Когда приезжаешь в Грузию, то там повсеместно чувствуется то особое влияние, которое оказала на эту страну святая равноапостольная Нина, жившая в четвёртом веке от Рождества Христова.
Самое популярное женское имя в Грузии — Нина. В городах и сёлах встречаются изображения «Креста святой Нины» — креста из виноградных лоз, который подарила Нине сама Богородица. Со святой Ниной связано основание первого и главного православного храма Грузии — знаменитого собора Светицховели в Мцхете. И даже Господа Иисуса Христа в древности грузины называли Богом Нины.
И, конечно же, святую Нину вспоминают в главный народный православный праздник Грузии Светицховлоба, отмечаемый ежегодно 14 октября. В этот день по традиции Патриарх Грузинской Церкви совершает массовое крещение в водах Арагвы, в память о первом крещении, состоявшемся почти 1700 лет назад…
Как всё это стало возможно? Каким образом хрупкая девушка Нина смогла приобщить ко Христу целый народ? Ответ один – благодаря своей преданности Христу, крепкой вере и желанию делиться этой верой.
Святая Нина родилась около 280 года в Каппадокии. Её родители были христианами, причём отец состоял в родстве с великомучеником Георгием Победоносцем, а дядя по матери Ювеналий был Патриархом Иерусалимским. В Иерусалиме святая Нина и воспитывалась в течение долгого времени. Читая Евангелие, она вдруг заинтересовалась, что произошло с Хитоном Христа после распятия. Узнав, что хитон был унесён в город Мцхету в Грузии, она стала молиться, чтобы пойти в эту страну, узнать о судьбе хитона и проповедовать Христа язычникам.
Её молитва была услышана — во сне ей явилась сама Богородица и сказала:
— Иди в страну Грузинскую, благовествуй там Евангелие Господа.
Поражённая Нина спросила:
— Но как я, слабая женщина, буду в состоянии совершить столь великое служение?
Тогда Богородица протянула ей крест, сделанный из виноградной лозы, и сказала:
— Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградой против всех врагов.
Проснувшись, святая Нина обнаружила у себя в руках крест, который ныне хранится в кафедральном соборе Сиони в Тбилиси. Судьба Нины была решена — она отправилась в Грузию.
Путь туда был непростым. Сначала святая Нина попала в Армению вместе со святыми девами Рипсимией и Гаианией. Когда этих святых дев и их подруг казнили за веру во Христа, святая Нина чудом спаслась.
Когда, наконец, Нина пришла в Грузию, то попала на праздник, посвящённый языческому богу Армазу. Тогда по её молитвам произошло первое чудо: налетела ужасная буря, разрушившая идола. Грузины очень испугались бури и разрушения статуи Армаза.
— Наверное, это халдейский бог Итруждан поразил нашего Армаза — они ведь в давней вражде!
— А я думаю, что Армаза победил тот Христос, в которого поверил армянский царь Тиридат.
— Кто знает…
После это события святая Нина начала свою проповедь. Она поселилась в шалаше в саду у царского садовника, который приютил её. У садовника и его жены не было детей из-за бесплодия, но благодаря молитвам святой Нины они исцелились и произвели на свет четверых детей. У другой женщины святая исцелила смертельно больного ребёнка. Слава о её подвигах достигла царского дома, и тяжело заболевшая царица Нана также была исцелена Ниной.
В ряду многих чудес особенным было обращение грузинского царя Мириана. Он колебался между родным язычеством и новым для него христианством, и решил было уничтожить христиан:
— Мы навлекли на себя гнев богов за то, что позволили христианам проповедовать! Я истреблю их! — сказал он во время прогулки по горе Тхоти.
Но после этого неожиданно его окружил мрак и буря!
Испуганный царь Мириан закричал:
— Боже Нины! Рассей мрак, и я исповедую и прославлю имя Твоё!
После этого сразу стало тихо и светло, а царь уверовал во Христа и, возвращаясь в город, говорил всем:
— Прославьте все Бога Нины — Христа!
Так началась великая христианская история Грузии. Царь Мириан попросил у греческого царя Константина священнослужителей и отправил Нину проповедовать по всей Грузии.
Скончалась святая около 335 года в месте под названием Бодбе. Бог исполнил её молитву, в которой она просила: «Сотвори так, чтобы этот народ и все концы земли узнали даруемое Тобою спасение, и чтобы все народы стали поклоняться Тебе!»
Благодарность. Наталья Сазонова
Как-то раз в проповеди священника услышала мысль о том, что Бог всегда присутствует в нашей жизни. И каждый по-своему ощущает присутствие Бога. Кто в радости, кто в утешении, кто в покаянном чувстве, кто-в молитве.
Мне хочется поделиться своим переживанием присутствия Бога.
Начало девяностых. Я — выпускница православного медицинского училища. Нас готовят как сестёр милосердия. Это значит — мы призваны оказывать не только медицинскую помощь. Но духовно поддерживать пациентов. Говорить с ними о вере, о Боге. Если просят, помочь подготовиться к исповеди, пригласить священника.
И вот, с полным осознанием своей миссии, я переступила порог реанимационного отделения, куда устроилась на работу.
Реанимация... Там как на фронте. Там два лагеря. В одном — тяжело больные, в другом мы — медики. Нет сил ни у тех ни у других. Все на пределе. Одних истощает страдание, другие выкладываются, спасая. Всем нужно помочь. Объём работы запредельный. Бессонные ночи выматывают. Все мысли в одном направлении; всё сделать правильно, вовремя, ничего не забыть.
Так проходили мои дежурства в реанимации. А дома я переживала, что снова ни с кем из пациентов не удалось поговорить о вере, о Христе. А как же моя миссия сестры милосердия?
И вот, прихожу в очередное дежурство на работу, а в палате — новый больной. Мужчина средних лет. Он был подключён к аппарату ИВЛ. Не мог самостоятельно дышать, но находился в сознании. Мне нужно было его помыть. Любое движение вызывало у мужчины сильный кашель от трубки в трахеи. Но он стал помогать мне менять под ним бельё, поворачивать его сбоку на бок. А ведь как тяжело ему это давалось!
Я закончила все процедуры и хотела отойти. Тут он аккуратно взял меня за руку и произнес одними губами, беззвучно: «Спасибо, спасибо. Дай Бог Вам здоровья».
Представляете! Такие страдания! Ни говорить не может, ни повернуться без посторонней помощи, а нашёл в себе силы меня поблагодарить.
Знаете, в этот самый момент, я почувствовала что Бог здесь, в этой реанимационной палате.
Потекли слезы. Пришлось опускать голову пониже, чтобы больной их не заметил. Мне больше не хотелось думать о своей высокой миссии спасения кого-то. Была просто благодарность Богу за то, что показал мне истинно христианский поступок.
Нет! Это не я помогаю им. Это они, болящие, помогают мне. Помогли теперь, когда во мне стала остывать любовь. Потому что моё безразличие к чужой просьбе, нежелание помочь и поддержать вытесняют из сердца Христа.
Теперь я спешу в больницу с молитвой: «Господи, разогрей во мне желание служить ближнему!» Я спешу к своим пациентам. Посмотреть им в глаза. А я смогла бы жить с такой болью?! И в их глазах я вижу Христа!
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение
Святитель Герасим (Добросердов) и его семья
Иван Прокопьевич Попов состоял в притче Сретенской церкви села Бельск, что в Иркутской губернии. Вот уже несколько лет он был вдовцом. После смерти жены на руках у него осталось двое маленьких детей. Родня уговаривала Ивана Прокопьевича на новый брак — детям нужна материнская забота, а хозяйству — женский глаз. Мужчина поначалу отмахивался от этих увещеваний. Но со временем полюбил односельчанку Марию Ивановну. Девушка была из семьи зажиточного крестьянина. Отец невесты счёл такую партию неподходящей для молодой дочери: вдовец, с детьми, да ещё и небогат. И решительно отказал жениху. А ночью увидел необыкновенный сон. Величественный голос повелел ему не сопротивляться Божьей воле и выдать Марию замуж: «От этого брака родится ребёнок, который прославит Господа и станет святым». Наутро потрясённый отец позвал дочь и благословил её на семейную жизнь.
Иван Прокопьевич и Мария Ивановна поженились. 26 октября 1809 года у них родился сын. В крещении мальчика нарекли Георгием. Пройдёт время, и пророчество, открытое во сне его деду, исполнится. Он станет монахом, будет возведён в сан епископа, отличится миссионерскими и пастырскими трудами и будет прославлен Церковью в чине святителя. С самого юного возраста Георгий по утрам и вечерам молился вместе с матерью. Отец брал мальчика с собой в храм, где он, рано научившись грамоте, помогал ему во время чтения молитв на службе. Каждое воскресенье после Литургии Георгий вместе с матушкой посещал богадельню — дом для нищих при храме. Специально к этому случаю Мария Ивановна пекла хлеб, который вместе с сыном раздавала обитателям богадельни. Спустя годы святитель вспоминал, что первые уроки благочестия, любви к Богу и милосердия к ближним он получил от своих родителей.
В 1818 году Георгий поступил в иркутское духовное училище, а затем — в семинарию. Там доброго, всегда готового прийти на помощь студента прозвали Добросердовым. Прозвище закрепилось за Георгием настолько, что вскоре стало его новой фамилией. На последнем курсе Иркутской духовной семинарии Георгия направили в Бурятию. Там в течение года он проповедовал Евангелие среди буддистов и язычников. Воодушевлённый миссионерским служением, домой он возвращался с намерением посвятить себя Богу и просить у родителей благословения на монашество. Однако вскоре после его приезда заболела мать, и Георгий, не желая её волновать, решил отложить разговор. Через некоторое время Мария Ивановна скончалась. Смерть любимой матушки надолго выбила молодого человека из колеи. «Прощай, мать нежнейшая, любившая меня пламеннее всех чад своих», — писал будущий святитель в своём дневнике.
А вскоре произошло то, чего сам Георгий никак не ожидал. Он познакомился с Натальей Михайловной Шестуновой. Кроткая, добрая девушка вызвала в нём глубокие чувства. В январе 1836 года молодые люди обвенчались, а следом за женитьбой Георгий был рукоположен в священный сан. Семейный союз был счастливым. Георгий называл жену своим нежным добрым другом. Но продлиться этому браку было суждено всего 4 года. Наталья Михайловна скончалась от чахотки. Перед смертью жены Георгий стоял около кровати любимой супруги и сам, со слезами, читал отходную — молитвы, которые совершаются над умирающим человеком.
Через некоторое время после кончины Натальи Михайловны, Георгий пришёл к отцу и попросил у него благословения на монашество. Иван Прокопьевич молча перекрестил сына. Святитель в своём дневнике вспоминал трогательную сцену прощания с отцом: «Пять-шесть раз он обнимал меня, пять-шесть раз отходил и опять подходил ко мне со слезами». Георгий отправился в Санкт-Петербург. Там он поступил в Духовную академию и в марте 1845 года, на последнем курсе, принял постриг с именем Герасим. На протяжении всей своей жизни святитель Герасим (Добросердов) вёл дневники, в которых немало добрых, полных любви и благодарности, слов посвятил своим родным.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Поработаю промоутером»
С утра пораньше жена попросила меня сходить на рынок за продуктами. Выглядываю в окно — на улице мрачновато, того и гляди пойдёт дождь. Надеваю куртку с капюшоном. По дороге вижу, как девушка-промоутер раздаёт флаеры — это такие рекламные листовки. Поблизости открылся новый магазинчик, и девушка пытается привлечь в него покупателей. На вид ей лет 18-19, скорее всего, студентка и решила подработать.
Листовку я сунул себе в карман и вошёл в здание рынка. Пока совершал покупки, на улице хлынул дождь. Девушка всё ещё стояла на том же месте и пыталась вручить рекламки прохожим. Зонта у неё не было. «Бедненькая, — подумал я, — вся ведь промокнет. И листовки надо раздать. Иначе не заплатят».
Закидываю рюкзак на плечо, подхожу к ней, и говорю: «Давайте я Вам помогу». Она застенчиво улыбается и соглашается. Дело у нас движется быстро, вскоре мы раздали все буклеты. Девушка благодарит меня, а я в свою очередь говорю спасибо ей. «Вы знаете, всегда хотел поработать промоутером. И наконец моя мечта осуществилась», — шучу я. Она смеётся в ответ. Мы оба промокли, но при этом радостные — девушка от того, что у неё появился помощник, а я — потому что помог ей.
Все выпуски программы Утро в прозе