От Уральских гор до Камчатки и от Северного Ледовитого океана до границ с Китаем — столь огромной была территория Тобольской митрополии в первой четверти восемнадцатого века. Сибирь в то время наполняли разные народы, которые поклонялись деревянным, медным, золотым и серебряным идолам. В 1700-ом году для проповеди Евангелия сибирским инородцам император Петр Первый приказал подыскать во главу митрополии умного и благочестивого человека из числа малороссийских монахов. Выбор пал на Филофея (Лещинского), который успел уже немало потрудиться Киево-Печерской Лавре, и недавно был назначен настоятелем Свенского монастыря.
«Пришед в Сибирские страны, — писал митрополит Филофей Петру Великому, — в церквах Божиих обрел великое нестроение».
Владыка Филофей, прибыв в Тобольск, первым делом созвал собор всего сибирского духовенства. Он преследовал одну цель — укрепить Церковь в Сибири и наладить пастырское служение, которое проходилось вести в исключительно сложных условиях.
Священников в Сибири не хватало, а потому часто рукополагали в священный сан крестьян и казаков — людей простых и по большей части неграмотных. Чтобы исправить эту ситуацию в 1703-ем году митрополит Филофей создал в Тобольске славяно-латинскую школу для детей духовного звания. На тот момент подобные школы существовали только в Киеве, Москве, Чернигове и Ростове. Учителями в тобольской приходской школе были образованные киевские монахи.
Двадцать пять лет святитель Филофей без устали ездил по обширной Сибирской епархии, раскинувшейся от Урала до Китая. В 1705-ом году из Тобольска была снаряжена первая духовная миссия на Камчатку. Так лучи православного просвещения впервые проникли в страну диких камчадАлов. А всего шесть лет спустя на Камчатке был основан монастырь с построен храм во имя святителя Николая Чудотворца. Не взирая на подчас жесткое сопротивление языческих племен, святитель Филофей (Лещинский) снаряжал духовные миссии на Алтай, в Монголию и даже Северный Китай. Здесь жили потомки плененных русских, жителей дальневосточного города АлбазИна, разоренного китайцами в 1684-ом году. Много внимания митрополит Филофей уделял и выпуску книг для распространения христианской культуры на Сибирской земле.
В 1709-ом году владыка Филофей передал управление Тобольской епархией преемнику, а сам удалился в Тюменский Свято-Троицкий монастырь. Он принял великий монашеский постриг — схиму — с именем Феодор, желая посвятить остаток жизни исключительно молитве. Однако в 1712-ом году по просьбе священноначалия Лещинский возобновил миссионерскую деятельность. Он отправился проповедовать православие тунгусским и якутским народностям Березовского края. Проповедь святителя была очень успешной, и он лично крестил несколько племен.
В 1715-ом году Филофей (Лещинский) по приказу царя вернулся к руководству Сибирской епархией. С прежней ревностью занимался он крещением сибирских инородцев, борьбой с раскольниками, строительством храмов, учением молодого поколения — воспитанием своих, сибирских священников. Лишь спустя пять лет он был нехотя отпущен Петром Первым на пенсию. Владыка Филофей ушел на покой, но проповедь христианства продолжил до конца своих дней.
Просветитель Сибири Митрополит Филофей (Лещинский) за годы служения крестил более сорока тысяч человек и основал в Сибири около трехсот приходов.
«Помощь в Курске». Ольга Нарыкова
Гостьей программы «Делатели» была координатор церковного центра помощи беженцам и пострадавшим мирным жителям в Курске Ольга Нарыкова.
Разговор посвящён истории создания центра при Свято-Троицком монастыре в Курске. В первые дни самой главной задачей было накормить людей и дать им кров. Постепенно помощь стала более адресной: к продуктам и вещам добавились лекарства, медицинское сопровождение, юридические консультации, поддержка пожилых и работа с детьми.
Ольга Нарыкова делится опытом координации добровольцев и говорит о том, что сегодня особенно нужны помощники для одиноких стариков — просто прийти, помыть, приготовить, убрать. Даже несколько часов внимания могут стать настоящей поддержкой.
Отдельная тема беседы — сотрудничество с инклюзивным центром «Дышим вместе», где помогают детям с особенностями развития и дают мамам возможность немного передохнуть.
Ведущий напоминает, что присоединиться к помощи можно и через пожертвования, и через волонтёрство: каждый вклад становится важным делом милосердия.
Все выпуски программы Делатели
Как Топор в лес ходил

Фото: Nico Knaack / Unsplash
Однажды увидел Топор, что хозяин не запер сарай, да и в лес убежал. Идёт он по тропинке: топорищем поигрывает, Обухом постукивает, лезвием поблёскивает. Разыгрался Топор не на шутку: с кочки на кочку прыгнет — сосенку затешет, в ложбинку сбежит — осину подрубит, на пригорок поднимется — ель заденет. Да при этом ещё и бахвалится:
— Теперь я ваш хозяин. Я самый главный в лесу. Захочу — погублю, захочу — помилую!
Росла в том лесу маленькая стройная Березка, такая красивая, что все окрестные деревья только ею и любовались. Увидел её Топор, обрадовался и грубо загоготал.
— Ха-ха-ха! Что дрожишь, тонконогая? Тебя только стукнуть разок по белому стволу — и душа вон!
Испугалась Берёзка, взмолилась:
— Не бей меня, Топор. Не губи. Я ещё только жить начинаю. Обещал на мне жениться молодой весенний дождик...
— Дождик? Не бывать этому! Не люблю я воды, — сказал Топор. — Вот что я решил: лучше я сам на тебе женюсь. А не согласишься — одним махом тебя срублю.
Качнулась Берёзка, задрожала от страха, побежали по её стволу слезы, как серебряные капельки.
— Не губи мою молодость, — прошептала она еле слышно.
Побежал Топор дальше на весь лес страх наводить. А Берёзка стала другим деревьям на свою горькую судьбу жаловаться.
— Не бывать такому грубияну женихом! Наверняка, он будет обижать нашу любимицу, — возмутился братец Дуб. — Пусть Топор сначала со мной потягается. У меня кора крепкая, как железо. Разок стукнет — поломает топорище, лишится своей хвалёной силы.
Зашумел братец Дуб всеми листьями, но Топор не стал к нему подбегать, обошёл стороной. Привык он обижать только самых слабых и беззащитных.
— Пусть Топор со мной имеет дело, и тогда он сразу своё лезвие сточит, — проскрипел дедушка Клён. — Я старый уже, почти весь высох, со мной ему точно не справиться.
Подскочил Топор к старому клёну, да так ударил по его стволу, что у того последние листья с макушки осыпались.
— Такого силой не победишь, надо найти его слабое место, — сказала тётушка Ива. — Если его не остановить, то Топор в лесу ещё много плохих дел натворит. Он сказал, что воду не любит...
Подозвала тётушка Ива к себе хулигана и стала ему выговаривать:
— Почему ты деревья без нужды рубишь? Зачем красавицу-березку до слёз обидел?
— Что хочу, то и делаю, потому я в лесу самый сильный.
А тётушка Ива не унимается:
— Почему ты дедушку Клёна — самого старого в нашем лесу — не уважаешь? Зачем осинку и сосёнку подрубил? Кто позволил тебе так себя вести?
Рассердился Топор и закричал:
— Ты ещё меня будешь учишь, скрипучая развалина?! Да я с твоими тонкими ветками в момент расправлюсь! Вот я тебя проучу!
Бросился Топор на тётушку Иву, что росла на берегу ручья, да не рассчитал. Отпружинил от её гибких веток и кувыркнулся в воду.
Может быть, он до сих пор в том ручье лежит и потихоньку ржавеет. Да и поделом такому жестокому и самонадеянному грубияну.
(по мотивам марийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM