В истории села Воскресенка, что стоит на луговой стороне Волги в двадцати пяти километрах от Самары, много таинственного. Например, есть историческая версия, что это поселение старше областного центра. Будто бы именно здесь казаки основали первое укрепление, которое позже было перенесено на стрелку Волги и Самары. Впрочем, это только предположение. А достоверно известно, что в начале восемнадцатого века царское правительство привлекало для освоения Волжских степей старообрядцев. Люди, которые предпочли раскол церковным реформам, нашли здесь возможность пропитания, арендуя целинные земли. Наверное, поэтому село долгое время не имело храма.
В летописи Воскресенки существует также легенда, связанная с именем Екатерины Второй. Считается, что путешествуя по Волге от Твери до Симбирска, царица должна была проехать через село, которое в ту пору еще не имело названия. К встрече самодержицы сельская дорога была вымощена булыжником. Мощеный участок до сих пор сохранился здесь на улице Нижней. Именно со времени путешествия Екатерины обширные луга, расположенные южнее Самарской Луки, перешли во владение трех братьев – графов Орловых, входивших в свиту императрицы.
Безымянное старообрядческое поселение досталось младшему из братьев - Владимиру. Это был незаурядный человек. Он получил блестящее образование в Лейпцигском университете, охотно изучал астрономию и другие точные науки. Но при этом чурался модной в то время французской философии и любым светским развлечениям предпочитал тихую семейную жизнь. Именно Владимир Орлов построил в Воскресенке первый храм, который, собственно и дал имя поселку.
Проект церкви Воскресения Христова разработал крепостной архитектор Орловых – Христофор Иванович Сахаров. Граф Владимир Григорьевич на свои средства выучил талантливого крестьянина зодческому искусству. Интересно, что во время учебы Христофор получил прозвище Шмит, которое вошло в большинство исторических документов вместо его настоящей фамилии.
Изначально храм был задуман в стиле строгого классицизма, но во время строительства были допущены некоторые архитектурные вольности. Так, барабан, поддерживающий центральный и единственный купол, сделан не круглым, как предполагалось проектом, а восьмигранным. Он покрыт сводом, состоящим из восьми треугольных лепестков, образующих сферу и увенчан маленькой луковкой – фонариком. Храм получился просторным – он может вместить до восьмисот человек, и на удивление прочным – его стены в некоторых местах достигают двух метров толщины. В безбожное время этого исполина не смогли сокрушить даже с помощью тракторов!
Воскресенка расположена между Самарой и Новокуйбышевском. Поедете на автобусе – непременно садитесь у окошка. Волжский район – один из самых красивых в области.
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер