У нас в студии были настоятель храма великомученика Никиты в Бывалино священник Андрей Филиппенко и кузнец, организатор международного кузнечного фестиваля Игорь Чижов.
Разговор шел о том, как сегодня возрождаются традиции кузнечного дела и как фестиваль при храме стал не только местом обмена опытом, но и миссионерским проектом.
А.Пичугин:
— Здравствуйте, дорогие слушатели! Меня зовут Алексей Пичугин. Приветствую вас в студии светлого радио, и представляю наших гостей. Сегодня этот светлый вечер, ближайший час, вместе с нами и с вами проведёт Игорь Чижов, кузнец и организатор, координатор Международного кузнечного фестиваля в Бывалино ( мы узнаем, где находится Бывалино буквально, через минуту ), священник Андрей Филиппенко, настоятель Никитского храма в Бывалино. Здравствуйте! Здравствуйте!
И.Чижов:
— Здравствуйте!
О.Андрей:
— Здравствуйте!
А.Пичугин:
— Итак, Бывалино. Это Подмосковье, Павлово-Посадский район, правильно?
О.Андрей:
— Совершенно верно.
А.Пичугин:
— У нас в гостях кузнец ( такого никогда не было, по крайней мере, на моей памяти ), и сразу становится интересно: кузнечное дело — это живая профессия сейчас, востребованная, или это — своеобразная реконструкция?
И.Чижов:
— Профессия жива. Занимаюсь ей уже больше 20 лет, и начал заниматься, как раз, при храме Великомученика Никиты, по благословению отца Амвросия, нашего тогдашнего настоятеля. Вот... профессия сейчас жива, и, более того... вы знаете известную пословицу: «Кузнец — всем ремёслам отец». Всё, что нас окружает — это всё кузнечные технологии, так или иначе трансформированные... ну... в какое-то своё дело.
А.Пичугин:
— Изначально — да, конечно. И сложно себе вообще представить, неважно — русский ли дом, поселение ли маленькое, большое, средневековое, более раннее, позднее, до начала ХХ века вообще без кузницы — такого быть не может. Ни в России, ни в Европе, ни где бы то ни было ещё. Кузнец — он один из самых важных людей и в городе, и в деревне. И так было до того, как ни стало появляться массово промышленное производство. То есть, ещё в начале ХХ века, до Революции, и даже в постреволюционные годы, наверное... где-то до Великой Отечественной войны, Второй Мировой, действительно, очень многое производилось именно в кузницах. Но, как мне казалось — возможно, Вы сейчас просто меня полностью переубедите, и я совершенно неправильно представляю себе положение дел — когда стало появляться массово промышленное производство металла, который вот мы все используем, то кузнец как профессия — она не отмерла, но она отошла на второй план, уступив место вот — большим заводам, предприятиям, и массовой продукции, которую мы можем купить в магазине, которая серийно выпускается.
И.Чижов:
— Ну, отчасти, просто это не видно. Мы не видим... вас, допустим. Вы сидите на радио — мы вас не видим, но вы есть. Так же и кузнец. Он на производстве — самый главный человек. Это, в общем-то, такой винтик одного большого механизма, без которого производство может остановиться. Это — обладатель технологий. И ты выкини кузнеца — без всего, куда-нибудь в тайгу... без разницы, куда — в Африку или в Антарктиду — он, всё равно, выживет. По простой причине — он может огонь даже развести из ничего, казалось бы. Можно огонь развести даже от гвоздя, постучав по нему несколько раз... там... два, три десятка раз — и мы можем зажечь огонь.
А.Пичугин:
— А был такой замечательный предмет — сейчас, к сожалению, мало кто о нём знает и помнит — «кресало» назывался, металлический, и, кстати, тоже кузнецы делали, которым высекался огонь.
И.Чижов:
— Всё возвращается!
А.Пичугин:
— Как Вы пришли в кузнечное дело?
И.Чижов:
— Пришёл, вот... ручки тянулись всегда к этому делу. Нужно нам было на часовню — я раньше стройкой занимался, мы в нашем храме строили часовни — и нам нужно было обрамить икону какой-то кованой, красивой решёточкой. Я объехал всю округу, и так и не смог что-то достойное найти. А когда нашёл уже человека, который, в принципе, сделает это, я посмотрел и спросил: «Можно я буду здесь находиться, и посмотрю, как Вы это делаете?» Он согласился и стал моим первым учителем.
А.Пичугин:
— Это уже больше 20-ти лет прошло?
И.Чижов:
— Да.
А.Пичугин:
— Тяжело?
И.Чижов:
— Ну... руками всегда тяжело работать.
А.Пичугин:
— Все по-разному отвечают на этот вопрос из тех, кто, действительно, работает руками по-настоящему. Не просто что-то в свободное от работы в офисе время, там, пытается делать, а вот кто, действительно... для кого это стало делом жизни — все по-разному отвечают. Кто-то говорит: «Да, вот, привык...» Вы честно ответили, что — тяжело. Это, кстати, важно и ценно.
И.Чижов:
— Ну, я Вам скажу так. Если б я работал в офисе, и мне нужно было бы «спустить пар», я бы не пошёл, допустим, в качалку, а я бы пошёл в кузницу. И я бы получил от этого удовольствие. Я, в принципе, и так от этого удовольствие получаю. Потому что, как сказал Оптинский старец Амвросий: «Займись любимым делом, и счастье тебя само найдёт». Я нашёл своё счастье именно в этой профессии.
А.Пичугин:
— Отец Андрей, Вы умеете работать в кузнице?
О.Андрей:
— Немного пробовал. Конечно, глядя на Игоря, я могу точно сказать, что я не умею работать в кузнице, но — пробовал, естественно. Я думаю, что, наверное, каждый мужчина у нас пытался пробовать, да ещё со школы. Ну, конечно, пробовал. Вот, когда мы говорили о кузнечном деле ( Вы Игорю задали вопрос, куда же делась профессия кузнеца ), то если мы посмотрим на наш технологический уклад, и на то, что кузнецы делали, когда они были центром поселения, то увидим, что вот всё, что у нас происходит — действительно, всё это делал кузнец. Его профессия, она — как зерно попало в почву, и, казалось бы, само зерно исчезло, но из него выросло очень большое и ветвистое дерево. То есть, мы имеем не только кузнечное производство и штамповку на наших заводах. Мы имеем литейное производство, мы получаем сейчас... ну, и провода делаются теми же методами, только автоматизированными, которыми делали раньше кузнецы. То есть, всё, что кузнец делал когда-то руками, какие вот мысли, идеи были в это заложены — они выросли, модернизировались и сейчас являются основой нашей технологии.
А.Пичугин:
— Вот то, о чём Вы говорите — это вполне естественный процесс. Вот, как мы приезжаем в обычную деревню, в Подмосковье куда-нибудь... ну, например, все выезжают из большого города куда-то на природу, бывают в деревне. Что мы в ней видим? Мы видим церковь. Вот, как стояла здесь церковь 150 лет назад — неважно, руины это, восстановили эти руины, но мы видим церковь на своём месте, если её окончательно не снесли. Мы видим какое-то колхозное хозяйство. Мы понимаем, что и 150 лет назад здесь тоже что-то было — были какие-то амбары, была конюшня, здесь держали скотину — это нам привычный пейзаж. Вот, чего мы в деревне не встретим сейчас — это мельницу и кузню. И я недавно открыл... нашёл, вернее... у нас были ребята, которые занимаются хлебом, и после программы я посмотрел — есть целый проект по поиску и восстановлению в России мельниц. Где-то... в Подмосковье же, практически, не осталось... может быть, одна... но в окрестных областях, чуть дальше — в России ещё достаточно много сёл, где сохранились остатки мельниц — естественно, не рабочих, но есть. И вот появились энтузиасты, которые хотят это восстановить. Ну, может быть, они как-то будут работать как предприятия малого бизнеса, может быть, нет, может быть, это просто музеем станет. Но мельница нам уже непривычна. И, точно так же, приезжая в деревню, мы не встретим кузницу, и не встретим кузнеца. Хотя, наверное, это плохо. И, может быть, это стало бы началом какого-то вот... ну... мы и деревень-то, к сожалению, в ближайшем Подмосковье уж точно не видим настоящих, населённых такими — исконными жителями, но, тем не менее, там, где ещё деревенская жизнь сохранилась, наверняка кузница была бы очень к месту. Расскажите, может быть, есть какие-то проекты по возрождению кузниц вот таких вот — частных, небольших предприятий, может быть, семейных, может быть, это где-то есть — мы просто об этом не знаем совершенно.
И.Чижов:
— Да, быстрей всего, это не так афишируется, это — не приехал какой-то мегаактёр или артист, и на него... вешают объявления на каждом шагу и там видно, или цирк приехал. Есть, существует у нас фестиваль, допустим, проходит, 13-й уже по счёту...
А.Пичугин:
— Да, мы про фестиваль обязательно поговорим.
И.Чижов:
— Каждый год фестиваль у нас проходит, и в Москве проходит — Масленица, Рождество. Мы участвуем во всех этих проектах, стараемся делать какие-то мастер-классы для жителей Москвы, Санкт-Петербурга, допустим. В России очень много кузнечных фестивалей сейчас, последние 10 лет. География тоже очень широкая, страна у нас большая — Алтай, Владивосток, Якутия, очень много там оружейников, допустим. Но кузнецы у нас сейчас немножко разделены именно на оружейников и на художественников — так мы друг друга называем.
А.Пичугин:
— Вы?
И.Чижов:
— Я — ко второй категории отношусь, художественной. Но мы дружим со всеми. Мы приглашаем всех кузнецов. Для нас нет никаких градаций, нету никаких границ, чтобы к нам попасть на фестиваль.
А.Пичугин:
— А где сейчас можно учиться кузнечному делу?
И.Чижов:
— Есть средние учебные заведения, есть высшие учебные заведения. Есть Суздальское училище...
А.Пичугин:
— ... художественно-реставрационное...
И.Чижов:
— ... художественно-реставрационное, да.
А.Пичугин:
— Суздальское-то мы знаем...
И.Чижов:
— Есть в Хотьково...
А.Пичугин:
— Хотьковское тоже, кстати, знаем, да...
И.Чижов:
— Есть отделение металла — есть у нас Строгановка тоже, высшее. В Петербурге есть «Муха» — Мухинское, и фон Штиглица. В Краснодаре есть... в принципе, можно пересчитать по пальцам, стало меньше гораздо.
А.Пичугин:
— Ну, даже то, что Вы назвали, в принципе, если... я думаю, желающих не так уж чтоб было очень много...
И.Чижов:
— Желающие есть, в основном — девушки.
А.Пичугин:
— Девушки?
И.Чижов:
— Да.
А.Пичугин:
— И их не смущает, что это, на самом деле, тяжёлая работа?
И.Чижов:
— Совершенно не смущает. У нас есть таких вот девушек, наверное, человек 12, которые очень серьёзные вещи куют.
А.Пичугин:
— Нашего звукорежиссёра Александрова отправим в кузницу работать — учиться на кузнеца!
И.Чижов:
— С удовольствием примем — и есть к кому. В Пермь поедет!
А.Пичугин:
— В Пермь, вот! Саша в Пермь поедет!
И.Чижов:
— Есть такая у нас девушка-кузнец — они с мужем вместе куют — Ольга Стенно, замечательный художник, по металлу именно. Если Вы посмотрите её работы — ну, всё будет вам ясно сразу. Она у нас будет, кстати, на фестивале, так что — можете её увидеть.
«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»
А.Пичугин:
— Мы напомним, что в гостях у «Светлого радио» сегодня Игорь Чижов, кузнец и координатор международного кузнечного фестиваля в Подмосковном Бывалино, священник Андрей Филиппенко, настоятель Никитского храма в Бывалино. Мы говорим о кузнечном искусстве, о фестивале, который... это уже 13-й будет фестиваль, он 15 июля пройдёт в Подмосковье... в общем, в том самом Бывалино, откуда к нам сегодня гости приехали.
А Вы работаете в своей собственной кузнице, да?
И.Чижов:
— Да, у меня собственная, своя кузница. В начале мы открыли кузницу при храме. Подошёл к батюшке, взял благословение. Я был прихожанином этого храма...
А.Пичугин:
— Бывалинского.
И.Чижов:
— Бывалинского, да. Там венчался, крестил всех своих детей, всех своих друзей там тоже повенчал, крестил всех своих крёстных детей тоже. И Бывалино для меня — это... это моя жизнь. Это — моя семья, мой приход. И моей семьи. Мама, папа, братья и все-все остальные. Вот, и...
А.Пичугин:
— И про приход мы тоже попозже поговорим. А вот — кузница?
И.Чижов:
— Кузницу... я взял благословение у батюшки: «Хочу кузницу построить!» — стройкой же занимался. Он говорит: «Ну, строй». Показал мне пальцем место — мы там построили, в лагере...
А.Пичугин:
— В лагере — ?
И.Чижов:
— Напротив есть православный лагерь «Никита». Вот, на территории этого лагеря мы построили кузницу. Буквально, через неделю мы уже ковали в этой кузнице. Она была небольшая. Сразу как-то мои друзья-кузнецы и коллеги помогли мне в этом — кто инструментом, кто чем, батюшки местные помогли. У нас в Павлово-Посадском районе 13, по-моему, приходов, да, батюшка? Вот... и у каждого где-то что-то нашлось. Кто наковальню дал, кто тиски, кто чего, там... у кого-то у бабушки был кузнец... у меня у самого оказался дядька кузнец, а у дядьки... ну, короче говоря, оказалось, что я — потомственный кузнец.
А.Пичугин:
— И Вы это узнали только тогда, когда стали непосредственно заниматься кузнечным делом.
И.Чижов:
— Да, да! Ну... мы не сидели на месте — искали, рыли, инструмент, собираем до сих пор, по «Металлоломам» ездим — наковальни... Потому что есть батюшки, у которых дети хотят этим заниматься, и...
А.Пичугин:
— А почему только батюшки? Я думаю, что, помимо священников, достаточно... и Вы сами говорите — ну, там, в основном, девушки приходят...
И.Чижов:
— На сегодняшний момент.
А.Пичугин:
— Да, но наверняка есть и... ну... достаточно людей, которые просто для себя хотели бы научиться кузнечному делу. Не обязательно получать высшее образование, но иметь к этому какое-то отношение.
И.Чижов:
— Почему батюшкам? Потому, что дети батюшек — они ближе к нам, получается. Они обращаются — мы каким-то образом им помогаем. То есть, стараемся и храму их помочь материально — хоть какими-то инструментами. Потому что хорошие инструменты — даже клещи — просто купить сейчас, в Интернете даже, невозможно.
А.Пичугин:
— Ну, или это будет стоить очень больших денег.
И.Чижов:
— Да. Допустим, одни клещи кузнечные на английских, там, сайтах, они стоят 30 фунтов.
А.Пичугин:
— Ну, да. Можно...
И.Чижов:
— Вот. А надо, как минимум, 5-6 клещей.
А.Пичугин:
— 30 фунтов — это, примерно, 3000 рублей, да?
И.Чижов:
— Да.
А.Пичугин:
— Чуть больше. Часто приходится... ну, мне, по крайней мере... покупать какой-то инструмент, в том числе и кованый. Я просто вижу разницу в ценах. То, что произведено у нас, в России, не привезено откуда-то из-за рубежа, но просто кованый, хороший кованый инструмент, действительно, стоит больших денег. И это — уже массовое производство. То есть, это какие-то большие кузницы делают, которые брендовые, поставляют свою продукцию в крупные магазины. Но это дорого, дорого... и проще... вот, как быть, если человеку нужен хороший инструмент — кованый — и у него нет возможности купить его где-то... даже в Интернете за большие деньги? Может, ему стоит обратиться к каким-то частным производителям, кузнецам, которые ему сделают дешевле?
И.Чижов:
— Ну, я Вам скажу так. Опять, есть несколько путей. Можно посоветоваться у бывалых кузнецов. И у каждого кузнеца, у которого стаж — больше 10 лет, у него накапливается очень большое количество инструмента. Допустим, я свой инструмент даже сдавал, потому что для кузнеца кощунственно взять и выкинуть, или сдать в металлолом молот кузнечный, или наковальню. Это считается... ну... как... это инструмент достатка твоего. То есть, это — твоя жизнь. Ты этим на хлеб зарабатываешь. И выкидывать — мы не выкидываем. Мы делаем рассылку — сейчас в Интернете, благо, всё это есть — или звоним своим друзьям и предлагаем: «Вот, ребята, есть то-то, то-то, то-то». Многие приезжают — им всё равно, некоторым для антуража это нужно. Кто-то, там, открывает свою антуражную кузницу времён, там, ХIX или XVIII века, и им нужно это «для мебели», они... и для этого она пойдёт...
А.Пичугин:
— А кузница ХIX или XVIII века антуражная — это музей, или она, действительно, работает?
И.Чижов:
— Нет, она работает! Технологии, в принципе, не изменились за все эти тысячи лет...
А.Пичугин:
— Да, поэтому я и спрашиваю.
И.Чижов:
— Меха, наковальня... раньше можно было... там... на камне даже сделать это что-то — камнем. И первый инструмент можно выковать двумя камнями. На один положил, другим — шлёпнул.
А.Пичугин:
— Отец Андрей, у меня создаётся впечатление, что среди Ваших прихожан очень много кузнецов!
О.Андрей:
— Ну, учитывая то, что у нас Игорь — кузнец...
А.Пичугин:
— ... и приводит своих друзей, наверняка часто...
О.Андрей:
— ... приводит своих друзей, да, то многие наши прихожане оказались так или иначе причастны кузнечному делу — как-то уже соотносили свои воззрения, интересы вот с такого рода возможностями.
А.Пичугин:
— Наш коллега и редактор, Лёша Князев... собственно, как мы о вас узнали-то — он рассказал, потому что он несколько лет назад с детьми приезжал, ещё, по-моему, при жизни отца Амвросия, на один из фестивалей, и остался в таком восторге, что он несколько дней ходил по редакции и всем рассказывал, что «аж такое бывает!», и как это детям было интересно. Он часто своих детей вот на такие мероприятия какие-то вывозит, но ваш фестиваль для него был чем-то совершенно особенным.
15 июля, я напомню, в Бывалино, в Павлово-Посадском районе Московской области пройдёт фестиваль — уже 13-й международный кузнечный фестиваль, и сейчас мы о нём подробнее поговорим.
Ну, кузница — кузницей, кузнечное дело, всё понятно, но почему Вы решили проводить фестивали?
И.Чижов:
— Я сам попал как-то на фестиваль. У нас в Балашихе есть Салтыковка такая...
А.Пичугин:
— Да, я знаю!
И.Чижов:
— Вот... там всю жизнь был очень хороший Музей кузнечного искусства. Заведовал им Юрий Анатольевич Зимин — Царство ему Небесное! Этот человек положил всю жизнь на возрождение вот этого дела, он нас всех заразил. И... в то время приезжало на фестиваль 250-300 человек со всех регионов Советского Союза. У нас уже — я повторюсь — 13-й фестиваль, и в 2005 году я попал на Соловки, на фестиваль кузнечный. Организовывал тоже наш коллега. И я приехал от Соловков, во-первых, ошарашенный — «осоловел», как говорят, и, когда я рассказывал это всё отцу Амвросию нашему, он и говорит: «А что, давай и мы тоже проведём!» Это был я летом, а первый фестиваль у нас состоялся 25 декабря 2005 года. То есть, мы, буквально, за пять месяцев подготовились и сделали первый фестиваль. Он получился у нас зимний. Минус двадцать пять было, когда собралось человек 30 народу — не много по масштабам, но мы провели, и у нас, по-моему, даже трапезная загорелась... что-то у нас... какое-то искушение было. Был момент — кабель загорелся. Ну, все кузнецы, конечно, помогали там, тушили... ну... такое... как изюминка фестиваля была.
О.Андрей:
— Такая, с подгорелкой!
А.Пичугин:
— И дальше всё — пошло-поехало?
И.Чижов:
— Всё не то, что пошло-поехало... была мысль делать раз в два года, раз в три года, раз в пять лет...
А.Пичугин:
— Но теперь у вас уже вообще приставка «международный» — соответственно, к вам приезжают кузнецы...
И.Чижов:
— «Международный» у нас стал на второй сразу фестиваль.
А.Пичугин:
— А откуда к вам гости приехали?
И.Чижов:
— У нас была Швеция, Финляндия, Панама...
А.Пичугин:
— Панама?
И.Чижов:
— Да, с Панамы приезжали наши кузнецы... с Кубы...
А.Пичугин:
— Так это наши соотечественники? Или это кубинцы и панамцы?
И.Чижов:
— Очень интересное было у нас знакомство. Познакомился я на одной выставке в ЦДХ — участвовал, и ко мне подошла женщина в возрасте очень серьёзном, и заказала мне Дон Кихота Ламанчского: " Вот, хотим,— говорит, — кованого сделать«. Я говорю: «Ну, хорошо, сделаем».
А.Пичугин:
— Ну, поясните, пожалуйста. Это — фигура Дон Кихота?
И.Чижов:
— Фигура Дон Кихота, да, и... ну... оказалось, что она — жена посла Панамы в России. И мы не стали оставлять это дело как... ну, не просто сделали, отдали, там, забрали деньги — и всё. Мы пригласили их в Бывалино. Приехал к нам кортеж целый, с флажком с каким-то... с Панамским — 40 км/ч они ехали по всем улицам — ну, видимо, смотрели наши окрестности. Получается, что у него жена — русская, всю жизнь она здесь прожила, а муж у неё — панамец.
А.Пичугин:
— И он же — посол, к тому же.
И.Чижов:
— И он же — посол, да, у нас, в России, был. И он нам... я говорю: «У вас есть кузнецы-то?» Он говорит: «Есть. Пришлём». И вот, они на второй наш фестиваль, который состоялся летом 2006 года, прислали кузнеца... кузнецов.
А.Пичугин:
— Если панамского кузнеца завести в российскую кузницу, он сразу сумеет начать работать, или для него всё будет непривычно?
И.Чижов:
— Я Вам больше скажу. Вот, если я в любую кузницу зайду — неважно в какую...
А.Пичугин:
— Или Вас — в Панаму отправить, да?
И.Чижов:
— Да... я скажу, что кузнец, по крайней мере, меня накормит, напоит и спать положит. Это — по крайней мере.
А.Пичугин:
— Ну... это — важно! А — с точки зрения работы? Ну, я думаю, что пилот Боинга-737 сумеет поднять в воздух аэробус А-320, но там есть нюансы — (неразб.) и всё прочее.
И.Чижов:
— Нюансы везде есть — в них всё и кроется, в этих нюансах.
А.Пичугин:
— Панама, Швеция... ну, мне кажется, всё-таки...
И.Чижов:
— Северные страны: Эстония, Финляндия, Швеция...
А.Пичугин:
— Вот, там, конечно, тоже кузнечное дело живои... я не знаю, проходят ли фестивали, но кузнецов — довольно много.
И.Чижов:
— Очень много фестивалей проходит, и я в них участвую тоже. Приезжаю туда, и так и получается знакомиться с кузнецами. Непосредственное общение и знакомство с кузнецами — и получается, что я приглашаю их к себе, едут. В этот раз у нас будут из Чехословакии, из Эстонии, из Финляндии, из Швеции...
А.Пичугин:
— А из Чехии или из Словакии? Я тоже, по традиции...
И.Чижов:
— Из Чехословакии.
А.Пичугин:
— ... я тоже говорю «Чехословакия»!
И.Чижов:
— Ой... из Чехии, извиняюсь!
А.Пичугин:
— Я тоже говорю «Чехословакия» очень часто!
И.Чижов:
— Многие, может быть, даже и не знают, что...
А.Пичугин:
— ... что и нету уже...
И.Чижов:
— ... что их и нету, да... вместе.
А.Пичугин:
— Какая программа фестиваля?
И.Чижов:
— Программа у нас разнообразная. У нас есть сцена большая, идёт благотворительный обязательно какой-нибудь в помощь какому-нибудь погибшему кузнецу или... какому-то пострадавшему... там, у нас бывают акции. Мы делаем бесплатную лотерею... вернее, как она?... благотворительную лотерею, и все средства отправляем вот этому человеку, там... или жене — кто там остался в живых. Это — раз. Фольклорные коллективы — какие-то группы приезжают, музыканты. Да, и кузнецов... кузнецов у нас будет в этот раз... ну... работающих — человек 40, не считая того, кто приедет вот... просто пообщаться. Они приезжают заранее. Они приезжают за 2-3 дня, живут, общаются, помогают нам делать общий арт-объект какой-нибудь.
А.Пичугин:
— Тяжело это, отец Андрей, принимать целый международный фестиваль в храме?
О.Андрей:
— Ну, конечно, это хлопотно, потому что требует и приведения в порядок инфраструктуры. И когда приезжает такое количество людей, а они приезжают, многие, с семьями, конечно, это на плечи прихожан и матушек, которые несут послушание на приходе, ложится такой, определённой, нагрузкой. Но всё это растворяется радостью общения с творческими людьми, которые с большим интересом приезжают, молятся в храме. То есть, очень интересно смотреть, когда люди, особенно из других стран, приходят на Божественную Литургию в храм, стоят сзади, молятся. И вот это вот общение с творческими людьми, открытыми людьми, которые... вот такая открытость... она в наш век — достаточно редкое свойство человека... вот... оно, конечно, всё компенсирует.
А.Пичугин:
— Давайте, через минуту продолжим наш разговор. Я напомню, что в гостях у светлого радио кузнец, координатор международного кузнечного фестиваля в подмосковном Бывалино Игорь Чижов и священник Андрей Филиппенко, настоятель Никитского храма в Бывалино. Через минуту — мы снова в этой студии.
«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»
А.Пичугин:
— Возвращаемся в студию светлого радио! Напомню, что здесь сегодня Игорь Чижов, кузнец, координатор международного кузнечного фестиваля в Бывалино и священник Андрей Филиппенко, настоятель Никитского храма в деревне Бывалино — это Павлово-Посадский район Московской области.
Немножко давайте про приход поговорим про ваш. Я знаю, что сам фестиваль — и уже это имя прозвучало здесь — был организован ещё при помощи покойного настоятеля вашего храма отца Амвросия Шевчука, и он принимал какое-то деятельное участие и в жизни самого фестиваля — я так понимаю, что и кузнечным делом интересовался. Расскажите про приход, про отца Амвросия.
О.Андрей:
— Начнём с отца Амвросия. Отец Амвросий, священноигумен Амвросий, первый настоятель Никитского прихода в Бывалино, который принял его в 90-х годах теперь уже прошлого века. Я тогда ещё был студентом Униварситета, мы помогали, алтарничали и участвовали в восстановлении храма. И отец Амвросий заложил, будучи такой очень энергичной, творческой личностью, очень много проектов и начинаний. Кроме кузнечного фестиваля, наверное, таким... основополагающим, основным делом прихода является попечение о детях, которые оказались в трудной жизненной ситуации. На приходе действует... ну, сейчас уже это официальное название имеет учреждение: негосударственное учреждение социального обслуживания Детский корпус «Никита», который появился из лагеря, детской площадки, которую в 90-х годах стали организовывать для детей, потому что... мы с вами помним те времена, когда исчезали пионерские лагеря, дети оказывались на лето беспризорными. А, учитывая ту безработицу, которая вдруг возникла...
А.Пичугин:
— В 90-е годы.
О.Андрей:
— ... да... они ещё и оказались без попечения родителей, которые где-то были на заработках, уезжали в Москву. Плюс ещё были традиционные семьи неблагополучные, которые во времена Перестройки оказались просто брошенными. И дети оказались на улице. И вот, отец Амвросий решил, что надо делать летнюю площадку для детей, надо собирать их, чтобы они были как-то вот... под покровом Церкви вне опасности всякого рода соблазнов и нападений. Мы и первыми вожатыми там были. Ну, а потом, когда оказалось, что многим детям и возвращаться-то некуда... то есть, когда дети за обедом набирали хлеба и ели его весь день, когда к обеду вставали очереди к столовой... то есть, у нас в пионерских лагерях — у нас детство такое было — никогда такого не было. То есть, дети, получается, не ели неделями нормально. А то и... там... может быть, днями просто голодными ходили. И вот, в результате, возникла такая мысль, что нужно делать такой детский приют — он был организован. Сейчас, уже при поддержке Его Высокопреосвященства Ювеналия, митрополита Крутицкого и Коломенского, отстроено новое детское здание, ещё при жизни отца Амвросия оно было сдано в эксплуатацию. И, конечно, в основе деятельности прихода лежит такое вот попечение о детях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. То есть, у нас сейчас тоже таких семей немало.
А.Пичугин:
— А у вас непосредственно при храме есть какие-то социальные учреждения? На территории, или рядом?
О.Андрей:
— Вот, этот самый Детский корпус находится непосредственно на территории храма, существует на средства прихожан и благотворителей, и там находят приют и пристанище дети вот из таких вот семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Ну и... вот... дети, у которых сложности с родителями.
А.Пичугин:
— А сколько у вас сейчас воспитанников?
О.Андрей:
— Ну, сейчас... около 15-ти, потому что дети возвращаются в семьи, когда ситуация улучшается, потом приходят. Вот сейчас, к осени, будет больше. И, кстати вот, и кузнечный фестиваль, и кузнецы активно помогают и содействуют вот такому вот делу попечения.
А.Пичугин:
— Очень хорошее же занятие, наверное, для мальчишек. Сколько лет им? Лет 12, наверное, 13, да?
О.Андрей:
— Возраст — самый разный. У нас дети оказываются от 4 и до 16 лет. Вот, сейчас у нас один даже... у нас Данила — выпускник, он сдал ЕГЭ, и мы надеемся, он поступит в Высшее Учебное Заведение в Москве — он решил юристом стать.
А.Пичугин:
— Ну, в 4 года, наверное, ещё рано, а начиная лет с 10, я думаю, вы привлекаете детей к работе, де? По крайней мере, ну, как-то... к помощи в кузнице?
И.Чижов:
— Им самим очень нравится. Они некоторые способны и в 4 что-то делать.
О.Андрей:
— Их даже и привлекать не надо — надо, в основном, оттаскивать!
И.Чижов:
— Надо направить, да, и потом — не оттащишь! У нас же, получается... и в кузнице-то первые выпускники — вот Егор, допустим — он и сейчас занимается кузнечным делом. Так или иначе... он уже семейный человек... но вся беда, наверное, детишек в том, что они всё равно возвращаются — даже со своими детьми — в этот храм.
А.Пичугин:
— Свою кузницу затратно устроить? Вот, слушает нас человек какой-то... я понимаю, что бывают порывы, когда: «О! Чего это я хочу?...» — а вот тут на радио «Вера» программа про кузнецов, и так интересно они рассказывают... «А ну-ка, дай-ка, я попробую...» Понятно, что обычно первые порывы — они ничем не заканчиваются, но — вдруг у кого-то продолжится? Затратно? Вообще, тяжело собственную кузницу устроить?
И.Чижов:
— В принципе-то не тяжело. Как сказал один из моих учителей, высшим пилотажем считается то, что если ты возьмёшь какую-нибудь металлолом-железку, придашь ей какой-то очень творческий вид, художественную ценность придашь с помощью своих рук, и продашь её... там... по космосу — можно так рассуждать, да? В принципе, ничего не затратного нет. Хороший гараж, желательно, чтобы он был хоть как-то отапливаемый зимой ( потому, что тяжело в мороз работать ). В принципе, не очень затратно.
А.Пичугин:
— Печи?
И.Чижов:
— Печи сейчас — и газовые есть, на угле уже, в принципе, никто не работает.
А.Пичугин:
— Газовые — специальные, да? Кузнечные?
И.Чижов:
— Газовые горны — в Интернете в YouTube народ изгаляется так с этими горнами, что там...
О.Андрей:
— Здесь можно посоветовать непосредственно Вам фестиваль — и всё увидите вживую.
И.Чижов:
— Посоветовать, да... вопрос в том, что будет делать человек? Что он хочет делать? Сейчас сварочные аппараты... есть аргоновые аппараты. Сейчас инструмента столько можно всякого приобрести или собрать из... не знаю, там... из чего-нибудь, там, что... это всё можно делать. Самое главное — как у тебя работают руки, вместе с головой.
А.Пичугин:
— Да! Я смотрю здесь, в Интернете: газовый горн за 10 минут... газовый горн за 15 минут... те есть, это всё доступно довольно.
И.Чижов:
— В принципе, доступно, да.
А.Пичугин:
— Но и руки — тоже должны быть на месте...
И.Чижов:
— Да.
А.Пичугин:
— ... наверняка.
И.Чижов:
— Это — точно.
А.Пичугин:
— Потому что... если никогда ничего своими руками не делал, наверное, с нуля начать заниматься кузнечным делом невозможно.
И.Чижов:
— Ну, желательно, конечно, подучиться.
А.Пичугин:
— Как до вас добраться? Вот, 15 июля — опять напоминаем — 13-й международный кузнечный фестиваль пройдёт в деревне Бывалино. Деревня Бывалино — я смотрю на карту — она находится... ну... неподалёку от Павловского Посада, между Павловским Посадом и Ликино-Дулёво ( где у нас автобусы ЛИАЗы делают ), там же, рядом, Орехово-Зуево, и Куровское... ну... я так понимаю, что проще всего, наверное, доехать на электричке до Павловского Посада, а оттуда как-то...
И.Чижов:
— Там есть автобус № 23...
А.Пичугин:
— ... до Бывалино, да?
И.Чижов:
— Да. Ну, и можно на машине добраться, можно на такси — разные варианты.
А.Пичугин:
— А на машине — из Москвы если ехать?
И.Чижов:
— Можно по Егорьевскому шоссе, можно по Горьковскому шоссе — это всё через Павловский Посад.
А.Пичугин:
— И всё в навигаторе есть.
И.Чижов:
— Да, как минимум.
А.Пичугин:
— Во сколько начинается фестиваль?
И.Чижов:
— Мы начинаем... Молебен у нас в 11.00, да, батюшка?
О.Андрей:
— Ну, если считать как, собственно, положено по традиции, с Божественной Литургии, то в 9.00.
И.Чижов:
— Да.
О.Андрей:
— Потом в 11.00 у нас — Молебен перед началом фестиваля, и — открытие.
А.Пичугин:
— И до — целый день, да? Дотемна?
И.Чижов:
— До 18.00.
А.Пичугин:
— До 18.00 — не дотемна. А с детьми... я догадываюсь, что многие приедут с детьми... что для детей будет у вас организовано?
И.Чижов:
— Мы всё делаем для детей. У нас весь фестиваль придуман для детей. Мы делаем общую работу, и очень много мастер-класса будет. Причём, будут и гончары, будут и... кто-то... кукольники будут, и кузнечные мастер-классы будут. То есть, мы всё это делаем для детей.
А.Пичугин:
— Вот, кстати, гончаров тоже уже в деревне не встретишь. Хотя, керамика — это такая модная вещь сейчас! Приезжаешь куда-нибудь — магазин керамики, и там маленький горшочек стоит... космических денег.
И.Чижов:
— Но сколько он разбил перед этим!
А.Пичугин:
— Ну, естественно! Нет, я ни в коем случае...
И.Чижов:
— Всё включено в стоимость.
А.Пичугин:
— ... не хочу сказать, что люди зарабатывают на пустом месте, нет! Но это — очень модное сейчас занятие — керамикой.
О.Андрей:
— Вот, дети на фестивале имеют возможность пообщаться с керамистами и непосредственно...
А.Пичугин:
— ... горшок своими руками...
О.Андрей:
— ... да, сделать горшок своими руками...
И.Чижов:
— Да, причём, они ещё и обжигают его потом. На горн ставят, или на солнце там, где-то... пытаются обжечь...
О.Андрей:
— На солнце обычно, а потом инструктируют, как это довести дома до совершенства с использованием современных кухонных технологий.
А.Пичугин:
— Собственно, что чаще всего находится-то... за годы интереса к археологии, я сразу, наверное, понял, что чаще всего ты находишь либо черепки — керамику, которая когда-то была горшками, сосудами... и кованые гвозди, которые сделал кузнец. Этих кованых гвоздей лежит у нас — по всей России — столько, что из них, наверное, можно сделать... какой-нибудь, там, забор, который три раза вокруг России будет стоять. А сейчас кованые гвозди, кстати, я смотрю — тоже удовольствие недешёвое. То есть, 150 лет назад других не было, и они повсюду делались, а сейчас — поди найди, и, если найдёшь, то... тоже... довольно крупную сумму за них заплатишь.
И.Чижов:
— Ну, много энергии уходит на это. Энергия у нас — сами знаете... она для нас небесплатная. Чтобы даже на газовом горне... нам придётся купить газ...
А.Пичугин:
— А что вы чаще всего делаете?
И.Чижов:
— Ну, мы делаем, в основном, какие-то такие светские заказы — ворота, лестничные ограждения. Вот, в храме у нас решётка солеи сделана, сень для великомученика Никиты сделана.
А.Пичугин:
— Ну, это для храма. А если человек обращается вот... в кузницу, то, чаще всего, это что-то для загородного дома?
И.Чижов:
— Быстрее всего, да.
А.Пичугин:
— А вам самим что больше всего нравится делать? Ну... есть какие-то вещи, которые кузнецу ближе? Ну, понятно, что... хотя, нет... как, понятно... я, например, не знаю... может быть, Вам нравится ворота делать? А, может быть, есть какие-то вещи, которые Вам... ну... как-то по сердцу ближе?
И.Чижов:
— Вы знаете, у нас, как-то, заказы обычно... уже обращаются люди, которые приходят в некий тупик. Они не знают, что они хотят. Они хотят что-то, но им надо что-то предложить. И вот, бывают заказы, допустим, такие вот, как... вытяжка для тандыра, да... но чтобы она поднималась. Чтобы она опускалась, конкретно, для тандыра, и потом — дёрнул за верёвочку, и она поднялась. Тут с механизмами надо придумывать. Кому-то очень нравится... мне нравится — замки, допустим. Старинные замки, с ключами с такими большими. Если его разобрать сзади, он весь там внутри... для кого это делалось — непонятно... там везде внутри, каждый гвоздик... на каждом гвоздике или мордочка какая-нибудь, или собачка, или какой-то текст. То есть, кузнец передавал для нас какую-то информацию, уже непонятную, что-то он... может, зашифровал что-то — очень интересно! Если Вы вот археологией занимались, наверняка находили замки.
А.Пичугин:
— Да, конечно! Тоже очень часто. Это такой массовый материал в любом поселении — замки, ключи...
О.Андрей:
— И потом, для современного человека иной раз вот такая тяга к чему-то творческому — она неосознанна. То есть, вот, мы сейчас живём в век потребления, всё вот — наделано как-то... условно скажем — совершенно бездушно. И, когда человек, оставляя все свои силы на работе, хочет как-то обустроить свой дом, то у него вот какая-то внутренняя тяга появляется к чему-то, во что другие люди вложили душу. То есть, любой предмет труда творческий, куда человек творчески вкладывает частицу своей души, он несёт в себе такой вот некий отпечаток вечности, основательности, фундаментальности. Поэтому зачастую люди неосознанно совершенно как-то вот, для себя, но очень желают иметь в своих домах, особенно, если у людей дача есть, или живут в собственном доме, что-то вот такое вот — кузнечной работы. Заборы, вот эти вот все вещи, которые... ну... совершенно не обязательно вот такую вот вещь ставить на огороде, чтобы вот...там... за верёвочку дёргать, и вот так вот всё было, но вот ему — хочется, чтобы было вот что-то такое вот основательное, к чему приложены руки — не где-то там... в Китае...
И.Чижов:
— Это правда, это правда!
О.Андрей:
— ... высыпалось это по тонне в минуту, а вот именно вот... что-то такое вот основательное.
А.Пичугин:
— Но это основательное, кстати, Китай вам тоже предложит.
О.Андрей:
— Ну, вот, оказывается...
И.Чижов:
— Мы с Китаем не можем конкурировать. Потому что наш свет мы продаём туда за 4 копейки. Или за 40 копеек, я не знаю... ну, как мы можем с ним конкурировать? Когда деталь металлическая... допустим, взять шар, кованый шар — он у них стоит здесь, в России, столько, сколько у нас только материал на Металлобазе стоит.
А.Пичугин:
— Ну, если церковную утварь уже из Китая привозят!
И.Чижов:
— Ну... у меня вот есть клиент — мы уже дружим много лет. И он для себя, как он мне сказал, сделал очень хороший вывод. Он говорит: «Я лучше заплачу нашему человеку...»
«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»
А.Пичугин:
— Напомним, что в гостях у светлого радио сегодня Игорь Чижов, кузнец, координатор международного кузнечного фестиваля в Бывалино и священник Андрей Филиппенко, настоятель Никитского храма в Бывалино. Мы говорим о кузнечном деле, о фестивале — 13-м, международном, который 15 июля пройдёт, уже совсем скоро, в Бывалино — это Павлово-Посадский район Московской области.
Про замки вот говорили интересно. Вы любите делать замки, говорите. А они востребованы сейчас — вот такие, кованые, замки?
И.Чижов:
— Но Вы меня спросили, что мне нравится?
А.Пичугин:
— Да, да, да!
И.Чижов:
— Мне это очень нравится. И я предлагаю людям. Я делаю, допустим, ворота, и делаю калитки...
А.Пичугин:
— А, ну и там — замок.
И.Чижов:
— ... и в эту калитку я... если он не тянет на ручной сборки замок, я ему предлагаю купить итальянский замок. Не китайский, не турецкий, ни какой-нибудь там ещё, а... чтобы я сам туда больше не ездил, к этому заказчику...
А.Пичугин:
— Исправлять.
И.Чижов:
— ... и исправлял этот замок. Вот, поэтому.
А.Пичугин:
— А Вы, если делаете своими руками замок, то Вы оставляете там какие-нибудь послания, мордочки?
И.Чижов:
— Ну, я ставлю свой штамп. У меня есть свой штамп, на котором написано «Игорь Чижов».
А.Пичугин:
— А в Москве есть кузницы, куда можно придти, посмотреть, как всё работает? Понятно, что мы всех приглашаем на фестиваль 15 июля, но вот... кто-то не сможет, кому-то далеко ехать, а Москва — вот она, большая, здесь удобно добираться до центра... не знаю... до какого-то района любого — тоже сейчас транспорт везде ходит. Можно ли куда-то приехать, вместе с ребёнком, чтобы он посмотрел, как работает кузнец, непосредственно на производстве на своём.
И.Чижов:
— Ну, производства такого сейчас... я не знаю, в Измайловском Кремле осталась кузница или нет? Знаю, что там есть мастер-классы, каждый выходной они проходят. Есть большие предприятия, и есть кузницы художественные — они скульптуры там делают. Ну, навряд ли там кого-то кто-то пустит. А для такого, общего, посещения, наверное, только Измайлово. Раньше ещё было в Коломенском.
А.Пичугин:
— А что выпускают промышленные кузницы? Не частные маленькие, где...
И.Чижов:
— Всё то же самое, только больше народу работает — посёлки обковывают целые, там... делают какие-то...
А.Пичугин:
— То есть, кузница может быть прямо там... ну... не градообразующим предприятием, но... Вы понимаете... организацией, которая... производством, которое может дать много рабочих мест для жителей?
И.Чижов:
— Может, да. Допустим, вот, взять город Клин.
А.Пичугин:
— Совсем рядом.
И.Чижов:
— Да. Казалось бы, это всю жизнь город, с советских времён, который всё наше Подмосковье, Москву обеспечивал дверями. Железными. И там в каждом гараже... я не знаю... но люди, все мужчины, которые там работали в своё время... к ковке это мало относится, но — металлообработка получается, да? Вот, там дверь делается, по-моему... мне сказали... рекорд у них: 2 часа — дверь. Ну, она, естественно...
А.Пичугин:
— 2 часа?
И.Чижов:
— 2 часа — дверь. Это вместе с обтяжкой, и с глазком, и с каким-то таким простеньким замочком — самая дешёвая.
А.Пичугин:
— Ну, может быть, конечно, дверь в металлопрокате получается гораздо быстрее, но кованая дверь — за 2 часа...
И.Чижов:
— Нет, не кованая. Я имею в виду — просто металлическая сварная дверь.
А.Пичугин:
— А, понятно... Если сейчас кузнечное дело возрождается постепенно... а, вообще, можно ли говорить о возрождении? В советское время эта профессия была забыта на низовом уровне — понятно, что были государственные предприятия, были предприятия металлопроизводства, где кузнецы были задействованы, но частного производства не было, но мы понимаем, что всё равно где-то в сёлах что-то делали кузнецы. Есть ли какая-то преемственность традиции вот от дореволюционных — к нынешним, через советские годы?
И.Чижов:
— В советские годы — что было? Естественно, колхозные кузницы, которые делали там... подправляли какой-то инструмент, да? Творчески... кузнец — он, сам по себе, свободный, он... ему дают какое-то задание, но, всё равно, у него какая-то своя мини-свобода есть. Потому что это — своё помещение, и ты там один. Были реставрационные мастерские, которые и существуют. Были обязательно ковали, которые ковали лошадей... спортивные у нас... ЦСКА — тоже кузнецы. Ну, и ещё, я сказал, конечно — это реставрация. В таких городах, как Санкт-Петербург, допустим, да? В Москве было тоже очень много мастерских реставрационных, но так как не было частной собственности, не было чего-то частного, производство нельзя было частное иметь, и поэтому это просто запрещали.
А.Пичугин:
— Кстати, о лошадях, да... я как-то не подумал, что... ну... вроде бы, лошадей, практически, сейчас не используют — по крайней мере, в хозяйстве. Но где-то ещё остались. И подковать лошадь — это же... во многих, там, СПК — наследниках колхозов — это целое искусство, и далеко не везде есть специалисты.
И.Чижов:
— Да, это совсем не бесплатное искусство. Кстати говоря, на нашем фестивале будет подкована одна лошадь. Так как у нас есть православный конный клуб, который насчитывает...
О.Андрей:
— Восемнадцать.
И.Чижов:
— ... восемнадцать лошадей, и матушки занимаются, и дети занимаются. И приедет кузнец — отец с сыном — из ЦСКА, Николай, и будет подковывать лошадь. Это можно будет увидеть, как это всё будет происходить.
А.Пичугин:
— Дети, Вы говорили перед эфиром, что пошли по Вашим стопам и тоже занимаются кузнечным делом?
И.Чижов:
— Да, старший сын, ему 25 лет, он сейчас работает со мной, второй сейчас в армию собирается, двое маленьких моих — Иван и Егор — они тянутся к этому делу, очень им нравится участвовать в мастер-классах.
А.Пичугин:
— Ну, ещё бы! И они тоже такие со-организаторы получаются вот фестиваля, который пройдёт?
И.Чижов:
— Да, они всегда помогают, потому что я не могу никого другого попросить, и — я уж знаю своих детей, и знаю, на что они способны. Там, они всегда на фестивале мне помогают, там... да вот — позвать просто кого-то — телефон не берёт, или не слышно. Просто на большом фестивале — играет музыка, барабаны бьют, и кузнецы работают, и надо, там, кого-то... что-то привезти, и вот они участвуют в этом непосредственно. Хотя, младшие двое моих детей — они занимаются сейчас в художественных школах. У нас не было такой возможности — дальше идти, но мы вот сейчас постараемся, чтобы они занимались больше вот художественным делом — рисовали, лепили, и что-то делали руками — то есть, получали хотя бы минимальное художественное образование.
А.Пичугин:
— А у вас ведь ещё такое довольно интересное место в Подмосковье — сохранившееся, пожалуй, и до нашего времени... такое... место компактного поселения старообрядцев. Вы с ними как-то, с точки зрения кузнечного дела, взаимодействуете? Нет? Отец Андрей?
О.Андрей:
— Ну...
И.Чижов:
— Я... а, Вы батюшке говорите...
А.Пичугин:
— Нет, пожалуйста! Если Вы знаете...
О.Андрей:
— Я думаю, Игорь больше по этому... полнее расскажет.
И.Чижов:
— Я Вам скажу, что мы сотрудничаем со всеми. У нас же есть и из Татарстана кузнецы, у нас есть мусульмане-кузнецы. И скажу Вам больше — на одном из фестивалей у нас покрестилось несколько человек, и среди них был татарин. Ну, он говорил: «Я давно хотел. Мама — русская, папа — татарин», — и он как-то... колебался. Про детей — я уж не помню, сколько — даже на пальцах не сосчитать, сколько покрестили детей, сколько повенчалось людей приехало. Просто возвращаются люди.
А.Пичугин:
— Нет, а я, на самом деле, совершенно с другой точки зрения спрашиваю. Просто, действительно, это место известно как место такого, компактного, проживания старообрядцев. В Центральной России очень мало таких... заповедников, что ли, где в сёлах ещё и «беспоповцы», и единоверческие приходы есть, и вот поэтому интересно, как вы с ними взаимодействуете. Если это ещё, конечно, сохранилось, и не совсем ушло в прошлое.
О.Андрей:
— Ну, со старообрядцами мы общаемся.
А.Пичугин:
— Правда, много их?
О.Андрей:
— Ну, может быть, по сравнению с Москвой, много.
И.Чижов:
— У нас есть деревня, допустим, Андреево...
А.Пичугин:
— Ну, мне-то проще, потому что я... вернее... не знаю — проще, сложней... я возле Рогожки живу, поэтому у меня-то там старообрядцев много, как раз.
О.Андрей:
— У нас есть на территории Благочиния старообрядческие приходы, мы с ними общаемся... ну, потому что соседствуем, и живём в одном районе.
А.Пичугин:
— Они же часто тоже проводят всякие мероприятия, посвящённые традиционным промыслам. Поэтому я и спрашиваю, что, может быть, у вас есть какое-то там взаимодействие в плане кузнечного дела?
И.Чижов:
— Мы приглашаем всех.
А.Пичугин:
— Ну, понятно, да.Давайте, ещё раз напомним: 15 июля можно приехать в 9.00, если вы приедете не службу, или в 11.00, если вы уже хотите приехать на сам фестиваль.
И.Чижов:
— Всё верно.
О.Андрей:
— Ну, на фестиваль можно приехать и в 11.00, и в 12.00, и даже в 14.00 — и не опоздают.
И.Чижов:
— До 18.00.
А.Пичугин:
— А, с точки зрения досуга, что там будет? Помимо кузнечного дела? Еда, выступления, Вы говорили, различных музыкантов, в основном, фольклорных...
О.Андрей:
— Вот, то, что мы с вами говорили — про лошадей, как раз, у нас будет выступление нашего конно-спортивного клуба, «Готфы» который назван, в честь великомученика Никиты Готфского — тоже один из проектов отца Амвросия. И дети смогут с живыми лошадями — не только посмотреть, как на них ездят другие дети и уже взрослые люди, но и непосредственно покататься, посмотреть, пообщаться с лошадью. Будут и фольклорные коллективы выступать, ну, и, конечно, будет питание — куда без питания!
А.Пичугин:
— И чем будете кормить? Что Бог послал?
О.Андрей:
— Приедут — и увидят. У нас очень вкусно готовят!
А.Пичугин:
— Ну, пускай это останется сюрпризом. До Бывалино, напоминаю ещё раз, добраться несложно. Это между Павловским Посадом и Ликино-Дулёво. Можно доехать на машине. Если на машине едете, наверное, удобнее всего через Носовихинское или Егорьевское шоссе, и, если общественным транспортом, то на электричке до Павловского Посада, а там... какой, Вы говорили, автобус?
О.Андрей:
— № 23.
А.Пичугин:
— Автобус № 23 — до Бывалино он идёт, да?
И.Чижов:
— До Бывалино.
А.Пичугин:
— И там — храм найти просто. Бывалино — не такое большое. Вот, наши сегодняшние гости — Игорь Чижов, кузнец и организатор фестиваля, координатор фестиваля — международного фестиваля, отец Андрей Филиппенко, настоятель Никитского храма — вас будут ждать. И не только они, а ещё... сколько у вас, примерно, участников планируется?
И.Чижов:
— Ну, мы рассчитываем, как минимум, на двести.
А.Пичугин:
— ... ну, вот — не менее двухсот кузнецов...
И.Чижов:
— Кузнецов, да.
А.Пичугин:
— ... из разных стран мира — не просто из разных регионов, а из разных стран мира — и если вы приедете, вы сможете посмотреть, как работают кузнецы, например, из Панамы. Это вот... я не знаю, где ещё можно это увидеть? Наверное, больше нигде. Только в Бывалино, и только раз в год. Или езжайте уже в Панаму!
Спасибо вам огромное за то, что пришли сегодня, рассказали — приходите к нам! Потому, что кузнечное дело... об этом мы, практически, не говорим и очень мало знаем. Хотя... ну, куда без кузнецов? Никуда. Уж в истории — так точно. Наверное, не было бы сейчас наших ни городов, ни больших сёл, если бы не кузнечное дело.
Спасибо! Мы прощаемся с вами до новых встреч. Всего доброго, и — будьте здоровы!
И.Чижов:
— До свидания!
«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР НА РАДИО «ВЕРА».
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема