
Имя Николая Чудотворца известно далеко за пределами христианского мира. С большим почтением к этому подвижнику относятся и турки-мусульмане, которые ухаживают за его пустой теперь гробницей (мощи святого вот уже несколько веков находятся в итальянском городе Бари). Николай Чудотворец жил в четвертом веке на территории Малой Азии (современной Турции) в городе Миры Ликийские (теперь это турецкое поселение Демре). Все местные жители: не только христиане, но и язычники уважали святого за его доброту и милосердие. Николай Чудотворец постоянно помогал нищим, давал кров бездомным. Хотя сам жил довольно бедно. Ради любви к Богу и людям он отказывался от удобств и достатка. Известен случай, когда святой отдал последние деньги обедневшему мужчине — подбросил ему в дом мешочек с монетами. Этот дар спас от бесчестья дочерей несчастного, которых должны были продать в рабство. Святитель Николай обладал удивительной храбростью — считал, что надо смело проповедовать Евангелие язычникам, защищать православное вероучение от тех, кто желает его исказить. Он героически отстаивал истинное понимание Бога Троицы на первом Вселенском соборе, проходившем в городе Никея в 325 году. После кончины Николая Чудотворца в его честь была составлена служба. Сегодня мы поговорим об одном из главных ее песнопений — тропаре. Его содержание комментирует священник Антоний Борисов.
Тропарь святителю Николаю Чудотворцу был написан в середине первого тысячелетия и послужил впоследствии образцом для составления подобных песнопений в честь прославленных в лике святых епископов. Давайте познакомимся сначала с церковнославянским текстом тропаря:
«Правило веры и образ кротости, / воздержания учителя / яви тя стаду твоему / яже вещей Истина. / Сего ради стяжал еси смирением высокая, / нищетою богатая, / отче священноначальниче Николае, / моли Христа Бога, / спастися душам нашим».
Существует два варианта перевода с церковно-славянского языка на современный русский. Первый, более традиционный вариант, звучит так:
«Правилом веры и образом кротости, / воздержания учителем / явила тебя стаду твоему / непреложная Истина (то есть Бог). / Потому ты приобрел смирением — высокое, / нищетою — богатство. / Отче, святитель Николай, / моли Христа Бога о спасении душ наших».
Второй вариант перевода указывает, что под «истиной» следует понимать искренний образ жизни святителя, никогда не скрывавшего свои христианские убеждения, свидетельствовавшего о Христе каждым днем своей жизни.
Память святителя Николая празднуется 19 декабря по новому стилю. Тропарь в честь святого поется и на вечернем, и на утреннем богослужении. Так Церковь выражает свое благоговение перед жизнью и трудами святителя. А еще напоминает прихожанам, что человек должен быть христианином не только на словах. Послушаем тропарь святителю Николаю Чудотворцу в исполнении детско-юношеского хора «Умиление».
16 ноября. О действии Божьей благодати

В 8-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа после исцеления Им кровоточивой: «Прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня».
О действии Божьей благодати — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Евангельский отрывок об исцелении больной кровотечением женщины раскрывает не только силу веры болящей, но и приоткрывает завесу действия Божией благодати. Как мы знаем, Вселенная сотворена Господом, Бог вездесущий, и в этом мире Он проявляет Себя через действия Божией благодати.
Иногда она бывает видима, как исходящий от Христа свет или слава, которую лицезрели апостолы на Фаворе. В данном случае эта благодать проявила себя как сила, исшедшая от Христа.
Конечно, мы не можем на себе прочувствовать, как сила благодати исходила из тела Христова, ведь мы не боги, но однозначно утверждаем, слова Господа об исходящей из Него силе сказаны для нашего понимания, что произошедшее было не обманом, призрачным явлением или шарлатанством.
Христос говорит о действительном исцелении женщины и открывает, какова причина её исцеления, то есть исшедшая из Него благодать. Хотя для самого Господа все было очевидным и не требовало исследования, кто прикоснулся к Нему, однако всё это Он проговаривает вслух, чтобы мы умели разбираться в невидимых нами, но действительных явлениях Божией благодати.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 ноября. О предназначении человека
Во 2-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять».
О предназначении человека — протоиерей Владимир Кашлюк.
Святой апостол Павел отражает ключевую идею христианского учения о предназначении человека. Она объединяет несколько важных аспектов, а именно: связь с Богом через Иисуса Христа, созидательную природу человека и конкретизацию его миссии в совершении добрых дел.
В православном вероучении особое внимание уделяется теме обожения, то есть процессу преображения человека через сакральное соединение с Богом. Добрые дела в этом контексте становятся инструментом обновления не только окружающего мира, но и собственной человеческой души.
Предназначение человека, согласно христианскому учению, — это не пассивное существование, а активное соучастие в божественном замысле. Созданные во Христе, люди призваны через добрые дела, совершаемые с чистым сердцем, уподобляться Богу, преобразовывать мир и вести других ко спасению.
Как подчеркивает апостол Павел, у каждого человека есть уникальный план и цель, которые в конечном итоге приведут к славе Божией.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 ноября. О подвиге Праведной Снандулии Персидской

Сегодня 16 ноября. Церковь чтит память Праведной Снандулии Персидской, жившей в четвёртом веке.
О её подвиге — протоиерей Максим Горожанкин.
Святая праведная Снандулия жила в Персии и исповедовала Господа нашего Иисуса Христа. Во время гонения на христиан более ста человек были арестованы и после полугодичного содержания в тюрьме казнены.
Саму Снандулию не арестовали, она была мирянкой, а целью гонений были аресты клириков, священников, диаконов, монашествующих. Царь Сапор полагал стратегически, что, арестовывая духовенство, он таким образом обезглавит Церковь. И церковная община, не имея иерархического возглавления, закончит своё существование естественным образом. Если некому совершать таинства, если некому рукополагать священников, то Церковь физически не сможет существовать.
Вот Снандулия, избежав ареста, узнала дату казни всех арестованных и организовала пышную трапезу. И каждому, кто приходил на эту трапезу, она дарила белоснежную одежду.
И в день казни, когда всех мучеников обезглавили, святая праведная Снандулия смогла выкрасть святые мощи этих мучеников и захоронить их, спася их тем самым от поругания и надругательств.
Все выпуски программы Актуальная тема







