В истории села Воскресенка, что стоит на луговой стороне Волги в двадцати пяти километрах от Самары, много таинственного. Например, есть историческая версия, что это поселение старше областного центра. Будто бы именно здесь казаки основали первое укрепление, которое позже было перенесено на стрелку Волги и Самары. Впрочем, это только предположение. А достоверно известно, что в начале восемнадцатого века царское правительство привлекало для освоения Волжских степей старообрядцев. Люди, которые предпочли раскол церковным реформам, нашли здесь возможность пропитания, арендуя целинные земли. Наверное, поэтому село долгое время не имело храма.
В летописи Воскресенки существует также легенда, связанная с именем Екатерины Второй. Считается, что путешествуя по Волге от Твери до Симбирска, царица должна была проехать через село, которое в ту пору еще не имело названия. К встрече самодержицы сельская дорога была вымощена булыжником. Мощеный участок до сих пор сохранился здесь на улице Нижней. Именно со времени путешествия Екатерины обширные луга, расположенные южнее Самарской Луки, перешли во владение трех братьев – графов Орловых, входивших в свиту императрицы.
Безымянное старообрядческое поселение досталось младшему из братьев - Владимиру. Это был незаурядный человек. Он получил блестящее образование в Лейпцигском университете, охотно изучал астрономию и другие точные науки. Но при этом чурался модной в то время французской философии и любым светским развлечениям предпочитал тихую семейную жизнь. Именно Владимир Орлов построил в Воскресенке первый храм, который, собственно и дал имя поселку.
Проект церкви Воскресения Христова разработал крепостной архитектор Орловых – Христофор Иванович Сахаров. Граф Владимир Григорьевич на свои средства выучил талантливого крестьянина зодческому искусству. Интересно, что во время учебы Христофор получил прозвище Шмит, которое вошло в большинство исторических документов вместо его настоящей фамилии.
Изначально храм был задуман в стиле строгого классицизма, но во время строительства были допущены некоторые архитектурные вольности. Так, барабан, поддерживающий центральный и единственный купол, сделан не круглым, как предполагалось проектом, а восьмигранным. Он покрыт сводом, состоящим из восьми треугольных лепестков, образующих сферу и увенчан маленькой луковкой – фонариком. Храм получился просторным – он может вместить до восьмисот человек, и на удивление прочным – его стены в некоторых местах достигают двух метров толщины. В безбожное время этого исполина не смогли сокрушить даже с помощью тракторов!
Воскресенка расположена между Самарой и Новокуйбышевском. Поедете на автобусе – непременно садитесь у окошка. Волжский район – один из самых красивых в области.
«Электричка»

Фото: Maisy Vi / Pexels
Утреннюю дорогу на работу не каждый может назвать прекрасным временем суток. Особенно, если ехать придётся на электричке, а путь к станции пролегает через автомобильный мост и мимо железнодорожного депо. Но даже такая индустриальная картинка преображается, если отобрать у внешних обстоятельств право влиять на настроение.
Сижу в вагоне, слышу за спиной шум раздвигающихся дверей. Раздаётся приятный мужской голос: «Друзья, всем доброго утра и отличного настроения!». Звучание гитары и узнаваемые аккорды любимой песни, которую давно не слышал. Как же всё преображается вокруг! Видишь во всём этом какой-то светлый замысел, который не сразу открывается.
Вот, что такое электричка? Точное время прибытия, на которое практически не влияет погода. Внутри тепло и, если даже и укачивает, то не так как в автобусе или в машине. Сидишь, любуешься пейзажами за окном, слушаешь музыку в наушниках или читаешь молитвослов, и на душе как-то спокойно и радостно.
Текст Клим Палеха читает Илья Крутояров
Все выпуски программы Утро в прозе
«Традиция»

Фото: Vitolda Klein / Unsplash
Зимнее субботнее утро. Мы с женой проснулись, но ещё не встали. Дверь в спальню открывается, и кто-то ползёт к нашей кровати.
— Кто там? — шутливым голосом спрашивает жена.
— Какие-то маленькие люди в пижамах, — отвечаю я, глядя на дочек, которые затаились у кровати. Кире 8, Эмилии — 6.
Топот маленьких ножек, прыг! И приземление на маму и папу поверх одеяла.
— Солнце давно взошло, — говорит с укором старшая. — Сколько можно спать? Нас же каток ждёт.
Младшая дочь три раза нежно целует маму в лоб, что-то тихо приговаривая.
Обычно так делаю я — перед сном, когда девочки уже в кроватках. Эта традиция перешла к нам от моей бабушки — так она желала спокойной ночи мне и моим братьям, когда мы были маленькими. Целовала и приговаривала: Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
— На ночь так будешь делать ты, пап, а по утрам — будем мы! — поясняет Кира и тоже целует меня в лоб.
— У нас новая УТРАдиция, — подводит итог Эмилия, и комната наполняется смехом.
Текст Клим Палеха читает Илья Крутояров
Все выпуски программы Утро в прозе
«Струны»

Фото: Viktor Talashuk / Unsplash
Летнее утро на даче. Пью кофе на кухне, жена рядом моет только что собранную клубнику. Вдруг слышим странные звуки, прислушиваемся. Нечто похожее на музыку раздаётся со второго этажа. Из детской. Поднимаюсь наверх и вижу, как необычно с улицы в комнату проникают солнечные лучи. На окнах висят жалюзи, они открыты, но не полностью. И вот это преломление света даёт удивительный эффект. Кажется, будто множество тонких верёвок, натянуто через всю комнату.
На табуретке напротив окна сидит наша восьмилетняя дочь и перебирает эти лучи-верёвки своими длинными пальчиками, будто играет на каком-то музыкальном инструменте. А младшая, — ей почти 6, сидя на кровати, внимательно наблюдает за сестрой, и в такт движениям её рук, дёргает струны на укулеле. Старшая периодически останавливается и ласково поправляет сестрёнку: «Повыше, нет, не так, вот та-ак...».
И всё это с серьёзным сосредоточенным видом — меня не замечают. Я тихо удаляюсь. Надо же, думаю, вот так фантазия! Девочки представили, что солнечные лучи — это струны, на которых можно играть, как на арфе. И тут же придумали, как эту идею воплотить в жизнь.
Текст Клим Палеха читает Илья Крутояров
Все выпуски программы Утро в прозе