«Святой великомученик Пантелеимон». Светлый вечер с Александром Владимировичем Бугаевским (08.08.2018)

Святой великомученик Пантелеимон (08.08.2018) - Часть 1
Поделиться
Святой великомученик Пантелеимон (08.08.2018) - Часть 2
Поделиться

Великомученик и целитель Пантелеймон.
Вторая половина XV века.

У нас в гостях был председатель православного общества «Скиния», писатель-агиограф, автор новых редакций житий святых Николая Чудотворца, Спиридона Тримифунтского, великомученика Георгия Победоносца и других Александр Бугаевский.

Накануне дня памяти великомученика Пантелеимона мы говорили об этом святом, и о том, какие новые интересные факты о его житии открылись благодаря исследованиям нашего гостя.


Л. Горская

— Здравствуйте, дорогие радиослушатели! В эфире радио «Вера» программа «Светлый вечер», здесь с вами в студии Лиза Горская. И сегодня у нас в гостях Александр Владимирович Бугаевский — председатель православного общества «Скиния», писатель-агиограф, автор новых редакций житий святых: Николая Чудотворца, святителя Спиридона Тримифунтского, великомученика Георгия Победоносца, великомученицы Марины и многих других. Но сегодня, накануне, а можно сказать, что уже по церковному времени в день празднования памяти святого великомученика и целителя Пантелеимона, я предлагаю поговорить о нём. Здравствуйте, Александр Владимирович!

А. Бугаевский

— Здравствуйте, Елизавета.

Л. Горская

— Расскажите про вашу книгу: с чего, вообще, началось?

А. Бугаевский

— Интересен был этот святой, и я в самом начале решил получить все древние тексты, как я всегда это делаю, об этом святом. И мне были переведены все редакции древнегреческих текстов, дошедших до нашего времени, относящиеся к девятому—десятому веку. Эти тексты могут быть значительно древнее, но рукописи относятся к девятому—десятому веку. Вскоре после того, как я стал работать над этими рукописями, я столкнулся с утверждением некоторых византологов о том, что житие Пантелеимона апокрифично. В чём были сомнения, почему существовало такое мнение об этом житии? Дело в том, что в житии мучителем Пантелеимона, его судьёй и гонителем его во всех древних текстах назван Максимиан, император Максимиан. А дело в том, что император Максимиан был цезарем западной части Римской империи. А на востоке был Галерий цезарем у императора Диоклетиана. И вот гонения, которые приписываются Максимиану, должен был, по идее, осуществлять Галерий. И вот эта ошибка кажущаяся в этом тексте, во всех древних текстах жития святого Пантелеимона, приводила современных специалистов к сомнению в достоверности жития Пантелеимона. Я стал в этом разбираться, и оказалось, что ошибки никакой нет. Дело в том, что полный титул императора Галерия — Гай Галерий Валерий Максимиан. И его было принято, чтобы различать их, называть Галерием с древних времён, хотя в его имени есть Максимиан. Тогда я стал смотреть, а как древние историки Церкви называют этого императора, и выяснилось, что очень авторитетные историки четвёртого, пятого века, а именно Лактанций, Иероним Стридонский и Евсевий Памфил называют его не Галерием, а Максимианом. И то, что этот император в древних текстах назван Максимианом, свидетельствует лишь о том, что тексты, которые мы имеем, древние рукописи, имеют очень древние происхождение, то есть достоверность их стала несомненной.

Л. Горская

— Вот вы говорите, что когда приступаете к исследованиям, в первую очередь получаете все самые древние источники. А вот каким образом, какие это источники? Вот по житию святого великомученика Пантелеимона, например.

А. Бугаевский

— Да, хорошо. Я уже сказал, что это тексты, относящиеся к девятому-десятому веку. Вот, например, как эти тексты были выявлены: это огромная работа болландистов, которую они проводили в течение четырёхсот лет по всем древним библиотекам, по всем древним монастырям, где имеются рукописные фонды. И за эти четыреста лет было выявлено огромное количество рукописного наследия древнего, систематизировано и выяснено, к какому времени относится какая рукопись по написанию и насколько древняя редакция этого жития. То есть на самом деле может оказаться, что рукопись, написанная в четырнадцатом веке, текст этот был написан, скажем, в четвёртом или пятом веке, а рукопись, написанная в десятом веке, этот текст и был написан именно в десятом веке. Вот вся эта работа была проделана болландистами и окончательно издан этот многолетний труд, такой каталог, в 1984 году. По этому каталогу я заказываю во всех древних хранилищах, монастырях тексты о соответствующих святых, и затем мне делается перевод этих текстов. Вот по Георгию Победоносцу было 43 текста: на греческом, латинском, коптском, арамейском, татском языке — мне их перевели, и я составил жития Георгия Победоносца. По Пантелеимону наиболее интересные тексты, не содержащие между собой противоречий, но дополняющие друг друга, это древние греческие тексты, как я сказал. Но когда я стал смотреть современное изложение жития святого великомученика Пантелеимона, то стали появляться у меня некоторые вопросы, на которые я в течение длительного времени искал ответы. Жития сопровождаются рассказом о посмертных чудесах святого, о его почитании. И вот, поскольку Пантелеимон пострадал в Никомедии, то в текстах, которые издавались в девятнадцатом веке, а затем многократно переиздавались после 90-х в двадцатом веке в России, в двадцать первом веке издаются, следовал рассказ о том, как почитался святой Пантелеимон в Никомедии, там, где он пострадал, какой был в Никомедии храм, посвящённый ему, около того места или можно даже сказать, что прямо на том месте, где была усечена голова Пантелеимона. И там рассказывалось, как отмечается день памяти святого Пантелеимона, как крестные ходы идут вокруг храма, как торжественно проходит само богослужение, о предпразднестве и празднестве этого дня. И как-то были у меня сомнения, потому что было написано, что всё это доныне происходит. Ну а в 20-е годы двадцатого века, в середине 20-х годов, произошло разделение двух народов, переселение двух народов, и греки, армяне и другие национальности были переселены из Малой Азии. Греки могли оставаться только в двух областях, а турецкое население было переведено в Малую Азию — это коснулось миллионов людей. После этого, несмотря на все договорённости, были очень неприятные, известные всем последствия, когда в Турции было уничтожено большое количество и армян, и греков, но это было позже. И таким образом, несмотря на договорённость, что, например, в Константинополе останется до полумиллиона греков, этого не произошло, а в других областях они были полностью выселены. Поэтому было странно, что в Никомедии так торжественно празднуется и поныне день Пантелеимона. Кроме того, ко мне обратилось несколько человек, зная, что я занимаюсь агиографией, с вопросами о том, где же находится этот храм святого Пантелеимона. Вот они были в Измите — теперь так называется Никомедия — объехали окрестности этого города, но нигде не смогли найти никакого православного храма, хотя есть Никомедийская митрополия, хотя существует в Малой Азии около 15-и православных византийских греческих храмов, но тем не менее было сомнительно, что службы идут в Никомедии. И действительно оказалось, что в 1984 году оставшийся храм, который был, конечно, заброшен, был снесён и проложена в этом месте трасса. Таким образом храм не сохранился, и искать храм и знаменитую маслину, которая существовала длительное время, это именно та маслина, вернее, дочь той маслины, у которой был усечён святой великомученик Пантелеимон. Саму маслину, видя поклонение христиан, император Максимиан велел срубить, но на неё корне потом расцвела новая маслина. И вот около этой маслины был построен этот храм, и это место было местом поклонения святому великомученику Пантелеимону.

Л. Горская

— Я напоминаю, что в эфире радио «Вера» программа «Светлый вечер». И у нас в гостях Александр Владимирович Бугаевский — председатель православного общества «Скиния», писатель-агиограф, автор новых редакций житий святых Николая Чудотворца, Спиридона Тримифунтского, великомученика Георгия Победоносца и других. Мы когда с вами разговаривали до программы, вы рассказывали, что столкнулись с очень большим объёмом информации по святому великомученику Пантелеимону, что он колоссальный, и глубина его потрясает. А вот есть что-то такое, что вас как учёного удивило?

А. Бугаевский

— Да. Когда я стал собирать материал для книги, я хотел, чтобы в этой книге были помещены изображения с древних икон святого великомученика Пантелеимона. И поскольку, работая над книгами и проводя конференции, руководя ими, по святителю Николаю, я познакомился, сдружился со многими крупнейшими искусствоведами в нашем отечестве и за рубежом, я обратился в Третьяковскую галерею к заведующей отделом русских икон. И услышал от неё, что древних икон Пантелеимона, даже восемнадцатого века, то есть не очень уж древних, вообще нет в Третьяковской галерее. Я связался с директором музея Андрея Рублёва, которым в то время был Попов. Оказалось, что и в музее Андрея Рублёва тоже нет старинных икон святого великомученика Пантелеимона, оказалось, что и в Русском музее их нет. Меня это очень удивило, потому что когда я занимался великомучеником Георгием и святителем Николаем, и другими святыми, был огромный выбор из древних икон, а здесь оказалось, что их не существует. А тем не менее в текстах житий рассказывается о том, как издревле почитался святой великомученик Пантелеимон — это было явным противоречием. Но когда я углубился в тексты чудес святого великомученика Пантелеимона, я узнал очень удивившую меня вещь: я узнал, что иконы, которые встречались в храмах в девятнадцатом веке, на них изображался святой великомученик Пантелеимон в виде старика, в виде старого воина с бородой и с мечом в руке. Меня это очень удивило. Потом выяснилось, и это достоверное сведение, о котором сообщал святогорец, который очень много работал над чудесами святого великомученика Пантелеимона в девятнадцатом веке и издал книгу его чудес, которая переиздавалась до революции, до Октябрьского переворота, 11 раз и уже в постсоветское время многократно переиздавалась. И он, и тобольский протоиерей, церковный писатель Александр Сулуцкий писали в девятнадцатом веке, что очень редко иконы святого великомученика Пантелеимона можно увидеть в храмах. В губерниях обычно было 5-7 в среднем уездов, в уездах было в среднем 50 храмов православных, в каждом уезде, иногда 70, иногда 40. Так вот, в уезде на 50, скажем, храмов едва ли в двух, а чаще в одном из 50-и, можно было найти образ святого великомученика Пантелеимона. А теперь? А теперь буквально в каждом храме мы увидим и икону святого Николая, и святого великомученика Пантелеимона. Но оказывается, в середине девятнадцатого века картина была совсем другая, и увидеть икону святого великомученика Пантелеимона в храме было практически невозможно. Да если и была такая икона в одном из нескольких десятков храмов, то она могла быть маленькой, аналойной и могла храниться в ризнице и совсем не быть в молитвенном зале. Это меня удивило. Ещё я увидел, что в 60-70е годы люди православные в письмах своих на Афон просят прислать им иконы Пантелеимона на атласе, на материи, на шёлке и часто вырезают иконочки, которые были изображены на конвертах, изображения святого Пантелеимона на конвертах, молятся этим изображениям и от них исцеляются. А почему? А потому что икон Пантелеимона в 50-е, 60-е, 70-е годы ещё не было в России, вернее, было, но очень мало. Это меня удивило. Но к концу девятнадцатого века слава святого Пантелеимона была так велика, что его иконы были уже почти во всех храмах Российской империи и у очень многих купцов, и даже крестьян, а те, кто не могли иметь писанную икону, те имели литографированное изображение, и все знали уже, как выглядит святой Пантелеимон, и молились, и обращались к нему с просьбой об исцелениях. И этих исцелений оказалось великое множество. Но слава Пантелеимона пришла к нам из афонского монастыря святого великомученика Пантелеимона.

Л. Горская

— С чем связана такая причудливая иконография святого великомученика и целителя Пантелеимона? Как получилось, что его в какой-то момент стали изображать в виде пожилого воина?

А. Бугаевский

— С мечом в руке.

Л. Горская

— Да, с мечом в руке. Сейчас для нас как бы привычный образ молодого человека с лжицей, которая является символом его целительства, например.

А. Бугаевский

— Да, совершенно верно. Дело всё в том, что здесь можно только высказать предположение. Хотя житие святого Пантелеймона было в Минее и было в Минее Димитрия Ростовского, но оно было среди многих сотен других святых. И поскольку не было широкого почитания Пантелеимона в России в то время, то художники написали этот образ произвольно. И вот ошибочный образ пожилого воина с мечом в руке получил таким образом распространение, хотя из текста жития было видно, что это юноша, молодой врач, который погиб в очень раннем возрасте: можно предположить лишь, что ему было 20 или не многим более лет.

Л. Горская

— А есть что-то, о чём мы можем говорить наверняка про его жизнь, то есть про житие?

А. Бугаевский

— Конечно, древние жития и древние иконы. Есть древняя очень икона, где иконография, которая соответствует тому облику, который мы видим. Самая древняя известная икона — это икона двенадцатого века, которая находится в монастыре святой Екатерины на Синае. Там есть изображения на полях — то, что мы называем клеймами — страданий святого Пантелеимона. Но эти изображения, некоторые из них, полустёртые. Безусловно, жития святого Пантелеймона обладают высокой степенью достоверности. Вот здесь следует сказать, что хотя монастырь возник на Афоне около тысячи лет, немножко больше, чем тысяча лет назад, насколько можно судить по историческим записям, и в этот монастырь приходило в Древней Руси определённое количество русских, и он считался русским монастырём — Пантелеимонов монастырь. И мог существовать этот монастырь только за счёт пожертвований из Руси, потом России. И русские великие князья, особенно со становлением России и укреплением мощи русского государства, делали большие вклады в этот монастырь. Но во времена Петра Великого, вообще уже начиная с конца семнадцатого века и во времена Петра Великого, русские перестали отправляться на Афон, поскольку Пётр запретил выезд из России без особого разрешения, которое практически никому не выдавалось. Поэтому постепенно русских монахов в монастыре уже не было. В 1735 году умерли последние русские монахи, и монастырь управлялся греками, связи с Россией практически никакой не имел. И в течение восемнадцатого века жизнь его оскудела, здания монастыря очень обветшали. И небольшая группа греческих монахов была вынуждена переселиться на побережье. Кроме того, в 1790 году произошло сильнейшее землетрясение, которое этот монастырь, который находился на горе, «Старый Русик» мы его называем, был полностью разрушен и от него остались только одни руины. И монахи построили небольшой храм и несколько келий, келейный дом, на побережье около пристани. И постепенно русский монастырь на Афоне святого Пантелеимона настолько обеднел, что уже не мог себя ни содержать, ни сохранять, и Сенат Афона, который называется Протат, принял решение в 1803 году об упразднении Пантелеимонова монастыря, причём принял это решение единогласно. И монастыря бы не было, и его и не было, можно сказать, в течение нескольких месяцев, до тех пор, пока решение об упразднении монастыря не прибыло в Константинополь, где его должен был подписать Патриарх. Патриарх категорически не согласился с этим решением, он понимал, что связь с Россией очень важна. И Патриарх Каллиник решил воссоздать монастырь на побережье, настоящий, большой монастырь.

Л. Горская

— Я напоминаю нашим радиослушателям, что в эфире радио «Вера» программа «Светлый вечер». Здесь с вами в студии Лиза Горская и Александр Владимирович Бугаевский — председатель православного общества «Скиния», писатель-агиограф, автор новых редакций житий святых Николая Чудотворца, Спиридона Тримифунтского, великомученика Георгия Победоносца и других житий. Мы сейчас говорим о великомученике Пантелеимоне. Оставайтесь с нами, мы вернёмся буквально через минуту.

Л. Горская

— И мы снова в студии! Программа «Светлый вечер». Здесь с нами Александр Владимирович Бугаевский — председатель православного общества «Скиния», писатель-агиограф и автор новых редакций житий святых Николая Чудотворца, Спиридона Тримифунтского, великомученика Георгия Победоносца и других.

А. Бугаевский

— Кому же поручил император Каллиник восстановить или заново построить Свято-Пантелеимонов монастырь? Выбор его казался очень странным — он поручил это очень чтимому старцу Савве, который был болен и которому было уже 80 лет. Старец Савва категорически отказался брать на себя функцию игумена монастыря и строить монастырь. Он был аскет, был очень уже болен и сказал, что у него нет никаких ни средств, ни здоровья для того, чтобы воссоздать этот монастырь на побережье. Но Патриарх Каллиник продолжал настаивать, и среди его доводов был такой довод, что если Савва откажется строить монастырь, то не наследовать ему Царства Божия. Старец Савва вынужден был согласиться, Патриарх Каллиник принял решение просить Савву приехать в Константинополь и собирать деньги на строительство монастыря. Савва несколько лет в Константинополе собирал пожертвования, переходя из дома в дом с мощами святого Пантелеимона, но через три года оказалось, что им собрано было всего девять тысяч рублей. Этих средств хватило бы только на фундамент здания. Казалось, что положение совершенно безвыходное, время шло, старцу было уже под 85 лет к этому времени. Но случилось так, что заболел греческий очень знатный и богатый князь Каллимах Скарлат, и врачи сказали, что болезнь его такова, что близкая смерть уже неминуема. Этот род очень почитал святого великомученика Пантелеимона, и Александр, дед князя Скарлата, за несколько десятков лет перед этим подарил ковчег для головы святого великомученика Пантелеимона и поддерживал монастырь, насколько только мог, на что и жила греческая община фактически. И Скарлат сказал, что он, если вымолит его старец Савва, поможет ему воссоздать монастырь. Он стал делать серьёзные взносы, но сколько бы даже богатый человек ни старался, ни делал взносов, денег этих всё равно не хватало, и дело шло не очень быстро, не очень споро — по воссозданию монастыря на побережье. Однако, князь получил высокое назначение и стал господарём Молдавии. Средств стало гораздо больше, денежных поступлений, и он смог очень сильно продвинуть строительство монастыря. И так продолжалось до двадцатого года, когда он стал также господарём Валахии, что привело к беде, поскольку возникли среди греков раздоры, началось восстание, и в результате этого восстания греческого был убит следующий Патриарх — Григорий Пятый, — и был задушен князь Скарлат. Греческие монастыри многие пострадали и был фактически разогнан Пантелеимонов монастырь. Началось опустошение монастыря, и те здания, которые были уже построены Саввой, оказались заброшенными на несколько лет. Тем не менее несколько монахов в двадцатые годы находились в этом монастыре. Савва прожил 101 год и умер в 1821 году, но Савва перед смертью завещал быть следующим игуменом старцу Герасиму, тоже грека. В 30-м году наступила оттепель по отношению к греческим монастырям, возможно было собрать снова полноценную общину в Свято-Пантелеимоновом монастыре, и игуменом стал, именно в 30-м году, Герасим. Герасим понимал, что без России монастырь будет обречён, поэтому он прикладывал все возможные усилия для того, чтобы в монастыре были русские иноки. И в результате с течением времени, в 30-е годы, монастырь стал оживать. Несколько десятков русских прибыло на Афон и вступило именно в монастырь святого великомученика Пантелеимона, чему греческие монахи в общем сильно сопротивлялись, кроме Герасима. В это время в монастырь поступили сыновья богатых купцов, и прежде всего здесь надо отметить Макария Сушкина, который был третьим сыном в очень богатой купеческой семье, и он получил благословение от родителей принять монашеский постриг. И он искал себе тот монастырь, в котором он мог бы остаться. Он сначала думал остаться в русском монастыре, но перед этим он совершал паломническую поездку с группой людей в Иерусалим и на Афон. И Афон оказался ему по душе, и он, тяжело заболев, принял решение остаться в этом монастыре, но выздоровел и огромные труд и усилия приложил для того, чтобы этот монастырь процветал и развивался. И так постепенно русских становилось всё больше и больше, русские монахи писали письма разным благотворителям в Россию, начали посылать иконочки со святым великомучеником Пантелеимоном литографированные, начали поступать небольшие средства, но их всё равно очень сильно не хватало на содержание монастыря. Вот такой случай интересный был в столице Афона, это такой город-посёлок или город Карея, где собирался Протат и где были скиты всех крупных 20-и монастырей Афона. Дом русского подворья в Карее оказался уже сильно обветшалым, а монастырь, посвящённый святому Георгию, русский храм, в полуразрушенном состоянии. И решили его восстановить, его долго восстанавливали, но когда он был восстановлен, то выяснилось, что невозможно заплатить рабочим, которые работали по восстановлению храма. Долг составил три тысячи рублей — для 40-х годов это очень большая сумма, выплатить эти деньги было нечем. И в казне монастыря оставался один рубль. В это же время Протат запретил давать русскому монастырю деньги и запретил русскому монастырю брать деньги в долг, потому что долг уже был колоссальным и ясно было, что заплатить его монастырь в обозримые сроки не сможет. И когда казалось, что уже опять будет поставлен вопрос об упразднении монастыря, в это время пришёл посыльный и сообщил, что в Салоники пришло письмо из России с каким-то переводом. Когда монаха отправили получить это послание, оказалось, что перевод составляет ровно три тысячи рублей серебром, что полностью покрывало задолженность перед рабочими. Вот с такими трудностями сталкивался монастырь и такими удивительными, чудесными неожиданными пожертвованиями монастырь мог покрывать расходы, которые уже были неизбежными и срочными. Но становилось ясно, что до бесконечности это продолжаться не может, и император Александр Второй наконец в 1861 году принял решение разрешить Пантелеимонову монастырю совершать сбор средств в России на монастырь святого Пантелеимона. В 1862 году был послан монах Арсений для сбора средств, и с этого момента начинается совершенно новая эра в жизни монастыря, и начинается настоящая, великая слава святого великомученика Пантелеимона в нашем отечестве.

Л. Горская

— А вот святыня — глава святого великомученика Пантелеимона, которая сейчас находится в монастыре на Афоне, она всегда там была, вот всё это время? Или когда она туда попала?

А. Бугаевский

— Она была пожертвована сербским королём в четырнадцатом веке. Вероятно, в восемнадцатом веке она была утрачена, и выкуплена как раз князем Каллимахом, когда стал вопрос о восстановлении монастыря на побережье. Отец Арсений приехал в Россию для сбора пожертвований. Он привёз с собой мощевик и икону Пресвятой Богородицы Тихвинской, мощевик имел большую частицу мощей святого Пантелеимона и нескольких других святых. И вот с этим мощевиком и с этой иконой он, получив разрешение от Синода, стал объезжать один город за другим, село за селом и молиться, читать акафисты и проводить молебны, посвящённые святому великомученику Пантелеимону. Работа его была колоссальна: он не только осуществлял эти молебны в часовнях и храмах, он ходил в дома больных, читал акафисты, помазывал елеем от мощей, от лампады, горевшей над мощами. И люди исцелялись от самых тяжёлых болезней: исцелялись от туберкулёза, тогда болезни неизлечимой и смертельной; исцелялись от тифа, от которого умирало огромное количество людей; от воспаления лёгких. Ведь в те времена не было антибиотиков, и эти болезни были неизлечимыми, тяжёлыми, и многие из них были смертельными. И даже люди исцелялись от рака. Год прошёл, кончился срок сбора, отведённый Синодом отцу Арсению. Ему пришлось в течение четырёх месяцев с большим трудом получать новое разрешение. Наконец ему это разрешение дали, и он ещё год мог собирать пожертвования и ездить из города в город, из села в село, собирая средства на монастырь святого Пантелеимона.

Л. Горская

— А мы знаем, сколько населённых пунктов ему довелось объездить?

А. Бугаевский

— Да. Он из каждого города, из каждого села посылал сообщения на Афон. И сейчас создаётся книга писем отца Арсения, в которой будет точно подсчитано количество сёл и городов, которые он посетил, и указаны точно его маршруты. Но это сотни и сотни поселений, в которых он побывал, перечислить их очень затруднительно. Это и Воронеж, это, естественно, Москва и Петербург, это Таганрог, это Екатеринбург и многие-многие другие города. Причём по мере того, как продолжались его поездки, слава Пантелеимона умножалась всё более и более, и количество исцелённых людей по его молитвам, а это был необыкновенно целеустремлённый человек, аскет, очень набожный, очень сосредоточенный на молитве, и главная его проповедь заключалась в Христовой любви к людям. Он говорил, что он спасётся, благодаря Христовой любви к людям, что это главная его сила и главная его помощь, и главная его обращённость к Богу. И святой Пантелеимон, по молитвам этого замечательного человека, явил действительно удивительное количество чудес в России.

Л. Горская

— Я напоминаю нашим радиослушателям, что в эфире радио «Вера» программа «Светлый вечер». И сегодня у нас в гостях Александр Владимирович Бугаевский — председатель православного общества «Скиния», писатель-агиограф, автор новых редакций житий святого Николая Чудотворца, святителя Спиридона Тримифунтского, великомученика Георгия Победоносца. Мы говорим о святом великомученике Пантелеимоне в канун праздника, дня памяти этого великого святого, который особо почитается и в Греции, и у нас. Как оказалось, не всегда так было на Руси — вот сейчас мы узнали, что такое почитание святого на Руси напрямую связано с деятельностью монахов Афонского монастыря здесь. Так получается?

А. Бугаевский

— Да, конечно. Теперь мне хотелось бы немножко рассказать конкретно о чудесах святого великомученика Пантелеимона, вот приведу несколько примеров. В 1862 году иконы святого Пантелеимона, как я уже говорил, были большой редкостью и люди обращались к этому святому за исцелением через литографированные изображения, они молились на литографированные изображения. Вот я приведу один из таких примеров. Я нашёл в книге монаха-святогорца Пантелеймона (Сапожникова) такое чудо, в котором повествуется о том, что купец из Острогожска, это в Воронежской губернии городок, тяжело заболел, и врачи сказали, что близкая смерть неминуема. Его друг и дальний родственник, другой купец, дал ему литографированное изображение. Купец, как написано в этой книге, К. Б. Тулинов стал молиться на это изображение, почувствовал себя лучше и исцелился. Чудо это среди очень многих чудес мне показалось сомнительным для публикации. Почему? Потому что непонятно, чем он заболел, насколько болезнь эта действительно была смертельная. Я стал искать и искать пришлось долго. На следующий день после поисков я нашёл сведения о том, как всё-таки имя-отчество было этого купца, потому что в книге — К. Б. Тулинов. Оказалось, что это Карп Борисович, оказалось, что он был табачным фабрикантом. Но вот это несколько оживило представление о нём. Я понял, кто он, что он, чем он занимается. И дальше поиск затянулся, и лишь только на третий день я нашёл сведения, очень удивившие меня: я смотрел, какие же храмы были в этом Острогожске, и нашёл, что в 80-е годы, то есть спустя 25 лет после этого чуда, которое было в 1862 году, в Острогожске появилось подворье монастыря Сицилийской иконы Божьей Матери, который был в другом городе Воронежской губернии — в Боброве. И вот идёт описание в архивном документе этого подворья в Острогожске. И там говорится, что на подворье был храм, посвящённый Сицилийской иконе Божьей Матери, был такой-то иконостас, была икона на солее, большая храмовая, Сицилийской Божьей Матери, список этой иконы. А с правой стороны — икона святого великомученика Пантелеимона, присланная с Афона. Да, в середине 80-х годов девятнадцатого века икон, присланных с Афона, было в храмах и монастырях уже очень много. Далее следовало описание этой иконы Пантелеимона: о том, что она в медно-злащённом окладе, что под этим окладом, невидимо для молящихся, расположено литографированное изображение святого Пантелеимона, на обороте которого было написано: «Я, купец Карп Борисович Тулинов, заболел чахоткой. И форма этой чахотки была такова, что близкая смерть, по заключению врачей, была неминуема. Я получил это литографированное изображение, стал молиться святому великомученику Пантелеимону, получил облегчение и вскоре полностью исцелился». Вот здесь это чудо стало для меня несомненным, поскольку форма чахотки, то есть лёгочного туберкулёза, далеко зашедшая, была, конечно, совершенно смертельным диагнозом. И стало понятно, что этот купец, Карп Борисович Тулинов, был исцелён святым великомучеником Пантелеимоном действительно от смертельного заболевания, и чудо это для меня стало несомненным. Но, может быть, любопытство моё привело к тому, что я стал смотреть дальше на семью Тулинова и увидел, что у Карпа Борисовича был брат Михаил Борисович. Ну казалось бы, какое это отношение имеет к делу и насколько это будет интересно для читателя? Но, изучая дальше, просматривая судьбу этой семьи, я увидел, что Михаил Борисович отказался от наследованного им и братом дела, а именно от табачной фабрики, и стал заниматься акварелью, стал писать портреты акварельные. Это у него получалось очень хорошо и даже появился ученик. Ну насколько это интересно? А вообще-то, интересно оказалось, что учеником его был Крамской — мальчик Крамской, который стал великим русским художником. Но постепенно Михаил Борисович отходит от акварели и начинает заниматься фотографией. И он становится первым, — а это только на заре фотографии всё было, когда она только появилась, — и вот первые дагеротипы в Воронежской губернии — это дагеротипы, это фотографии, которые делал Михаил Борисович. Ну и что здесь примечательного? А примечательно то, что он приезжает в Москву и Петербург и там фотографирует, и становится фотографом там. Ну и что? А дело в том, что первые фотографии Льва Николаевича Толстого, Фёдора Михайловича Достоевского, Герцена, Тургенева — всё это фотографии Михаила Борисовича Тулинова. Вот так оживали постепенно образы в этой книге, и мне это было очень интересно. Конечно, отбирая чудеса для этой книги, я старался брать наиболее яркие, убедительные чудеса, которые интересны будут для наших современников. Дело в том, что многие болезни, которые тогда были действительно неизлечимыми и от которых сильно страдали люди, теперь как бы у современных нам людей не представляются им такими опасными и страшными после того, как появились антибиотики. И те проблемы, которые были тогда, в наше время уже не смотрятся такими острыми. Например, представьте себе крестьянина, который живёт далеко от уездного города, и у него во время посевной очень сильная зубная боль. Ехать в уездный город, который находится на расстоянии 50-70 километров по бездорожью, оставить сбор урожая или время посева урожая, оставить семью он не может в это время, естественно, по бездорожью направляясь в город, чтобы вылечить зуб. Да и как тогда зубы лечили? Он обращается к святому Пантелеимону. А что такое острая боль теперь многие и не знают, а в наше время ещё многие переживали эту боль. Теперь стоматология стала настолько продвинутой, что современное поколение молодёжи даже и не понимает, что такое острая боль зубная. А тогда, понятно, что проблема эта в деревнях и сёлах не решалась, и, обращаясь к Пантелеимону, люди получали мгновенное исцеление. Такие чудеса я не стал брать, я брал только те чудеса, которые действительно и сейчас смотрятся, как чудо. Например, исцеление от полной слепоты, исцеление от рака, исцеление от туберкулёза, исцеление от болезней, которые и поныне или очень трудно излечимы, или представляются нам смертельными.

Л. Горская

— Извините, что перебиваю: а вот от укусов змей — были такие случаи?

А. Бугаевский

— Это очень правильный и интересный вопрос. Одно из таких чудес связано с томским архиереем. Он , ещё будучи игуменом на Алтае, посещал сёла алтайцев. И в одном из селений — я чуть позже скажу, как его звали — произошёл такой эпизод: он был в юрте у алтайца, который собирался креститься и должен был поехать вместе с ним в стан на следующий день. В это время в юрту заходит его брат-язычник и начинает скандалить с игуменом-миссионером, и пытается его выгнать, даже замахивается на него. Но игумен ведёт себя кротко, смиренно, и этот алтаец удаляется. Потом игумен перемещается в другую юрту, и опять приходит этот злой алтаец, начинает кричать, и в данном случае его угрозы получают результат, и игумен удаляется из второй юрты в первую юрту и находится у его брата, который собирается креститься. Через некоторое время в просвет он замечает, что народ забегал, засуетился и что-то происходит среди алтайцев. А это семья, с несколькими юртами находящаяся в той местности. Он выходит и узнаёт, что у этого злого алтайца ребёнка укусила змея. Змея ядовитая, нога у ребёнка опухла, и алтайцы знают, что близкая смерть неминуема. И вот этот игумен, человек уже немолодой, молится Пантелеимону и отсасывает яд из этой ранки, что всегда опасно, потому что если какая-то ранка есть во рту, то он сам может пострадать и даже умереть. Он молится, отсасывает яд, накладывает жгут и уходит из юрты. На следующее утро выясняется, что дитя живо, опухоль на ноге прошла, и мальчик играет с другими детьми. Через некоторое время приходит его отец, который выгонял его из других юрт, стоит, мнётся с ноги на на ногу. И гордому человеку очень трудно заговорить, наконец игумен сам к нему обращается с любовью и тёплым словом. И алтаец говорит: «Ну вы меня простите, я виноват. Спасибо вам, большое вам спасибо, я вам благодарен». Надо сказать, что они говорили на алтайском языке, поскольку этот игумен уже выучил хорошо алтайский и даже переводил священные тексты на алтайские наречия и языки. И наконец он говорит: «Вы знаете, а можно я с братом вместе поеду и приму крещение?» Вот так этот игумен ездил из села в село, от юрты к юрте, и через свою любовь, через свою доброту и через жертву, спасал людей, исцеляя их молитвой. Было ещё несколько исцелений, например: девочка заболела оспой, родители боялись к ней прикоснуться, чтобы не заразиться от этой девочки и самим не заболеть этой болезнью, от которой часто умирали. Игумен берёт эту девочку на руки, молится, призывает Пантелеимона, обнимает её, и на следующий день девочке становится лучше, она очень быстро исцеляется. То же было с мальчиком, заболевшим тифом, к которому родители боялись подойти. Это производило на людей — чудотворения этого игумена, его поступки — очень сильное впечатление, и они принимали крещение и приходили ко Христу, приходили к Христовой вере — язычники. И я заинтересовался, кто же этот архиерей. Боже мой! Это оказался, — о котором я говорил и который был игуменом, и который стал епископом Томским, — это оказался Макарий Невский, выдающийся человек, святитель, который позже стал митрополитом Московским и Коломенским, он — канонизированный святой. И, конечно, те чудеса, которые по обращению к Богу совершались святым Пантелеимоном именно святыми, они имеют большую силу. И очень многие люди были исцелены по молитвам Макария Невского к святому великомученику Пантелеимону. Таких исцелений по молитвам Макария в сборнике будет довольно много.

Л. Горская

— Я как раз хотела спросить: это всё есть в сборнике, который вы готовите?

А. Бугаевский

— Да. И в сборнике чудес, вот что интересно, некоторые священники, которые обращались к Пантелеимону и исцелялись, они в наше время оказались уже канонизированными святыми. Меня интересовала, конечно, география почитания святого великомученика Пантелеимона русскими священниками, русскими приходами. И вдруг на Афоне, среди тысяч документов, которые я отбирал для книги, я нашёл чудо, которое описывает Севастиан, который служил на Аляске. Он описывает, как он исцелился. И когда я стал интересоваться судьбой этого Севастиана, выяснилось, что несколько лет назад он был канонизирован Сербской Церковью и внесён в календарь как святой Русской Православной Церкви, что он — канонизированный святой. И перебирая и изучая многие тысячи писем о чудесах святого Пантелеимона на Афоне, я нашёл поразительное письмо. Это письмо от старца Аристоклия, который канонизированный святой, он описывает, как Елизавета Фёдоровна, великая княгиня, обратилась к нему вот с какой просьбой: в её Марфо-Мариинской обители заболела сестра Стефанида. У неё были страшные головные боли, и консилиум лучших московских врачей вынес решение, что необходимо делать операцию её головы. Операция на голову была очень опасна в то время, поскольку не было антибиотиков, и очень большое количество людей умирало в результате проведённой операции с трепанацией черепа. Эту консультацию я получил от ведущих нейрохирургов. Поэтому дело было рискованное, и она пригласила, как в тексте написано, «главного оператора», знаменитость, чтобы проконсультироваться: так ли уж надо делать эту операцию. И заключение было ведущего императорского лейб-медика: да, операцию срочно делать необходимо, иначе она погибнет. И она была назначена на следующий день — на следующий день, безотлагательно. Елизавета Фёдоровна посылает Стефаниду на подворье к Аристоклию, канонизированному ныне святому. Старец молится, читает акафист, помазывает елеем от лампады, которая горела перед чудотворной иконой с частицей мощей святого Пантелеимона, и даёт ей сосудик с елеем — на Никольской улице была эта часовня. Стефанида возвращается в обитель с указанием Аристоклия помазать на ночь голову. Он помазал, она на ночь помазала, а утром, в девять часов утра, приезжает хирург делать операцию. Раскладывает инструменты, приходит Стефанида, он рассматривает её и говорит: «Операцию делать нечего — нету опухоли. Всё исцелилось, всё прошло», — к полному изумлению врачей и самого знаменитого хирурга. И очень много чудес по молитвам святому великомученику Пантелеимону, в том числе исцеления от рака, было совершенно Аристоклием.

Л. Горская

— Когда нам ждать вашу книгу? И что это будет? Это будет сборник чудес, это будет новая редакция жития?

А. Бугаевский

— Это будет новая редакция жития с очень большим сборником чудес, сотворённых святым великомучеником Пантелеимоном.

Л. Горская

— Когда нам ждать её?

А. Бугаевский

— Наверное, не раньше, чем через год — работа предстоит ещё очень большая.

Л. Горская

— Ждём с нетерпением! Я напоминаю нашим дорогим радиослушателям, что в эфире радио «Вера» была программа «Светлый вечер». Здесь с вами в студии были: Лиза Горская и Александр Владимирович Бугаевский — председатель православного общества «Скиния», писатель-агиограф, автор новых редакций житий святых Николая Чудотворца, Спиридона Тримифунтского, великомученика Георгия Победоносца, великомученицы Марины и, мы надеемся, что, с Божьей помощью, великомученика и целителя Пантелеимона. Поздравляем всех с праздником, всего доброго!

А. Бугаевский

— Желаю также милости от Христа и святого великомученика Пантелеимона слушателям радио «Вера».

Л. Горская

— Спасибо!

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (7 оценок, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...