
Когда 26 апреля 1918 года семью арестованного императора Николая II перевели из Тобольска в Екатеринбург, дочь личного царского лейб-медика Евгения Боткина, Татьяна Евгеньевна Мельник-Боткина, не смогла последовать за Романовыми, хотя очень этого хотела. Она была рядом с царской семьёй в Тобольской ссылке. Но в Екатеринбург большевистские власти её по каким-то причинам не пустили. Татьяна упорно добивалась перевода до тех пор, пока не узнала о расстреле всей семьи императора, а также ближайших слуг, в числе которых был и её отец. В 1921 году, в эмиграции, Татьяна Мельник-Боткина написала мемуары о том времени, которое она провела с семьёй последнего русского императора. Книга называется «Воспоминания о царской семье».
Татьяна начинает свой рассказ с того момента, как её отца назначали личным врачом императорской семьи. Она описывает свой переезд в Царское село и первые впечатления. Например, рассказывает о том, что семья Николая II живёт совсем просто, и в бытовой, домашней обстановке, пожалуй, мало чем отличается от любой другой семьи. Великая княжна Анастасия делает уроки, лежа с тетрадкой прямо на полу. А её сёстры с увлечением играют в «крестики-нолики».
Татьяна Мельник-Боткина вспоминает, как с началом Первой мировой войны Государь сам потребовал сократить траты на питание своей семьи. При этом повседневный императорский стол и раньше нельзя было назвать шикарным — царь с супругой и детьми всегда питались очень скромно, едва ли не по-солдатски. Так же непритязательно они одевались: в домашней обстановке Великие княжны спокойно ходили в штопаных платьях и старых башмаках.
На богослужения в Феодоровский собор Царская Семья тоже приезжала безо всякой помпы, тихо и незаметно. Чтобы не отвлекать молящихся, Государь, императрица и дети приходили в храм раньше всех. Перед началом службы они зажигали свечи и ставили к иконам живые цветы. В Тобольске, куда царская семья была отправлена после отречения императора, они спали на кроватях, купленных с рук по объявлению, и долгое время жили с неисправным водопроводом.
В своих воспоминаниях о царской семье Татьяна Мельник-Боткина очень лаконична. Она рассказывает факты, не делая лирических отступлений и не подталкивая читателей к каким-то определённым выводам. При этом её мемуары вовсе не кажутся сухими. В них чувствуется глубокое уважение, преданность и любовь к людям, которые не пользовались своим исключительным положением, всегда оставались простыми, скромными и полными христианского смирения. И от этой любви на душе становится светлее.
Все выпуски программы Литературный навигатор
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
1000 мешков цемента для храма Казанской иконы Божией Матери в селе Курба

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области – уникальный памятник русского зодчества, построенный в 1770 году и чудом устоявший до наших времён. Он выделяется своей необычной архитектурой и древними росписями ярославских мастеров. Всего сохранилось более 350 фресок!
Уцелела и местная святыня – чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в 17 веке. В 20 столетии, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Так, благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих. Когда Казанский храм восстановят, святыня вернётся домой.
Возрождением Курбской церкви занимается фонд «Белый ирис». Стараниями фонда и всех неравнодушных людей она обрела новую жизнь. Был разработан проект реставрации и проведена полная консервация: установлена временная кровля, заколочены щитами окна и двери. Всё это помогает задержать разрушение храма и защищает его от снега и дождя.
Своё 255-летие святыня встречает новым этапом восстановления – фонд начинаетдолгожданную реставрацию! Основа любого здания – это фундамент, именно с его укрепления стартуют работы. На это потребуется около 300 тонн цемента. Как только установится тёплая погода, мастера-реставраторы примутся за дело. 681 рубль – столько стоит один мешок цемента вместе с транспортными расходами. Фонд «Белый ирис» ведёт сбор на первую тысячу мешков.
Присоединяйтесь к помощи уникальному Казанскому храму. Сделать благотворительный взнос на мешок цемента можно на сайте фонда.