Тициан. «Бегство в Египет» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Тициан. «Бегство в Египет»

Тициан. «Бегство в Египет»
Поделиться Поделиться

Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Коридор картиной галереи с посетителями.

— Маргарита Константиновна, сколько мы бывали с вами в Эрмитаже, уже и не сосчитать, но каждый раз я открываю этот музей для себя будто бы с нуля. Вот, например, сейчас мы находимся в зале, и такое ощущение, что я здесь впервые.

— Да, Наташенька, Эрмитаж всякий раз открывается по-новому.

— Вот, например, огромную картину, что перед нами, я совершенно точно раньше не видела. Это какой-то средневековый сюжет?

— Нет, Наташа. Перед нами евангельский сюжет. Картина итальянского художника эпохи Возрождения Тициана Вечеллио, написанная примерно в 1508 году. Она называется «Бегство в Египет». На ней изображена Пресвятая Богородица с Младенцем Христом на руках. Они едут на ослике, ведомом ангелом. За ними идёт святой Иосиф.

— Ах, да. Я вспомнила. Это история о том, как Святое семейство спасалось от преследования царя Ирода...

— Да, именно так. В основе сюжета лежит эпизод, описанный в Евангелии от Матфея: после рождения Младенца Христа праведному Иосифу во сне явился ангел и повелел ему: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его»Иосиф выполнил повеление ангела. Той же ночью они с Пресвятой Девой Марией и новорождённым Богомладенцем отправились в Египет и пребывали там до самой кончины Ирода.

— Посмотрите, как нежно, с какой любовью художник изобразил этот сюжет! Путники помещены в зелёный пейзаж, вокруг них свободно гуляют животные: мирно пасутся овцы, в траве лежит молодой олень... Лисичка укрылась под деревом.

— А на заднем плане картины мы видим отдыхающих в тени юных пастушков. Изображение чем-то напоминает мне райский сад, в котором царит покой и умиротворение... Это умиротворение читается и на лицах героев.

— Художник и в самом деле с большой любовью изобразил святые лики...

— Богородица нежно прижимает к щеке крошечного Младенца Христа. Ангел, который ведёт осла, тоже с улыбкой, мирно взирает на Святое семейство.

— И даже чувствуется некоторое несоответствие мирного спокойного состояния, которое создал Тициан на своей картине, с той ситуацией крайней опасности, описанной в Евангелии. Ведь Богомладенца могли убить!

Это была действительно смертельная угроза. Узнав о рождении Мессии, царь Ирод приказал убить всех младенцев младше двух лет в Вифлееме и его окрестностях. Эти убиенные дети почитаются Церковью как святые мученики. А самого Богомладенца Господь уберёг от гибели.

— Но несмотря на опасность преследования, на лицах героев не видно страха. Будто они и не боятся вовсе.

— Для меня эта картина — иллюстрация того, что с Богом ничего не страшно. Тициану удалось выразить в ней то состояние мирного духа, которое необходимо взращивать в своей душе каждому христианину. Никакой суеты и паники даже в самой страшной ситуации. Доверие Богу и воле Его — должно быть нашей опорой в жизни.

— Эта мысль просматривается даже в том, как художник изобразил природу и животных.

— Да-да, Наташа, именно так. Живописная природа и мирно пасущиеся животные — ни что иное, как прообраз некогда потерянного рая, двери в который вновь открыл для человечества Спаситель. И кусочек этого рая мы можем взрастить в душе, если захотим.

— Маргарита Константиновна, как же меня вдохновляют ваши рассказы о живописи! Вот и сегодня — вы рассказываете о картине Тициана «Бегство в Египет» из коллекции Эрмитажа, а я чувствую, как просыпается во мне желание почитать Евангелие, изучить, понять, разобраться... Большая радость рождается в душе!

Все выпуски программы Свидание с шедевром

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем