Церковное пение, как всякое искусство, развивается, формы, стили сменяют друг друга. Но здесь, на мой взгляд, вернее слух, не стоит торопиться с изменениями. Тем более надо очень осторожно переносить древнюю певческую традицию в наше время. Почему? Скажут, что сокровищница того же знаменного распева достойна, чтобы ее внедрять в современное богослужение. С музыкальной точки зрения — да, несомненно. Скажут, что знаменный распев более молитвенный, чем партесное пение. А в этом случае всё как раз неоднозначно. Человек, приходящий в храм на молитву, не должен отвлекаться на непривычные ему распевы, не должен о них «царапаться». Хорошо, когда пение церковного хора заставляет звучать в душе те же струны, что звучали и в детстве, и в юности, и в прошлом году. Ведь не молитва для пения, а пение для молитвы!
Взять хотя бы знаменитое произведение Веделя «Покаяния отверзи ми двери». Уж как его только не ругали музыканты и музыковеды! Но люди к этому пению привыкли, оно заняло определенное место в годовом цикле, и когда из самых лучших побуждений Веделя заменяют чем-то иным, то у человека, ожидавшего этого целый год, рождается досадное ощущение неудовлетворенности и даже обмана. Спеть Веделя строго, молитвенно — и все будет на своих местах!
А то подходит Великим постом к батюшке старушка после всенощной и спрашивает:
— Батюшка, что нынче «Покаяние» не пели?
— Пели, а как же.
— А я и не слыхала... простите.
И отходит бабушка разочарованная и немного обиженная. Ну, чем она виновата, что к Веделю привыкла? Пусть послушает, поплачет. Кому от этого плохо?
Помощь приюту для детей и подростков в городе Старице
В городе Старица Тверской области уже 30 лет работает центр социальной реабилитации для детей и подростков. Здесь ребята, попавшие в трудную жизненную ситуацию, находят приют и поддержку.
Максим оказался в этом центре, когда ему было 14 лет. Но попал он сюда не один, а вместе с братьями и сёстрами. Всего их — шестеро, Максим — самый старший. Ребята очень дружные, друг за друга стоят горой. Повзрослеть им пришлось рано. Их папа и мама пристрастились к алкоголю и настолько погрузились в зависимость, что так и не смогли стать для детей ответственными и любящими родителями. Поэтому ребята росли сами по себе.
В приюте Максим, его браться и сёстры наконец-то обрели поддержку и ощущение безопасности. Все шестеро оказались в тепле и уюте, окружённые заботой. Пока дети находились в центре, отец и мать совсем не навещали ребят и упорно отказывались от помощи специалистов. Поэтому со временем их лишили родительских прав.
Сотрудники центра социальной реабилитации переживали за судьбу братьев и сестёр, они понимали — если ребят направят в детский дом, их обязательно разлучат. К счастью, специалистам удалось вовремя найти для подопечных семью. Сейчас все шестеро живут под одной крышей в любви и заботе.
Ежегодно через центр социальной реабилитации для детей и подростков в Тверской области проходят десятки подопечных. Команда центра старается сделать их жизнь в стенах учреждения максимально комфортной. Недавно появилась необходимость обновить бытовую технику и мебель в детских комнатах. Узнать об этом больше и поддержать приют для детей в городе Старице можно на сайте фонда «Рука помощи»: fondrp.ru
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь к святости». Священник Михаил Словцов
У нас в гостях был клирик храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле священник Михаил Словцов.
Мы размышляли над смыслами евангельского чтения об апостолах, желающих сесть по правую и левую руку Христа в Его царстве и об ответе Иисуса на эту просьбу: о пути к святости, о неизбежности гонений на христиан и страданий за веру и о том, что на практике могут означать слова Спасителя: «кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою».
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Время Великого поста — как соединить светскую жизнь и церковную?
— Память — что помнить, а что забывать?
— Предложение министра иностранных дел Эстонии признать Русскую Православную Церковь Московского Патриархата террористической организацией;
— Изменения в поколениях церковных людей и священников.