В избе, которая служила церковной сторожкой, набралось столько народа, что даже с распахнутыми настежь окнами не чувствовалось свежести воздуха. Собравшиеся крестьяне, из которых многие были старообрядцами, возбуждённо обменивались впечатлениями от речи, произнесённой 25-летним православным миссионером Константином Голубевым.
- Нечего сказать, взял он нас за хвост!
- Да врёт всё! Сейчас его Поликарпыч научит уму-разуму.
Тут в центр избы, где стоял молодой проповедник, протиснулся почтенный бородатый мужчина. Его звали Иваном Поликарповичем, он был очень уважаем раскольниками и всегда противостоял миссионеру в спорах. Все замолчали.
- Признаю… – выдохнул с волнением Иван Поликарпович, - правоту православного учения и всего того, что говорит Константин Голубев!
Изба ахнула от удивления.
– Да зачем же ты сам пребывал в расколе?! – стали спрашивать люди.
- По заблуждению, - ответил Иван Поликарпович.
…Таких бесед в Саратовской губернии миссионер Константин Алексеевич Голубев провёл сотни. Своим искренним словом он обратил к истине многих сектантов из числа старообрядцев и молокан, которые отрицали иконы, святых и священство. В одном только родном селе Голубева – Барановке – благодаря его трудам из раскола обратилось полторы тысячи человек.
Один современник так вспоминал об этом проповеднике: «Константин Алексеевич Голубев, кажется, всё имеет, чтобы достойно носить звание миссионера, и опытность при ведении беседы, и тактичные приёмы, и ласковый взгляд, не меняющийся даже при дерзости оппонента, и мягкий, приятный голос, и сохранившуюся внешнюю фигуру».
В те времена, под занавес девятнадцатого века, старообрядчество и разные секты имели очень большое влияние в Поволжье. Некоторые сёла саратовщины были почти полностью раскольническими. В этой-то обстановке и приходилось трудиться епархиальным миссионерам, среди которых наиболее ярким был Константин Голубев.
В разных сёлах Голубев проводил многодневные дискуссии со своими оппонентами-сектантами, и выходил из споров победителем.
Во время одной из бесед с молокАнами сектант сказал Голубеву:
- Церковь Божию составляет каждый человек!
- Хорошо, вот ты, значит, Церковь? – спросил миссионер.
- Я что за Церковь, что ты на меня указываешь! – ответил молоканин.
Вслед за ним и все окружающие сектанты отрицали, что кто-то из них Церковь.
Тогда Голубев сказал:
- Вот видишь. Вы все отказались быть Церковью. Вы не состоите членами Церкви Христовой, потому что отломились от неё. Ни вы сами, ни ваши жёны и дети, ни ваши дОмы никогда не освящаетесь молитвами Церкви.
Такими словами Константин Голубев многим сектантам открывал путь к истине.
Беседы с сектантами и раскольниками были насыщенными, и длились порой целый день, с утра до вечера. Осенью 1893 года состоялась шестидневная беседа Голубева с популярным раскольническим проповедником Терентием Худошиным, посвящённая вопросам о священстве, Церкви и прочем. В итоге Худошин не смог ничего противопоставить православным, совершенно растерялся и покинул последнюю беседу, не дожидаясь её окончания. Константин Голубев после этого в ответ на поздравления сказал: «Мне, недостойному, меньшему всех из братий… Бог судил быть орудием, проводником всесильной благодатной непреоборимой силы Христовой Церкви».
Митрополит Московский и Коломенский Сергий (Ляпидевский) заметил яркого проповедника, и в 1895 году Константин Голубев принял священный сан и стал протоиереем в подмосковном Богородске, который был одним из крупнейших центров раскола.
Протоиерей Константин сотни людей привлёк в Православную Церковь. Он заботился о народном просвещении, а в 1900 году открыл женскую приходскую школу.
Отец Константин ревностно исполнял своё служение, и закончил его победоносно и славно, удостоившись мученической кончины. Сначала он был арестован Временным правительством, а затем большевиками.
Уже осознавая, что его казнят, отец Константин отправил детям из тюрьмы свой священнический крест и служебник. А когда его уже вели на казнь, он постоянно повторял: «Не ведают, что творят». У глубокой ямы отца Константина сначала ранили из ружей, а потом заживо закопали в землю.
В 2000 году протоиерей Константин Голубев был прославлен в лике новомучеников и исповедников Российских.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема