Церковь Жен Мироносиц в Соликамске построена на средства богатого солепромышленника Максима Григорьевича Суровцева. Его участие в строительстве не случайно. Жители города считали, что к тому его подвел некий рок.
Издавна в Соликамске, как и по всей России, умерших хоронили у приходских церквей. С 1772 года высочайшим указом повелевалось «для погребения мертвых тел» отводить специальные места за городом. В Соликамске выбор пал на Суровцовское поле, владельцем которого и был Максим Григорьевич. Выбор был обусловлен тем, что поле практически не обрабатывалось, и на нем стояла древняя часовня. Никто уже и не помнил, когда и в честь какого события она построена.
По просьбе воеводской канцелярии, духовного правления и городского общества, Суровцев согласился отдать землю «в общее пользование». Будущее кладбище огородили, землю освятили. Для отпевания и поминовения усопших сначала пользовались часовней. Потом начали сбор средств на строительство церкви. Неизвестно, сколько бы собирали необходимую сумму, но вмешался Божий промысел.
Суровцев с семьей жил в Петербурге, изредка наезжая в Соликамск проведать дела на промысле. В один из приездов занемогла его горячо любимая супруга Феодора и в декабре 1774 года скончалась. Максим Григорьевич похоронил ее на новом кладбище и сам остался в Соликамске. На могиле жены Суровцев «своим иждивением» построил церковь, на которую соликамцы пытались собрать средства.
В храмозданной грамоте, данной епископом Лаврентием 11 июля 1776 года, говорилось: «Благословили мы вновь во имя святых Жен Мироносиц церковь и при ней колокольницу каменные построить. По строении же церковь убрать святыми иконами и прочим церковным благолепием».
Возводил церковь мастер Иван Горбовский со своими сыновьями и артелью каменщиков. В пять лет храм был построен и освящен в 1780 году. Иконостас был небольшого размера и «резал» его тот же Иван Горбовский, а образа́ писал мещанин Петр Казанцев.
В числе утвари упоминался серебряный позолоченный напрестольный крест с мощами, на котором была надпись: «От создателя Максима Суровцова». Умер он в 1786 году и был погребен в самой церкви рядом с могилой жены. Место его захоронения указывала чугунная плита. Память о Максиме Григорьевиче сохранялась в течение многих лет.
В 1929 году, как водится, церковь была закрыта. В 30-м году на кирпич разобрали колокольню, главу и ограду кладбища. Некоторое время в «обезглавленной» церкви даже жили люди, нимало не смущаясь соседством с массой усопших. А позже кладбище стало зыбким воспоминанием – его сравняли с землей.
К счастью в 2000 году начались работы по восстановлению церкви, которые благополучно завершились. И впервые за свою более чем двухсотлетнюю историю церковь Жен Мироносиц в Соликамске стала не кладбищенской, а приходской.
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди