По меткому выражению известного религиоведа Александра Дворкина, «христианство — не религия героев, христианство — религия свидетелей, свидетелей Христа». Это во-многом ответ тем, кто считают, будто Русская Православная Церковь канонизировала князя Александра Невского «в награду» за его военный победы и ради ублажения светской власти. Две главные победы — Невская битва и Ледовое побоище — произошли, когда полководцу было 20 лет и 22 года соответственно. То есть, в начале его пути. А житие святого Александра (в монашестве — Алексия) начинается после этих побед. Церкви в образе святого князя важно другое.
Что? То, что, несмотря на гениальность полководца и дипломата, князь был в первую очередь православным христианином, а потом уже политиком. Потому что политик par excellence пред лицом вражеского государства — Золотой Орды — сделал бы все возможное, чтобы не платить ей дань, например, принял бы политическую помощь от Папы Римского и выполнил бы условие ее предоставления — переход князя (а следовательно, в будущем и всей страны) в католицизм. Такое предложение Александру Невскому было сделано. Но Православие оказалось князю дороже. Он сделал выбор в пользу веры — а дальше стал сворачивать политические горы, чтобы этот выбор не помешал решению государственных дел. Поэтому он поехал в Орду — сама такая поездка требовала смелости и была для того времени героизмом: хану ничего не стоило приказать гостя просто убить.
Тому, кто хочет в лубочном портрете князя разглядеть живого человека, здесь важно вот что. На фоне ура-патриотичного образа Александра Невского такая поездка в Орду выглядит унижением «великого русского полководца». Но в христианстве такой поступок называется смирением — и нет ничего более человечного. «Христианство — не религия героев, христианство — религия свидетелей Христа».
Был ли Александр Невский идеальным и безгрешным правителем? Нет. Идеальных и безгрешных людей не бывает. Такой в истории был только один — от Его имени образовано слово «христианство». А благоверный князь Александр боролся, метался и ошибался — разве что военных поражений в жизни у него не было. Но вот это и любопытно для того, чтобы отделить лубочные черты от живого человека. В актерском мастерстве есть такое понятие — «второй план роли»: мысли и чувства героя, которые явно не выражены, но присутствуют внутри. На первом плане в массовом восприятии святого Александра Невского — военные победы и государственные задачи (от школьных учебников истории никуда не деться). Но на втором — Христос и смирение. Любой актер Вам скажет, что именно второй план роли делает образ удавшимся — объемным и жизненным.
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди