
Даже критично настроенные наблюдатели признают, что Православная Церковь развивается очень динамично. Особенно в тех странах, где Православие присутствует сравнительно недавно. Например, в Норвегии. В этой скандинавской стране Православные Церкви разных национальных традиций сегодня не только открывают новые приходы, но и восстанавливают почитание древних христианских святых Норвегии. Прежде всего данное явление относится к Русской Церкви, которая помогла норвежцам вспомнить о святом Олафе Харальдссоне, просветителе Норвегии.
Симпатия Русской Церкви к святому Олафу неслучайна. Дело в том, что этот правитель норвежских земель, живший в 11 веке, принял крещение именно на Руси — скорее всего в Новгороде. И именно из Руси святой Олаф принес в Норвегию христианство. Олаф стал христианином в 1014 году, а уже в 1016 году о Христе знали многие жители Норвегии. В том же году в Норвегии появился первый христианский храм — в честь святителя Климента Римского, который очень почитался в то время на Руси.
Последние годы жизни святого Олафа также были связаны с Русью. В Новгороде он скрывался от взбунтовавшихся норвежских князей, там же он укрыл жену и наследника. Несмотря на огромную опасность для собственной жизни Олаф вернулся в Норвегию, где в результате заговора погиб в 1030 году.
После смерти Олафа власть над Норвегией получили датчане. Признав свою вину, норвежцы с почестями погребли тело короля-мученика в храме святого Климента Римского, который был построен погибшим королем. Вскоре святой Олаф прославился многочисленными чудесами и стал почитаться в Норвегии как святой. Храмы в его честь появились и в России. Так, к примеру, святой Олаф является покровителем города Выборг.
К сожалению, после отпадения Западной Церкви от Православия память о святом Олафе на Руси стала ослабевать. В 16 веке о нем начали забывать и в Норвегии — все из-за того, что эта страна вместе с остальными регионами Скандинавии, оказалась протестантской. А протестанты святых не почитают. Возрождение почитания короля Олафа как святого на его родине связано с Православной Церковью. В 2003 году в честь него была освящена православная часовня на хуторе «Стейнхауген горд» в поселке Фоллдал. А в 2014 году, в связи с празднованием тысячелетия крещения святого, на месте его упокоения в поселении Стиклестад была освящена ещё одна православная часовня.
В наши дни святой Олаф является одним из любимых святых православных норвежцев. Кроме того, традицией становится устраивать после богослужения на приходах праздничные мероприятия. Например, концерты, во время которых звучат религиозные произведения на норвежском, русском и церковнославянском языках. Икона святого Олафа имеется в почти каждом доме православных норвежцев. А православных в Норвегии не мало — около 15 тысяч человек — и ежегодно их количество растет.
Все выпуски программы Вселенная православия
Псалом 127. Богослужебные чтения

Есть ли у верующего человека надежда на счастье — семейное, трудовое, в конце концов, личное? Конечно, есть. Ведь Господь всеблаг и щедро делится этой Своей благостью с человеком. Но только при одном условии. Каком? Давайте узнаем, послушав псалом 127-й, что читается сегодня во время богослужения. Итак, давайте послушаем.
Псалом 127.
Песнь восхождения.
1 Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его!
2 Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!
3 Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоём; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей:
4 так благословится человек, боящийся Господа!
5 Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей;
6 увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля!
Прозвучавший псалом был написан значительно позже царя и пророка Давида — автора многих других псалмов. В случае с псалмом 127-м автор так и остался неизвестным. Время же написания учёные выяснили — произведение было составлено после возвращения древних евреев из Вавилонского плена, т.е. в 6-м веке до Рождества Христова. Освобождение от власти Вавилона воспринималось как второй Исход. Напомню — первый Исход — это освобождение евреев из-под власти Египта, произошедшее стараниями пророка Моисея в 13 веке до Рождества Христова. Тогда через Моисея Господь совершил множество чудес.
В случае с окончанием Вавилонского плена всё обстояло иначе. Пророка во главе народа не было. Обильных чудес тоже никто не совершал. Но то было только половиной бед. Прибыв в историческую Палестину, евреи столкнулись с враждебными народами, не желавшими делиться землями. А те земли, что удалось занять, не приносили урожая. Народ впал в уныние. Стал требовать у вождей, священников, самого Бога ответа. Что происходит? Почему мы страдаем? Ответ был дан Священным Писанием, где неоднократно повторяется следующая мысль — сначала исполни правду Божию, а затем всё остальное. И древние евреи не сразу, но всё же поняли. Они не сделали очень важной вещи. Не восстановили храм в Иерусалиме, не начали череды богослужений.
А как можно рассчитывать на земное, если ты не уделил должного старания духовному? Надо сказать, древние евреи оперативно исправились. И мы слышали слова псалма, передающие радость преодоления скорбей: «Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его! Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!» Псалмопевец делает совершенно верный вывод. Счастье, радость возможны там, где есть страх Божий. Не ужас перед Господом, а здоровая боязнь разрушить с Творцом отношения, неправильно выстроить приоритеты жизни. Перепутать важное со второстепенным.
Прозвучавший псалом позволяет задать вопрос — а мы сами всегда ли поступаем верно? Всегда ли полагаем веру в Бога в основание нашей жизни? Если у нас есть сомнения при ответе на данные вопросы, стоит не просто задуматься, а поскорее исправиться. Чтобы почва нашего бытия не засохла, не перестала приносить урожай. Не потому что Бог жесток, а потому что мы сами отсекли, отделили себя от Его животворной благодати!
Псалом 127. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 127. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 127. На струнах Псалтири
1 Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его!
2 Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!
3 Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей:
4 так благословится человек, боящийся Господа!
5 Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей;
6 увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля!
6 июня. О подвиге преподобного Никиты, столпника Переяславского

Сегодня 6 июня. День памяти преподобного Никиты, столпника Переяславского, жившего в двенадцатом веке.
О его подвиге — священник Захарий Савельев.
Преподобный Никита Столпник был заведующим сбором казённых податей и налогов в Переславле-Залесском. Переславль-Залесский — это очень древний город нашей страны, нашего государства. Он был основан Юрием Долгоруким, основателем нашего первопрестольного града Москвы.
И сегодня, вспоминая об этом угоднике Божьем, можно сказать, что, когда он собирал эти подати, он был жаден, он собирал больше меры. И вот этот перебор забирал в себе.
Но один раз он пришёл в храм и услышал чтение книги пророка Исаии: «Измыйтеся и чисти будите, отымите лукавство от душ ваших, научитеся добро творити». Эти слова запали в сознание будущего святого. И, согласно его житию, после посещения церкви всю ночь он вспоминал эти слова. И это зерно, которое Господь посеял, дало обильные плоды его святой жизни.
Он ушёл в монастырь, посвящённый великомученику Никите, в Переяславской земле. Он подвязался именно как столпник, то есть, находясь на столбе, долгое время находясь в тяжёлых аскетических условиях. Он боролся не только со своими поступками, но и с мыслями, которые его искушали.
И преподобный Никита Столпник является одним из почитаемых святых Переяславской епархии, покровителем этого города. А самое главное — примером того, насколько мы должны быть решительны в стремлении изменить свою жизнь, в стремлении покаяться перед Богом за свои поступки.
Все выпуски программы Актуальная тема