Москва - 100,9 FM

«Святой праведный Симеон Верхотурский. Свято-Николаевский мужской монастырь». Игумен Иероним (Миронов)

* Поделиться

Нашим собеседником был наместник Верхотурского Свято-Николаевского мужского монастыря игумен Иероним (Миронов).

Мы говорили о святом праведном Симеоне Верхотурском, о том, как чудесным образом были обретены его мощи, и благодаря чему их удалось сохранить в годы гонений на Церковь. Также разговор шел об истории и современной жизни обители, где находятся мощи этого святого.

Ведущая: Елизавета Волчегорская


Е. Волчегорская

— В эфире радио «Вера» программа «Светлый вечер», с вами Елизавета Волчегорская. И сегодня у нас на связи Екатеринбургская митрополия, город Верхотурье. А именно Уральская лавра, как ее называют в народе — Свято-Николаевский мужской монастырь, наместник монастыря, игумен Иероним. Добрый вечер, батюшка.

Игумен Иероним

— Добрый вечер. Христос воскресе!

Е. Волчегорская

— Воистину воскресе! Мне повезло общаться с вами буквально сразу после праздника — дня памяти святого праведного Симеона Верхотурского, которого мне почему-то все время хочется назвать преподобным, но вот он праведный. И когда читаешь про него, часто приходится сталкиваться с такими формулировками, что у него какой-то особый вид святости.

Игумен Иероним

— Да, действительно, совершали память второго обретения мощей праведного Симеона Верхотурского, которое произошло после многих лет советского безбожного режима, когда подвергались гонениям, преследованию христиане, а потом просто Церковь находилась в таком вот в угнетенном состоянии, и мощи праведного Симеона были скрыты в музее, а в 1989 году произошло их возвращение Церкви верующим. И, в связи с этим, было установлено празднование 25 мая — в честь второго обретения мощей праведного Симеона Верхотурского. А сам же праведный Симеон жил в начале XVII века. Почитание святого Симеона Верхотурского ведет свое начало с 1692 года, когда в селе Меркушино, которое находится примерно в 60 километрах от Верхотурья, при церкви святого Архистратига Божия Михаила из земли стал выходить гроб с честными останками какого-то христианина. Почему какого-то — потому что имя Симеона было забыто, о нем забыли его современники. И вот по прошествии 50 лет после его кончины — человека, не имеющего ни своего дома, ни семьи, ни какого-то положения в обществе — конечно же, такого человека человеческая память не сохранила. Вот узнав о том, что из гроба поднимаются останки какого-то мужчины, какого-то христианина, служитель Тобольского архиерейского дома, клирик по имени Матфей, который инспектировал в это время по распоряжению из Тобольска храмы прихода в Верхотурском уезде, дал указание меркушинскому священнику Иоанну Андрееву водрузить малый сруб над мощами праведного Симеона, будущего праведного Симеона. Зимой 1694–95 года митрополит Тобольский и Сибирский Игнатий (Римский-Корсаков) совершил поездку по монастырям и приходам своей епархии. Вот по пути из Пелыма в Верхотурье владыка остановился в селе Караульном, отстоящем в нескольких километрах от Меркушина. Игумен Успенского Далматовского монастыря Исаак, входивший в состав сопровождавших владыку в поездке духовных лиц, сказал ему о вышедшем из земли у Меркушинской церкви святого Архангела Михаила гробе. Игумен вопросил архиерея, не изволит ли он освидетельствовать находящиеся в гробу останки, чтобы православные христиане «не имели о том какова себе греха, понеже от того гроба многая бывают знамения, с верой молящимся подавается исцеление», как говорится в летописи.

Е. Волчегорская

— Я прошу прощения, я немножко перебила, у меня просто попутно возникло два вопроса. Как возникло понимание, что это останки христианина? И я так понимаю, что эти останки, эти мощи, они источали чудеса, да, и поэтому люди поняли, что это не обычный христианин?

Игумен Иероним

— Во-первых, гроб стал подниматься из могилы без всяких видимых причин — то есть не было ни наводнения, ни каких-то других катаклизмов, которые могли способствовать такому вот событию. Гроб поднимался сам по себе — это раз. Второе — заглянув в гроб через щели, жители Меркушина увидели, что там находятся нетленные останки мужчины. Естественно, погребение было христианское, по всем традициям, тем более что оно было на кладбище при храме, там бы не христианина, конечно же, не похоронили. Ну и, кроме того, стали происходить исцеления, стали происходить определенные чудеса у останков неизвестного праведника. Поэтому-то и было доложено преосвященному Игнатию Тобольскому и Сибирскому об этом событии.

Е. Волчегорская

— Я вас перебила, когда вы летопись цитировали, прошу прощения.

Игумен Иероним

— Вот преосвященный Игнатий повелел игумену Исаакию и нескольким клирикам из свиты поехать в Меркушино, сам же он остался в Караульном совершать заутреннюю службу. И утром 18 декабря посланцы митрополита прибыли в Меркушино, приступили к освидетельствованию лежащих в гробу останков. Священнослужители увидели тело почти полностью нетленным, и лишь в немногих местах прильнувшая к костям кожа обратилась в персть и истлели погребальные одежды. Митрополит Игнатий по завершении заутрени в Караульном также отправился в Меркушино. Ну и есть такое свидетельство о том, что митрополита Игнатия поразила болезнь глаз, и он это воспринял как наказание Божие за то, что он сам не пожелал вперед ехать, освидетельствовать святые мощи. Наконец он отправился в Меркушино, там он собирался отслужить Божественную литургию. В явлении же гроба первоначально преосвященный Игнатий ничего особенного не усматривал: «мнех же яко несть ничтоже, и помышлях быти мало костей и веш просту» — вот такие слова приводит нам летопись. Приехав в село и выслушав рассказ своих спутников о состоянии останков, лежащих в гробу, неизвестного человека, владыка по-прежнему не спешил с освидетельствованием их. И тем временем произошло неожиданное событие, что митрополит почувствовал внезапную боль в веке — вот тогда он поспешил освидетельствовать мощи праведника и взмолился: «Помилуй меня, Господи, исцели око мое. И ты, праведниче, не гневайся на мя, последи убо святые литургия имам зрети благодать, данную тебе от Бога, яже происходит нам от честных мощей твоих». Вот он отслужил литургию, затем приступил к освидетельствованию мощей и тогда получил исцеление.

Е. Волчегорская

— Да, простите, а можно я уточню, что такое освидетельствование мощей?

Игумен Иероним

— Да, это осмотр мощей и заключение того, действительно ли это мощи святого или нет. И вот преосвященный Игнатий, указав на мощи, произнес, что «это есть некоторый новый святой, как Алексей или Иона, митрополит Московский, или чудотворец Сергий, потому что такого нетления он от Бога сподобился, как и эти святые чудотворцы» — это слова митрополита Игнатия по поводу мощей праведного Симеона. Но возник вопрос: а что же это за человек, кто он такой? Митрополит Игнатий стал опрашивать коренных меркушинских жителей, не помнит ли кто имени здесь погребенного, а также его жития. И вот из толпы вышел некий человек по имени Афанасий «престарелый муж и образом честен», как говорится о нем в житии, «яко лет семидесяти» — то есть ему было около 70 лет. И вот что он ответил, что «сего гроба нет памяти» — да, то есть кто тут похоронен. Однако он вспомнил, что на том месте, где вышел из земли гроб, был положен некоторый «христолюбец преставльшийся», он был погребен самым первым у только что построенного в Меркушино храма святого Михаила Архангела. «Житие его был доброе, — говорил Афанасий о неизвестном, — человек тот пришел в Сибирскую страну из России, дворянского чина рождением, и жительствовал у нас в странничестве» — то есть это был не простой человек, дворянин по происхождению. Далее рассказчик сообщил, что погребенный занимался портняжным ремеслом и был памятен тем, что шил шубы, украшенные особым позументом — то есть особой вышивкой. В устном народном предании сохранилось немало рассказов об этом праведном портном. Так согласно им святой Симеон с особенной любовью брался за работу для бедняков, с которых нередко отказывался брать деньги за швейные труды. Он считал достаточной для себя платой кров и пищу, которыми пользовался у хозяев дома.

Е. Волчегорская

— Я читала вчера, что он специально чуть-чуть не дошивал одежду, чтобы это было аргументом к тому, чтобы не брать денег.

Игумен Иероним

— Да, совершенно верно. Иногда он, чтобы не брать денег, нарочно, не докончив шитье, уходил из дома. И за это нередко приходилось ему переносить оскорбления и даже побои, но святой смиренно переносил их как заслуженные. Также по словам старожильца Афанасия неизвестный был «к Богу прилежен и в церковь на молитву непрестанно входен». Телом же своим «скорбел чревно» — то есть у него была, видимо, какая-то желудочная болезнь, по всей видимости, от воздержания в пище, и от этого, в общем, он скончался, когда был еще достаточно молодым человеком, то есть ему, по всей видимости, не было еще сорока лет. И владыка, конечно, справедливо спросил Афанасия: как его имя? А вот Афанасий не смог припомнить, «невозможно памятовать» — ответил он. Выслушав это, митрополит призвал народ усердно молить Бога, чтобы было открыто имя этого праведника, а затем отъехал на санях в Верхотурье. И вот сначала самому митрополиту в дороге было видение, что имя этого неизвестного праведника Симеон. Ему привиделось множество народа, с истязанием творящих изыскание имени того праведника, и вот от одной из сторон до владыки донесся голос: «Симеоном зовут его». А вслед снова раздалось: «Симеоном звали его». Потом и в третий раз: «Сенькой звали его». Значит, вот такое было видение митрополиту. Но не только митрополиту было открыто имя Симеон, но и в дальнейшем такое же видение было игумену и меркушинскому священнику. С тех пор праведного Симеона стали почитать с этим именем. Вот опять же по преданию считается, что его небесным покровителем является праведный Симеон Богоприимец, который в Иерусалимском храме на 40-й день после рождения Господа Иисуса Христа принял Его на руки от Пресвятой Девы. Вот такова история прославления праведного Симеона. Как я уже сказал, при его мощах стали происходить многочисленные чудеса — исцеления ног, исцеления глаз — и это еще и еще раз свидетельство того, что это не простой человек, это праведник, это святой. Устное народное предание также свидетельствует о Симеоне Верхотурском, что излюбленным занятиям праведника являлась рыбалка. Он нередко с удочкой отходил из Меркушина вверх по Туре, и примерно в десяти километрах там было уединенное место. И там, на берегу, сидя под разлапистой елью, он пребывал в размышлениях о Господнем величии и занимался ловлей рыбы, подобно апостолам. Святой праведный Симеон всегда соблюдал умеренность, ловил рыбу не для продажи, а только для собственного пропитания. А те средства, которые он зарабатывал от шитья шуб, он делил на три части: одну часть отдавал на содержание церкви, одну часть раздавал нищим и одну часть оставлял себе. Что касается внешнего облика праведного Симеона Верхотурского, то его иконописный подлинник восходит к агиографической традиции, в ранее распространенных редакциях его жития неоднократно предстает в видениях разным лицам именно так: в одежде белой, в кафтане голубого цвета и в лаптях. И это неудивительно, потому что в XVI — в первой половине XVIII века вся русская национальная одежда вот имела такой вид. «Возраста среднего, лет около тридцати пяти, происхождения брады и наусья русыми власы, очи добри имея». Вот такое вот описание праведного Симеона. В самом начале XVIII века, в 1702 году митрополитом Сибирским и Тобольским был поставлен наместник Брянского Свенского монастыря святитель Филофей (Лещинский) и при нем, в 1704 году состоялось перенесение мощей праведного Симеона Верхотурского из Меркушина, собственно говоря, в город Верхотурье, в Свято-Николаевский Верхотурский мужской монастырь.

Е. Волчегорская

— В эфире радио «Вера» программа «Светлый вечер». С вами Елизавета Волчегорская. У нас на связи Свято-Николаевский Верхотурский монастырь, наместник монастыря, игумен Иероним. Расскажите, пожалуйста подробнее про монастырь, про Уральскую лавру — все-таки третий по размеру в России, шутка ли.

Игумен Иероним

— Речь идет о храме, Крестовоздвиженском соборе — это главный храм Верхотурского монастыря, по данным Википедии он является третьим в России после храма Христа Спасителя и Исаакиевского собора. Но сам по себе Крестовоздвиженский собор был построен, пожалуй, одним из самых последних строений, да, в нашем монастыре — это 1913 год, к 300-летию Дома Романовых. До этого, конечно, монастырь не имел таких больших храмов. Первый храм, вообще сам по себе монастырь был основан в 1604 году, при царе Борисе Годунове, основателем его был игумен Иона Пошехонец. В 1604 году он испросил позволения у царя Бориса Годунова на построение храма во имя святого Николая Чудотворца с приделом во имя святых Бориса и Глеба, небесного покровителя царя Бориса. И, конечно же, монастырь первоначально был деревянным, вплоть, пожалуй, до самого времени перенесения мощей праведного Симеона Верхотурского. Потому что ничем он особенным, конечно, не отличался, это был один из таких миссионерских монастырей, которые возводились русскими первопроходцами, осваивавшими Сибирь. Известно, что основатель монастыря, игумен Иона, дальше отправился на восток и основал еще по крайней мере две обители. Но где он закончил свою жизнь, точно неизвестно. А вот поворотным событием в жизни обители стало перенесение мощей праведного Симеона Верхотурского. С начала XVIII века верхотурские монахи вели записи о чудесах праведного Симеона, собирались свидетельства очевидцев. На основе этих записей, сведений из Сибирской летописи, материалов проверок в монастыре было составлено житие святого и праведного Симеона Верхотурского. Сведений о первом храме Николаевского монастыря, в котором почивали мощи святого Симеона праведного, не сохранилось. Известно только, что по распоряжению Тобольского губернатора, Матвея Петровича Гагарина, указом из Сибирской губернской канцелярии предписано было устроить в Николаевском Верхотурском монастыре каменную церковь во имя святого Николая Чудотворца с двумя приделами — во имя святого праведного Симеона Богоприимца и Анны пророчицы. Храм был заложен в 1712 году, а окончательно устроена и освящена была церковь в 1738 году. В Николаевском храме, в его трапезной половине, в арке между храмами в главном приделе в серебряной раке как раз почивали мощи святого Симеона праведного вплоть до 1914 года, когда был освящен Крестовоздвиженский собор и туда были принесены мощи праведного Симеона Верхотурского. Монастырь наш первоначально был особожительным — то есть каждый насельник монастыря пользовался своим содержанием, своим коштом, как тогда говорили, — часть средств выделялась правительством, казною, а часть средств монахи зарабатывали себе сами. В 1894 году монастырь был преобразован в общежительный, и с этого времени быстро стали улучшаться хозяйственные постройки, благоустраиваться существовавшие здесь храмы. А с приходом трех валаамских монахов — Иова, Арефы и Илии — устроилась в лучшем виде и внутренняя духовная жизнь монастыря, на началах и правилах известного Валаамского Спасо-Преображенского монастыря. Наиболее бурное строительство в монастыре началось при преподобном Арефе Верхотурском, постриженике Валаамской обители. Он недолго был наместником, точнее недолго был настоятелем монастыря, игуменом монастыря — в 1902 году он был низведен в сан архимандрита, а в 1903 году скончался после продолжительный тяжелой болезни, когда ему было 38 лет. Но за те недолгие четыре года, что он возглавлял обитель, преподобный Арефа возвел множество каменных строений и собрал средства на строительство вот этого самого знаменитого Крестовоздвиженского собора, который был завершен уже при последнем, дореволюционном настоятеле нашей обители, архимандрите Ксенофонте (Медведеве).

Е. Волчегорская

— У меня такой вопрос: почему устав и принцип жизни в монастыре вот настолько важен, и всегда особое значение в истории монастыря уделяется принципу, да, особожительства, как устав менялся, кто что привнес, устав какого монастыря послужил источником там для устава нового монастыря? Потому что вот для нас, мирян, ну вот для меня, со стороны, то есть это не то чтобы что-то недоступное, но не очень понятно, да, то есть я так понимаю, это же суть монастырской жизни. Вот вы можете для непосвященных пояснить?

Игумен Иероним

— Для этого нужно углубиться немножко в историю самого монашества. Ведь монашество появилось в Церкви исторически после того, как христианство было признано Римской империей в качестве дозволенной религии — то есть в начале IV века. Основателем монашества, известно, является преподобный Антоний Великий. И, конечно, первоначально монашество имело характер отшельничества, оно не было никак урегулировано. Но постепенно вокруг таких подвижников, как преподобный Антоний Великий, потом преподобный Евфимий Великий, формировались общины. И на протяжении многолетнего опыта монашество пришло к выводу, что наиболее полезным, наиболее удобным для достижения цели монашества — это очищение от грехов, это стяжание умной молитвы — является именно общежительное житие, и с тех пор большинство монастырей является общежительными. Во всяком случае, если говорить о России, то в конце XIX века все монастыри стали общежительными. А что касается устава, то устав — это та традиция, которую мы воспринимаем от наших предшественников, что мы не что-то основываем на новом месте без каких-либо фундаментальных каких-то принципов, которые были заложены нашими предшественниками, а то что мы руководствуемся традицией. Ведь мы именуем нашу Православную Церковь Апостольской Церковью почему? Потому что мы, во-первых, восприняли веру от апостолов. Во-вторых, передаем традиции апостольские из поколения в поколение. В-третьих, даже само рукоположение архиереев, оно ведет начало от самих апостолов, и каждый архиерей может указать, от какого апостола он ведет свою преемственность, свою традицию. Ну то же самое это важно и в монастырях. Не зря поэтому есть целый ряд монастырей, где существуют школы — духовнические старческие школы — это Оптинский монастырь, это Глинская пустынь, например, и Псково-Печерский монастырь. Поэтому мы с такой любовью помним основателей монастырей, старцев духовников, которые свой духовный опыт передавали более молодым монахам, а они, соответственно, своим уже преемникам. Такова традиция Церкви.

Е. Волчегорская

— Мы с вами подошли к тяжелым годам революции. Как Свято-Николаевский монастырь пережил это время?

Игумен Иероним

— Да, после бурных событий 1917–20-х годов новая власть начала борьбу с Церковью: монастыри были объявлены оплотами реакции, чуждой идеологии, началось их закрытие, разграбление святынь, аресты духовенства, в храмах устраивались склады, клубы, музеи, заводские цеха или даже, как это у нас в Верхотурском монастыре, колонии для несовершеннолетних преступников. В 1920 году последний архимандрит Верхотурского монастыря, Ксенофонт (Медведев) был арестован и отправлен на исправительные работы в Екатеринбург. В 1925 году он был снова арестован, потом его приговорили к двум годам лишения свободы, к трем годам лишения права проживания на Урале, как социально опасного элемента — эти годы он провел в Казани. В 1932 году вновь последовал арест, обвинение. После ареста архимандрита Ксенофонта в 1925 году монастырь был закрыт, но монахам удалось организовать скит на заимке Актай. Однако в 1928 году и это последнее убежище иноков был разгромлено. В 1920 году были опечатаны мощи святого праведного Симеона Верхотурского, в 1929 году они были изъяты и переданы в тагильский музей для использования в антирелигиозной работе. Однако спустя некоторое время мощи святого праведного Симеона оказались в запасниках областного краеведческого музея. Потому что вместе антирелигиозной работы получилась, наоборот, религиозная пропаганда, если так можно сказать, потому что тагильский музей стал местом паломничества к мощам праведного Симеона Верхотурского.

Е. Волчегорская

— Это не единственный прецедент, когда вот эти атеистические музеи помогали спасать мощи святых.

Игумен Иероним

— И надо сказать, что директор вот этого музея, он был репрессирован за то, что допустил такое вот упущение в работе. Сначала он был арестован, приговорили там к нескольким годам заключения, потом в конце концов он был расстрелян. И только уже в 90-е годы был реабилитирован.

Е. Волчегорская

— Ну, возможно, это был его сознательный шаг.

Игумен Иероним

— Вполне возможно. Потому что тогда многие русские люди вот под предлогом там, не знаю, сохранения культурных ценностей, под предлогом там антирелигиозной работы вот таким образом сберегали, спасали наши святыни. Потому что было постановление о том, чтобы мощи праведного Симеона уничтожить — сжечь или закопать где-то. И мы могли бы их совершенно потерять, если бы вот не такие жертвенные труды сотрудников музея. В 1929 году мощи были изъяты, спустя некоторые время они оказались в запасниках областного краеведческого музея и были возвращены Церкви только в 1989 году. А в монастырь были перенесены после реставрации и освящения Преображенского храма — это первый большой храм, который был восстановлен на территории монастыря. И произошло это 25 сентября 1992 года, поэтому мы в этот день празднуем и первое, и второе перенесение мощей праведного Симеона. Только первый раз они были перенесены из Меркушина в Верхотурье, а второй раз — уже из Екатеринбурга в Верхотурье.

Е. Волчегорская

— А сильно пострадал монастырь? Восстанавливать его как пришлось, разрушения масштабные были?

Игумен Иероним

— Да, монастырь пострадал сильно. В 1990 году он был возвращен Церкви, началось возрождение обители. Под руководством наместника монастыря игумена Тихона (Затекина) за короткий срок была восстановлена надвратная церковь, в которой была псарня и караульня в годы колонии, был восстановлен Преображенский храм, настоятельский корпус, книжная и иконная лавка, частично братский корпус, гостиница для паломников. Были проведены работы по очистке от хлама Крестовоздвиженского собора. Ну и, как я уже сказал, важнейшим событием в монастыре стал день 25 сентября 1992 года, когда из Екатеринбурга в храм Преображения Господня были перенесены мощи святого праведного Симеона. Больше всего, конечно, пострадал Крестовоздвиженский собор — его пытались перестроить, сделать там клуб, кинотеатр, храм находился на грани буквально разрушения. И потребовались огромные труды, чтобы сначала его очистить от мусора, потом привести вот в тот надлежащий вид, в котором сейчас находится собор. Но я отмечу, что работы по его реконструкции продолжается до сих пор. И вот в ближайшее время, я надеюсь, мы реализуем ту программу, тот проект реставрации, который был недавно разработан архитекторами, и он рассчитан на три с лишним года работы.

Е. Волчегорская

— Я напоминаю, что в эфире радио «Вера» программа «Светлый вечер». У нас на связи наместник Свято-Николаевского монастыря, благочинный церквей Верхотурского округа, игумен Иероним. Оставайтесь с нами, мы вернемся буквально через минуту.

Е. Волчегорская

— Снова в эфире радио «Вера», программа «Светлый вечер». С вами Елизавета Волчегорская. И у нас на связи Екатеринбургская митрополия, наместник Свято-Николаевского Верхотурского монастыря, игумен Иероним. А мы с вами так вот незаметно оказались в современности. Я хотела вас попросить подробнее рассказать про жизнь монастыря нынешнего. Вот мы начали уже говорить про реконструкцию, про архитектурный проект восстановления собора, но я читала что у вас и мужская гимназия, чего у вас только нет. Вот, как говорится, чем живете?

Игумен Иероним

— Да, расскажу. Сначала о современной истории монастыря. Я уже сказал, в 1990 году монастырь был возвращен Церкви, у истоков возрождения монастыря стоял приснопамятный архиепископ Мелхиседек (Лебедев) — это первый священноархимандрит обители и наместник монастыря, игумен монастыря, ныне архимандрит Тихон (Затекин). Именно их трудами были совершены самые, наверное, тяжелые работы по возрождению обители. С 2000 по 2015 год монастырь возглавлял игумен Филипп (Ельшин), он принес сюда, в обитель, традиции Троице-Сергиевой Лавры. Огромное внимание жизни обители и возрождению духовной жизни оказывал архиепископ, ныне митрополит Викентий (Морарь). И уже с 2011 года священноархимандритом обители являлся митрополит Кирилл, ныне Казанский и Татарстанский, который тоже уделял огромное внимание внутренней жизни монастыря. Я был назначен наместником обители в 2016 году, когда в монастыре сложился определенный строй жизни, и моя задача — это прежде всего продолжать традиции моих предшественников и стараться, чтобы монастырь жил своей привычной духовной жизнью, чтобы принимать паломников, чтобы продолжить дело моих предшественников по восстановлению памятников архитектуры обители. Потому что на территории монастыря 17 памятников архитектуры федерального значения, и требуются еще очень большие труды, чтобы привести монастырь в то прежнее благолепие, в котором он был к началу XX века. В настоящее время в монастыре проживает 34 монаха, точнее сказать, 34 насельника — из них 15 иеромонахов, 2 иеродиакона, 8 монахов и послушники. Ну для сравнения: в 1917 году было 32 монаха, 18 послушников, 123 проживавших по паспортам, 15 малолетних и певцов — всего 188 человек. В настоящее время также на территории монастыря находится Верхотурская православная мужская гимназия. Гимназия является преемницей Верхотурского духовного православного училища, действовавшего с 2001 года и выпустившего за 16 лет 127 человек. Многие из выпускников училища уже служат в священном сане, некоторые остались послушниками при Свято-Николаевском Верхотурском мужском монастыре, другие продолжают свое образование в Московской, Петербургской, Тобольской, Казанской, других семинариях. И постановлением Священного синода от 2015 или 2016 года при Верхотурском Свято-Николаевском мужском монастыре вместо духовного училища была создана мужская гимназия. В гимназию принимаются юноши, окончившие 10 классов средней школы, не старше 17 лет. Гимназия эта двухгодичная, форма обучения очная. За время обучения гимназисты под руководством опытных педагогов получают полное среднее образование, приобретают опыт духовной жизни, формируют христианское мировоззрение, воспитывают характер. А также осваивают следующие богословские дисциплины — это священная история Ветхого и Нового Завета, катехизис, нравственное богословие, церковный устав и литургика, общая церковная история, история Русской Церкви, церковнославянский язык, церковное пение, церковное чтение. Кроме того, учащееся приобретают навыки пономаря, звонаря, иподиакона, певчего церковного хора, чтеца. Для воспитанников в процессе обучения проводятся беседы с иеромонахами Свято-Николаевской обители, организовываются паломнические поездки, праздничные мероприятия, походы на природу. Воспитанники регулярно участвуют в богослужении, духовная жизнь протекает под руководством духовника гимназии. Учебный корпус и общежитие гимназии располагается прямо на территории Свято-Николаевской обители. Обучение и проживание, питание бесплатное. Выплачивается стипендия. При гимназии действует медицинский кабинет и библиотека. Вот то что можно сказать о гимназии на территории монастыря. Вообще жизнь в монастыре строится вокруг богослужения. Богослужения у нас ежедневные, вечером в обычные будние дни бывает вечерня и повечерие, а утром братский молебен, полуночница, утреня и литургия. В праздничные дни накануне служится всенощное бдение и в самый день праздника Божественная литургия.

Е. Волчегорская

— Извините, такое вот у меня уточнение, простое человеческое. Я параллельно вот изучаю сайт Свято-Николаевского мужского монастыря и увидела достаточно непривычную вещь, что можно заказать требы по телефону.

Игумен Иероним

— Да, у нас есть такая возможность. Это нам помогают уже современные средства связи, что можно заказать требы. Монастырь достаточно удаленный, а праведный Симеон известный святой, и многие люди хотели бы, чтобы помолись у мощей праведного Симеона, чтобы были вознесены их молитвы, были прочитаны их записки о их нуждах и проблемах. Также на сайте монастыря указаны счета, различные формы платежные, через которые можно внести пожертвования на содержание монастыря. Потому что монастырь является такой большой семьей, и постоянно возникают разного рода нужды — и по оплате электроэнергии, и по теплу, и по содержанию зданий, и чтобы приобрести продукты питания, и все что связано, в общем-то, с хозяйственной жизнью, не говоря уже о каких-то там полномасштабных ремонтах и реконструкции.

Е. Волчегорская

— Но тем не менее можно сказать о том, что статус Уральской лавры монастырь сейчас уже, восстанавливаясь в постреволюционное время, себе вернул?

Игумен Иероним

— Ну Уральская лавра — это скорее такое...

Е. Волчегорская

— Народное.

Игумен Иероним

— Я бы даже сказал, не народное, а может быть, больше такое журналистское выражение, если можно так выразиться.

Е. Волчегорская

— Журналисты тоже люди.

Игумен Иероним

— Нет, ну понятно, что не среди простого народа родилось, это скорее такой бренд что ли, если так выражаться, современным языком. Ну, конечно, если говорить серьезно, то до статуса Лавры нам еще очень и очень далеко. Мы знаем, что такое Лавра, что это исторический статус, что он не так просто присваивается монастырю. Но действительно Свято-Николаевский Верхотурский монастырь является одним из наиболее известных в истории России, особенно здесь, в Сибири, на востоке. Потому что здесь не так много известных и старинных монастырей, как это, например, в средней России. И поэтому Верхотурский монастырь, конечно же, знаменит и прежде всего знаменит праведным Симеоном Верхотурским, но и своей историей. И наша задача возродить эту нашу великую святыню и вернуть ей прежний и внешний, и главное внутренний, духовный облик.

Е. Волчегорская

— В эфире радио «Вера» программа «Светлый вечер». Екатеринбург на связи, точнее Екатеринбургская митрополия, Верхотурье. Свято-Николаевский мужской монастырь, игумен Иероним в программе «Светлый вечер». Давайте вернемся к святому праведному Симеону и его святости. Я вот когда готовилась к программе, читала о нем, я встретила новое для себя слово «опрощение». Вы сказали, что он был дворянского рода, но при этом вел образ жизни такого нестяжателя. Во-первых, откуда это известно?

Игумен Иероним

— Ну есть такое понятие в социологии: социальное опрощение — то есть когда человек опускается на ступеньку или на несколько ступенек вниз по социальной лестнице. То есть он был дворянином, мог бы вести жизнь свойственную для дворян того времени, однако предпочел вот такую жизнь странника. С чем это было связано? Мы точно не знаем, потому что никаких писаний, никаких поучений от праведного Симеона не сохранилось, он поучал самой своей жизнью. И, конечно, можно предположить, что это связано со Смутным временем — с тем тяжелым периодом в истории России, когда действительно рвались и социальные связи, и происходили смены правителей на престоле Российского государства, когда порой к власти приходили самозванцы и проходимцы, говоря уж таким, может быть, несколько грубым языком. И вот желая удалиться от всей этой смуты, от всей этой мирской суеты, праведный Симеон удаляется в Сибирь, в эти глухие места. Это сейчас, в общем, уже достаточно цивилизованные — у нас здесь интернет, мы сейчас через интернет с вами общаемся. А тогда это была, не знаю, глухая провинция Российского царства. Не просто провинция, где можно спокойно жить, а место, где происходили и стычки, и столкновения, и было много того, что, скажем так, затрудняло спокойную христианскую жизнь. И вот эта жизнь скитальца — это был своего рода такой способ уйти внутрь себя от мирской суеты, который выбрал праведный Симеон Верхотурский. И в наше время, в наше смутное время он в некоторой степени является примером того, как даже в очень тяжелых обстоятельствах жизни можно сохранить и веру, и любовь, и милосердие, и сострадание по отношению к ближнему. И праведный Симеон издревле почитался именно как народный праведник, народный святой, который снисходит к нуждам простых людей. Это, если можно так выразиться, простой святой для простых людей. Хотя к нему прибегают и не только простые люди, но и люди, может быть, и облеченные властью, и имеющие достаточно средств к существованию, и к помощи другим людям. Но всех привлекает именно этот облик простого смиренного человека — праведника в лаптях, праведника с удочкой, который на берегу Туры добывает себе пропитание вот таким простым, бесхитростным ремеслом, который шьет шубы, но при этом не берет платы за это. Вот такой святой — праведный Симеон Верхотурский.

Е. Волчегорская

— А мы что-нибудь еще знаем о нем? Или вот это вот буквально вся информация, которая есть?

Игумен Иероним

— Его земная жизнь практически неизвестна. Он известен своей посмертной жизнью — своими чудесами, многочисленными чудесами, которые проистекают до нынешнего времени.

Е. Волчегорская

— Расскажите, пожалуйста, про вот эту особую сень, которая была над мощами святого праведного Симеона, и которую, я читала сейчас, тоже в планах как-то воссоздать.

Игумен Иероним

— Сень над мощами праведного Симеона в Крестовоздвиженском соборе была пожертвована самим государем императором страстотерпцем Николаем Александровичем. На его собственные средства была изготовлена эта сень, она была отлита из меди, с серебряными и золотыми украшениями. Но, к сожалению, сень эта в советские годы была уничтожена, рака из-под мощей праведного Симеона, серебряная рака была вывезена. Есть предположение, что она сейчас находится в частной коллекции где-то в Соединенных Штатах Америки, но точно у кого и где, мы не знаем. А сейчас над мощами праведного Симеона восстановлена сень, она несколько отличается от той, что была до революции — если дореволюционная, она была в шатровом стиле, а нынешняя, она больше напоминает такую византийскую традицию. Эта сень была изготовлена на средства председателя совета директоров Русской медной компании, Игоря Алексеевича Алтушкина. И до сих пор Игорь Алексеевич Алтушкин и Андрей Анатольевич Козицын, учредители Фонда святой Екатерины, помогают нашему монастырю, в том числе помогали вот и в трудные месяцы этой вот эпидемии коронавируса, которая сейчас беспокоит весь мир. И мы, конечно, выражаем огромную благодарность нашим благодетелям, тем кто и большие средства жертвует на содержание монастыря, и тем, кто вносит какую-то совсем небольшую лепту, но мы искренне благодарны всем нашим благодетелям и молимся о их здравии и спасении.

Е. Волчегорская

— Об этом редко тоже приходится задумываться вот так в повседневности нам, но в целом, пандемия и монастыри — какой-то в отдалении, какой-то на острове, и живут за счет паломничества. И когда все это началось, получается, ну там, условно говоря, 200 человек где-то в лесу, да, мужской монастырь и остаются практически без средств к существованию. Это раз. А плюс, я знаю уже, например, что в монастырях подобного рода существует такая статья расходов как отопительный сезон, огромная обычно.

Игумен Иероним

— Да, огромная, да. Мы уже несколько лет только благодаря помощи наших благодетелей можем оплачивать эти счета по электроэнергии и по отоплению.

Е. Волчегорская

— Получается, этим летом мы будем надеяться, что хотя бы не такая жесткая, как прошлым летом будет ситуация с возможностью перемещаться, с возможностью паломничества. Может быть, расскажите, как до вас добраться. Я знаю, что опять же пока готовилась столько интересного прочитала, хочется поделиться, но вы же все знаете. Поделюсь со слушателями, что в день памяти святого праведного Симеона, который был позавчера, даже электричка, да, специально, «Ласточка» для паломников ходит в монастырь. Но это один день, а так вот, в повседневности, как до вас добраться, принимаете ли вы паломников и так далее. Расскажите, пожалуйста.

Е. Волчегорская

— Благодаря Российским железным дорогам действительно три раза в год к нам направляется бесплатная прямая электричка из Екатеринбурга в Верхотурье. Паломники могут воспользоваться этим транспортом и достаточно удобно, комфортно добраться до Верхотурья. А так, в принципе, Верхотурье не сказать, чтобы где-то там находится совсем уж далеко от транспортных артерий. Здесь есть свой вокзал, и ежедневно ходят электрички. Правда, прямые электрички бывают не каждый день, по-моему, два раза в неделю, если я не ошибаюсь. Но можно посмотреть расписание электричек, которые отходят от Екатеринбургского вокзала, и электричка, которая еженедельно ходит, она идет от Екатеринбурга до Серова — Серов еще дальше, севернее Верхотурья в нашей области. Вот так можно добраться. А в принципе здесь хорошая автомобильная трасса, так называемый Серовский тракт, который идет от Екатеринбурга и дальше через Верхотурье на север — в Серов, Североуральск и другие северные города нашей области. Так если ехать хорошим темпом, можно из Екатеринбурга до Верхотурья добраться за три с половиной четыре часа на собственной машине. У кого нет машины, ежедневно два раза в день даже ходит автобус из Екатеринбурга до Верхотурья, отходит от Северного автовокзала.

Е. Волчегорская

— Вы сказали, три раза в год на большие праздники ходят эти электрички. Когда следующий?

Игумен Иероним

— Следующий — 25 сентября — это первое и второе перенесение мощей праведного Симеона и 31 декабря — прославление преподобного Симеона. Но мы приглашаем паломников не только на большие праздники, не только три дня в году, когда особенно почитаем преподобного Симеона, но и всякий день мы с радостью ждем вас у мощей преподобного Симеона Верхотурского. К нам можно будет легко добраться и железной дорогой, и автомобильным транспортом. На территории монастыря есть гостиница, мы обеспечиваем питанием наших паломников, всегда с радостью вас ждем здесь, в нашей обители.

Е. Волчегорская

— Спасибо большое. Будем тогда планировать. Кстати, такой вот немаловажный вопрос: вы женщин тоже принимаете или только мужчин ждете?

Игумен Иероним

— Принимаем. В гостинице, да, принимаем женщин. Единственное только есть ограничение, правило: мы не оставляем паломников дольше, чем на три дня. Ну есть, конечно, какие-то исключения, но так три дня в самом монастыре. А естественно, что если люди останавливаются в городе, в Верхотурье, то никаких ограничений для посещения монастыря нет.

Е. Волчегорская

— Я думаю, что вся информация есть на сайте.

Игумен Иероним

— Да, конечно, на сайте обители есть вся информация. Его легко найти, достаточно в поисковик ввести название монастыря: Свято-Николаевский Верхотурский мужской монастырь. И достаточно богатая информация находится на сайте о всех наших святынях, о том, как добраться до монастыря, о том, как заказать требы, помочь нам и все, что необходимо.

Е. Волчегорская

— Спасибо большое. Я надеюсь, что мы будем с вами встречаться в нашем эфире и дальше.

Игумен Иероним

— Вам больше спасибо. Был очень рад пообщаться. Дорогие радиослушатели, храни вас Господь, молитвами праведного Симеона Верхотурского.

Е. Волчегорская

— Спаси Господи. Я напоминаю, что в эфире радио «Вера» была программа «Светлый вечер». С нами и с вами на связи был наместник Свято-Николаевского Верхотурского монастыря и благочинный церквей Верхотурского округа, игумен Иероним. Всего доброго.

Игумен Иероним

— Всего доброго. До свидания.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
Мы в соцсетях
******
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка

Другие программы
Время радости
Время радости
Любой православный праздник – это не просто дата в календаре, а действенный призыв снова пережить события этого праздника. Стать очевидцем рождения Спасителя, войти с Ним в Иерусалим, стать свидетелем рождения Церкви в день Пятидесятницы… И понять, что любой праздник – это прежде всего радость. Радость, которая дарит нам надежду.
Во что мы верим
Во что мы верим
ПроСтранствия
ПроСтранствия
Православные храмы в Гонгконге и Антарктиде. Пасха в Японии и в Лапландии. Это и множество других удивительных мест планеты представлены глазами православного путешественника в совместном проекте Радио ВЕРА и журнала «Православный паломник».
Литературный навигатор
Литературный навигатор
Авторская программа Анны Шепелёвой призвана помочь слушателю сориентироваться в потоке современных литературных произведений, обратить внимание на переиздания классики, рекомендовать слушателям интересные и качественные книги, качественные и в содержательном, и в художественном плане.

Также рекомендуем