
Сергей Комаров
Эту историю мне рассказал один священник.
В день памяти святителя Николая, рано утром, батюшка шел на службу. Подходя к церкви, он рассмотрел в рассветной мгле женскую фигуру. Пожилая женщина топталась возле углового дома, держа в руке помятую бумажку. Очевидно, там был указан нужный ей адрес.
Священник подошел к незнакомке.
— Доброе утро. Вам что-то подсказать?
— Ой, да, спасибо! Мне клинику нужно найти.
Женщина протянула бумажный лист с адресом. Клиника находилась в другой части района. Священник принялся было объяснять, куда идти. Женщина кивала... Но батюшка быстро понял, что она ничего не найдет.
Что же с ней делать? И к службе надо готовиться, и человека в нужде вот так оставить тоже как-то...
— Пойдемте, я покажу вам — решился священник.
По дороге разговорились.
У Валентины Андреевны — так звали попутчицу батюшки — было подозрение на рак. Приехала из глубинки, из Рязанской области, в какую-то особую клинику, которую ей посоветовали. Муж болен, сын жил где-то далеко. Толком не умела пользоваться интернетом и приложениями, потому в огромной Москве оказалась беспомощной. Метро необходимое нашла, а дальше — растерялась.
Батюшка расспрашивал Валентину Андреевну, присматривался к ней. В своей пастырской практике он часто сталкивался с раковыми больными. На интуитивном уровне он даже научился определять, на какой стадии рак. То ли это было дело опыта, то ли Бог дал ему такой навык. Приглядевшись теперь к собеседнице, он как-то почувствовал, что болезнь ее серьезная.
А Валентина Андреевна, обрадовавшись внимательному слушателю, говорила и говорила. Рассказывала про деревенские будни, про больного мужа и непутевого сына, скудную пенсию, дорогие лекарства...
Батюшка слушал ее и вспоминал свою родную деревню. Таких же, как вот эта женщина, людей. Простых и безвестных тружеников, которых он когда-то исповедовал, причащал, венчал, хоронил... Словно вся Русь в лице этой женщины пришла к нему.
— Храм-то в деревне есть? — спросил батюшка.
— Ох, нету храма. Не для кого строить — в деревне людей мало, и больше старики. И не каждый-то и верует.
— А вы...веруете?
— Верую. Да только что наша вера — ничего не знаю, ничего не соблюдаю. Так, верую в Бога, да и все.
После вопроса о храме и вере Валентина Андреевна как-то странно начала смотреть на батюшку. Как будто заподозрила что-то.
Вскоре нашли клинику. Время было прощаться.
— Ну что ж, здоровья вам, Валентина Андреевна! Всего доброго! — сказал батюшка.
— До свидания! Огромное вам спасибо!
Повернувшись, священник продолжал чувствовать на себе тот самый, особый ее взгляд.
— Подождите! — вдруг услышал он.
Батюшка обернулся. Женщина смотрела на него все тем же загадочным взглядом.
— Скажите...
— Да, Валентина Андреевна.
— Скажите... Вы — Николай Чудотворец?
Батюшка оторопел. Он явственно почувствовал, что женщина верила в то, что говорила. И если бы он ответил «да», она бы наверняка упала перед ним на колени.
Батюшке в жизни приходилось отвечать на многие вопросы. Но на такой — никогда.
Он весело улыбнулся, и сказал:
— Не совсем.
Затем повернулся, и быстро зашагал обратно. Успел только заметить, как женщина мелко перекрестилась.
Отец Сергий шел, кутал подбородок в воротник, и все улыбался. Ему отчего-то сделалось хорошо и радостно. Удивительно, но эта радость была сильнее печали о болезни Валентины Андреевны. Почему? Наверное, потому, что, когда есть вера, тогда... Нет, конечно, болезни не обязательно исцеляются. И вообще не обязательны какие-то чудеса. Просто там, где вера — там тепло, и там есть надежда.
Даже если ты совсем не Николай Чудотворец.
Автор: Сергей Комаров
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 57. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Кто из нас в своей жизни не сталкивался с несправедливостью? Кто не мечтал о том, чтобы всё было честно и по совести? И тем не менее жизнь зачастую диктует совершенно другие правила, так что люди оказываются вынуждены годами пребывать в явно несправедливых ситуациях, не имея никакой возможности их исправить. Но как же им быть, если они хотят воспринять несправедливую ситуацию по-христиански? Ответ на этот вопрос звучит в 57-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 57.
1 Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида.
2 Подлинно ли правду говорите вы, судьи, и справедливо судите, сыны человеческие?
3 Беззаконие составляете в сердце, кладёте на весы злодеяния рук ваших на земле.
4 С самого рождения отступили нечестивые, от утробы матери заблуждаются, говоря ложь.
5 Яд у них — как яд змеи, как глухого аспида, который затыкает уши свои
6 и не слышит голоса заклинателя, самого искусного в заклинаниях.
7 Боже! сокруши зубы их в устах их; разбей, Господи, челюсти львов!
8 Да исчезнут, как вода протекающая; когда напрягут стрелы, пусть они будут как переломленные.
9 Да исчезнут, как распускающаяся улитка; да не видят солнца, как выкидыш женщины.
10 Прежде нежели котлы ваши ощутят горящий тёрн, и свежее и обгоревшее да разнесёт вихрь.
11 Возрадуется праведник, когда увидит отмщение; омоет стопы свои в крови нечестивого.
12 И скажет человек: «подлинно есть плод праведнику! итак есть Бог, судящий на земле!»
Вряд ли человек способен вспомнить, когда он впервые столкнулся с несправедливостью. Если вы попробуете — задумаетесь надолго. Мне кажется, проблема здесь в том, что ощущение несправедливости довольно субъективно и рождается в глубоком детстве. Например, когда мы думаем, что другому достался лучший кусок пирога, что яблоко у него больше и слаще... Или напротив, когда мы уверены, что наказание за шалость, которое мы терпим, несопоставимо больше, чем то, которое терпят другие.
Так или иначе, вырастая, мы принимаем правила жизни как правила игры, в которой важно, если не выиграть, то по крайней мере не упустить своего. При этом эгоизм, который в нас живёт, помноженный на нашу неспособность заглянуть в душу другого человека, обычно мешает увидеть, что и мы можем быть источником несправедливости для другого. Да и в конце концов в реальной жизни всё бывает так запутано, что ответственных найти очень трудно. Ведь не только многие психологические, но и нравственные проблемы человека оказываются родом из его детства. Впрочем, многие, не означает все.
Псалом, который мы услышали, представляет собой плач Давида о несправедливости судей или правителей земли. Исходя из текста, будущий царь составил его в тот период жизни, когда был гоним и до его воцарения в Иерусалиме было ещё очень далеко.
Примечательно, что псалом начинается не с прямых обвинений, но с вопросов, которые кажутся риторическими. «Подлинно ли правду говорите вы, судьи, и справедливо судите, сыны человеческие»? Хотя несправедливость может быть совершенно очевидной окружающим, Давид предлагает тем, кто несправедлив, задуматься над собственными действиями. Как это часто бывает, такие люди мнят себя чуть ли ни богами, и псалмопевец специально называет их сынами человеческими, чтобы они не забывали о своём подлинном месте. И будто бы для того, чтобы им легче было вспомнить о своих злодеяниях, Давид прямо указывает им на их грехи, к которым они обращаются буквально с детства. Эта мысль может кого-нибудь смутить, ведь мы сегодня воспринимаем детей как безгрешных ангелов. Однако последствия грехопадения неизбежно касаются всех и довольно рано человек может чувствовать пробуждение того же эгоизма, превозношения, жестокости... готовности существовать за счёт других. Воспитание может корректировать это, может, наоборот, усугублять, но и сам человек постепенно осознаёт себя и выбирает, каким ему быть. Зачатки проблем могут быть в детстве, но и всё перекладывать на тех, кто тебя растил и был рядом, никак нельзя. Неслучайно, те, о ком говорит Давид, и заблуждаются — то есть совершают то, в чём нет вины, и говорят ложь — за которую уже ответственны.
Бытовая несправедливость может разрешаться по-разному — прощением или возмещением убытков... Но что делать с теми примерами несправедливости, которые несопоставимы с масштабами отдельной человеческой жизни, которые совершенно деморализуют простого человека и лишают его последних сил? Ответ Давида прост: единственная помощь — это молитва и вера в Бога, который в итоге Своей силой и Своей любовью восстановит высшую справедливость — и сердце того, кто стремился к правде, будет утешено.
Псалом 57. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 57. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 57. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида.
2 Подлинно ли правду говорите вы, судьи, и справедливо судите, сыны человеческие?
3 Беззаконие составляете в сердце, кладете на весы злодеяния рук ваших на земле.
4 С самого рождения отступили нечестивые, от утробы матери заблуждаются, говоря ложь.
5 Яд у них - как яд змеи, как глухого аспида, который затыкает уши свои
6 и не слышит голоса заклинателя, самого искусного в заклинаниях.
7 Боже! сокруши зубы их в устах их; разбей, Господи, челюсти львов!
8 Да исчезнут, как вода протекающая; когда напрягут стрелы, пусть они будут как переломленные.
9 Да исчезнут, как распускающаяся улитка; да не видят солнца, как выкидыш женщины.
10 Прежде нежели котлы ваши ощутят горящий терн, и свежее и обгоревшее да разнесет вихрь.
11 Возрадуется праведник, когда увидит отмщение; омоет стопы свои в крови нечестивого.
12 И скажет человек: "подлинно есть плод праведнику! итак есть Бог, судящий на земле!"
20 мая. О святых Афона

Сегодня 20 мая. Собор преподобных отцов Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне.
О святых Афона — игумен Лука (Степанов).
К сонму русских святых, святогорцев, относятся и славяне, принадлежащие соседним народам: Моисей Угрин, святитель Савва Сербский. Наибольшее количество из святых подвязалось в русском Пантелеимоновом монастыре, и список этих святых продолжается и в XIX веке.
В новейшие времена прославлены замечательные подвижники: Иларион Громов, священномученик, и Силуан Афонский, который в монастыре Пантелеимоновом закончил свою великую подвижническую жизнь. Эти святые, которые представились уже совсем недавно. Преподобные Кукша Одесский и Иов Угольский.
Так что сонм этих святых молитвенников об Отечестве нашем пополняется, и надеемся, что и сегодня подвизающиеся на святой горе Афон наши русские братья тоже являются преемниками той великой благодати.
Все выпуски программы Актуальная тема