У праздника Троицы два названия. Первое, Пятидесятница, отсылает нас к событию, случившемуся в пятидесятый день после Воскресения Христова: на апостолов сошёл Святой Дух. Второе название - собственно День Святой Троицы, предлагает нам взглянуть на произошедшее чуть шире. Церковь чествует три Ипостаси Единого Бога. Мы вспоминаем, как Святая Троица явила себя миру.
С двумя названиями связано и то обстоятельство, что у праздника два типа икон. Первый иллюстрирует строки "Деяний святых апостолов": "И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них". Второй изображает Святую Троицу. Остановимся на нём подробнее. Этот сюжет также называют "Гостеприимство Авраама". Он отсылает нас к событию Ветхого Завета. Однажды праотец Авраам встретил трёх странников. О Троичности Бога тогда не было известно, он не мог узнать в трёх мужах Святую Троицу. Но праведник прозрел Божественную сущность своих гостей.
Авраам предложил гостям отдохнуть, заколол тельца, накрыл стол. Господь благословил бездетного Авраама потомством и пообещал, что из его рода выйдет Спаситель.
Самый известный образ Святой Троицы был создан великим иконописцем Андреем Рублёвым в начале пятнадцатого века. На нём не изображены ни Авраам с женой и слугами, ни подготовка трапезы. Мы видим только трёх ангелов, сидящих вокруг стола с одной единственной чашей. Они символизируют Три Ипостаси Господа, а чаша - жертву Спасителя, "Кровь... Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов...".
Ангелы неподвижны, но между ними идёт безмолвное общение. Левый ангел, символизирующий Бога Отца, словно только что благословил чашу. Средний ангел, это Сын Божий, принимает её, наклоном головы выражая своё согласие: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня Чаша Сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты». Правый ангел, Святой Дух, представлен как Утешитель.
Такое изображение Святой Троицы наиболее полно передаёт единство сущности Господа - так как ангелы похожи внешне. И одновременно - различие Ипостасей, ведь Они обладают собственной идентичностью.
Первое откровение о Троичности Бога состоялось в момент Крещения Иисуса Христа. Не случайно это событие называют ещё Богоявлением. Согласно Евангелию, когда Христос выходил из воды, небеса над ним разверзлись и Иоанн Предтеча увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса. А с неба раздался глас Божий: "Сей есть Сын мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение".
Смысл этого откровения люди смогли понять лишь после Пятидесятницы. Именно Святой Дух приоткрыл возможность познания тайны Троичности Господа. Подобно тому, как Лица Троицы пребывают неслиянно, но составляют Единое, все верующие собраны в единое Тело Христово. И это не образ, такова реальность бытия Церкви.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.