Проповедуя в кафедральном соборе Кутаиси, епископ Гавриил (Кикодзе) сказал:
— Наша Имеретия погибает от невежества. Больше половины всего зла, которое случается: убийства, воровство, — проистекает от отсутствия знания. Невежественный человек не сможет быть с Христом. Если желаешь быть с Христом, приступай к учёбе и просвещению ума!
Владыка Гавриил подтверждал слова делом: своё многолетнее архипастырское служение он посвятил просвещению народа — в основном малограмотных грузинских крестьян.
Возглавив в 1860 году Имеретинскую епархию, епископ Гавриил оставался на своей кафедре до самой смерти в 1896 году. За это время благодаря ему в Имеретии открылось более ста церковно-приходских школ и библиотек, а в Кутаиси была основана духовная семинария — вторая на всю Грузию.
Много сил владыка отдавал поездкам. Так, в одном только 1872 году он посвятил объезду епархии сто дней. И всюду проповедовал при огромном стечении народа, освящал новые церкви, общался с людьми всех сословий.
С 1869 года Преосвященный Гавриил также управлял Абхазской епархией, по которой он совершил семь миссионерских путешествий. В результате было крещено около девятнадцати тысяч абхазов, а на их землях построен пятьдесят один храм. Владыкой были восстановлены и торжественно освящены древние византийские соборы в Пицунде и Драндах. А ещё епископ Гавриил способствовал переводу основных молитв и богослужения на абхазский язык, при двух монастырях открыл школы для абхазских детей.
Также владыка совершил несколько миссионерских поездок в другие части тогдашней Грузии.
Несмотря на высокое общественное положение, имеретинский епископ был очень скромен. Он ходил в старой, изношенной одежде, а путешествия совершал не в экипаже, а верхом на лошади, в сопровождении одного-двух спутников. Владыка Гавриил говорил: «Как свеча, зажжённая и поставленная на высокое место, освещает окрестности и видна издалека, так и жизнь епископа. Добрый епископ спасёт многих». В полной мере это относилось к самому имеретинскому архиерею.
Он любил простой народ, не стеснялся укорять тех грузинских дворян, которые дурно обращались с крестьянами. Обличительная проповедь владыки незадолго до отмены крепостного права могла стоить ему жизни: настолько были рассержены некоторые дворяне.
Не только словом, но и делом помогал святитель Гавриил своему народу: поддерживал деньгами талантливых, но бедных студентов, опекал вдов, сирот и одиноких стариков, обеспечивал неимущих дровами и лекарствами, причём зачастую анонимно; оплачивал похороны людей, у которых не осталось родных.
Перед своей смертью семидесятилетний святитель попросил у прихожан прощения за свои грехи. На похороны епископа Гавриила собрались многие тысячи людей.
Как завет новым поколениям христиан звучат слова святителя Гавриила Имеретинского: «Спаситель утвердил на земле Царство Божие и нам, христианам, доверил распространение и усиление его. Каждый из нас должен приложить все силы и средства, чтобы способствовать распространению Царства Его».
Послание к Галатам святого апостола Павла

Гал., 202 зач., II, 11-16.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Приходилось ли вам оказываться в очень неприятной, дискомфортной ситуации, когда вы приглашены за стол — а там находятся блюда, которые вы ну никак не можете употреблять? Сегодняшний отрывок из послания апостола Павла к Галатам — очень проникновенное повествование о схожей истории из жизни раннехристианской общины.
Глава 2.
11 Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию.
12 Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных.
13 Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием.
14 Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?
15 Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники;
16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
Антиохия — ключевой миссионерский центр ранней Церкви. Тут уже сложилось общение за одним столом иудеев и бывших язычников. Это был своего рода «прорыв» в отношениях, знак новой, мессианской общины без всяких религиозных «стен». Но когда туда приходят «некоторые от Иакова» — то есть из христиан из иудейской среды, то Пётр, который ранее ел вместе с язычниками, «стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных» (Гал 2:12). Павла это глубоко зацепило и возмутило: ведь налицо — лицемерие, или, как сказали бы сегодня, «адаптивное поведение» — когда человек в зависимости от направления ветра, поворачивает свой «флюгер». И Павел пошёл на прямой конфликт с Петром, как он сам пишет, «лично противостал ему» (2:11), сказав, что придерживающиеся такого закона, не прямо (греч. οὐκ ὀρθοποδοῦσιν — «не идёт прямо, не держит правильную линию шага) поступают по истине Евангельской.
Эта двойственность казалась настолько логичной и оправданной, что даже другой апостол — Варнава — был увлечён таким лицемерием, буквально «затянут» в эту некрасивую игру.
Но почему апостол Павел решается в прямом смысле слова «выносить сор из избы»? Ответ очевиден: публичный соблазн требует публичного же исцеления! И ради этого, прекрасно зная, что его и так не особо-то любят другие апостолы, Павел идёт на ещё большее обострение и без того напряжённых отношений. Неужели он хочет разрыва? Отнюдь: он верит в то, что через этот кризис столкновения разных смыслов произойдёт рождение новой общности, новой христианской идентичности, в которой подобные разделения уже не будут возможны.
То, что произошло в Антиохии, — это вовсе не спор о власти в Церкви, это преодоление проявившихся напряжений ради Евангельской истины. И, как мы видим из истории древней Церкви, все участники этого конфликта оказались в итоге на высоте, одни — принеся осознание и покаяние, другие — не кичась своей непреклонности в отстаивании истины.
Вот к этому, дорогие друзья, и мы с вами призваны: в любом конфликте или напряжении прежде всего искать не какую-то личную выгоду — пусть даже психологическую — но прежде всего заботиться о правде Христовой, о правде Евангельской — и тогда любое столкновение послужит всем только на пользу!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержка для бойцов, получивших тяжёлые ранения

Проект «Альфа-Поддержка» организует разностороннюю помощь для участников специальной военной операции: юридическую, психологическую, финансовую и волонтёрскую. Добровольцы навещают раненных бойцов в госпиталях Москвы и Подмосковья, заботятся о них и подбадривают.
Максим — один из подопечных проекта. До начала специальной военной операции работал экскаваторщиком на Сахалине, а получив повестку, отправился в зону конфликта. Ранение лишило мужчину руки и ноги, но не сломило. Пока Максим лежал в госпитале, всерьёз увлёкся рисованием. Больничная палата превратилась в мастерскую: на холстах запестрели летние луга, яркие закаты и северное сияние. Одна из его картин даже попала на выставку в Дарвиновский музей в Москве! Теперь мужчина мечтает открыть художественную студию, помогать другим людям рисовать и проживать эмоции через творчество.

С волонтёрами проекта «Альфа-Поддержка» Максим познакомился в госпитале, во время турнира по шашкам. Тогда он стал победителем. «Это моя первая медаль. Теперь есть что показать дочкам», — с улыбкой признался мужчина. Максим старался сохранять хороший настрой и всё же ему было непросто. Он не мог свободно передвигаться, а значит и быть самостоятельным. Чтобы его поддержать, добровольцы организовали сбор на электрическое средство передвижения в рамках проекта «Альфа-Поддержка». На просьбу о помощи бойцу откликнулось множество неравнодушных людей, так мужчина вновь обрёл мобильность.
В проекте «Альфа-поддержка» много таких подопечных, как Максим, которые рисковали жизнью в зоне боевых действий, получили тяжёлые ранения и сейчас стараются вернуться к привычной жизни. Если вы хотите их поддержать, переходите на сайт проекта.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Николай Японский». Глеб Елисеев

Гостем программы «Исторический час» был кандидат исторических наук Глеб Елисеев.
Разговор шел о жизни, служении и миссионерских трудах святителя Николая Японского. Как в Японии появилась и развивалась русская духовная миссия и как трудами святителя Николая распространялось православие.
Все выпуски программы Исторический час