
Святые Иулиания и Евпраксия Московские
Святые Иулиания и Евпраксия Московские приходились друг другу родными сёстрами. Всю жизнь прожившие вместе, они и трудились рука об руку в созданном ими в 1360-ом году Зачатьевском монастыре — первой в Москве женской обители.
Родились сёстры Ульяна и Иулия в начале 14-ого столетия в семье московского боярина из знатного черниговского рода Фёдора Бяконта. У девочек было три брата, старший из которых — Симеон-Елевферий в ранней юности ушёл в монастырь, а впоследствии стал митрополитом Московским — святителем Алексием. Сёстры воспитывались родителями в любви к церкви и Богу. Девочки получили прекрасное для того времени домашнее образование, и не выпускали из рук книги. Любимым чтением сестёр стало Священное Писание.
Образ жизни старшего брата оказал на Ульяну и Иулию огромное влияние. Они с детства лелеяли мысль о служении Господу. Сёстры были хороши собой, богаты, и женихи не заставили себя ждать. Но девушки о замужестве даже не думали, а посоветовавшись с любимым братом, пришли к матери — отца к тому времени уже не было в живых — и попросили её благословить их на монастырское служение. Мать, которая несколькими годами раньше, скрепя сердце отпустила в монастырь своего сына, давно была убеждена в том, что Алексий выбрал для себя правильную дорогу, а потому не возражала. Так сёстры поступили в обитель — Московский Богоявленский монастырь. Ульяна приняла постриг с именем Иулиания, а Иулия стала Евпраксией.
Женских монастырей тогда в Москве ещё не было. Все обители делились на мужскую и женскую части, которые располагались на общей территории. Это создавало трудности и неудобства, и монахини решили открыть в городе женский монастырь. Поговорили с братом, получили его одобрение и стали строить обитель во имя преподобного Алексия.
Неподалёку от Кремля на берегу Москвы-реки находились земли, частью покрытые лесами, а частью лугами, сплошь уставленными стогами сена. Потому и назывались эти земли в народе Остожьем, Остоженкой. Именно там и возник женский Зачатьевский монастырь. Иулиания стала его первой игуменьей. А Евпраксия одной из монахинь. Сёстры, не зная отдыха, вместе молились, трудились на строительстве обители, помогал друг другу в хозяйственных делах. А хозяйство монастыря было обширным, ведь в обители проживало тридцать сестёр. Их число увеличивалось с каждым годом и дошло до девяноста.
Иулианию и Евпраксию любили и насельницы, и миряне. Умные, добрые, ласковые сёстры никогда ничего не требовали от людей, а действовали только советами и собственным примером. По первой же просьбе они помогали больным, голодным, бездомным — тем, кто появлялся на пороге обители, не отказывая никому. И стали для монастыря всем: молитвенницами, сиделками для больных, помощницами. Справиться с таким трудным служением можно было только сообща, а потому сёстры и поддерживали друг друга во всём. К тому же брат регулярно навещал Иулианию и Евпраксию, их часто видели вместе: Алексий не оставлял своими заботами ни монастыря, ни его обитательниц.
Тридцать три года Иулиания прослужила игуменьей. В 1393 году она скончалась. А скоро не стало и монахини Евпраксии — без сестры она прожила всего год. Похоронили их рядом, а на месте погребения установили часовню. В 18-ом столетии её снесли и построили храм в честь иконы Божией Матери Неопалимая Купина. Мудрые, кроткие, милосердные Иулиания и Евпраксия ещё при жизни почитались в народе как святые. А в 2001-ом году сёстры были прославлены в лике святых Русской православной церкви.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер