В 1862 году архимандрит Александр (Окропиридзе) был рукоположен в епископа Абхазского. Ранее он говорил: «Архиерей и его свита должны жертвовать для епархии своею жизнью и состоянием, как это делали Святые Апостолы». И его святительское служение стало подтверждением этих слов.
Выпускник Тифлисской семинарии, с 1851 года будущий владыка Александр трудился в Абхазии. Ещё продолжалась Кавказская война, значительно было влияние Турции. Несмотря на древнюю историю Православия в Абхазии, народ в основном придерживался ислама и язычества. Перед немногочисленным духовенством стояла задача просвещения этой земли.
В начале своего пребывания в Абхазии отец Александр основал церковную школу в селе Лыхны. Впоследствии школы были основаны и в четырёх других селениях. Мальчики изучали там грузинский и абхазский языки, Закон Божий, молитвы. Епископ Александр (Окропиридзе) вложил много сил в эти заведения, поддерживал учеников духовно и материально. Он писал: «Бог Вездесущий и Видящий ведает, сколько у меня желания образовать абхазцев нравственно и умственно».
В 1860-х годах вышли первые книги на абхазском языке, среди них и одна под названием «Доброе чтение православным». Епископ Александр внёс значимый вклад в издание такой литературы.
При нём в Абхазии было открыто 13 церквей, возрождены из руин два древних храма в Сухуми, воспитывалось новое духовенство, в том числе из коренных жителей.
Множество абхазов принимало Православие. Так, за один лишь 1867 год было крещено две тысячи человек.
Святитель Александр был открытым и добрым человеком, находил путь к сердцам как простых людей, так и высокопоставленных. Он был учителем сына последнего абхазского князя Михаила Шервашидзе, много общался с дворянами, призывая их подавать народу «добрый пример в христианской жизни».
Ему был чужд формальный подход к распространению веры, когда заботятся больше о количестве крещаемых, а не о том, чтобы они знали веру. «Миссионеры, — писал владыка Александр, — не должны ускорять дело крещения из видов честолюбия и расчётов человеческих». При этом, учил он, проповедникам «надобно употребить средство Божеское: пост и молитву. Эти средства освящены примером Спасителя».
В 1869 году святитель Александр был переведён на Горийскую кафедру, фактически находясь в Тифлисе (нынешнем Тбилиси). Он добился открытия в грузинской столице нового епархиального училища, на свои средства восстановил три древних монастыря: Шио-Мгвимский, Зедазнийский и Давид-Гареджийский. Владыка издавал старинные духовные книги, возрождал древний стиль церковного пения, работал над исправлением грузинской Библии.
Скончался он в 1907 году восьмидесятитрёхлетним старцем, упокоившись в возрождённой им Шио-Мгвимской обители. А в 1996 году епископ Александр был канонизирован Грузинской Православной Церковью, которая нарекла его «апостолом Абхазии».
Глубоко характеризуют святителя слова, обращённые к нему в 1868 году прихожанами в Сухуми: «вы неразлучно пребывали с богохранимою Вашею паствою. Своим кротким и благосклонным обращением Вы привлекли сердца всех».
«Святые отцы и их творения». Священник Евгений Шилов
Гостем программы «Светлый вечер» был клирик храма святого великомученика Георгия Победоносца в Коптеве, доцент кафедры аксиологических проблем и религиозной мысли РГСУ, преподаватель Московской духовной академии священник Евгений Шилов.
Тема выпуска — древние отцы Церкви: зачем читать их сегодня, как они формировали христианское вероучение и почему их труды остаются живыми и актуальными. Отец Евгений говорит о мужах апостольских и первых апологетах, о восточных и западных отцах — от Василия Великого и Григория Богослова до блаженного Августина.
Гость подчёркивает, что центр всей святоотеческой мысли — Христос: приближаясь к Нему, человек познаёт самого себя. Он советует начинать знакомство с творениями святых отцов с изучения истории Церкви, а затем выбирать тех авторов, чьи тексты ближе сердцу, читая их с рассуждением и вниманием к адресатам.
Чтение святых отцов, отмечает отец Евгений, помогает почувствовать единство Церкви всех времён и ведёт к главной цели христианской жизни — приближению ко Христу.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь в Курске». Ольга Нарыкова
Гостьей программы «Делатели» была координатор церковного центра помощи беженцам и пострадавшим мирным жителям в Курске Ольга Нарыкова.
Разговор посвящён истории создания центра при Свято-Троицком монастыре в Курске. В первые дни самой главной задачей было накормить людей и дать им кров. Постепенно помощь стала более адресной: к продуктам и вещам добавились лекарства, медицинское сопровождение, юридические консультации, поддержка пожилых и работа с детьми.
Ольга Нарыкова делится опытом координации добровольцев и говорит о том, что сегодня особенно нужны помощники для одиноких стариков — просто прийти, помыть, приготовить, убрать. Даже несколько часов внимания могут стать настоящей поддержкой.
Отдельная тема беседы — сотрудничество с инклюзивным центром «Дышим вместе», где помогают детям с особенностями развития и дают мамам возможность немного передохнуть.
Ведущий напоминает, что присоединиться к помощи можно и через пожертвования, и через волонтёрство: каждый вклад становится важным делом милосердия.
Все выпуски программы Делатели
Как Топор в лес ходил

Фото: Nico Knaack / Unsplash
Однажды увидел Топор, что хозяин не запер сарай, да и в лес убежал. Идёт он по тропинке: топорищем поигрывает, Обухом постукивает, лезвием поблёскивает. Разыгрался Топор не на шутку: с кочки на кочку прыгнет — сосенку затешет, в ложбинку сбежит — осину подрубит, на пригорок поднимется — ель заденет. Да при этом ещё и бахвалится:
— Теперь я ваш хозяин. Я самый главный в лесу. Захочу — погублю, захочу — помилую!
Росла в том лесу маленькая стройная Березка, такая красивая, что все окрестные деревья только ею и любовались. Увидел её Топор, обрадовался и грубо загоготал.
— Ха-ха-ха! Что дрожишь, тонконогая? Тебя только стукнуть разок по белому стволу — и душа вон!
Испугалась Берёзка, взмолилась:
— Не бей меня, Топор. Не губи. Я ещё только жить начинаю. Обещал на мне жениться молодой весенний дождик...
— Дождик? Не бывать этому! Не люблю я воды, — сказал Топор. — Вот что я решил: лучше я сам на тебе женюсь. А не согласишься — одним махом тебя срублю.
Качнулась Берёзка, задрожала от страха, побежали по её стволу слезы, как серебряные капельки.
— Не губи мою молодость, — прошептала она еле слышно.
Побежал Топор дальше на весь лес страх наводить. А Берёзка стала другим деревьям на свою горькую судьбу жаловаться.
— Не бывать такому грубияну женихом! Наверняка, он будет обижать нашу любимицу, — возмутился братец Дуб. — Пусть Топор сначала со мной потягается. У меня кора крепкая, как железо. Разок стукнет — поломает топорище, лишится своей хвалёной силы.
Зашумел братец Дуб всеми листьями, но Топор не стал к нему подбегать, обошёл стороной. Привык он обижать только самых слабых и беззащитных.
— Пусть Топор со мной имеет дело, и тогда он сразу своё лезвие сточит, — проскрипел дедушка Клён. — Я старый уже, почти весь высох, со мной ему точно не справиться.
Подскочил Топор к старому клёну, да так ударил по его стволу, что у того последние листья с макушки осыпались.
— Такого силой не победишь, надо найти его слабое место, — сказала тётушка Ива. — Если его не остановить, то Топор в лесу ещё много плохих дел натворит. Он сказал, что воду не любит...
Подозвала тётушка Ива к себе хулигана и стала ему выговаривать:
— Почему ты деревья без нужды рубишь? Зачем красавицу-березку до слёз обидел?
— Что хочу, то и делаю, потому я в лесу самый сильный.
А тётушка Ива не унимается:
— Почему ты дедушку Клёна — самого старого в нашем лесу — не уважаешь? Зачем осинку и сосёнку подрубил? Кто позволил тебе так себя вести?
Рассердился Топор и закричал:
— Ты ещё меня будешь учишь, скрипучая развалина?! Да я с твоими тонкими ветками в момент расправлюсь! Вот я тебя проучу!
Бросился Топор на тётушку Иву, что росла на берегу ручья, да не рассчитал. Отпружинил от её гибких веток и кувыркнулся в воду.
Может быть, он до сих пор в том ручье лежит и потихоньку ржавеет. Да и поделом такому жестокому и самонадеянному грубияну.
(по мотивам марийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки