Кремль с башнями, палатами и колокольнями является главной достопримечательностью многих старинных русских городов. Сюда обязательно приезжают туристы. Здесь располагаются главные городские музеи. И часто здесь же размещаются органы государственной власти. В России больше двадцати кремлей. Но только один из них находится к востоку от Уральских гор на бескрайних просторах Сибири. Это кремль в городе Тобольске.
Он стоит на высоком Троицком мысу над рекой Иртыш и словно господствует над окружающей местностью. Белые стены с зубцами и семь оборонительных башен свидетельствуют о том, что когда-то это была мощная крепость. Но в былые времена люди не представляли земного могущества без помощи Божией. Поэтому над высоким мысом и неприступной цитаделью видны кресты и купола церквей.
Современный Тобольск по российским меркам город не очень большой. Население только приближается к сотне тысяч жителей. Однако несколько веков подряд именно здесь располагалась столица Сибири.
Основание города относится к 1587 году. Тогда на день Святой Троицы здесь высадились пятьсот московских стрельцов, и была построена первая деревянная крепость. Уже вскоре сюда приезжают воеводы для управления присоединенным к России Сибирским царством. Из Тобольска выходят отряды первопроходцев, чтобы продвигаться всё дальше и дальше в сторону Тихого океана. Сюда стекается главное богатство тогдашней Сибири – меха пушных зверей. В 1620 году царём Михаилом Фёдоровичем и патриархом Филаретом в Тобольске учреждается православная епархия. С конца 17 века начинается строительство каменного кремля, который стоит и поныне.
Главное архитектурное сооружение кремля – роскошный пятиглавый Софийско-Успенский собор. Первый тобольский архиепископ Киприан освятил главный храм сибирской столицы во имя Софии Премудрости Божией, подобно храмам в Новгороде, Киеве и Константинополе. В 1686 году на его месте был построен каменный собор. За основу проекта взяли Вознесенский собор Московского кремля и посвятили новый храм Успению Божией Матери. Колокольня собора достигает высоты 65 метров, а большой колокол весит 25 тонн.
Но это морозная Сибирь. Служить в высоком храме, обдуваемом всеми ветрами, можно лишь три месяца в году. Поэтому рядом в 18 веке построили невысокий, тёплый и очень вместительный Покровский собор. Сейчас здесь хранятся главные святыни Тобольска. В северном крыле собора покоятся мощи святителя Иоанна Тобольского. Уроженец Украины в 1711 году он стал митрополитом всея Сибири. Прославился миссионерской деятельностью среди народов Севера, строительством церквей, поддержкой образования. В южном крыле собора покоятся мощи священномученика Гермогена Тобольского, которого в 1918 году большевики утопили в реке Туре.
Один из центров сибирской ссылки, Тобольск оказался связан со многими трагическими событиями в истории России. В Тобольском кремле сохранилась звонница, где раньше висел Угличский колокол. В 1591 году он возвестил об убийстве царевича Димитрия и за это был отправлен в символическую ссылку в Сибирь. Это события первой российской Смуты. А неподалёку от кремля в бывшем Губернаторском доме сегодня действует кабинет-музей императора Николая Второго. Царь-страстотерпец и его семья жили здесь после Февральской революции до апреля восемнадцатого года, когда были направлены в Екатеринбург на место мученической смерти.
Много разных событий повидали белые стены Тобольского кремля. Люди здесь надеялись на новую жизнь в богатом природой краю; горевали о доме, оставшемся где-то за Уралом; обустраивали быт; окультуривали сибирские просторы; молились. Старинная сибирская столица помнит всё это и готова поделиться воспоминаниями с гостями.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Прийти утром первым в храм или как православные болгары просят Бога о помощи?
Русская Православная Церковь до сих пор находится в стадии восстановления после крайне непростых для нее семидесяти лет коммунистической власти в нашей стране. Схожая по сложности история имеется у Болгарской Православной Церкви. В Болгарии, хоть и не было столь жестоких гонений за веру, как в Советском Союзе, но и здесь последствия антирелигиозной пропаганды до сих пор видны.
Выражаются они, эти последствия, в том, что на современном этапе многие болгары, считая себя православными, тем не менее, по большей части являются людьми нецерковными. Они редко посещают богослужение, еще реже участвуют в церковных таинствах. Даже на богослужениях главы Церкви, Патриарха Болгарского, молящихся крайне немного.
Чаще всего, приход того или иного жителя Болгарии в храм обусловлен какими-то несчастьями, неприятностями, которые с ним приключились. Случилось подобное событие — человек идет просить Бога о помощи. В общем-то, картина привычная и для нашей страны. Но — в Болгарии на протяжении столетий существует обычай, который местные православные христиане стремятся исполнить, если хотят, как они верят, чтобы молитва их была Небом услышана.
Обычай этот состоит в том, что желающий получить от Бога помощи православный болгарин берет на себя обет — в течение какого-то времени исполнять обязанности церковного сторожа. Не в полной мере. Человек обещает приходить в храм раньше всех и отпирать церковные двери.
Данному человеку вручаются ключи от церкви. И он в течение нескольких дней рано утром отпирает храмовые двери, зажигает лампадки, свечи. Делает все необходимое, чтобы подготовить церковь к началу утреннего богослужения. Отпирая двери, зажигая лампады и свечи, взявший на себя обет человек в это время молится Богу и просит Его помочь в решении волнующего вопроса.
Естественно, что подобный обет может исполнять человек, священнику знакомый. Бывали случаи, что данной традицией пользовались люди бессовестные, которые под предлогом благочестия просто обворовывали тот или иной храм, получив от него ключи.
Кто-то может спросить — а что такого трудного в том, чтобы прийти в храм раньше других? В чем подвиг? Отвечать на этот вопрос нужно, зная особенности болгарского менталитета. Современные болгары, как и многие южане, люди неторопливые, живущие по принципу «один день — одно дело». Для них это действительно труд — понудить себя встать с утра пораньше и прийти в храм.
Здесь еще нужно учесть и такую вещь. Каким бы маленьким ни был труд, если он совершен во имя Бога, никогда он без ответа не останется. Господь потрудившегося ради Него человека без своей помощи не оставит.
Все выпуски программы Вселенная православия
Помощь приюту для детей и подростков в городе Старице
В городе Старица Тверской области уже 30 лет работает центр социальной реабилитации для детей и подростков. Здесь ребята, попавшие в трудную жизненную ситуацию, находят приют и поддержку.
Максим оказался в этом центре, когда ему было 14 лет. Но попал он сюда не один, а вместе с братьями и сёстрами. Всего их — шестеро, Максим — самый старший. Ребята очень дружные, друг за друга стоят горой. Повзрослеть им пришлось рано. Их папа и мама пристрастились к алкоголю и настолько погрузились в зависимость, что так и не смогли стать для детей ответственными и любящими родителями. Поэтому ребята росли сами по себе.
В приюте Максим, его браться и сёстры наконец-то обрели поддержку и ощущение безопасности. Все шестеро оказались в тепле и уюте, окружённые заботой. Пока дети находились в центре, отец и мать совсем не навещали ребят и упорно отказывались от помощи специалистов. Поэтому со временем их лишили родительских прав.
Сотрудники центра социальной реабилитации переживали за судьбу братьев и сестёр, они понимали — если ребят направят в детский дом, их обязательно разлучат. К счастью, специалистам удалось вовремя найти для подопечных семью. Сейчас все шестеро живут под одной крышей в любви и заботе.
Ежегодно через центр социальной реабилитации для детей и подростков в Тверской области проходят десятки подопечных. Команда центра старается сделать их жизнь в стенах учреждения максимально комфортной. Недавно появилась необходимость обновить бытовую технику и мебель в детских комнатах. Узнать об этом больше и поддержать приют для детей в городе Старице можно на сайте фонда «Рука помощи»: fondrp.ru
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь к святости». Священник Михаил Словцов
У нас в гостях был клирик храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле священник Михаил Словцов.
Мы размышляли над смыслами евангельского чтения об апостолах, желающих сесть по правую и левую руку Христа в Его царстве и об ответе Иисуса на эту просьбу: о пути к святости, о неизбежности гонений на христиан и страданий за веру и о том, что на практике могут означать слова Спасителя: «кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою».