Выражение «третье небо» известно нам благодаря апостолу Павлу, и его Второму посланию к Коринфянам.
Апостол написал его с целью уберечь коринфян от негативного влияния иудействующих. Те хотели подорвать авторитет Павла среди христиан, и апостол был вынужден вступить в борьбу за своих чад. Эта цель всецело отражена в содержании Послания. Апостол пишет о величии новозаветного служения и о характере своей деятельности. Апостол понимал, что коринфяне ждут от него каких-то чудесных знамений, подтверждающих истинность его апостольского достоинства. И стремясь подкрепить слова яркими примерами, Павел пишет (цитата):
«Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним. Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба».
Апостол Павел рассказывает коринфянам о своих впечатлениях ни много, ни мало от пребывания на небе.
Как это произошло для апостола до сих пор остаётся загадкой. Произошедшее было настолько удивительным, что и спустя время апостол до конца не может осознать это. Однако событие случилось с ним, и случилось в начале его служения. Апостол пишет, что находился в особом пророческом состоянии и был вознесён до третьего неба. Участвовало ли его тело или он был возносим туда только в своём духе неизвестно, но так было.
Более апостол о третьем небе больше не поясняет, и толкование усматривает в этом то, что аудитории, для которой он писал, это понятие было знакомо.
В иудейском предании существовало представление о трех небесных пространствах: первом — облачном, втором — звёздном, которое находится на высоте солнца и третьем — высшем, где находится престол Божий.
Далее Апостол Павел с уверенностью сообщает, что он был (цитата): «восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать».
Достигнув третьего неба, апостол очутился в раю, в месте присутствия Бога. Он говорит, возможно, о хвале, какая в раю возносится Богу устами ангелов и святых. Такой хвалы не может произнести своими устами смертный.
Апостол пишет о третьем небе, и имеет в виду чрезвычайное возвышение, выше которого не бывает. А мы сегодня используем его для обозначения состояния наивысшего счастья.
«О совести». Священник Анатолий Главацкий
В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущий диакон Игорь Цуканов вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты из сборника творений преподобного Аввы Дорофея «Душеполезные поучения» о совести как голосе Божием в человеке, и о том, как она помогает делать правильный выбор.
Разговор шел о том, для чего совесть дана человеку, почему иногда она может «засыпать», а также по каким признакам можно определить, что мы приглушаем «голос совести» и почему для духовой жизни важно не давать совести «уснуть». Также обсуждалось, почему в Раю Господь дал заповедь не есть с Древа познания добра и зла и можно ли «жить по совести» и быть при этом неверующим человеком.
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Интеллигенция и Православная Церковь в XIXв.» Федор Гайда
Гостем программы «Светлый вечер» был доктор исторических наук, доцент кафедры истории России XIX — начала XX веков исторического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Федор Гайда.
Мы говорили об отношении образованных людей в России в XIX веке к Православной Церкви, о взглядах интеллигенции на религиозность и церковную жизнь и как это повлияло на дальнейшую историю страны и Русскую Церковь. Также разговор шел об истории появления термина «интеллигенция» и с какими людьми он соотносился, о самых ярких их представителях в России XIX века и почему кто-то из них сохранял веру и церковность, а кто-то отказывался от Бога.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
Поддержим храм Архангела Михаила в Смоленской области

В деревне Зарубинки Смоленской области посреди чистого поля стоит величественный храм Архангела Михаила, который сегодня обретает былую красоту. Рядом с ним есть сад, жилые корпуса, пасека и коровник. Всё это созидается трудами маленькой монашеской общины.
Сто лет назад в Зарубинках жили больше полутора тысяч человек. На службы в местный храм съезжались люди из окрестных деревень. В советское время от Смоленска до Витебска было всего две действующих церкви и одна из них — Архангела Михаила. За время гонений она изрядно пострадала, лишилась колокольни и внутреннего убранства. Ближе к 90-м годам деревня совсем опустела, и храм закрыли. Годы шли и здание превратилось в аварийное.
В 2018 году возрождать святыню и приход сюда направили иеромонаха Феодосия. Трудами священника и его помощников храм Архангела Михаила стал возвращаться к жизни. Со временем вокруг него образовалась монашеская община, появились свой сад и хозяйство. Ежедневно в церкви совершаются богослужения, а в перерывах каждый насельник скита занят своим делом. Священник Феодосий пасёт коров и ухаживает за пасекой, а другие следят за порядком, решают бытовые задачи, делают творог, сыр и масло. Место, которое казалось безнадёжно забытым, обретает новую жизнь. В возрождение храма и развитие скита вносят свою лепту и верующие люди. Они приезжают в деревню Зарубинки из ближайших селений и Смоленска.
Благодаря совместным усилиям у храма Архангела Михаила появились крепкая кровля и надёжные окна, новые купола, колокольня, иконостас, престол и церковная утварь. А сейчас важно отремонтировать и утеплить здание изнутри. Помочь храму в Смоленской области можете и вы. Для этого переходите на сайт фонда Архангела Михаила.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов












