
Кремль с башнями, палатами и колокольнями является главной достопримечательностью многих старинных русских городов. Сюда обязательно приезжают туристы. Здесь располагаются главные городские музеи. И часто здесь же размещаются органы государственной власти. В России больше двадцати кремлей. Но только один из них находится к востоку от Уральских гор на бескрайних просторах Сибири. Это кремль в городе Тобольске.
Он стоит на высоком Троицком мысу над рекой Иртыш и словно господствует над окружающей местностью. Белые стены с зубцами и семь оборонительных башен свидетельствуют о том, что когда-то это была мощная крепость. Но в былые времена люди не представляли земного могущества без помощи Божией. Поэтому над высоким мысом и неприступной цитаделью видны кресты и купола церквей.
Современный Тобольск по российским меркам город не очень большой. Население только приближается к сотне тысяч жителей. Однако несколько веков подряд именно здесь располагалась столица Сибири.
Основание города относится к 1587 году. Тогда на день Святой Троицы здесь высадились пятьсот московских стрельцов, и была построена первая деревянная крепость. Уже вскоре сюда приезжают воеводы для управления присоединенным к России Сибирским царством. Из Тобольска выходят отряды первопроходцев, чтобы продвигаться всё дальше и дальше в сторону Тихого океана. Сюда стекается главное богатство тогдашней Сибири – меха пушных зверей. В 1620 году царём Михаилом Фёдоровичем и патриархом Филаретом в Тобольске учреждается православная епархия. С конца 17 века начинается строительство каменного кремля, который стоит и поныне.
Главное архитектурное сооружение кремля – роскошный пятиглавый Софийско-Успенский собор. Первый тобольский архиепископ Киприан освятил главный храм сибирской столицы во имя Софии Премудрости Божией, подобно храмам в Новгороде, Киеве и Константинополе. В 1686 году на его месте был построен каменный собор. За основу проекта взяли Вознесенский собор Московского кремля и посвятили новый храм Успению Божией Матери. Колокольня собора достигает высоты 65 метров, а большой колокол весит 25 тонн.
Но это морозная Сибирь. Служить в высоком храме, обдуваемом всеми ветрами, можно лишь три месяца в году. Поэтому рядом в 18 веке построили невысокий, тёплый и очень вместительный Покровский собор. Сейчас здесь хранятся главные святыни Тобольска. В северном крыле собора покоятся мощи святителя Иоанна Тобольского. Уроженец Украины в 1711 году он стал митрополитом всея Сибири. Прославился миссионерской деятельностью среди народов Севера, строительством церквей, поддержкой образования. В южном крыле собора покоятся мощи священномученика Гермогена Тобольского, которого в 1918 году большевики утопили в реке Туре.
Один из центров сибирской ссылки, Тобольск оказался связан со многими трагическими событиями в истории России. В Тобольском кремле сохранилась звонница, где раньше висел Угличский колокол. В 1591 году он возвестил об убийстве царевича Димитрия и за это был отправлен в символическую ссылку в Сибирь. Это события первой российской Смуты. А неподалёку от кремля в бывшем Губернаторском доме сегодня действует кабинет-музей императора Николая Второго. Царь-страстотерпец и его семья жили здесь после Февральской революции до апреля восемнадцатого года, когда были направлены в Екатеринбург на место мученической смерти.
Много разных событий повидали белые стены Тобольского кремля. Люди здесь надеялись на новую жизнь в богатом природой краю; горевали о доме, оставшемся где-то за Уралом; обустраивали быт; окультуривали сибирские просторы; молились. Старинная сибирская столица помнит всё это и готова поделиться воспоминаниями с гостями.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер