
Святые Иулиания и Евпраксия Московские
Святые Иулиания и Евпраксия Московские приходились друг другу родными сёстрами. Всю жизнь прожившие вместе, они и трудились рука об руку в созданном ими в 1360-ом году Зачатьевском монастыре — первой в Москве женской обители.
Родились сёстры Ульяна и Иулия в начале 14-ого столетия в семье московского боярина из знатного черниговского рода Фёдора Бяконта. У девочек было три брата, старший из которых — Симеон-Елевферий в ранней юности ушёл в монастырь, а впоследствии стал митрополитом Московским — святителем Алексием. Сёстры воспитывались родителями в любви к церкви и Богу. Девочки получили прекрасное для того времени домашнее образование, и не выпускали из рук книги. Любимым чтением сестёр стало Священное Писание.
Образ жизни старшего брата оказал на Ульяну и Иулию огромное влияние. Они с детства лелеяли мысль о служении Господу. Сёстры были хороши собой, богаты, и женихи не заставили себя ждать. Но девушки о замужестве даже не думали, а посоветовавшись с любимым братом, пришли к матери — отца к тому времени уже не было в живых — и попросили её благословить их на монастырское служение. Мать, которая несколькими годами раньше, скрепя сердце отпустила в монастырь своего сына, давно была убеждена в том, что Алексий выбрал для себя правильную дорогу, а потому не возражала. Так сёстры поступили в обитель — Московский Богоявленский монастырь. Ульяна приняла постриг с именем Иулиания, а Иулия стала Евпраксией.
Женских монастырей тогда в Москве ещё не было. Все обители делились на мужскую и женскую части, которые располагались на общей территории. Это создавало трудности и неудобства, и монахини решили открыть в городе женский монастырь. Поговорили с братом, получили его одобрение и стали строить обитель во имя преподобного Алексия.
Неподалёку от Кремля на берегу Москвы-реки находились земли, частью покрытые лесами, а частью лугами, сплошь уставленными стогами сена. Потому и назывались эти земли в народе Остожьем, Остоженкой. Именно там и возник женский Зачатьевский монастырь. Иулиания стала его первой игуменьей. А Евпраксия одной из монахинь. Сёстры, не зная отдыха, вместе молились, трудились на строительстве обители, помогал друг другу в хозяйственных делах. А хозяйство монастыря было обширным, ведь в обители проживало тридцать сестёр. Их число увеличивалось с каждым годом и дошло до девяноста.
Иулианию и Евпраксию любили и насельницы, и миряне. Умные, добрые, ласковые сёстры никогда ничего не требовали от людей, а действовали только советами и собственным примером. По первой же просьбе они помогали больным, голодным, бездомным — тем, кто появлялся на пороге обители, не отказывая никому. И стали для монастыря всем: молитвенницами, сиделками для больных, помощницами. Справиться с таким трудным служением можно было только сообща, а потому сёстры и поддерживали друг друга во всём. К тому же брат регулярно навещал Иулианию и Евпраксию, их часто видели вместе: Алексий не оставлял своими заботами ни монастыря, ни его обитательниц.
Тридцать три года Иулиания прослужила игуменьей. В 1393 году она скончалась. А скоро не стало и монахини Евпраксии — без сестры она прожила всего год. Похоронили их рядом, а на месте погребения установили часовню. В 18-ом столетии её снесли и построили храм в честь иконы Божией Матери Неопалимая Купина. Мудрые, кроткие, милосердные Иулиания и Евпраксия ещё при жизни почитались в народе как святые. А в 2001-ом году сёстры были прославлены в лике святых Русской православной церкви.
9 июля. О любви к Отечеству

6 июля, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по завершении богослужения Святейший Патриарх говорил о любви к Отечеству.
Всегда Отечество наше спасалось верой, а отсюда и проистекающим патриотизмом и готовностью душу свою положить за други своя. Пусть Господь всех нас укрепляет в это опять-таки непростое время, хотя простых времен не бывает. В первую очередь укрепляет в вере, в преданности Церкви, в любви к Отечеству. Сегодня эта любовь к Отечеству требует очень часто мужества и совершения подвигов. Мы знаем, что сегодня настало то тяжелое время, когда эта любовь к Отечеству, связанная с исполнением долга, нередко влечет за собой смерть человека. Поэтому мы должны помнить о тех, кто сегодня рискует своей жизнью, своим здоровьем, помнить о воинах наших и молиться о скорейшем прекращении междоусобной брани на земле русской, о спасении наших родных и близких, тех, кто сегодня там, на тех тяжелых огненных рубежах, защищает нашу страну. И да поможет нам Господь, сохраняя веру в наших сердцах, помогая нам совершать добрые дела, укрепить не только наше личное благочестие, от которого зависит наше личное спасение, но и содействовать укреплению веры и благочестия во всем нашем народе. Пусть Господь помогает каждому из нас, архипастырям, пастырям, приходским активистам, да и всему православному народу. Вот именно так, а не иначе, сегодня исповедовать свою веру в Господа и Спасителя. Аминь!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 июля. О поиске подлинной мудрости

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой».
О поиске подлинной мудрости — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Несомненно, что в Евангелии написано самое главное. И если что-то или кто-то упоминается в этой богооткровенной книге, то не случайно. Это можно сказать и о царице Савской. Страна, которой она управляла, находилась в Эфиопии, где-то в северо-восточной Африке. Об этой царице, которую Христос назвал «Царицей южной», говорится в Библии, в Третьей книге Царств. Царь Соломон принял правительницу отдаленного государства и поразил ее глубиной мыслей и рассудительностью, несмотря на то, что царица была одним из образованных правителей своего времени. Так говорит Писание: «И увидела царица Савская всю мудрость Соломона и сказала царю: Блаженны люди твои и блаженны сии слуги твои, которые всегда предстоят пред тобою и слышат мудрость твою. Да будет благословен Господь Бог твой, который благоволил посадить тебя на престол Израилев. Господь по вечной любви своей к Израилю поставил тебя царем творить суд и правду». Христос, напоминая евреям про этих легендарных людей, замечает, что Его современники потеряли присущее древним стремление искать истину, а ведь перед ними стояла сама истина — тот, кто несоизмеримо мудрее Соломона.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 июля. Об отношении христиан друг к другу

В 15-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию».
Об отношении христиан друг к другу — игумен Лука (Степанов).
Часто о неудобных для нас людях говорится: «Мы его не примем, это не наш». Апостол учит стремиться увидеть в каждом своего. Принять ближнего — это значит носить бремена его, это значит потерпеть его несовершенство, его ограниченность. «Господь», напоминает апостол, «вас принял, грешников, и отверз для вас объятия вечной жизни не тогда, когда уже вы были хороши, а когда плохи». Так что этими словами апостола побуждаются ученики его в отношении немощных, слабосильных, маловерных не гневом и неприязнью воодушевляться, но, напротив, кротостью такой растящей матери, доилицы, которая вскармливает своих телят, так и в отношении всех немощных, но расположенных, тем не менее, ко Господу, но совершающих шаги в сторону Церкви, являть великое долготерпение — им вооружаться. И тогда победим и мы, и они, а во всех нас Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема