Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Маргарита Константиновна, сколько мы бывали с вами в Эрмитаже, уже и не сосчитать, но каждый раз я открываю этот музей для себя будто бы с нуля. Вот, например, сейчас мы находимся в зале, и такое ощущение, что я здесь впервые.
— Да, Наташенька, Эрмитаж всякий раз открывается по-новому.
— Вот, например, огромную картину, что перед нами, я совершенно точно раньше не видела. Это какой-то средневековый сюжет?
— Нет, Наташа. Перед нами евангельский сюжет. Картина итальянского художника эпохи Возрождения Тициана Вечеллио, написанная примерно в 1508 году. Она называется «Бегство в Египет». На ней изображена Пресвятая Богородица с Младенцем Христом на руках. Они едут на ослике, ведомом ангелом. За ними идёт святой Иосиф.
— Ах, да. Я вспомнила. Это история о том, как Святое семейство спасалось от преследования царя Ирода...
— Да, именно так. В основе сюжета лежит эпизод, описанный в Евангелии от Матфея: после рождения Младенца Христа праведному Иосифу во сне явился ангел и повелел ему: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его». Иосиф выполнил повеление ангела. Той же ночью они с Пресвятой Девой Марией и новорождённым Богомладенцем отправились в Египет и пребывали там до самой кончины Ирода.
— Посмотрите, как нежно, с какой любовью художник изобразил этот сюжет! Путники помещены в зелёный пейзаж, вокруг них свободно гуляют животные: мирно пасутся овцы, в траве лежит молодой олень... Лисичка укрылась под деревом.
— А на заднем плане картины мы видим отдыхающих в тени юных пастушков. Изображение чем-то напоминает мне райский сад, в котором царит покой и умиротворение... Это умиротворение читается и на лицах героев.
— Художник и в самом деле с большой любовью изобразил святые лики...
— Богородица нежно прижимает к щеке крошечного Младенца Христа. Ангел, который ведёт осла, тоже с улыбкой, мирно взирает на Святое семейство.
— И даже чувствуется некоторое несоответствие мирного спокойного состояния, которое создал Тициан на своей картине, с той ситуацией крайней опасности, описанной в Евангелии. Ведь Богомладенца могли убить!
Это была действительно смертельная угроза. Узнав о рождении Мессии, царь Ирод приказал убить всех младенцев младше двух лет в Вифлееме и его окрестностях. Эти убиенные дети почитаются Церковью как святые мученики. А самого Богомладенца Господь уберёг от гибели.
— Но несмотря на опасность преследования, на лицах героев не видно страха. Будто они и не боятся вовсе.
— Для меня эта картина — иллюстрация того, что с Богом ничего не страшно. Тициану удалось выразить в ней то состояние мирного духа, которое необходимо взращивать в своей душе каждому христианину. Никакой суеты и паники даже в самой страшной ситуации. Доверие Богу и воле Его — должно быть нашей опорой в жизни.
— Эта мысль просматривается даже в том, как художник изобразил природу и животных.
— Да-да, Наташа, именно так. Живописная природа и мирно пасущиеся животные — ни что иное, как прообраз некогда потерянного рая, двери в который вновь открыл для человечества Спаситель. И кусочек этого рая мы можем взрастить в душе, если захотим.
— Маргарита Константиновна, как же меня вдохновляют ваши рассказы о живописи! Вот и сегодня — вы рассказываете о картине Тициана «Бегство в Египет» из коллекции Эрмитажа, а я чувствую, как просыпается во мне желание почитать Евангелие, изучить, понять, разобраться... Большая радость рождается в душе!
Все выпуски программы Свидание с шедевром
3 июля. О кротости и смирении Христа

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Я кроток и смирен сердцем».
О кротости и смирении Христа — священник Захарий Савельев.
Смирение Христа заключается в том, что Он, будучи Богом, будучи Творцом, воплотился и стал человеком. В этом Его кротость и смирение заключаются как Бога— Бог, Который снизошел до человеческого естества.
Но, кроме того, кротость и смирение Спасителя ещёи проистекает из Его земной жизни как человека, потому что Он не гнушался хромых, слепых. Спаситель принимал всех людей и не оставлял без Своего внимания не только людей обычной наружности, но в том числе и болящих.
Но, кроме того, и смирение Спасителя заключается в том, что на Тайной Вечере, будучи Учителем и Наставником, а также Богом и Спасителем целого мира, Он умыл ноги Своим ученикам. Это действительно великая кротость и великое смирение и большой пример для подражания всем нам.
И по сей день при совершении Таинства Евхаристии эта кротость и смирение каждому из нас напоминается через чтение Священного Писания на литургии и, в общем-то, образом богослужения. Само совершение литургии нам это паки и паки напоминает. Вообще, то, что мы совершаем Божественную литургию, что мы кусаем зубами Того, на Кого ангелы боятся смотреть, как говорил об этом святитель Иоанн Златоуст.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О превозношении

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя».
О превозношении — священник Родион Петриков.
О, как легко забыть эту простую истину, особенно когда речь идёт о вере, традициях, нашей национальной или даже церковной принадлежности!Человек может гордиться тем, что он — часть правильного народа, истинной конфессии и духовной элиты.
Вот именно такому человеку апостол напоминает:«Корень не ты, не мы, а Бог». Представьте себе ветвь, которая начнёт хвалиться: «Я самая зелёная, я самая плодовитая». Но что будет, если её отсечь от дерева? Что останется? Да, только сухая палка.
Так и мы, наша вера, традиции — всё это имеет смысл, только пока мы живём живой жизнью со Христом Спасителем. Гордость в вере — это особый соблазн. Кажется, что ты ближе к Богу, выше, интересней, правильней, праведней, но корень не в этом. Корень — Христос Иисус.
И если мы забываем об этом, наша вера может превратиться в фарисейство. Так что сегодня хороший день, чтобы спросить себя: «А не превозношусь ли я, не думаю ли я, что моя праведность — моя заслуга?»
Ведь, честно сказать, если и есть в нас что-то доброе, то это потому, что нас питает Божья Христова благодать.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О самоотверженном труде Маргариты Рудомино

Сегодня 3 июля. В этот день в 1900 году родилась библиограф и библиотекарь Маргарита Рудомино.
О её самоотверженном труде — протоиерей Артемий Владимиров.
Это корифей библиотечного дела Советской России.Родилась Маргарита Ивановна задолго до революции и вошла во вторую треть XX столетия превосходным знатоком иностранных языков (преимущественно французского, английского), библиотекарем высочайшей квалификации, что позволило ей добиться строительства особого здания, которое нынче называется Библиотекой иностранной литературы.
Маргарита Ивановна — человек слова и дела. Совершенно самоотверженно трудилась она из года в год, и мы ей обязаны: новым методам библиотечного дела, связям библиотек между собой, также контактам с иностранными библиотеками.
Между прочим, Маргарита Ивановна — основоположник особого метода изучения иностранных языков. Курсы, ею основанные, сейчас называются Лингвистическим университетом или Институтом иностранных языков Мориса Тореза на Остоженке.
Так что сотни и тысячи студентов, сами того не зная, выходят специалистами, художественными, синхронными переводчиками благодаря гению Маргариты Ивановны.
Все выпуски программы Актуальная тема