
Фото: PxHere
Как рассказать современным детям о святых так, чтобы они почувствовали в них своих верных друзей и помощников? В детской литературе встречаются удачные примеры таких рассказов.
Сегодня мы говорим о святом праведном Иоанне Русском и книге Георгия Ермилова «Святые живут среди нас. Рассказы о святом Иоанне Русском».
Место действия — город Ургюп в Турции.
Время действия — первая половина XVIII века.
Иоанн Русский (тогда его звали Иваном) родился в конце XVII века, на юге России. Юношей его призвали на воинскую службу в армию Петра Первого, он участвовал в русско-турецкой войне. Во время одного из военных походов Иоанна взяли в плен татары — союзники турок, переправили пленника в Константинополь и продали в рабство. Иоанна купил некий ага, начальник турецкой конницы, и привёз в свой дом в городе Ургюп —в северной части современной Турции.
В детской книге Георгия Ермилова «Святые живут среди нас. Рассказы о святом Иоанне Русском» рассказывается, почему так трудно приходилось первое время Иоанну в доме аги — и вовсе не из-за тяжёлой работы.
В доме аги от Иоанна требовали, чтобы он отказался от православной веры.
— Я был верным солдатом нашему царю, — говорил Иоанн — но вы силой взяли меня в плен и лишили возможности служить ему дальше. А душу в плен вы взять не сможете и не заставите меня отказаться от Царя всех царей.
И мало-помалу отношение к Иоанну стало меняться. Видя стойкость Иоанна, враги стали его уважать.
Днём Иоанн добросовестно трудился на конюшне, а ночью молился Богу, стоя на коленях. Не только жившие в городе православные греки, но и турки, и армяне поражались терпению, кротости и трудолюбию Иоанна. Все называли слугу аги не по фамилии, а просто — русский. Многие стали почитать Иоанна Русского как христианского праведника, просили его за них молиться.
Хозяин уговаривал Иоанна перебраться в отдельный, удобный домик, но подвижнику это было не нужно. Он так и прожил до конца жизни в конюшне, считая себя слугой не аги, а Бога.
Предчувствуя приближение смерти, Иоанн пожелал причаститься Святых Христовых Тайн и послал за православным священником. Зная фанатизм турок, священник побоялся открыто принести Святые Дары к Иоанну. Бог вразумил спрятать их в яблоке. Причастившись, блаженный Иоанн в тот же час предал свою душу Богу...
На погребение собрались, наверное, все христиане, жившие в Ургюпе, и похоронили его при местной церкви во имя святого великомученика Георгия.
Прошло почти двести лет, и в 1924 году большая колония православных греков, живших в Турции, переселилась на греческий остров Эвбея. Греки взяли с собой мощи святого Иоанна Русского, и построили на острове храм в честь своего любимого святого, родом из России.
Книга Георгия Ермилова «Святые живут среди нас. Рассказы о святом Иоанне Русском» предназначена для детей младшего и среднего возраста, её героями тоже являются дети.
Лена приезжает погостить в деревню к бабушке, так как её родители с заболевшим младшим братом улетели в Грецию, к мощам святого Иоанна Русского. У Юры, деревенского друга девочки, возникают вопросы: кто такой Иоанн Русский и почему родители Лены отправились к нему за помощью? И что это за русский, если к нему надо ехать в Грецию?
Из рассказов дедушки Юра узнаёт, что и в наши дни возле нетленных мощей праведного Иоанна Русского нередко происходят чудеса исцелений.
Детскую книгу Георгия Ермилова «Святые живут среди нас» хорошо читать вслух, в кругу семьи — она и взрослых может вдохновить и многому научить.
Все выпуски программы Прообразы
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер