале июня этого года был закончено строительство и освящен митрополитом Георгием новый объект – это Саровские врата. Мы совместно с МАРХИ подготовили концепцию и проектно-сметную документацию, вот уже на сегодняшний момент, спустя полтора года, объект фактически введен в эксплуатацию, объект функционирует, то есть Саров – это Свято-Успенский монастырь, Дивеево – это Дивеевский монастырь, который должен стать женской лаврой. Что касается Арзамаса – Арзамас исторически всем известен, как город 33 храмов, мы приводим в порядок центр Арзамаса полностью с точки зрения благоустройства и основной своей работой на сегодняшний момент является реставрация Воскресенского собора, огромный собор, который был построен в честь победы над Наполеоном, к концу этого года мы планируем работу закончить.

К. Мацан

- Вы так рассказываете, что даже захотелось поехать, потому что я, честно говоря, очень давно был в Дивеево последний раз, ну как давно – лет, наверное, десять назад, с тех пор так и не доводилось мне туда приезжать, теперь, наверное, нужно обязательно съездить. А вот правильно ли я понимаю, что добраться стало проще? Я читал, что отреставрированы, перестроены, облагорожены вокзалы в Арзамасе, в том числе?

И. Филиппов

- Да, с транспортной доступностью мы работаем очень плотно. То, что касается транспортной доступности это фактически мероприятие номер один, оно и самое капиталоемкое, и самое основное, без современного способа прибытия на территорию немыслимо развитие туристических потоков. Арзамас – это город, через который проходит ежедневно порядка, если мне память не изменяет, 21 поезд в разные уголки нашей страны, то есть из Москвы, из Санкт-Петербурга достаточно легко добраться до Арзамаса. И совместно с РЖД в рамках работы попечительского совета кластера в Арзамасе были приведены в порядок два железнодорожных вокзала, их фактически там два, вот как раз один из них является объектом федерального значения, сам по себе вокзал, он – произведение искусства, то есть оба вокзала принимают пользователей российской железной дороги, принимают туристов, и оба вокзала приведены в порядок. Более того, в рамках работы нашего проекта совместно с Российскими железными дорогами мы организовали мультимодальный маршрут, который сейчас пользуется спросом, ежедневно фактически люди им пользуются. Что позволяет этот сервис: вы можете на сайте РЖД приобрести единый билет, например, Москва-Дивеево, в данном случае предусмотрена пересадка в Арзамасе на комфортабельный автобус, который доставит вас в Дивеево в рамках этого единого билета. Транспортная доступность очень обширная, приведу несколько примеров: Арзамас на сегодняшний момент к 2024 году при поддержке федерального правительства будет иметь рядом федеральную трассу, платную трассу М-12, то есть это четыре с половиной часа, и вы из Москвы уже можете добраться до Арзамаса, в 12-ти километрах эта трасса будет проходит от Арзамаса, то есть это фактически будут въездные ворота в наш кластер, это факт номер один. Факт номер два – Дивеево в рамках развития данных территорий на сегодняшний момент является единственным селом в Российской Федерации, где построено два полноценных автодорожных обхода, то есть мы фактически выводим из центра Дивеево, центра села, сердцем которого является Дивеевский монастырь, выводим весь периферийный трафик. Так что транспортная доступность – это тема номер один, работа эта продолжается. Более того, в рамках встречи с премьер-министром нашей страны, которая проходила в Нижнем Новгороде, с губернатором Нижегородской области, Глебом Сергеевичем Никитиным, поднимался вопрос о необходимости финансировать, в том числе дофинансировать еще два мероприятия: это путепровод выездной рядом со Смоленским собором и подъезд к одной из железнодорожных станций, как раз «Арзамас-1», это объекты транспортной инфраструктуры, которые очень важны, важны региону, важны всем тем, кто будет посещать центр Арзамаса, потому что это позволит точно также и в Арзамасе вывести весь периферийный трафик из центра города, дав возможность насладиться красотами, в том числе, и зодчества, храмов, благоустройства общественных пространств, все, что с этим связано.

К. Мацан

- Игорь Филиппов генеральный директор управляющей компании по развитию Сарово-Дивеевского кластера сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер». Наверняка у вас было общение на тему прошлого, настоящего и будущего Дивеевской земли, именно как кластера, с митрополитом Георгием, Нижегородским и Арзамасским, вот что говорил владыка о, если угодно, о задачах, почему важно, чтобы Арзамасско-Дивеевско-Саровский кластер сложился вот именно как нечто единое?

И. Филиппов

- Да, с владыкой Георгием мы работаем в плотном контакте, он является сопредседателем попечительского совета, Нижегородская епархия является соучредителем управляющей компании, и нам в рамках нашей ежедневной работы часто приходится сверять курс. Основная мысль, которая легла в основу данной работы, мысль митрополита Георгия, она сводится к тому, что все, что мы делаем на сегодняшний момент – это делаем для людей и в этом смысле те усилия, то развитие и обителей, и муниципалитетов, которые мы видим и которые мы будем видеть, то есть это прежде всего именно для людей, в общем и целом.

К. Мацан

- Я еще почему спрашиваю – потому что, насколько я понимаю, вообще тема развития Дивеево и Сарова, и Арзамаса, всей этой земли и строительство на ней ориентировано на восстановление святынь, на то, чтобы люди больше приходили и приезжали, к батюшке Серафиму обращались и молились, к духовной жизни приобщались, для владыки Георгия очень важна, если мы вспомним, что, если я не ошибаюсь, его много лет назад на Нижегородскую кафедру назначили за год до 100-летия прославления преподобного Серафима Саровского, если я не путаю, за год до мероприятий, которые по всей логике должны были стать очень масштабными, массовыми и вот за очень короткий срок, у нас тоже гости программы «Светлый вечер» на радио об этом рассказывали, вот иначе как прямым Божьим чудом это не объяснить, за год – очень маленький срок по масштабам строительства, восстановления и так далее, удалось гигантскую работу проделать, и вот к торжествам, к 100-летию прославления батюшки Серафима в 2003 году Саров, Арзамас, Дивеево предстал совершенно обновленным, открытым для людей, с восстановленными храмами, со святынями, и вот открылся для России заново, а вы что-нибудь об этом помните, знаете?

И. Филиппов

- Нет, я, к сожалению, не застал этот период, моя деятельность на тот момент не была связана с Нижним Новгородом, но я знаю точно одно: владыка умел и умеет строить. Он –созидатель с большой буквы и все, что он делает в ежедневном своем графике это подтверждает. На сегодняшний момент в чем роль управляющей компании: мы помогаем Нижегородской епархии, скажем так, отсоединить два мира: мир духовный и мир бюджетного финансирования, два таких самостоятельных больших глубоких мира, мы пытаемся объединиться для достижения единой цели – цели развития обители и в данном случае по сегодняшним масштабам мероприятий в монастырях, они носят такой достаточно масштабный характер, не каждая епархия принимает такое счастье – счастье быть услышанными и счастье помощи. Вот не совру, если скажу, что на сегодняшний момент только в реставрации непосредственно у нас объектов на два с половиной миллиарда рублей, то есть большая работа, нам на каждый объект необходимо выбрать строителя, который понимает, который тоже будет ежедневно свои силы отдавать благому делу, а с Саровом отдельная история: учитывая закрытый статус города нам в принципе потребовалось и чуть больше времени для того, чтобы подобрать тех людей, кто нам поможет в деле работ, которые связаны с сохранением объектов Саровского монастыря, поэтому мы здесь с владыкой ориентируемся на одно: все то, что мы делаем, мы делаем для людей, все то, что мы делаем, должно быть в максимально сжатые сроки и, безусловно, это невозможно было бы как без федерального правительства, так и без правительства региона, аппарата полномочного представителя в Приволжском федеральном округе.

К. Мацан

- А вот вы фразу произнесли: «строители, которые понимают», а вы говорите только о каких-то профессиональных качествах, компетенциях или здесь есть момент того, что – ну не всякому строителю, не всякой компании, не всякому подрядчику можно доверить строительство именно религиозных объектов в силу каких-то причин человеческих, в силу того, что это особенный объект, к которому нужно относиться как-то не также, как если бы ты строил гостиницу или казино?

И. Филиппов

- Все, как вы сказали, это должны быть особенные люди, которые тонко чувствуют не только бережное отношение к объектам, как таковым, но и еще с человеческой точки зрения готовы подсказать, поделиться опытом, этот опыт применить, мы же тоже не все знаем, нам же тоже нужна помощь, мы что-то можем не увидеть, например, на стадии подготовки проектно-сметной документации не всегда выявляется вся полнота разрушений, значит и в процессе производства работ любой прохиндей может просто, не уведомив, выполнить свою работу некачественно, мы этого стараемся не допустить, привлекая к выполнению работ людей ответственных, людей, у которых сердце открыто в отношении православия, людей, которые слышат, людей, которые слушают и в данном случае мы эту работу в принципе выстраиваем с привлечением специалистов не только с Нижегородской области, но у нас работают на сегодняшний момент специалисты из Москвы, из Ярославля, это профессиональные реставраторы. Нижегородские реставраторы, видя то, что привлекаются достаточно компетентные кадры, тоже свою компетенцию подтягивают, то есть это такая форма нормальной жизни, которая заставляет нас каждый день становиться профессиональнее, лучше, ответственнее.

К. Мацан

- Вы сейчас активно погружены в те места, которые связаны с деятельностью одного из величайших святых русской истории, как известно, есть два самых «известных» во всем мире русских святых: это преподобный Сергий Радонежский и преподобный Серафим Саровский, такие два лица русской святости, даже люди далекие вообще от Церкви Христианской, а уж тем более от православия, на Западе что-то слышали, знают, читали что-то из русской литературы, так или иначе вот Радонеж, Радонежский, Саров, Саровский, что-то об этом знают, приезжая в зарубежные храмы или просто в зарубежные страны, можно увидеть какие-то даже иконы у кого-то Серафима Саровского, хотя люди вроде бы не связанные с православной культурой, а вот лично для вас стала ли встреча с этой землей и работа в этих местах поводом к каким-то духовным открытиям? Вот для меня лично очень важно было в свое время первое посещение Дивеева, которое стало таким важнейшим моментом на пути воцерковления, вот не проходит бесследно приехать, приложиться к мощам батюшки Серафима, этот камень увидеть, на котором он тысячу дней молился и так далее, а вот как вы с этим встречались?

И. Филиппов

- Знаете как, во многих встречах с многими людьми, с кем приходится работать в данном проекте я слышал часто фразу, что «батюшка Серафим выбирает людей для того, чтобы делать благое дело».

К. Мацан

- Интересно.

И. Филиппов

- Да, и в данном случае эти люди подчеркивали, что не просто так ты здесь оказался. На тот момент, конечно, я был от православия чуть дальше, чем сейчас, потому что на сегодняшний момент это действительно так, действительно работает, когда становится трудно, просишь помощи у батюшки Серафима и, знаете, это действительно очень похоже на чудо, все проблемы уходят и решение находится моментально, я сейчас говорю как человек, который привлекает людей, который организует процесс, то есть иногда многие нестандартные ситуации, они на старте имеют тупик, но как только обратишься за помощью к батюшке Серафиму, у меня, к примеру, никогда в рабочем кабинете не было икон, на сегодняшний момент ситуация поменялась: икона появилась – стало чуть легче, вот как к этому относиться? С человеческой точки зрения я понимаю, что еще один шаг навстречу православию я сделал, а к чему это приведет – посмотрим.

К. Мацан

- Очень интересно, вы действительно об этом рассказываете, что батюшка Серафим сам собирает вокруг себя людей. А вот если нас сейчас слушают люди, которые относятся к Церкви если не скептически, то, скорее, со стороны смотрят, люди, считающие себя такими, очень трезвомыслящими, такие, которым слова о том, что святой «сам собирает» могут показаться либо просто фигурой речи, либо каким-то таким странным суеверием, мистицизмом, что бы вы сказали, потому что вы человек тоже очень трезвомыслящий, человек, который занимается большими проектами, управленец, вот что в этой связи вы таким бы, если угодно, скептикам со своей стороны могли ответить?

И. Филиппов

- Придет время – они сами все почувствуют.

К. Мацан

- …если приедут в Нижегородскую землю и встретятся с батюшкой Серафимом.

И. Филиппов

- Конечно.

К. Мацан

- Игорь Филиппов, генеральный директор управляющей компании по развитию Сарово-Дивеевского кластера сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер». У микрофона в студии Константин Мацан, мы скоро вернемся, не переключайтесь.

К. Мацан

- «Светлый вечер» на радио «Вера» продолжается, еще раз здравствуйте, уважаемые друзья. У микрофона Константин Мацан, мы сегодня говорим о Серафимо-Дивеевском туристическом кластере, а если быть точным – о туристическо-паломническом кластере «Арзамас-Дивеево-Саров». Вот мы знаем места святые, связанные с батюшкой Серафимом и сегодня разговариваем о том, как эти места преображаются, и вот одной из таких магистральных, главных мыслей первой части нашей программы для меня стало то, что туда, скажем так, можно ехать в уверенности, что там все будет удобно: приедешь на вокзал, где найдешь автобус, который легко будет найти, он тебя довезет прямо до Дивеева или удобно ехать на машине и так далее. Вот что еще сделано для людей, для паломников, чтобы облегчить приток приезда посещения этих мест?

И. Филиппов

- Приведу простой пример: в селе Дивеево мы в прошлом году построили перехватывающую парковку, если мы говорим о том направлении туризма, который сейчас у нас в стране активно развивается – это автотуризм, то гости будут иметь шикарную возможность, а она имеется сейчас, воспользоваться перехватывающей парковкой на 700 мест, туда мы сейчас будем ориентировать и шаттлы, которые привозят туристов, и с этой точки зрения первый шаг сделан. Шаг номер два, он сейчас в дискуссии, тоже, кстати, хотелось бы узнать мнение радиослушателей, поскольку уровень электрификации автомобильного транспорта шагнул чуть вперед, насколько было бы востребовано, необходимо, нужно людям иметь возможность подзарядить свой электромобиль. Мне буквально недавно в ходе одного из эфиров радиослушатель задал вопрос: будет ли предусмотрена станция автоподзарядки для электромобилей и именно в Дивеево. На мой вопрос: почему, с какой точки зрения ему интересно, он поведал: заряда хватит для того чтобы из Москвы приехать в Дивеево, остановиться на сутки, помолиться, в это время привести в порядок свои дела в части подзарядки и двигаться дальше путешествовать, то есть мне было бы интересно узнать, насколько это действительно было бы востребовано. Если это найдет отклик, и запрос у жителей нашей страны появится, то мы это сделаем уже в следующем году.

К. Мацан

- Да, интересно, сколько сегодня автовладельцев именно машин на электричестве.

И. Филиппов

- Такую статистику я пока не изучал, но знаю точно, достаточно современный, экологичный вид перемещения и отрасль экологии, по которой мы работаем, она в принципе идет в ногу и с данным развитием, данным движением, почему бы и нет?

К. Мацан

- А я вот неслучайно в начале самом программы сказал, что само по себе выражение «паломническо-туристический кластер «Арзамас-Саров-Дивеево», оно такое, несколько причудливое в том смысле, что в нем соединяется такая старина, названия: Саров, Дивеево, святые места и слово «кластер», которое отсылает к каким-то таким очень современным, в чем-то молодежным формам препровождения, к такой урбанизации, в частности один из объектов, как я понимаю, который связан с этим кластером – это набережная в Дивеево, интересно было бы поехать посмотреть, сразу себе воображаешь такую широкую красивую набережную, лавочки, фонарики какие-то, что это за объект?

И. Филиппов

- Вы знаете, это действительно так и есть, село Дивеево это единственное село в России, которое будет иметь собственную благоустроенную набережную, это фактически река Вичкинза́, которую в рамках нацпроекта «Экология» привели в порядок и расчистили ее, ну а на двух берегах территория полностью преобразилась, вот если, как вы говорите, посещая Дивеево десять лет назад и посетив село сейчас, вы его не узнаете, действительно удивитесь преображению данных мест, то есть это действительно променад, освещенный, благоустроенный, с рулонными газонами, с лавочками, с малыми формами. Проект мы готовили вместе с МАРХИ – Московский архитектурный строительный институт, ребята отработали на пять баллов, это действительно шикарно, даже сейчас, когда там ведутся строительно-монтажные работы, даже сейчас видно, насколько круто, насколько великолепно будет в комплексе, в сочетании со всеми элементами преображается монастырь.

К. Мацан

- Знаете, у меня есть вопрос, он такой, может быть, не связанный со строительством, а связанный скорее с некими такими нашими, может, человеческими стереотипами: когда человек едет в монастырь помолиться – это всегда немножко такой подвиг, и человек знает, зачем он едет, то есть человека, который хочет поехать к батюшке Серафиму, не смутит то, что там нет набережной, то что там старая гостиница, что там нужно на каком-то автобусе потрястись, если своей машины нет, потому что он знает, зачем он едет. А когда возникает все то благообразие и весь этот комфорт, который есть, то будут приезжать люди не столько с целями паломническими, сколько с целью туристической, и могут то, что называется, до встречи с церковью так и не дойти – на набережной красиво, монастырь красивый, погуляем, а вот духовной жизни, скажем так, не вкусим. Я это привожу сейчас как некоторое мнение такое, некоторую возможную реакцию на наш с вами разговор, вот что вы об этом думаете?

И. Филиппов

- Вы знаете, это исключено, никогда никакие мероприятия не перебьют истинный смысл существования Дивеевского монастыря, я в этом уверен на сто процентов. Но не нужно забывать еще и о том, что паломники, действительно, вы правы, они всегда были, есть и будут, всегда приезжали, приезжают и будут приезжать в Дивеевскую обитель, но с учетом того, что мы в рамках своего проекта рассчитываем на увеличение туристического потока, очень хотелось бы, чтобы наши граждане, жители нашей страны знали больше о православии, но еще и испытывали при этом удобство пребывания на территории. То есть будут приезжать люди, для которых вера не так важна, они в нее не столь погружены, это туристы и в данном случае как раз, может быть, через комфорт, через удобства, через развитие территории еще будет у них возможность знакомиться с миром православия, миром духовным и поверьте, количество людей, обращенных в веру, по итогам данных визитов будет увеличиваться.

К. Мацан

- А какое изменение, если оно есть, в потоке туристов в эти места вы фиксируете за последние годы, может быть, два-три года, когда ввиду пандемии, как мы знаем, поездки за границу стали очень ограниченными, для кого-то вовсе недоступными, сейчас тоже ситуация такова, что поездки за границу не являются приоритетной формой отдыха для большинства людей, и на этом  фоне мы часто слышим о необходимости развивать внутренний туризм, с другой стороны, о том, что он сам и развивается естественным путем, потому что вот нельзя за границу – поедем по родной стране, заодно посмотрим, познакомимся, кто-то в первый раз, может быть, поедет в Дивеево, в Саров и слава Богу, это будет замечательная встреча, вот что происходит с турпотоком в этом направлении последнее время?

И. Филиппов

- Вы знаете, последнее время действительно коронавирусная история, она сыграла свою роль, мы фиксируем уменьшение числа гостей на территории, но это объективные причины, у нас в самом начале пандемии был период, когда село было закрыто, то есть туда фактически невозможно было попасть, кроме как по служебной необходимости либо подтвердив статус жителя села. Мы в это время пытались переориентировать наши сервисы, переориентировать подход, в данном случае отметить другую точку роста, поскольку у проекта функционирует информационный портал «серафим.рф», и я приглашаю всех радиослушателей ознакомиться с содержанием, там публикуем новости из жизни кластера, там вы можете найти виртуальные 3D туры по обителям, не только по обителям, но и по Арзамасу, подать требу, посмотреть онлайн-трансляцию, вот как раз сервис онлайн-трансляции, он хорошо себя показал, мы увидели, что люди, не имея возможности посещать святыни, с большим интересом используют все иные альтернативные возможности продолжать участие в жизни проекта. Да, действительно, коронавирус трафик подкосил, но тенденции 2021 года показали, что мы начинаем выходить на допандемийный уровень посещаемости.

К. Мацан

- На прежние мощности.

И. Филиппов

- Да. Более того, количество паломников зафиксировано, в прошлом году оно не уменьшилось, а туристы начинают просыпаться. Мы действительно активно работаем не только с региональными туроператорами, но и с федеральными турсетями и по отчетности, которая мне приходит, как-то разрабатываются новые туристические маршруты, разрабатываются новые программы пребывания, поехали шаттлы, их большое количество, то есть вот этот год – да, год пробуждения, и мы рассчитываем к 2024 году выйти на уровень, который в два раза увеличит количество посещаемых и к 2030 году должно быть пятикратное увеличение от нынешних параметров.

К. Мацан

- Вы упомянули сайт «серафим.рф», можно ли на этом сайте, помимо такой полезной краеведческой информации найти и практическую информацию о том, где автобусы, куда садиться, где покупать билеты, куда ехать, как добраться?

И. Филиппов

- Конечно, вся информационная составляющая там в наличии, там не только основные достопримечательности, не только 3D туры, не только текущие новости, но еще и сервисы есть, разработанные туристические маршруты, которыми можно воспользоваться для того, чтобы в Арзамасе и Дивеево провести время с пользой и интересом. Есть сервис аудиогида, пожалуйста, если вы самостоятельный турист, если вы не привлекаете туристические компании для организации вашего времяпрепровождения, вы можете самостоятельно с большим интересом провести время на территории без каких бы то ни было проблем.

К. Мацан

- Игорь Филиппов, генеральный директор управляющей компании по развитию Сарово-Дивеевского кластера сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер». Вы упомянули, что Саров город закрытый, действительно, Саров – город физиков-ядерщиков, город с пропускным режимом, там есть и режимные объекты, Всероссийский научно-исследовательский институт ядерной физики, легендарное знаменитое учреждение, вот как в этой связи быть с паломниками, что они делают, есть ли какие-то для паломников понятные процедуры получения доступа, разрешение, как это происходит?

И. Филиппов

- К сожалению, и это факт, закрытый город, режим, есть особенности посещения города Сарова и, к сожалению, на сегодняшний момент посещать Саров можно только по служебной необходимости, таковы правила. Но среди тех посещающих Саров граждан, которые участвуют в жизни нашей страны, работают на оборону, много православных, эти люди, посещая Саров, либо проживая там, должны иметь возможность обращаться к Богу, именно для этого мы и включили Саров в наш кластер, потому что те мероприятия, которые мы сейчас проводим, позволят целиком и полностью привести в порядок Саровский мужской монастырь, это будет действительно образцово-показательный объект, в котором работу к 25-му году мы должны закончить полностью, при поддержке федерального бюджета, конечно же.

К. Мацан

- Вы сказали недавно в нашей программе, что до начала работы на Саровской земле вы были чуть дальше от православия, чем сейчас, а вот для многих, кто смотрит на Церковь со стороны Церковь, понятное дело, окружена какими-то стереотипами, когда знакомишься с людьми Церкви, с епископами, со священниками, с просто работниками каких-то православных организаций, то чуть по-другому открываешь для себя этот мир, может быть, какие-то стереотипы рушатся или открываешь, чего никак не мог ожидать, или просто видишь, что там такие же люди, как везде, не какие-то, завезенные с другой планеты или какие-то наоборот, закрытые, мрачные такие, глаза в пол, люди, которые вот: «церковь, все должно быть по старинке и ничего нового мы не приемлем», вот были ли для вас какие-то открытия, связанные со знакомством в этом смысле с церковным сообществом?

И. Филиппов

- Вы знаете, у меня не было каких бы то ни было ожиданий или стереотипов, может быть, поэтому мне было проще воспринимать реальность, а реальность такова – это люди прежде всего и основная их работа – это служение Богу и работа для людей. В принципе, по большому счету это то, чем занимаются многие из нас, поэтому единственное, чему я удивился, это то, насколько глубоко и насколько профессионально коллеги из Нижегородской епархии углубляются в решение вопроса, будь то профессиональные вопросы в части питания, в части туризма, медиа активность, насколько многогранен их труд и насколько глубоко профессионально они разбираются в каждом из тех направлений деятельности, которое ведут, вот эта глубина, эта компетенция заставляет и самого подтягиваться, заставляет совершенствоваться, учиться. Я так хочу сказать: я каждый день узнаю что-то новое и большинство из того, что мне приходит в части информации, в части навыков, опытов и прочее – передается как раз сотрудниками Нижегородской епархии.

К. Мацан

- Вы сейчас рассказываете, я вспомнил одну историю: я был очень давно на какой-то студенческой молодежной конференции, связанной с Церковью, православием и обсуждался вопрос: вот молодой человек, который такой церковный, верующий, вот он наверняка сталкивается с какими-то трудностями работы в коллективе иногда, вот у него там пост и он не может поддержать коллег на корпоративе, или, например, он отпрашивается у начальства, потому что очень большой крупный церковный праздник и ему нужно куда-то пойти. И вот общий такой тон разговора среди молодых людей, очень искренних, был в том, что надо как-то с пониманием относиться к тому, что у человека есть религиозные потребности какие-то. А потом встал священник и говорит: «Слушайте, у вас странно получается, у вас получается, что есть нормальный работник, а есть православный, и давайте православному простим, что он немножко плохой работник, зато он православный. Да наоборот, – говорит священник, – православный человек – это лучший работник, потому что он несет ответственность перед людьми, перед Богом и ему совесть не позволяет работать плохо». То есть тут нет противоречия, тут наоборот религиозная осознанность, она должна быть в плюс ко всем рабочим качествам, вот вы это наблюдаете?

И. Филиппов

- Ваш вопрос напомнил мне один момент, который я узнал, только работая непосредственно здесь, а ранее просто по другим опытам никогда с этим не сталкивался раньше. Я работал в сфере строительства, на бюджетных, на окологосударственных стройках и для меня всегда вопрос сроков и вопрос организации работ – ну, смотришь контракт и есть конечная дата, есть бюджетные процессы, есть конец отчетного периода, финансового года, когда необходимо освоить деньги и прочее, и когда я стал работать непосредственно здесь, на работе по развитию территории кластера «Арзамас-Дивеево-Саров», столкнулся вот с чем: выполняется работа на объекте, но существуют дни, в которые работу выполнять нельзя: православные праздники, воскресенье, двунадесятые праздники, и таким образом если взять календарный год, то таких дней шестьдесят, это фактически из 12-ти месяцев у тебя отщелкивается два месяца невозможности выполнять работы, для меня вот этот момент поначалу был шоком: ну как так? Есть контракт, мы подрядчиков своих настраиваем на одно, а храмы, монастыри не пускают, что делать?

К. Мацан

- Прямо такое было, да?

И. Филиппов

- Было, это прошлый год, тогда, когда я видел, что ряд работ можно было бы закончить, организовав работу в две смены, без выходных и прочее, и пошел посоветоваться с митрополитом. Он говорит: «Существуют правила, их нарушать нельзя, ну невозможно. Благословения я не получил. «Что будет, если ты будешь эти правила нарушать? – Станут болеть люди, будет выходить из строя техника, все равно все придет к тому, что ты не сможешь работать, возможно, даже с большим ущербом». Поэтому на сегодняшний день, если мы говорим о тех правилах, порядках, если мы говорим, можно работать, нельзя, пост, не пост, все-таки столетиями эта система, она настраивалась, выходила, это все просто нужно принять и соблюдать и тогда все будет хорошо.

К. Мацан

- Ну вот очень интересный тезис, я так понимаю, владыки Георгия, опять же, с одной стороны, я очень хорошо, как мне представляется, понимаю, чем продиктована такая позиция митрополита, человека, ведущего глубоко духовную молитвенную жизнь и для которого служение Богу, алтарю, это его основное дело  – служение, духовные законы настолько же очевидны, как и физические. С другой стороны, я ставлю себя, допустим, на ваше место и думаю: ну понятно, там молитвы, но сроки же есть, оборудование стоит, ну надо работать, и человеку, который, может быть, так глубоко не погружен в молитву, как владыка Георгий, а кто из нас погружен так глубоко, как митрополит? Только, может быть, другой митрополит, – требуется какое-то внутреннее доверие, что ли, или смирение, чтобы эту рекомендацию принять, вот у вас не было какого-то внутреннего сомнения, протеста, не впрямую высказанного, а какого-то, может быть, непонимания, несогласия?

И. Филиппов

- Конечно же, нет. Мы нашли другие способы оптимизироваться и выйти на плановые даты…

К. Мацан

- …не нарушая духовные законы.

И. Филиппов

- Не нарушая, нельзя, ну как-то про чужой устав и монастырь мы все прекрасно знаем, поэтому не нужно выдумывать ничего нового, нужно принимать и адаптироваться к тем реалиям, под те задачи, которые перед тобой поставлены.

К. Мацан

- Ну а тот факт, что для митрополита, допустим, то что я сказал: духовные законы настолько же реальные, как и законы физические, вот это, вам это понятно, вы с этим согласны или, грубо говоря, это так остается, что митрополит так считает, так благословляет – хорошо, будем так поступать?

И. Филиппов

- Нет, мы безусловно с этим согласны, без каких бы то ни было оговорок.

К. Мацан

- А что впереди? Вот сейчас есть объекты, которые восстанавливаются, разрабатываются, есть то, что уже построено, достигнуто, отреставрировано, удобно сделано для людей, открыто, а куда и как должен развиваться кластер «Арзамас-Саров-Дивеево»?

И. Филиппов

- Здесь я бы, наверное, на два основных пункта этот ответ разделил. Пункт первый – что впереди: когда занимаешься улучшением чего бы то ни было, крупными мазками поначалу кажется, что ты решил все вопросы, охватил все аспекты, в процессе реализации всегда на поверхность выходят те моменты, которые ты просто физически не мог учесть. Тогда, когда возникает, к примеру, облагораживаешь одну территорию – смежные сразу же начинают бросаться в глаза, то есть как-то соответственно начинаешь думать, каким образом, не теряя доминанты, ты можешь эту территорию привести в лучший вид, в данном случае как про революцию: нет у революции конца, с Божьей помощью мы этот проект начали и в данном случае, как я в начале подчеркнул: было 70 мероприятий, сейчас их порядка 130-140, почему цифры плавающие – потому что ряд мероприятий мы запроектировали, есть в стадии осмысления и утверждения, я вот уверен, что некоторые из них утвердят, мы возьмем это в работу и будем фиксировать новую величину. У этой работы, на мой взгляд, есть начало, но в стадии постоянного продолжения, это тема номер один. А тема номер два: я бы хотел еще раз подчеркнуть, что основные задачи, которые мы решаем в рамках развития кластера – это фактически, даже не задачи, а миссии, которые должны выполнять муниципалитеты, они следующие: Саров – это духовно-научный потенциал, там, помимо науки естественным образом создаем духовно-просветительский центр на базе монастыря, Дивеево – это православный центр, фактически на сегодняшний момент это православный центр России, четвертый удел Матери Божьей, из четырех только один в Российской Федерации, все остальные за пределами Российской Федерации, а Арзамас – это туристическое ядро, если в Дивеево мы приводим в порядок обитель и все, что с ней связано, все связующие непосредственно с обителью, то Арзамас – это тур-ядро, это центр Арзамаса, а там пространств для масштабирования предостаточно. Мы охватываем променад сейчас, то есть как-то связываем соборную площадь, на которой расположен Воскресенский собор, через пешеходную улицу и парк Гайдара, это место общественного времяпрепровождения – парк Гайдара и прилегающий к нему дендрарий, вот как только закончим первый этап, наверняка возникнут мысли, что делать с территориями дальше. Если мы будем развивать тему «все для людей», есть еще один проект, который сейчас реализуется в рамках нашей работы, проект под общим названием «С именем преподобного Серафима Саровского», в него входит пять конкурсов, конкурсы всероссийские, это такие конкурсы, как «Серафимовский врач», «Серафимовский учитель», «Серафимовская сестра милосердия», вот буквально две недели назад подведены итоги конкурса «Волонтер преподобного Серафима Саровского» и среди участников данного конкурса есть уникальные люди, с которыми мы пообщались, люди, которые засчет собственных средств, собственными силами организационными, физическими восстанавливают разрушенные храмы, это очень интересная часть жизни людей. Был ряд вопросов, которые волонтеры имели, на часть из них мы ответили в ходе проведения сессии, часть взяли в работу, то есть проект паломнического туристического кластера выходит чуть шире за рамки работы для людей, то есть как раз трансформировался в такого рода удивительный, очень познавательный формат, это формат всероссийских конкурсов, то есть ближнее, дальнее зарубежье, люди со всей страны приезжают, люди, для которых служения Богу очень важно, отраслевые специалисты, медики, педагоги приезжают в рамках общения, делятся лучшими практиками, передают свой опыт, выбираются лучшие практики, эти практики собираются в книгу и тиражируются на всю страну, то есть такая большая организационная работа, которая проводится и это очень важно.

К. Мацан

- Давайте напомним под занавес нашей программы: сайт «серафим.рф», сайт паломническо-туристического кластера «Арзамас-Саров-Дивеево», три легендарных территории, близко друг к другу расположенных, связанных единой духовной историей, теперь уже на данный момент объединены в один и туристический кластер, и в одно пространство, в котором удобно, в котором предусмотрено, как наш сегодняшний гость сказал: все для людей, и для туристов, и для паломников. И, наверное, очень важно, как тоже вы сказали, работа ваша направлена на то что, я бы так сформулировал: из туристов получалось как можно больше паломников, чтобы человек, который, может, приехал просто погулять, отдохнуть, посмотреть, зашел бы в монастырь, приложился бы к мощам преподобного Серафима, посмотрел бы на камень, на котором преподобный тысячу дней молился, прошелся бы по легендарной канавке Пресвятой Богородицы, про которую, как мы помним, батюшка Серафим говорил, что «кто по ней пройдет и 150 раз прочтет молитву Богородице, для того вот здесь, на этом месте будет и Афон, и Иерусалим, и Киев». Вот большое дело заключается в том, чтобы какой-то краеведческий интерес перерастал в реальную пользу для духовной жизни. Спасибо огромное. Игорь Филиппов, генеральный директор управляющей компании по развитию Сарово-Дивеевского кластера сегодня был с нами и с вами в программе «Светлый вечер». В студии был Константин Мацан, до свидания, до новых встреч на волнах радио «Вера».

И. Филиппов

- Спасибо, до свидания.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
****
Другие программы
Мудрость святой Руси
Мудрость святой Руси
В программе представлены короткие высказывания русских праведников – мирян, священников, монахов или епископов – о жизни человека, о познании его собственной души, о его отношениях другими людьми, с природой, с Богом.
Светлые истории
Светлые истории
«Светлые истории» - это цикл программ, в которых ведущие Радио ВЕРА и гости в студии делятся историями из своей жизни. Историями о сомнениях, о радости, о вере, о любви… Очень лично. Очень искренне. Очень тепло.
ВЕРА и ДЕЛО
ВЕРА и ДЕЛО
«Вера и дело» - это цикл бесед в рамках «Светлого вечера». В рамках этого цикла мы общаемся с предпринимателями, с людьми, имеющими отношение к бизнесу и благотворительности. Мы говорим о том, что принято называть социально-экономическими отношениями, но не с точки зрения денег, цифр и показателей, а с точки зрения самих отношений людей.
Делатели
Делатели

Также рекомендуем