Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Маргарита Константиновна, сколько мы бывали с вами в Эрмитаже, уже и не сосчитать, но каждый раз я открываю этот музей для себя будто бы с нуля. Вот, например, сейчас мы находимся в зале, и такое ощущение, что я здесь впервые.
— Да, Наташенька, Эрмитаж всякий раз открывается по-новому.
— Вот, например, огромную картину, что перед нами, я совершенно точно раньше не видела. Это какой-то средневековый сюжет?
— Нет, Наташа. Перед нами евангельский сюжет. Картина итальянского художника эпохи Возрождения Тициана Вечеллио, написанная примерно в 1508 году. Она называется «Бегство в Египет». На ней изображена Пресвятая Богородица с Младенцем Христом на руках. Они едут на ослике, ведомом ангелом. За ними идёт святой Иосиф.
— Ах, да. Я вспомнила. Это история о том, как Святое семейство спасалось от преследования царя Ирода...
— Да, именно так. В основе сюжета лежит эпизод, описанный в Евангелии от Матфея: после рождения Младенца Христа праведному Иосифу во сне явился ангел и повелел ему: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его». Иосиф выполнил повеление ангела. Той же ночью они с Пресвятой Девой Марией и новорождённым Богомладенцем отправились в Египет и пребывали там до самой кончины Ирода.
— Посмотрите, как нежно, с какой любовью художник изобразил этот сюжет! Путники помещены в зелёный пейзаж, вокруг них свободно гуляют животные: мирно пасутся овцы, в траве лежит молодой олень... Лисичка укрылась под деревом.
— А на заднем плане картины мы видим отдыхающих в тени юных пастушков. Изображение чем-то напоминает мне райский сад, в котором царит покой и умиротворение... Это умиротворение читается и на лицах героев.
— Художник и в самом деле с большой любовью изобразил святые лики...
— Богородица нежно прижимает к щеке крошечного Младенца Христа. Ангел, который ведёт осла, тоже с улыбкой, мирно взирает на Святое семейство.
— И даже чувствуется некоторое несоответствие мирного спокойного состояния, которое создал Тициан на своей картине, с той ситуацией крайней опасности, описанной в Евангелии. Ведь Богомладенца могли убить!
Это была действительно смертельная угроза. Узнав о рождении Мессии, царь Ирод приказал убить всех младенцев младше двух лет в Вифлееме и его окрестностях. Эти убиенные дети почитаются Церковью как святые мученики. А самого Богомладенца Господь уберёг от гибели.
— Но несмотря на опасность преследования, на лицах героев не видно страха. Будто они и не боятся вовсе.
— Для меня эта картина — иллюстрация того, что с Богом ничего не страшно. Тициану удалось выразить в ней то состояние мирного духа, которое необходимо взращивать в своей душе каждому христианину. Никакой суеты и паники даже в самой страшной ситуации. Доверие Богу и воле Его — должно быть нашей опорой в жизни.
— Эта мысль просматривается даже в том, как художник изобразил природу и животных.
— Да-да, Наташа, именно так. Живописная природа и мирно пасущиеся животные — ни что иное, как прообраз некогда потерянного рая, двери в который вновь открыл для человечества Спаситель. И кусочек этого рая мы можем взрастить в душе, если захотим.
— Маргарита Константиновна, как же меня вдохновляют ваши рассказы о живописи! Вот и сегодня — вы рассказываете о картине Тициана «Бегство в Египет» из коллекции Эрмитажа, а я чувствую, как просыпается во мне желание почитать Евангелие, изучить, понять, разобраться... Большая радость рождается в душе!
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Псалом 100. Богослужебные чтения

Тот, кто оставался в храме до самого окончания вечернего богослужения, сразу же узнает слова из 100-го псалма — который включён в последование 1-го часа — который читается в конце службы. Давайте послушаем — и затем поразмышляем над его смыслами.
Псалом 100.
1 Милость и суд буду петь; Тебе, Господи, буду петь.
2 Буду размышлять о пути непорочном: «когда ты придёшь ко мне?» Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего.
3 Не положу пред очами моими вещи непотребной; дело преступное я ненавижу: не прилепится оно ко мне.
4 Сердце развращённое будет удалено от меня; злого я не буду знать.
5 Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю.
6 Глаза мои на верных земли, чтобы они пребывали при мне; кто ходит путем непорочности, тот будет служить мне.
7 Не будет жить в доме моём поступающий коварно; говорящий ложь не останется пред глазами моими.
8 С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех делающих беззаконие.
Перед нами — не просто «хвалебный псалом», но скорее... манифест правителя, царя. Обратим внимание на его основные положения.
Первое — Давид заявляет о своей решимости воспевать Бога одновременно и за милость (חֶסֶד, хесед) и за суд (מִשְׁפָּט, мишпáт). Эти два аспекта божественного правления — милосердие и справедливость — служат основанием благочестия и государственного управления.
Второе — он декларирует приоритет «духовного» над «материальным»: его заботит прежде всего вопрос, когда же Бог его посетит Своей Милостью — а только уже потом вопросы финансового, политического и любого иного благополучия.
Третье — он обещает Богу быть праведным и благочестивым не только «на публике», но и дома, в кругу семьи — тем самым не допуская никакого лицемерия и «двойственности» в поведении: «Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего».
Четвёртое — каким бы соблазнительным, манящим ни было переступание закона, то есть «беззаконие» — Давид обещает Богу даже не пытаться посмотреть в эту сторону.
Пятое — «Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю». Другими словами, Давид отказывается обращаться к «шептунам», «наушникам», «сплетникам» и любым другим «грязным» источникам информации — к которым чаще всего и прибегают государственные деятели.
Шестое — для него, как царя, в приоритете не те, кто говорят «ласковые» и «льстивые» слова, приятные для слуха, а — «верные», те, которые «не лживы» по сути своей — и именно поэтому способны говорить прямо и правдиво, даже если для царя это и неприятно слышать.
И подытоживается этот манифест главной целью, к которой и устремлён Давид: превратить Иерусалим в «град Господень», святое место, где не было бы типичных для любых царских мест пороков и страстей.
Не знаю, как вам — но по мне — очень вдохновляющая декларация намерений, более чем актуальная и для современных руководителей, и вообще для всех нас, не правда ли?..
Псалом 100. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 100. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 100. На струнах Псалтири
1 Милость и суд буду петь; Тебе, Господи, буду петь.
2 Буду размышлять о пути непорочном: "когда ты придешь ко мне?" Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего.
3 Не положу пред очами моими вещи непотребной; дело преступное я ненавижу: не прилепится оно ко мне.
4 Сердце развращенное будет удалено от меня; злого я не буду знать.
5 Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю.
6 Глаза мои на верных земли, чтобы они пребывали при мне; кто ходит путем непорочности, тот будет служить мне.
7 Не будет жить в доме моем поступающий коварно; говорящий ложь не останется пред глазами моими.
8 С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех делающих беззаконие.
«Первая седина»

Фото: Tom Van Dyck / Pexels
Сегодня утром я умылся и, как обычно, бросил быстрый взгляд в зеркало. И впервые заметил у себя седину. Надо же, а ведь мне ещё и сорока нет! А спустя какой-то час я шёл на работу и обратил внимание на первые жёлтые пряди в зелёных кронах берёз. Что ж! — подумал я, — это нормально, это течёт наше земное время. Желтеют к осени деревья, а у меня появилась седина... Но нет в том никакой печали, ведь всё в Божьем мире устроено премудро. Снова зазеленеют будущей весной берёзки, а человек, пройдя свой земной путь, воскреснет для жизни вечной. Ведь именно к этому мы и готовимся, именно для жизни со Христом в вечности стараемся мы жить по заповедям Божьим...
А есть ли у меня седина или нет — не имеет никакого значения...
Я шёл, размышляя таким образом, и на душе было спокойно и светло.
Текст Натальи Разувакиной читает Илья Крутояров.
Все выпуски программы Утро в прозе