3 февраля 1238 года полчища Татарские, бесчисленные как саранча, обступили со всех сторон Владимир. Великого князя Юрия не было в городе. Он выехал на север собирать войска. Защита же Владимира была поручена Юрием двум его сыновьям Всеволоду и Мстиславу.
Когда Татары подъехали к Золотым воротам, то они стали спрашивать: «Великий князь Юрий в городе ли?» Владимирцы на это пустили в них град стрел. Ответив им тем же, Татары закричали: «Не стреляйте!» и затем, выведя вперед захваченного в Москве отрока Владимира, спросили: «Узнаёте ли вашего княжича?». Владимир так похудел, что узнать его было трудно. При виде его — братья, бояре и весь народ заплакали. Тут же все поголовно решили: «лучше умрем все перед Золотыми воротами за Святую Богородицу и за правую веру, чем быть в их воле».
Однако опытный воевода ОслядюкОвич отговорил молодых князей выходить за ворота, и они последовали его совету обождать за стенами, пока не подойдет великий князь Юрий на выручку.
Между тем, Батый немедленно отрядил часть сил для взятия Суздаля, где были сожжены церкви и избиты все жители, а сам стал подготовлять всё для успешной осады Владимира.
6 февраля городские жители с изумлением смотрели, как ставились незнакомые им стенобитные и метательные орудия, готовились лестницы для приступа и город обносился тыном. Все поняли, что им не устоять и решили умереть, как подобает героям и христианам.
Всеволод, юная супруга его, бояре и множество других людей собрались в храме Владимирской Божией Матери. Здесь епископ Митрофан совершил умилительный обряд пострижения их в схиму. Затем, все способные носить оружие отправились опять на защиту городских стен.
Утром 7 февраля Татары пошли на приступ, до обеда взяли Новый город и зажгли его. Тогда Всеволод и Мстислав с остальными жителями бросились в Старый город, чтобы защищаться здесь. Мать же князей, великая княгиня Агафья и множество знатных людей, неспособных к бою, затворились в соборной церкви.
Скоро Всеволод, видя, что гибель неминуема, решил выйти с малою дружиною и богатыми дарами навстречу Батыю, думая, что, может быть, это умилостивит его. Но Батый не тронулся молодостью и несчастием Всеволода и приказал зарезать его.
Татары подошли к собору, обложили его дровами и подожгли, а затем отбили двери и стали грабить и убивать, никого не щадя, в то время как с амвона преосвященный Митрофан громогласно отпускал грехи умирающим. Из бывших в храме никто не спасся: одни задохнулись от дыма или сгорели, другие же были убиты.
Покончив с Владимиром, Татары пошил дальше. Разделившись на несколько отрядов, они взяли четырнадцать городов, в том числе Ростов, Ярославль, Волоколамск и Тверь.
Великий князь Юрий стоял на реке Сити, когда узнал о сожжении Владимира и гибели семьи. Поборов свое великое горе, он послал воеводу Дорожа с трехтысячным отрядом произвести разведку противника. Дорож вернулся и объявил, что Татары уже обошли Русское войско с правого крыла. Тогда Юрий сел на коня и бесстрашно выступил против врагов.
Скоро произошла встреча с Татарами. Русские бились мужественно и долго, но были совершенно разбиты окружившими их Татарскими полчищами. Убитых было великое множество. Самому князю Юрию была отрублена голова.
От Сити Татары двинулись на Торжок. Затем они направились по Селигерскому пути на Новгород, но, не доходя 100 верст, повернули назад. Очевидно, Батый, войдя в страну речную и болотистую, опасался потерять при оттепели всех лошадей. А также боялся развития болезней от непривычной для Монголов весенней влажности воздуха.
Повернув от Новгорода, Татары двинулись к югу, направляясь в степи, но были по пути надолго задержаны у незначительного города Козельска. Жители Козельска решили: «Хотя князь наш и молод, положим живот свой за него, и здесь славу и там небесные венцы от Христа Бога получим».
Татары вынуждены были осаждать город в течение семи недель, встретив упорнейшее сопротивление. Наконец, они разбили городские стены и взошли на вал, но горожане, и тут защищались с необыкновенной отвагой. Одни резались с врагом ножами, другие, выйдя из города, напали на Татарские полки и убили 4000 неприятеля, причем дрались до тех пор, пока все не были истреблены. Озлобленные Татары не оставили в живых ни одного человека. Все старики, женщины и младенцы были перебиты. Юный же князь потонул, по преданию, в крови. Татары прозвали Козельск злым городом.
Фестиваль языков Fiesta de los Idiomas и православный приход в чилийском Сантьяго
Не зря наша программа называется «Вселенная Православия», ведь Православная Церковь в наши дни действительно распространилась по всему миру. И православные храмы существуют в самых разных странах. Например, в Чили. В столице этой горной страны, Сантьяго, существует русско-сербский приход во имя святителя Николая. Его уникальной особенностью является то, что приход принадлежит сразу двум Православным Церквям — Русской и Сербской. Причина заключается в личности настоятеля — священника Душана Михайловича. Серб по национальности, высшее образование он получил в России. Душан окончил Академию музыки им. Гнесиных в Москве. Затем работал дирижером. Сначала в Москве, потом в Сербии. В 2004 году Душан решил стать священником. Для этого он опять отправился в Россию. С 2007 по 2010 г. Душан обучался в Самарской духовной семинарии, по окончании которой он был рукоположен, а затем отправлен на служение в Чили.
Отец Душан ведет в Сантьяго активную миссионерскую деятельность. В первую очередь, заботится о том, чтобы в числе прихожан были не только эмигранты, но и коренные чилийцы. Для этого приход устраивает разные мероприятия или же принимает участие в значимых культурных событиях города. Одно из них — столичный Фестиваль языков «Фиеста де лос идиомас» или по-русски «Языковая вечеринка». Фестиваль проходит ежегодно в ноябре. В рамках мероприятия различные национальные и культурные учреждения ставят временные павильоны на площади в центре Сантьяго перед литературным кафе — «Кафе Литерарио». В павильонах в течение нескольких дней проводятся языковые и культурные занятия, а также выставки, посвященные традициям различных стран.
Вот уже несколько лет в Фестивале языков принимает участие православный приход святителя Николая. Принимает не единолично, а в содружестве с Российским центром науки и культуры, который работает при Российском посольстве в Сантьяго. Прихожане русско-сербского храма проводят для гостей фестиваля различные уроки и мастер-классы. Особой популярностью пользуются занятия по русскому языку. Также рядом с павильоном в течение дня дают небольшие концерты коллективы русской народной песни. Многие из певцов прихожане храма святителя Николая.
Знакомство с некоторыми традициями Православной Церкви происходит у гостей фестиваля на уроках вышивки. Их проводит супруга отца Душана — Эллина. У нее тоже интересная биография. Эллина из России и до брака с отцом Душаном работала преподавателем в Саратовском университете. Эллина не только рассказывает гостям фестиваля об азах древнего искусства, но и показывает посетителям павильона свои работы и работы других мастеров. Это и предметы народной культуры — например, вышитые полотенца. Но, прежде всего, вышитые иконы Иисуса Христа, Богоматери и святых. Чилийцам, заинтересовавшимся искусством вышивки, она объясняет основы православного вероучения. Все желающие могут получить в русском павильоне буклет, в котором рассказывается о Православной Церкви в Южной Америке. Есть в буклетах сведения о храме святителя Николая в Сантьяго, времени совершения там богослужения. Вечером прихожане знакомят гостей фестиваля с русскими народными играми. А завершает программу обычно небольшой концерт русской народной и духовной музыки.
Все выпуски программы Вселенная православия
Фестиваль православной музыки «Святая Богородица — Достойно есть» в Болгарии
Ежегодно, начиная с 2004 года, небольшой болгарский город Поморие, расположенный неподалеку от курортного Бургаса, на несколько дней превращается в столицу православного хорового пения. Причина тому — известный по всей Европе музыкальный фестиваль «Святая Богородица — Достойно есть», организуемый совместно Сливенской епархией Болгарской Церкви, болгарским певческим содружеством «Славянская беседа» и мэрией города Поморие.
Обычно в фестивале принимают участие около сорока хоровых коллективов, представляющих Болгарию, Россию, Грецию, Сербию и иные страны. Уровень фестиваля чрезвычайно высок. Коллективам необходимо пройти отбор специальной комиссии, которая определяет степень их профессионализма. Духовным руководителем фестиваля «Святая Богородица — Достойно есть» в течение всего времени его существования является Сливенский митрополит Иоанникий — именно ему принадлежит идея дать фестивалю его нынешнее название.
Дело в том, что согласно церковному преданию Православное песнопение «Достойно есть», посвященное Богородице Марии, в восьмом веке афонские монахи узнали от святых ангелов. Теперь это песнопение считается образцом церковной молитвы. Начало фестиваля обычно приурочено ко дню церковной памяти иконы Богоматери, также именуемой «Достойно есть», которая ежегодно празднуется в Болгарской Церкви 11 июня.
В этот день митрополит Иоанникий совершает Литургию, а затем вместе со всеми участниками фестиваля идет крестным ходом по улицам Помория. Во главе крестного хода традиционно находится икона «Достойно есть».
В течение последующих четырех дней в главном храме Помория — Церкви Рождества Пресвятой Богородицы — коллективы представляют программы по категориям: «Православные церковные хоры», «Восточное пение» и «Смешанные и однородные хоры или вокальные ансамбли». Интересно, что все выступления транслируются в прямом эфире по местному радио.
Выступления хоров оценивает профессиональное жюри под председательством известного в Болгарии композитора Георгия Попова, который стоит у истоков фестиваля и возглавляет певческое содружество «Славянская беседа». В ходе фестиваля лучшим коллективам предоставляется возможность петь в храмах Помория, а также в соседних городах — Бургасе и Несебре.
Кроме выступлений, в рамках каждого фестиваля устраиваются специальные семинары, где обсуждаются насущные проблемы хорового пения и читаются интересные лекции по истории церковной музыки. Завершается фестиваль заключительным гала-концертом, в ходе которого победителям в номинациях вручаются награды. Все прочие участники получают почетные дипломы.
Все выпуски программы Вселенная православия
Не откладывайте. Наталья Сазонова
Недавно читала книгу о докторе Гаазе.
За бескорыстную помощь вся Москва 19 века называла его «святым доктором». Я задумалась над его призывом: «Спешите делать добро».
«Делать добро» — здесь всё понятно, но почему «спешите»? Разве можно не успеть?! Можно...
Живёт человек. И всю жизнь только для себя живёт, только о себе заботится. А к концу этой жизни понимает, что бесполезно прожил. Пустая она. Потому что ничего-то в ней для других сделать не успел.
Только не успеть, точнее, опоздать, можно не только к концу жизни, но и пока живёшь. Пока есть силы, и есть потребность и есть случай.
Как-то в интернете наткнулась на документальный фильм о пожизненно заключённых. Осуждённые рассказывали о себе; за что сидят, о чём сейчас думают, о чём сожалеют или... не сожалеют. Меня потрясло интервью с одним заключённым. Мужчина сорока лет, двадцать из них уже отсидел. На вопрос журналиста о чём он сожалеет, ответил: «Знаете, я в тюрьме Евангелие впервые прочёл. Переосмыслил многое в своей жизни. Столько бы мог людям пользы и добра сделать. И никто меня в этом не ограничивал, а не сделал ... А сейчас есть у меня на то и силы и желание, но ограничений много. Столько сделать нужного людям, как на свободе бы мог, в тюрьме не удаётся. Стараюсь, но знаю, что мог бы больше. Вот о чём сожалею».
Я услышала эти слова и вспомнила:
«Спишите делать добро!» Оказывается, такую возможность можно навсегда потерять. Я и не задумывалась над этим.
А недавно поняла ещё один смысл призыва «святого доктора».
Возвращаюсь с работы. Около моего подъезда, на лавочке — бездомный. Так вот сидя, и уснул. Грязный, одет в лохмотья. Рядом с ним — пакет, в нём пол батона хлеба. Сразу захотелось его накормить чем-нибудь горячим. Поднялась в квартиру, глянула в окно; человек не ушёл, лежит, спит. Ну и решила: перекушу быстро, успею. Не обедала, есть хочется. Разогрела еду, поела. А бездомный на лавке всё спит. Стала и ему поесть разогревать. Потом в кладовой одежду подходящую нашла. Всё собрала в сумку и спустилась на улицу. Вышла... а на лавке никого нет! Я туда-сюда; нигде бездомного не видно. Ведь только что был! Две ближайшие помойки обежала — нет нигде! Так и не нашла его. Поплелась со своей сумкой обратно. Ну как же так?! И тут, как ответ, снова вспомнила: «спешите делать добро».
Спешите — значит не откладывайте! Я уверена: Бог через других людей поможет этому человеку, а я свою возможность помочь потеряла. Спешите делать добро!
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение