Когда приезжаешь в Грузию, то там повсеместно чувствуется то особое влияние, которое оказала на эту страну святая равноапостольная Нина, жившая в четвёртом веке от Рождества Христова.
Самое популярное женское имя в Грузии — Нина. В городах и сёлах встречаются изображения «Креста святой Нины» — креста из виноградных лоз, который подарила Нине сама Богородица. Со святой Ниной связано основание первого и главного православного храма Грузии — знаменитого собора Светицховели в Мцхете. И даже Господа Иисуса Христа в древности грузины называли Богом Нины.
И, конечно же, святую Нину вспоминают в главный народный православный праздник Грузии Светицховлоба, отмечаемый ежегодно 14 октября. В этот день по традиции Патриарх Грузинской Церкви совершает массовое крещение в водах Арагвы, в память о первом крещении, состоявшемся почти 1700 лет назад…
Как всё это стало возможно? Каким образом хрупкая девушка Нина смогла приобщить ко Христу целый народ? Ответ один – благодаря своей преданности Христу, крепкой вере и желанию делиться этой верой.
Святая Нина родилась около 280 года в Каппадокии. Её родители были христианами, причём отец состоял в родстве с великомучеником Георгием Победоносцем, а дядя по матери Ювеналий был Патриархом Иерусалимским. В Иерусалиме святая Нина и воспитывалась в течение долгого времени. Читая Евангелие, она вдруг заинтересовалась, что произошло с Хитоном Христа после распятия. Узнав, что хитон был унесён в город Мцхету в Грузии, она стала молиться, чтобы пойти в эту страну, узнать о судьбе хитона и проповедовать Христа язычникам.
Её молитва была услышана — во сне ей явилась сама Богородица и сказала:
— Иди в страну Грузинскую, благовествуй там Евангелие Господа.
Поражённая Нина спросила:
— Но как я, слабая женщина, буду в состоянии совершить столь великое служение?
Тогда Богородица протянула ей крест, сделанный из виноградной лозы, и сказала:
— Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградой против всех врагов.
Проснувшись, святая Нина обнаружила у себя в руках крест, который ныне хранится в кафедральном соборе Сиони в Тбилиси. Судьба Нины была решена — она отправилась в Грузию.
Путь туда был непростым. Сначала святая Нина попала в Армению вместе со святыми девами Рипсимией и Гаианией. Когда этих святых дев и их подруг казнили за веру во Христа, святая Нина чудом спаслась.
Когда, наконец, Нина пришла в Грузию, то попала на праздник, посвящённый языческому богу Армазу. Тогда по её молитвам произошло первое чудо: налетела ужасная буря, разрушившая идола. Грузины очень испугались бури и разрушения статуи Армаза.
— Наверное, это халдейский бог Итруждан поразил нашего Армаза — они ведь в давней вражде!
— А я думаю, что Армаза победил тот Христос, в которого поверил армянский царь Тиридат.
— Кто знает…
После это события святая Нина начала свою проповедь. Она поселилась в шалаше в саду у царского садовника, который приютил её. У садовника и его жены не было детей из-за бесплодия, но благодаря молитвам святой Нины они исцелились и произвели на свет четверых детей. У другой женщины святая исцелила смертельно больного ребёнка. Слава о её подвигах достигла царского дома, и тяжело заболевшая царица Нана также была исцелена Ниной.
В ряду многих чудес особенным было обращение грузинского царя Мириана. Он колебался между родным язычеством и новым для него христианством, и решил было уничтожить христиан:
— Мы навлекли на себя гнев богов за то, что позволили христианам проповедовать! Я истреблю их! — сказал он во время прогулки по горе Тхоти.
Но после этого неожиданно его окружил мрак и буря!
Испуганный царь Мириан закричал:
— Боже Нины! Рассей мрак, и я исповедую и прославлю имя Твоё!
После этого сразу стало тихо и светло, а царь уверовал во Христа и, возвращаясь в город, говорил всем:
— Прославьте все Бога Нины — Христа!
Так началась великая христианская история Грузии. Царь Мириан попросил у греческого царя Константина священнослужителей и отправил Нину проповедовать по всей Грузии.
Скончалась святая около 335 года в месте под названием Бодбе. Бог исполнил её молитву, в которой она просила: «Сотвори так, чтобы этот народ и все концы земли узнали даруемое Тобою спасение, и чтобы все народы стали поклоняться Тебе!»
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 127 зач., II, 9 - III, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Ни для кого не секрет, что люди бывают в разной степени воцерковлены. Будучи крещён в детстве или даже во взрослом возрасте, человек может присматриваться к Церкви очень долго, приходить, задавать вопросы. И кажется, нет ничего сложного в том, чтобы на эти вопросы отвечать. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Глава 3.
1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
Человеку, у которого есть дети, довольно часто приходится давать простые ответы на сложные вопросы. Причём простота ответов может зависеть не только от того, что ребёнок чего-то не знает, он может быть не готов к сложному ответу психологически, может не иметь необходимого внутреннего опыта для того, чтобы понять серьёзность аргументов взрослого. Скажем, у многих из нас есть опыт объяснения ребёнку того, что ему нельзя есть много сладкого или долго сидеть у экрана. Аргументы, связанные со здоровьем, нас взрослых вполне удовлетворяют и, кажется, не требуют никаких дополнительных объяснений. Но для ребёнка или даже подростка перспектива проблем со здоровьем обычно ничего не доказывает, потому что у него может не быть опыта серьёзной болезни.
В сегодняшнем отрывке из послания Коринфянам апостол Павел говорит с учениками о том, что его проповедь не была полна и он не мог и не может открыть им всего, потому что они просто не будут готовы этого вместить. Кому-то может показаться, что взрослый человек, в отличие от ребёнка, уже знает достаточно и ему можно всё рассказывать сразу. Однако такой подход очень наивен. Можно сколько угодно рассуждать о браке, о воспитании детей, о героизме в бою и многом другом, но мы понимаем, что слова, не подкреплённые опытом, мало что значат. То же самое происходит в религиозной жизни. Если человек не имеет опыта молитвы, покаяния, жертвенной любви, радости богообщения, ему можно будет с большим или меньшим успехом объяснить лишь форму, но без постепенного обретения реального опыта он не поймёт содержания.
Глядя на Церковь со стороны, человек может смущаться или даже возмущаться её пониманием тех или иных вещей. Может не знать, почему нечто она считает грехом, а другое, напротив, проявлением праведности. Конечно, грамотное объяснение может быть не бесполезным, но всё же подлинное знание духовной жизни открывается через опыт, в котором мы призваны возрастать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Георгий Власенко

У нас в гостях был настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северный Белгородской области, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии протоиерей Георгий Власенко.
В начале беседы — личная история: как он впервые прочитал Евангелие в детстве — из тщеславия, но это стало первым шагом к вере. Как побывал на богослужении, после чего пообещал себе никогда больше не приходить в храм. И как через трудности и внутреннюю борьбу всё-таки пришёл к священническому служению.
Звучит мысль: смирение — «плодородная земля», на которой всё растёт. Как смирение помогает принимать испытания, сохранять мир в сердце и доверять Богу даже в трудностях.
Поднимается и тема воспитания: уважение к ребёнку, внимание, честность. Отец Георгий делится опытом и размышляет, чему взрослый может научиться у детей.
Особый разговор — о служении людям с нарушением зрения и слуха, о создании в Белгороде храма для незрячих, о том, как быть рядом в трудностях и помогать любовью.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер