 Церковь Жен Мироносиц в Соликамске построена на средства богатого солепромышленника Максима Григорьевича Суровцева. Его участие в строительстве не случайно. Жители города считали, что к тому его подвел некий рок.
Церковь Жен Мироносиц в Соликамске построена на средства богатого солепромышленника Максима Григорьевича Суровцева. Его участие в строительстве не случайно. Жители города считали, что к тому его подвел некий рок.
Издавна в Соликамске, как и по всей России, умерших хоронили у приходских церквей. С 1772 года высочайшим указом повелевалось «для погребения мертвых тел» отводить специальные места за городом. В Соликамске выбор пал на Суровцовское поле, владельцем которого и был Максим Григорьевич. Выбор был обусловлен тем, что поле практически не обрабатывалось, и на нем стояла древняя часовня. Никто уже и не помнил, когда и в честь какого события она построена.
По просьбе воеводской канцелярии, духовного правления и городского общества, Суровцев согласился отдать землю «в общее пользование». Будущее кладбище огородили, землю освятили. Для отпевания и поминовения усопших сначала пользовались часовней. Потом начали сбор средств на строительство церкви. Неизвестно, сколько бы собирали необходимую сумму, но вмешался Божий промысел.
Суровцев с семьей жил в Петербурге, изредка наезжая в Соликамск проведать дела на промысле. В один из приездов занемогла его горячо любимая супруга Феодора и в декабре 1774 года скончалась. Максим Григорьевич похоронил ее на новом кладбище и сам остался в Соликамске. На могиле жены Суровцев «своим иждивением» построил церковь, на которую соликамцы пытались собрать средства.
В храмозданной грамоте, данной епископом Лаврентием 11 июля 1776 года, говорилось: «Благословили мы вновь во имя святых Жен Мироносиц церковь и при ней колокольницу каменные построить. По строении же церковь убрать святыми иконами и прочим церковным благолепием».
Возводил церковь мастер Иван Горбовский со своими сыновьями и артелью каменщиков. В пять лет храм был построен и освящен в 1780 году. Иконостас был небольшого размера и «резал» его тот же Иван Горбовский, а образа́ писал мещанин Петр Казанцев.
В числе утвари упоминался серебряный позолоченный напрестольный крест с мощами, на котором была надпись: «От создателя Максима Суровцова». Умер он в 1786 году и был погребен в самой церкви рядом с могилой жены. Место его захоронения указывала чугунная плита. Память о Максиме Григорьевиче сохранялась в течение многих лет.
В 1929 году, как водится, церковь была закрыта. В 30-м году на кирпич разобрали колокольню, главу и ограду кладбища. Некоторое время в «обезглавленной» церкви даже жили люди, нимало не смущаясь соседством с массой усопших. А позже кладбище стало зыбким воспоминанием – его сравняли с землей.
К счастью в 2000 году начались работы по восстановлению церкви, которые благополучно завершились. И впервые за свою более чем двухсотлетнюю историю церковь Жен Мироносиц в Соликамске стала не кладбищенской, а приходской.
Собор Иоанна Предтечи (Керчь)
 
                                    
Многие туристы, приезжая в Керчь, первым делом спешат увидеть одну из главных её достопримечательностей — Большую Митридатскую лестницу. Поднявшись, они с высоты смотрят на самый древний город России. Керчи, по мнению историков, не менее двух с половиной тысяч лет! Когда-то на месте современного города находился античный греческий полис Пантикапей — столица Боспорского царства. На одном из склонов горы Митридат можно увидеть открытые археологами остатки его былого величия — руины домов, хозяйственных строений и языческих храмов. Но есть в Керчи ещё одна очень древняя достопримечательность, которая не просто прекрасно сохранилась до наших дней, но и продолжает выполнять своё изначальное предназначение. Это керченский Кафедральный собор пророка Иоанна Предтечи. С горы Митридат, кстати, храм замечательно видно — он стоит почти на самом берегу, прямо за ним простираются воды Керченского пролива и виднеется в морской дымке Крымский мост.
По мнению историков и археологов, Предтеченский храм появился здесь в начале 8-го столетия от Рождества Христова, когда Керчь ещё была частью Византийской империи. Керченский Собор Иоанна Предтечи представляет собой яркий образец византийской храмовой архитектуры — характерная кладка из чередующихся в определённом порядке рядов белых и красных камней и плоский полусферический черепичный купол. Имена строителей до нас не дошли, а вот автором внутренней росписи некоторые специалисты считают самого Феофана Грека. В частности, этого мнения придерживался искусствовед Игорь Грабарь. Это значит, что фрески храм приобрёл не сразу, а только в 14-м столетии. Именно в это время жил прославленный иконописец. Фрагменты фресок, очень небольшие, сохранились до сегодняшнего дня. Входишь в храм и спускаешься в прохладе и полумраке вниз по ступенькам — за века культурный слой увеличился и пол собора оказался на несколько метров ниже уровня земли. Оглядываешься по сторонам и вот — то тут, то там, на стенах и сводах проступают фигуры, а кое-где и лики. Алтарную часть обрамляют древние колонны. Увы, в советские годы этот древнейший храм, как и многие другие, оказался закрыт. Вокруг него развернулся рыбный рынок. Только в конце 40-х годов ХХ века собор признали памятником древней архитектуры, а в 60-х капитально отреставрировали, придав аутентичный облик. И вот он перед нами — свидетель византийского правления, хазарского царствования и османского владычества. Богослужения в соборе возобновились в начале 1990-х и сегодня в нём можно помолиться.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Нижний Новгород. Храм Собора Пресвятой Богородицы

Фото: Pavel Neznanov / Unsplash
Рождественская улица — одна из самых красивых в Нижнем Новгороде. Она ведёт от Благовещенского монастыря к Нижегородскому кремлю вдоль Нижне-Волжской набережной. В середине этого пути стоит старинная церковь Собора Пресвятой Богородицы. Её построил в начале восемнадцатого века купец Григорий Строганов. По фамилии мецената в народе храм получил название Строгановский. Здание великолепное! Белокаменная резьба щедро покрывает стены снаружи и внутри. Можно часами рассматривать виноградные грозди, цветы, ракушки, переплетённые узорными завитками. Пятиглавие храма украшено по подобию московского храма Василия Блаженного на Красной площади, разноцветные купола увенчаны ажурными коваными крестами. Примечательна также колокольня Строгановской церкви. Здесь ещё в восемнадцатом веке были установлены часы-куранты. К ним приложил руку сам Иван Кулибин — известный механик-изобретатель, прозванный «нижегородским Архимедом». После революции 1917 года часы были демонтированы. Храм безбожники постановили снести. Однако настоятель, отец Сергий Вейсов, убедил чиновников в исторической значимости здания, и под старинными сводами разместили музей. А в 1993 году в храме Собора Пресвятой Богородицы вновь зазвучала молитва. На богослужения в Строгановскую церковь приезжают верующие со всех концов Нижнего Новгорода.
Радио ВЕРА в Нижнем Новгороде можно слушать на частоте 89,2 FM
Макеевка (Донецкая Народная Республика). Собор Георгия Победоносца
 
                                    
3 июня 1991 года совет ветеранов Макеевки Донецкой области принял важное для города решение. Участники Великой Отечественной войны постановили построить храм-памятник, посвящённый Победе над фашизмом. Спустя два года православным выделили место на улице Московской, и в основание церкви был заложен первый камень. В полную мощь строительство развернулось в 1994-ом. В возведении храма принимали участие угольные и металлургические предприятия, городские власти и простые горожане. В 2002 году собор был достроен и освящён во имя Великомученика и Победоносца Георгия. Здание получилось просторным и светлым. Центральный купол вознёсся над землей на пятьдесят метров. Мраморный иконостас для собора изготовили на Урале. Внутреннее пространство храма расписала группа иконописцев из Москвы, а над украшением фасада трудились специалисты по церковной мозаике из Симферополя. Территория вокруг Свято-Георгиевского храма в Макеевке получила название Соборная площадь.
Радио ВЕРА в Донецке и Макеевке можно слушать на частоте 102,6 FM



 
 



