Прекрасна была Луканская земля. Богатая, плодородная она поражала обильной зеленью виноградников. Сочные травы обширных пастбищ пестрели стадами тучного скота. Одно лишь омрачало жизнь местных жителей – на дорогах Лукании промышляли разбойники. Среди множества охотников поживиться за чужой счёт история выделяет одного. Подлинного имени его не знал никто. Называли его Варваром, что значит чужестранец. Много пролил Варвар крови человеческой.
Но однажды люди заметили, что грабежей на дорогах заметно поубавилось. Всё реже стало вспоминаться имя Варвара, наводящее ужас на жителей Лукании. Тем временем в доме у одного из местных священников поселился странный постоялец.
Местный житель:
- Отче, прошу твоего благословения. Прости мое любопытство, но зачем ты так мучаешь своего гостя? Он ест с псами, спит на соломе рядом со скотом, ходит на коленях и локтях, как бессловесное животное, прикрывается какими-то старыми шкурами. Ты же учишь нас любви и милосердию! А сам?
Священник:
- Бог да благословит тебя, дорогой сосед. Пусть не смущается твое сердце: гость мой сам пожелал сравнять себя со скотом и дал в том обет Богу. Так ли я говорю, чадо?
Варвар:
- Все так, отче. Вы, господин, если бы только узнали, сколько сделал я зла в своей жизни – сами бы согласились, что и рядом со скотом я быть не достоин! Много лет я грабил жителей Лукании, разорял их дома. На руках моих кровь многих и многих невинных жертв.
Местный житель:
– Да не тот ли ты Варвар-разбойник, что наводил страх на дорогах наших?! Одно имя это приводило в трепет всю округу!
Варвар:
- Да, господин. Именно так и называли меня в этих местах. Хотел бы я вернуть награбленное! Да только бросил я все свои сокровища. И не воскресить душ мною загубленных. Сегодня ли, завтра ли, но должен я умереть; а что я приобрел? Славу дурную?! Я знаю, что древнего разбойника Христос по Своему милосердию принял к Себе. И ныне каюсь я, сокрушаюсь о своих злодеяниях и ищу Его милосердия. Может и меня примет
Священник
- Это правда, сосед. Варвар исповедовал перед Богом свои преступления, чему я свидетель. Милосердный Бог дал ему время для покаяния. А путь своего покаяния Варвар выбрал сам. Он считает себя недостойным подняться в человеческий рост, не встает с колен, живет со скотом и молит Бога о прощении.
Местный житель:
- Хм. Трудно поверить, что такой жестокий разбойник может искренне раскаяться. Чудны дела Твои, Господи!
Священник:
- Всё в руках Господа нашего. А ты, сосед, не открывай никому того, что узнал Бог милостив и простит, а люди могут не простить.
Прожив у священника несколько лет, Варвар ушел в лес. До самой смерти он передвигался на локтях и коленях. Прошло еще двенадцать лет. Однажды через лес, где жил Варвар, ехали купцы. Увидев, как зашевелились неподалёку заросли, купцы решили, что в траве прячется какой-то зверь, и выпустили в ту сторону несколько стрел. Но это был не зверь, а бывший разбойник Варвар. Подойдя к зарослям, купцы ужаснулись, обнаружив, что смертельно ранили человека. В полном смятении они собрались бежать за помощью, но Варвар остановил их. Поведав свою историю, он произнёс слабеющим голосом: «Господу было угодно, чтобы я принял смерть от чужой руки. Я воспринимаю это как знак, что я прощён».
Мощи Варвара были перенесены в храм и через некоторое время стали источать целебное миро. Сейчас святой Варвар покоится в монастыре в Фессалии, на северо-востоке Греции. Известный при жизни как лютый разбойник, после смерти он прославился как святой, чьи нетленные мощи исцеляют от болезней.
Деяния святых апостолов

Питер Пауль Рубенс. Тайная Вечеря, 1631-1632
Деян., 23 зач., IX, 32-42.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
«Как жаль, что мне не посчастливилось жить в золотой век христианства» — подобные слова можно услышать порой от верующих людей. «Ведь тогда Дух Божий проявлял себя в судьбах людей намного ярче. А в нашей жизни всё совсем не так», — сетуют они. Свой комментарий на эти сетования предлагает отрывок из 9-й главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 9.
32 Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде.
33 Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении.
34 Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал.
35 И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу.
36 В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: «серна»; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь.
37 Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице.
38 А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил прийти к ним.
39 Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними.
40 Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села.
41 Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою.
42 Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа.
Книга Деяний был написана апостолом Лукой. Из небольшого пролога в начале повествования мы узнаём, что это вторая часть Евангелия, которое к тому времени апостол Лука уже написал. В Евангелии он изложил своё видение земной жизни и миссии Иисуса Христа, в книге Деяний он показывает, как дело Спасителя продолжает жить и развиваться благодаря деятельности апостолов. Одним словом, Лука не мыслит историю Спасителя и историю Его учеников и раннехристианских общин отдельно друг от друга. Для него всё это единое действие Бога в нашем мире. И апостол всячески старается это подчеркнуть.
Описания чудес, которые совершил Пётр, поразительно напоминают то, как Евангелие описывает чудеса, которые совершал Христос. Так, например, исцеляя расслабленного Эннея, Пётр говорит: «встань с постели». Если обратимся к греческому оригиналу, то это выражение можно перевести более точно: «встань и сам застели свою постель». Сразу вспоминается исцеление Спасителем расслабленного в Капернауме. Вернув ему силу, Господь говорит: «Встань, возьми постель твою и иди в дом твой».
То же самое касается и случая с Тавифой. История рассказана Лукой так, что в своих общих чертах напоминает исцеление дочери начальника синагоги по имени Иаир. Так же, как и Иисуса, Петра встречает плачущий народ, так же, как и Спаситель, Пётр высылает всех вон из комнаты, наконец, так же происходит и само воскрешение. Апостол обращается к женщине со словами «Тавифа, встань» и протягивает ей руку. Причём учёные обращают внимание на интересную деталь. Если перевести эти слова на разговорный, арамейский, язык Петра, призыв будет звучать как «Тавифа, куми». И это очень созвучно тому, что произнёс Христос, воскрешая дочь Иаира — «Талифа, куми», что значит «Девица, встань!».
Наконец, ещё одна важная параллель. Энею Пётр говорит: «Эней, встань!» Женщине — «Тавифа, встань!» Буквально речь идёт не просто о том, чтобы они привели свое тело в вертикальное положение. В греческом тексте оригинала используется глагол, который на русский язык уместнее перевести как «воскреснуть». «Эней, воскресни!», «Тавифа, воскресни!» Так возникает параллель не только с чудесами Христовыми, но и с самым главным событием Евангелия — воскресением Самого Спасителя.
Всё это помогает апостолу Луке донести до своих читателей и слушателей важную идею — дело Божие, которое начал Господь, не закончилось после того, как Он телесно покинул Своих учеников. В той же мере сила и слава Небесного Царства являет себя в этом мире через последователей Христа. А потому проповедь Евангелия продолжается. Бог действует в судьбах людей ровно с той же силой, с какой действовал в первые века после Своего воплощения. И каждый из нас может стать очевидцем и участником этих событий. Для этого необходимо всего лишь иметь решимость во всех своих делах, на ежедневной основе действовать так, как призывает нас действовать Господь в Своём Евангелии. И тогда то, что мы воспринимали просто как истории о давно минувших событиях, станет для нас живой повседневной реальностью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем студентке из Новокузнецка попасть на реабилитацию

У Наташи Некрасовой из Новокузнецка серьёзные двигательные нарушения. Вместе с мамой она с самого детства прошла через множество реабилитаций в разных городах, включая Москву и Новосибирск. И это принесло хорошие результаты.
Сейчас Наташе 24 года. Она — студентка университета. Благодаря личному упорству и помощи врачей она научилась сама передвигаться на коляске, девушка занимается танцами для людей с инвалидностью и спортом. В 2024 году она участвовала в забеге на колясках «Дай пять!», а ещё выиграла шахматный турнир на фестивале в Кемеровской области. Кроме этого, Наташа пишет стихи. За успехи в учёбе, спорте и творчестве её наградили медалью «Надежда Кузбасса».
Ежедневно Наташа сталкивается с трудностями. Любые ступени становятся для неё серьёзным препятствием и отсутствие доступной среды лишает девушку свободы передвижения. Но у Наташи есть шанс стать более самостоятельной и независимой от других. Благодаря постоянным реабилитациям девушка начала понемногу вставать с инвалидного кресла. Чтобы состояние Наташи улучшалось, занятия важно продолжать. Профессиональная реабилитация стоит дорого, и очередной курс семье не по силам. Поэтому Некрасовы обратилась за помощью в фонд «Мои друзья».
Реабилитация для Наташи — это возможность чувствовать себя лучше, развиваться в спорте, творчестве учебе и во многом другом. Чтобы помочь девушке из Новокузнецка, переходите на сайт фонда.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«4-е воскресенье по Пасхе, о расслабленном». Священник Николай Конюхов

В нашей студии был клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве священник Николай Конюхов.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Деян.9:32-42) и Евангельского (Ин.5:1-15) чтений в 4-е воскресенье по Пасхе, именуемое «О расслабленном», о дне Преполовения Пятидесятницы и Евангельского (Ин.7:14-30) чтения в этот день, о днях памяти преподобного Нектария Оптинского, святителя Игнатия (Брянчанинова), преподобного Феодосия Киево-Печерского, перенесения мощей благоверных князей Бориса и Глеба.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица