
Коста-Рика — одно из самых спокойных государств Центральной Америки. Еще в 1948 году Коста-Рика официально отказалась от собственной армии. В стране сегодня в качестве единственной силовой структуры существует только полиция, которая, надо сказать, не слишком обременена обязанностями — преступность в стране крайне низкая.
В большинстве своем костариканцы — католики. Католичество на этой земле существует с времен Конкисты, то есть с 16 века, когда завоевания страны Центральной Америки были завоёваны испанцами. Но с 90-х годов прошлого века в Коста-Рике нашлось место и для Православия. Православная община в Коста-Рике состоит в основном из русских эмигрантов, приехавших сюда либо в первой половине двадцатого века, либо в его конце. Благодаря деятельности православных из России о Православии стали узнавать местные жители, которые пока в небольшом количестве, но приняли крещение. До недавнего времени у православных костариканцев не было ни своего храма, ни постоянного священника, который бы заботился о местной православной общине. В результате функции главы общины брали на себя активные миряне — они устраивали молитвенные встречи, тематические лекции, совместные чаепития. В общем, делали все возможное для сплочения православной общины.
В 2008 году ситуация изменилась к лучшему. Православные костариканцы смогли приобрести небольшой участок земли недалеко от столицы страны — Сан-Хосе, где в итоге построили храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. Сегодня в нем совершаются регулярные богослужения, которые посещают 150 человек — членов общины.
Православные в Коста-Рике, с одной стороны, стараются поддерживать связь с исторической родиной. Так как костяк общины составляют русские иммигранты, то подчас церковные праздники проходят в российской православной стилистике. Но это не означает, что коренным костариканцам приходится вместе с Православием в обязательном порядке принимать русскую культуру. Православная община Коста-Рики не пытается изолироваться от обычаев этой страны. Наоборот, наиболее светлые и добрые традиции старается сделать своими. Например, любимым для православных костариканцев угощением на Рождество и Пасху давно стал тамаль. Тамаль — традиционное для Центральной Америки блюдо. Тамалем называется блюдо, которое представляет собой тесто из кукурузной муки с большим содержанием крахмала, завернутое в листья кукурузы или пальмы. В тесто добавляются разнообразные начинки, такие как курица, мясо, сыр, овощи или чили. Сочетающихся по вкусу начинок может быть сразу несколько. Тамаль готовится на пару или варится в воде.
Довольно ярко костариканские национальные традиции проявляются в жизни православной общины в преддверии Великого поста. В Коста-Рике, также как и в прочих латиноамериканских странах, принято перед постом устраивать карнавал. Вот и местные православные проводят небольшое представление с масками и музыкой, чтобы от души повеселиться перед наступлением постных дней. Карнавальный вечер подчас проводится прямо во дворе храма.
Православная община Коста-Рики сегодня активно развивается. Все больше коренных костариканцев интересуются Православием и принимают крещение. Будем надеяться, что в скором времени количество православных храмов в Коста-Рике увеличиться и Православие окончательно укорениться на этой земле.
Все выпуски программы Вселенная православия
Арзгир. Путешествие в историю

Фото: Annika Treial / Unsplash
Село Арзгир расположено на юго-востоке Ставропольского края, в долине реки Чограй. На карте России это селение появилось в 1876 году. Его жителями стали крестьяне из южных губерний Российской империи — государство помогало им обосноваться на новом месте после отмены крепостного права. Такое освоение земель вначале враждебно встретили кочевники — они привыкли использовать Чограйские просторы для выпаса лошадей. Однако, вскоре переняли у крестьян оседлый образ жизни, методы ведения хозяйства и православную веру. Население Арзгира стало единой дружной семьёй. Взаимовыручка помогла жителям пережить голод в двадцатых годах двадцатого века, немецкую оккупацию во время Великой Отечественной войны. Сплочённость отличает сельчан и поныне. Её основа — православие. В праздничные дни на богослужении в местной церкви Рождества Богородицы яблоку негде упасть.
Радио ВЕРА в Арзгире можно слушать на частоте 103,8 FM
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности

Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа».
О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности — игумен Лука (Степанов).
Для ветхозаветного человека было очень важно понятие праведности. Эта праведность достигалась, по их убеждению, исполнением божественных повелений. Те установления, заветы, которые были заключены Богом с Израилем, были облечены в определённые запреты или предписания. И от исполнения их и надеялись иудеи получить свидетельство своей праведности и принадлежности к богоизбранному народу и к вечному царству грядущего Мессии.
А вот новозаветные времена объявляют другой закон праведности. Не могли ни ветхозаветные жертвы животных, ни наблюдение каких-либо дней, когда надлежало что-либо делать или чего-либо не делать, сообщить душе святость. И является эта возможность только во Христе Спасителе.
Вера во Христа и благодать, даруемая Им Его ученикам и верующим в Него, оказывается способной к преображению человека и, таким образом, сообщению ему подлинной праведности. Потому и слова апостола Павла отсекают, как уже бесполезные дела закона, и утверждают необходимым для человека веру в Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема