
Коста-Рика — одно из самых спокойных государств Центральной Америки. Еще в 1948 году Коста-Рика официально отказалась от собственной армии. В стране сегодня в качестве единственной силовой структуры существует только полиция, которая, надо сказать, не слишком обременена обязанностями — преступность в стране крайне низкая.
В большинстве своем костариканцы — католики. Католичество на этой земле существует с времен Конкисты, то есть с 16 века, когда завоевания страны Центральной Америки были завоёваны испанцами. Но с 90-х годов прошлого века в Коста-Рике нашлось место и для Православия. Православная община в Коста-Рике состоит в основном из русских эмигрантов, приехавших сюда либо в первой половине двадцатого века, либо в его конце. Благодаря деятельности православных из России о Православии стали узнавать местные жители, которые пока в небольшом количестве, но приняли крещение. До недавнего времени у православных костариканцев не было ни своего храма, ни постоянного священника, который бы заботился о местной православной общине. В результате функции главы общины брали на себя активные миряне — они устраивали молитвенные встречи, тематические лекции, совместные чаепития. В общем, делали все возможное для сплочения православной общины.
В 2008 году ситуация изменилась к лучшему. Православные костариканцы смогли приобрести небольшой участок земли недалеко от столицы страны — Сан-Хосе, где в итоге построили храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. Сегодня в нем совершаются регулярные богослужения, которые посещают 150 человек — членов общины.
Православные в Коста-Рике, с одной стороны, стараются поддерживать связь с исторической родиной. Так как костяк общины составляют русские иммигранты, то подчас церковные праздники проходят в российской православной стилистике. Но это не означает, что коренным костариканцам приходится вместе с Православием в обязательном порядке принимать русскую культуру. Православная община Коста-Рики не пытается изолироваться от обычаев этой страны. Наоборот, наиболее светлые и добрые традиции старается сделать своими. Например, любимым для православных костариканцев угощением на Рождество и Пасху давно стал тамаль. Тамаль — традиционное для Центральной Америки блюдо. Тамалем называется блюдо, которое представляет собой тесто из кукурузной муки с большим содержанием крахмала, завернутое в листья кукурузы или пальмы. В тесто добавляются разнообразные начинки, такие как курица, мясо, сыр, овощи или чили. Сочетающихся по вкусу начинок может быть сразу несколько. Тамаль готовится на пару или варится в воде.
Довольно ярко костариканские национальные традиции проявляются в жизни православной общины в преддверии Великого поста. В Коста-Рике, также как и в прочих латиноамериканских странах, принято перед постом устраивать карнавал. Вот и местные православные проводят небольшое представление с масками и музыкой, чтобы от души повеселиться перед наступлением постных дней. Карнавальный вечер подчас проводится прямо во дворе храма.
Православная община Коста-Рики сегодня активно развивается. Все больше коренных костариканцев интересуются Православием и принимают крещение. Будем надеяться, что в скором времени количество православных храмов в Коста-Рике увеличиться и Православие окончательно укорениться на этой земле.
Все выпуски программы Вселенная православия
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер