
Главный храм Свято-Троицкого монастыря «Лавра Мамбре» в Гватемале
Фото: pravoslavie.ru
Кто бы мог подумать, что в Гватемале, маленькой стране Центральной Америки, возникнет православная община. И что произойдет это без участия миссионеров и всякого влияния извне.
По сути, центром православия там сейчас является Свято-Троицкий монастырь, который основала и возглавила бывшая католическая монахиня. Матушка Инес (в миру Айау Гарсиа) родилась в очень влиятельной семье. В возрасте 20 лет она приняла постриг в лоне Католической Церкви. Сильное впечатление на нее произвели прочитанные ею беседы преподобного Серафима Саровского с Николаем Мотовиловым и «Лествица» Иоанна Лествичника. Монахиня много путешествовала по свету, училась богословию в Европе и даже побывала на русской пасхальной службе в маленькой часовенке в Брюсселе. Тогда же родилась идея отправиться в Иерусалим и перейти в Православие. Вместе с ней прошла таинство Миропомазания и другая девушка, Мария. Они подружились, стали вместе странствовать по Святой Земле, изучали богослужебные обряды, общались со священниками.
Возвращаясь из Израиля, монахини Инес и Мария посетили православный центр Константинопольского Патриархата в Шамбези, где встретились с митрополитом Швейцарским Дамаскином. Он благословил их на открытие обители, при условии, что монастырь должен войти в юрисдикцию одного из православных патриархатов. Выполнить наказ владыки оказалось не просто. Прошло десять лет, прежде чем в 1995 году общину во главе в монахиней Инес принял под свое покровительство епископ Антиохийской Церкви в Мексике, Венесуэле, Центральной Америке и Карибском бассейне Антоний.
В 2007 году состоялось освящение Свято-Троицкой обители. И сегодня ее белоснежный храм возвышается на берегу озера Ама-тит-лан, на высоте более тысячи метров над уровнем моря. Неподалеку находится один из активных вулканов Центральной Америки – Пакайя. Интересно, что при строительстве «Лавра Мамбре», главного монастырского храма, был избран древнерусский церковный стиль. Только кресты на куполах – византийские. Все остальное русское: и архитектура, и иконы, и росписи. Монастырь живет по русским богослужебным обычаям, насельники носят русские иноческие одежды. Несколько раз в месяц в обитель приезжают волонтеры из США, Норвегии, Японии, и других государств, и всегда среди них есть священнослужитель. Приезжают и батюшки из России. Сегодня основную часть прихода "Лавры Мамбре" составляет коренное население. На службы приходят индейцы в традиционных нарядах. В храме всегда много детей из интерната, которым заведует монастырь. За годы здесь нашли приют тысячи детей из бедных семей. Все воспитываются в православном духе.
Некоторые из них выигрывают стипендию и приезжают в Россию получить высшее образование. Монастырь обеспечивает приют всем необходимым. На землях обители выращивают овощи, фрукты и знаменитую черную фасоль, из которой местные жители готовят более сотни блюд. Разводят кроликов и рыбу.
Свято-Троицкий монастырь находится на склоне горы на берегу озера Ама-тит-лан. В Гватемалу удобнее всего добираться авиарейсом через Мадрид. О посещении обители надо договариваться заранее. Связаться с монахинями можно через их страничку в Фейсбуке (деятельность организации запрещена в Российской Федерации).
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема