
Фото: Олег Варов / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
У праздника Троицы два названия. Первое, Пятидесятница, отсылает нас к событию, случившемуся в пятидесятый день после Воскресения Христова: на апостолов сошёл Святой Дух. Второе название — собственно День Святой Троицы, предлагает нам взглянуть на произошедшее чуть шире. Церковь чествует три Ипостаси Единого Бога. Мы вспоминаем, как Святая Троица явила себя миру.
С двумя названиями связано и то обстоятельство, что у праздника два типа икон. Первый иллюстрирует строки «Деяний святых апостолов»: «И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них». Второй изображает Святую Троицу. Остановимся на нём подробнее. Этот сюжет также называют «Гостеприимство Авраама». Он отсылает нас к событию Ветхого Завета. Однажды праотец Авраам встретил трёх странников. О Троичности Бога тогда не было известно, он не мог узнать в трёх мужах Святую Троицу. Но праведник прозрел Божественную сущность своих гостей.
Авраам предложил гостям отдохнуть, заколол тельца, накрыл стол. Господь благословил бездетного Авраама потомством и пообещал, что из его рода выйдет Спаситель.
Самый известный образ Святой Троицы был создан великим иконописцем Андреем Рублёвым в начале пятнадцатого века. На нём не изображены ни Авраам с женой и слугами, ни подготовка трапезы. Мы видим только трёх ангелов, сидящих вокруг стола с одной единственной чашей. Они символизируют Три Ипостаси Господа, а чаша — жертву Спасителя, «Кровь... Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов...»
Ангелы неподвижны, но между ними идёт безмолвное общение. Левый ангел, символизирующий Бога Отца, словно только что благословил чашу. Средний ангел, это Сын Божий, принимает её, наклоном головы выражая своё согласие: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня Чаша Сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты». Правый ангел, Святой Дух, представлен как Утешитель.
Такое изображение Святой Троицы наиболее полно передаёт единство сущности Господа — так как ангелы похожи внешне. И одновременно — различие Ипостасей, ведь Они обладают собственной идентичностью.
Первое откровение о Троичности Бога состоялось в момент Крещения Иисуса Христа. Не случайно это событие называют ещё Богоявлением. Согласно Евангелию, когда Христос выходил из воды, небеса над ним разверзлись и Иоанн Предтеча увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса. А с неба раздался глас Божий: «Сей есть Сын мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение».
Смысл этого откровения люди смогли понять лишь после Пятидесятницы. Именно Святой Дух приоткрыл возможность познания тайны Троичности Господа. Подобно тому, как Лица Троицы пребывают неслиянно, но составляют Единое, все верующие собраны в единое Тело Христово. И это не образ, такова реальность бытия Церкви.
Все выпуски программы День Святой Троицы
21 августа. О временах и сроках

В 24-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого».
О жизни человека в ожидании Второго пришествия Христа — священник Николай Конюхов.
Господь говорит, что Евангелие будет проповедано всем народам, чтобы не осталось людей, которые скажут: «Господи, мы не имели благовествования, мы не следовали за тобой, не соблюдали твои заповеди не потому, что мы не хотели, а мы просто не знали, не ведали, а жили на далёком острове или на каком-то далёком континенте, и просто не имели проповедников, не имели миссионеров, которые нам бы открыли тайну Евангелия».
Действительно, когда уже Евангелие полностью будет проповедовано по всей Вселенной, когда не будет ни у кого отговорки, что он просто не знал о Христе, тогда, может, приблизится точка кончины мира. Но нужно понимать то, что блаженный Иероним Стридонский говорил, что не осталось ни одного народа, который не знал бы имени Господа Иисуса Христа.
Тем не менее, это не должно нас пугать каким-то образом или наводить панику, что всё, конец, у нас не осталось никакого времени. Мы должны продолжать жить, любить, бороться с грехом со своим, желательно, а не с грехом ближнего.
И нам не полезно знать времена и сроки. Господь нам не даёт точной информации о Своем втором пришествии, чтобы мы каждый день ждали Его, как того самого заветного жениха ожидали пять мудрых дев, взяв с собой елей, который прообразует добрые дела, и ожидая своего жениха ежедневно, а не только тогда, когда, как нам кажется, исполнились некие пророчества.
Все выпуски программы Актуальная тема
21 августа. О признаках кончины мира

В 24-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец».
О временах и сроках кончины мира — игумен Назарий Рыпин.
Евангелие Царство будет проповедано всем народам в свидетельство о Христе, чтобы никто не смог оправдаться на страшном суде, что он не знал о Христе. Безусловно.
Но мы видим, что, может быть, какие-то поверхностные знания о Христе есть у многих, но далеко ещё не всем народам проповедано Царствие Небесное. Потому кончины мира ещё пока мы не видим.
Да, есть признаки кончины мира, да, мы видим очень серьёзные знамения, исполняющиеся порой на наших глазах, при нашей жизни. Но все же Господь сказал: «Не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец Небесный положил Своей власти».
Поэтому мы должны служить этому делу благовестия, проповедовать тем, кто не знает о Христе, а когда придёт конец, всё-таки оставить это на тайну божественного промысла.
Все выпуски программы Актуальная тема
21 августа. О служении апостолов

В 4-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Имея по милости Божией такое служение, мы не унываем».
О служении апостолов — священник Захарий Савельев.
Больше всего, наверно, лично меня вдохновляет мысль, что Спаситель при своей земной жизни не оставил ни одной рукописи, не оставил ни одного физического следа о Своей земной жизни. Он оставил лишь группу учеников, которых назвал Церковью. Эти ученики, эти апостолы, проповедовали Евангелие по всему миру.
Самое главное и самое важное для человека — это иметь смысл жизни, который выражается и в работе, и в семейных делах, и в том, как он смотрит на мир. Это великое служение апостолы передали епископам и духовенству, то есть епископ является преемником апостолов, а духовенство является помощниками преемника.
И этот факт в какой-то степени приравнивает священнослужителей сегодня к тому делу, которым занимались апостолы. Это действительно радостное великое служение — служение Богу и подлинное служение человеку.
Не так давно мы праздновали память апостолов Петра и Павла, и по их жизни, и по их путешествиям, особенно по путешествиям апостола Павла, мы можем увидеть, как он был увлечён этим служением. Как много он путешествовал по всей Римской империи, как много он церквей основал и какие плоды эти церкви принесли Самому Богу, а церкви — это, в первую очередь, не столько территории, сколько люди. То есть люди, каждый из нас, каждый человек.
Все выпуски программы Актуальная тема