От Уральских гор до Камчатки и от Северного Ледовитого океана до границ с Китаем — столь огромной была территория Тобольской митрополии в первой четверти восемнадцатого века. Сибирь в то время наполняли разные народы, которые поклонялись деревянным, медным, золотым и серебряным идолам. В 1700-ом году для проповеди Евангелия сибирским инородцам император Петр Первый приказал подыскать во главу митрополии умного и благочестивого человека из числа малороссийских монахов. Выбор пал на Филофея (Лещинского), который успел уже немало потрудиться Киево-Печерской Лавре, и недавно был назначен настоятелем Свенского монастыря.
«Пришед в Сибирские страны, — писал митрополит Филофей Петру Великому, — в церквах Божиих обрел великое нестроение».
Владыка Филофей, прибыв в Тобольск, первым делом созвал собор всего сибирского духовенства. Он преследовал одну цель — укрепить Церковь в Сибири и наладить пастырское служение, которое проходилось вести в исключительно сложных условиях.
Священников в Сибири не хватало, а потому часто рукополагали в священный сан крестьян и казаков — людей простых и по большей части неграмотных. Чтобы исправить эту ситуацию в 1703-ем году митрополит Филофей создал в Тобольске славяно-латинскую школу для детей духовного звания. На тот момент подобные школы существовали только в Киеве, Москве, Чернигове и Ростове. Учителями в тобольской приходской школе были образованные киевские монахи.
Двадцать пять лет святитель Филофей без устали ездил по обширной Сибирской епархии, раскинувшейся от Урала до Китая. В 1705-ом году из Тобольска была снаряжена первая духовная миссия на Камчатку. Так лучи православного просвещения впервые проникли в страну диких камчадАлов. А всего шесть лет спустя на Камчатке был основан монастырь с построен храм во имя святителя Николая Чудотворца. Не взирая на подчас жесткое сопротивление языческих племен, святитель Филофей (Лещинский) снаряжал духовные миссии на Алтай, в Монголию и даже Северный Китай. Здесь жили потомки плененных русских, жителей дальневосточного города АлбазИна, разоренного китайцами в 1684-ом году. Много внимания митрополит Филофей уделял и выпуску книг для распространения христианской культуры на Сибирской земле.
В 1709-ом году владыка Филофей передал управление Тобольской епархией преемнику, а сам удалился в Тюменский Свято-Троицкий монастырь. Он принял великий монашеский постриг — схиму — с именем Феодор, желая посвятить остаток жизни исключительно молитве. Однако в 1712-ом году по просьбе священноначалия Лещинский возобновил миссионерскую деятельность. Он отправился проповедовать православие тунгусским и якутским народностям Березовского края. Проповедь святителя была очень успешной, и он лично крестил несколько племен.
В 1715-ом году Филофей (Лещинский) по приказу царя вернулся к руководству Сибирской епархией. С прежней ревностью занимался он крещением сибирских инородцев, борьбой с раскольниками, строительством храмов, учением молодого поколения — воспитанием своих, сибирских священников. Лишь спустя пять лет он был нехотя отпущен Петром Первым на пенсию. Владыка Филофей ушел на покой, но проповедь христианства продолжил до конца своих дней.
Просветитель Сибири Митрополит Филофей (Лещинский) за годы служения крестил более сорока тысяч человек и основал в Сибири около трехсот приходов.
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия