
Главный храм Свято-Троицкого монастыря «Лавра Мамбре» в Гватемале
Фото: pravoslavie.ru
Кто бы мог подумать, что в Гватемале, маленькой стране Центральной Америки, возникнет православная община. И что произойдет это без участия миссионеров и всякого влияния извне.
По сути, центром православия там сейчас является Свято-Троицкий монастырь, который основала и возглавила бывшая католическая монахиня. Матушка Инес (в миру Айау Гарсиа) родилась в очень влиятельной семье. В возрасте 20 лет она приняла постриг в лоне Католической Церкви. Сильное впечатление на нее произвели прочитанные ею беседы преподобного Серафима Саровского с Николаем Мотовиловым и «Лествица» Иоанна Лествичника. Монахиня много путешествовала по свету, училась богословию в Европе и даже побывала на русской пасхальной службе в маленькой часовенке в Брюсселе. Тогда же родилась идея отправиться в Иерусалим и перейти в Православие. Вместе с ней прошла таинство Миропомазания и другая девушка, Мария. Они подружились, стали вместе странствовать по Святой Земле, изучали богослужебные обряды, общались со священниками.
Возвращаясь из Израиля, монахини Инес и Мария посетили православный центр Константинопольского Патриархата в Шамбези, где встретились с митрополитом Швейцарским Дамаскином. Он благословил их на открытие обители, при условии, что монастырь должен войти в юрисдикцию одного из православных патриархатов. Выполнить наказ владыки оказалось не просто. Прошло десять лет, прежде чем в 1995 году общину во главе в монахиней Инес принял под свое покровительство епископ Антиохийской Церкви в Мексике, Венесуэле, Центральной Америке и Карибском бассейне Антоний.
В 2007 году состоялось освящение Свято-Троицкой обители. И сегодня ее белоснежный храм возвышается на берегу озера Ама-тит-лан, на высоте более тысячи метров над уровнем моря. Неподалеку находится один из активных вулканов Центральной Америки – Пакайя. Интересно, что при строительстве «Лавра Мамбре», главного монастырского храма, был избран древнерусский церковный стиль. Только кресты на куполах – византийские. Все остальное русское: и архитектура, и иконы, и росписи. Монастырь живет по русским богослужебным обычаям, насельники носят русские иноческие одежды. Несколько раз в месяц в обитель приезжают волонтеры из США, Норвегии, Японии, и других государств, и всегда среди них есть священнослужитель. Приезжают и батюшки из России. Сегодня основную часть прихода "Лавры Мамбре" составляет коренное население. На службы приходят индейцы в традиционных нарядах. В храме всегда много детей из интерната, которым заведует монастырь. За годы здесь нашли приют тысячи детей из бедных семей. Все воспитываются в православном духе.
Некоторые из них выигрывают стипендию и приезжают в Россию получить высшее образование. Монастырь обеспечивает приют всем необходимым. На землях обители выращивают овощи, фрукты и знаменитую черную фасоль, из которой местные жители готовят более сотни блюд. Разводят кроликов и рыбу.
Свято-Троицкий монастырь находится на склоне горы на берегу озера Ама-тит-лан. В Гватемалу удобнее всего добираться авиарейсом через Мадрид. О посещении обители надо договариваться заранее. Связаться с монахинями можно через их страничку в Фейсбуке (деятельность организации запрещена в Российской Федерации).
Псалом 150. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Один из самых непростых вопросов, которые мы так или иначе себе задаём, — это вопрос о смысле нашего существования. Зачем мы существуем? Какая конечная цель нашей жизни? Для чего вообще нужно всё то, с чем сталкивается человек на своём жизненном пути? У Библии есть свой ответ на эти вопросы, и найти его мы можем в звучащем сегодня во время богослужения в православных храмах 150-м псалме.
Псалом 150.
[Аллилуия.]
1 Хвалите Бога во святыне Его, хвалите Его на тверди силы Его.
2 Хвалите Его по могуществу Его, хвалите Его по множеству величия Его.
3 Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях.
4 Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе.
5 Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных.
6 Всё дышащее да хвалит Господа! Аллилуия.
Если следовать еврейскому тексту Библии, то только что услышанный нами псалом закрывает собой Псалтырь. Такая концовка вполне предсказуема: Псалтырь, пройдя через множество мыслей, образов, переживаний, упомянув о начале творения, сказав о конечной судьбе человека и всего мира, пришла к своему логичному завершению — к хвале Бога. Собственно, прославление Бога и есть та цель, ради которой, по мнению Библии, существует человек.
Конечно, само по себе словосочетание «хвала Бога» как указание на смысл нашего существования не может не вызвать недоумение. Во-первых, зачем такая хвала нужна Богу? Во-вторых, каким образом хвала может быть смыслом и целью жизни человека?
Дело в том, что хвала — это следствие радости. Невозможно искренне восхвалять Бога из какого-то иного состояния, кроме радости и восторга. А радость о Боге и в Боге была основным наполнением райского пребывания наших прародителей. Радость и, как следствие, хвала — это синонимы рая. Поэтому можно переформулировать и сказать, что смысл и цель жизни человека состоят в возвращении к райскому блаженству, то есть в спасении души.
Легко понять, идёт ли человек по этому пути или же уклонился от него. Критерий прост и очевиден: стремление к восхвалению Бога указывает на внутреннее состояние человека, именно оно определяет собой степень веры, надежды и любви.
150-й псалом не только призывает к прославлению Бога, он даёт перечень музыкальных инструментов, которые стоит использовать для хвалы. Этих инструментов довольно много, а потому становится очевидным: искусство, как и всякая иная человеческая деятельность, должны и могут быть орудием хвалы Бога.
Говорит псалом и о тех местах, в которых стоит хвалить Бога — «хвалите Бога во святыне Его, хвалите Его на тверди силы Его». Здесь мы видим указание на особое место почитания Бога — на воздвигнутый в Его честь храм. Однако на этом перечень мест не заканчивается, эта же строка псалма упоминает некую таинственную «твердь силы Его». В других переводах мы можем найти не менее загадочные выражения «могущество силы Его» и «твердь небес Его». Туманность этого выражения даёт возможность толкователям воспринимать его довольно широко — от указаний на ни с чем не сопоставимую силу Божию до свидетельства о Его Церкви. Впрочем, чаще всего эти слова понимаются как указание на сотворённый Богом мир, который неизбежно и неизгладимо несёт в себе отпечаток творческой силы Бога, а потому, по мысли псалма, невозможно наблюдать за миром, исследовать его и при этом не восходить умом к прославлению Бога, ведь сам мир фактом своего бытия хвалит, славит и благодарит Бога.
Псалом 150. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 150. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 150. На струнах Псалтири
1 Хвалите Бога во святыне Его; хвалите Его на тверди силы Его.
2 Хвалите Его по могуществу Его, хвалите Его по множеству величия Его.
3 Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях.
4 Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе.
5 Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных.
6 Все дышащее да хвалит Господа!
Аллилуия.
5 сентября. О признаках лжеапостолов

В 11-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид апостолов Христовых».
О признаках лжеапостолов — протоиерей Владимир Кашлюк.
Апостол Павел предупреждает о серьёзной духовной опасности — появлении лжеапостолов, которые искусно маскируются под истинных служителей Христовых.
Лжеапостолы распознаются по следующим признакам. Первое: они являются лукавыми делателями, которые только кажутся созидающими, но на самом деле разрушают насаждённые истинные учения. Второе: притворяются апостолами Христовыми, принимая их внешний вид и образ, то есть действуют как волки в овечьей шкуре. И третье: действуют лицемерно и обманчиво, скрывая свои истинные намерения под личиной истины.
Важно напомнить, что сам Сатана умеет принимать вид Ангела Света, поэтому неудивительно, что его служители маскируются под служителей правды.
Последствия общения с лжеапостолами могут быть губительными для души, поэтому важно сохранять бдительность и распознавать их по плодам их учения и жизни.
Истинные служители Христовы, в отличие от лжеапостолов, действуют открыто, не искажают Слово Божие и проповедуют Христа, а не себя.
Все выпуски программы Актуальная тема