
В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты, посвященные осуждению, из книги святителя Тихона Задонского «Об истинном христианстве».
«Осуждение, оклеветание, злословие суть сродные пороки и суть плоды необузданного языка и сердца, страхом Божиим не огражденного. Осуждение же не только языком, но и мыслью, жестом, киванием головой, вздохом, смехом и прочим образом бывает».
С этой цитаты святителя Тихона Задонского началось обсуждение. Разговор шел о том, какие причины видит святитель Тихон в появлении страсти осуждения, почему она так распространена и какие советы по борьбе с осуждением можно найти в книге «Об истинном христианстве».
Ведущая: Кира Лаврентьева
К. Лаврентьева
— «Осуждение, оклеветание, злословие суть сродные пороки и суть плоды необузданного языка и сердца, страхом Божьим не огражденного. Осуждение же не только языком, но и мыслью, жестом, киванием головы, вздохом, смехом и прочим образом бывает». Здравствуйте! Меня зовут Кира Лаврентьева, сейчас я прочитала цитату из книги «Об истинном христианстве» святителя Тихона Задонского. Честно говоря, я выбрала эту книгу в рамках нашей сегодняшней беседы «Почитаем святых отцов», потому что святитель Тихон Задонский, как никто другой, детально раскладывает страсть осуждения и её причины. Сегодня мы будем говорить об осуждении и книге святителя Тихона Задонского со священником Никольского храма в Тушино, отцом Анатолием Главацким. Здравствуйте, отец Анатолий.
о. Анатолий
— Здравствуйте.
К. Лаврентьева
— Отец Анатолий, я выбрала эту цитату для начала нашей программы, чтобы было сразу понятно, что отец Тихон с осуждением шуток не шутит. Он очень обстоятельно раскладывает его причины, то, что оно делает с душой человека, это мы дальше будем читать. Но в первую очередь хотелось бы с вами поговорить о том, что осуждение как-то незаметно вошло и в среду верующих людей. Мы действительно, может быть, не словом, но жестом, как говорит святитель Тихон, мимикой, киванием головы очень часто осуждаем и даём оценку другим людям. Как вы думаете, с чем это связано и действительно ли это так опасно?
о. Анатолий
— Когда мы рассуждаем об осуждении, конечно же, мы видим последствия, как вот святитель обращает наше внимание на плоды: какие плоды происходят в душе у человека. И ошибка заключается в том, что человек не видит разницу между рассуждением, то есть размышлением, потому что Бог дал человеку разум, чтобы он размышлял. А осуждать, говорить, кто что должен был сделать, конечно же, человек не имеет права. Почему так человек делает? Дальше вот мы будем тоже читать, святитель обращает внимание на разные жизненные ситуации, в которые поставлен человек, для того, чтобы он размышлял, почему именно здесь он оказался, именно с такими плодами, и должен сделать какие-то выводы, и если он этим недоволен, то, соответственно, что-то начать менять, а это какое-то движение в сторону Бога, в сторону изменения своих каких-то привычек. Я думаю, что святитель Тихон даёт нам такие вот направления движения, когда человек должен научиться размышлять, то есть думать над тем, что происходит в его жизни, но не осуждать другого человека, почему он так поступает.
К. Лаврентьева
— У осуждения много причин, как оказалось, и святитель Тихон Задонский в своей книге, которую мы сейчас читаем, — «Об истинном христианстве», как раз их очень чётко обозначает, давайте сразу их и прочитаем. «Различны причины, по которым эти пороки происходят. Бывает от гордости: гордый, возносясь и не терпя, чтобы другой ему равен был, пересуживает и уничижает его. Или желая свои грехи скрыть, на других злословит и клевещет, чтобы слышащие думали, что он таких грехов не имеет, в каких ближнего осуждает. Иногда бывает от зависти, поскольку завистливый не хочет ближнего своего видеть в почтении и славе, то и старается честное имя его помрачить и для того бесчестным именем его порочит. Иногда бывает от злобы: злобный, не имея чем отомстить тому, на кого злится, злословием и оклеветанием славу его помрачить старается. Бывает же от злой привычки, ревности, нетерпения и прочего». Ну, с нас писал святитель Тихон, конечно, отец Анатолий, с этим сложно не согласиться, несмотря на то, что это было далеко не сегодня и даже не сто лет назад, а намного раньше.
о. Анатолий
— Святитель Тихон не понаслышке знал, насколько сложно человеку работать над собой. Первая причина, которую обозначает святитель, та, что человеку нужно трудиться, чтобы добиваться каких-то успехов, а ему не хочется трудиться...
К. Лаврентьева
— ... ему проще другого осудить.
о. Анатолий
— Да, ему проще рассказать, что другой-то, он недостоин этого места, недостоин этого положения, недостоин столько внимания. А сам человек не хочет менять себя, не хочет преображать себя, и от этой от духовной лени возникает такое ложное состояние, когда человек оправдывает своё нежелание двигаться, меняться и развиваться в духовной жизни.
К. Лаврентьева
— Это, кстати, очень глубокая мысль. Вот правильно говорят, что святые отцы — лучшие психологи, они уже всё расписали давным-давно, от чего и что происходит.
о. Анатолий
— Но человеку же нужно размышлять над этим. Есть такая очень интересная духовная практика, упражнение, когда человек должен заниматься богомыслием. То есть он, допустим, устал от молитвы, устал что-то делать, но он может сесть на кресло или он едет в электричке, не обязательно доставать молитвослов, чтобы все видели, что я сейчас буду молиться. Но можно поразмышлять над теми цитатами из Священного Писания, из святых отцов, которые мы все слышали, которые очень правильные, хорошие, но не всегда мы над ними размышляем и думаем, как нам их научиться применять в своей жизни. И простой вопрос: как я могу это применять? Поэтому давайте ещё некоторые цитаты почитаем, чтобы у нас было такое...
К. Лаврентьева
— ... Масштабное представление осуждения.
о. Анатолий
— «Не осуждай другого, но старайся самого себя исправить, дабы ты сам не был достоин осуждения, ибо ещё большую примешь казнь, если будешь других обвинять в нерадении о том, чего и сам не делаешь, и осуждать за тот грех, которому и сам ты подвержен. Если и праведным людям не дозволяется осуждать других, то тем более грешные должны воздерживать себя от осуждения». Вот обратите внимание, как святитель заканчивает эту цитату: «грешные должны воздерживать себя от осуждения», то есть кто меня должен держать? Как люди говорят: «Держите меня семеро! Сейчас как согрешу, как что-то сделаю!» Вот внутренний порыв, но мы должны сдержать себя.
К. Лаврентьева
— Но это про трезвение и осознанность — модные нынче термины, да, отец Анатолий?
о. Анатолий
— Осознанность, она в каком смысле должна быть у каждого человека? В готовности человека нести ответственность за свои решения. Вот посмотрите, у нас привычка такая бытует, человек говорит: «Бог наказал — дети непослушные» или «начальник плохой, не повезло».
К. Лаврентьева
— Ну, кто-то виноват все время, да?
о. Анатолий
— Да. А здесь святитель обращает наше внимание: мы должны держать себя. Очень важно нам задуматься о том, что я должен себя сдержать, я должен быть благодарен, я должен ценить то, что у меня есть, а не быть недовольным. Иначе вот это состояние, оно начинает закручивать, внутреннее недовольство закручивает человека, и он всё больше и больше недоволен.
К. Лаврентьева
— Интересно то, что осуждать как-то весело, здорово. Любой разговор практически не обходится без обсуждения третьего лица. Это такая плохая, вредная привычка, которая просочилась очень сильно вообще, в принципе, в наше общество.
о. Анатолий
— Святитель Тихон и говорит, что это, конечно же, очень забавно — радовать себя тем, что «я лучше». Но человеку нужно размышлять над своими неправильными поступками, он должен трудиться, задавать себе вопрос: а что я должен поменять? И здесь нужно заставить себя, напрячься, но это же тяжело и совсем не весело.
К. Лаврентьева
— Программа «Почитаем святых отцов» на Радио ВЕРА, меня зовут Кира Лаврентьева, и напомню, что сегодня мы обсуждаем книгу «Об истинном христианстве» святителя Тихона Задонского со священником Никольского храма в Тушино Анатолием Главацким. Отец Анатолий, мы всё глубже и глубже с вами пробираемся, и, честно говоря, всё больше вопросов у меня возникает, и слава Богу, святитель Тихон готов нам на эти вопросы ответить. Очень часто, когда мы осуждаем других людей, мы можем говорить: «Но я же говорю о нём правду, это же не вымысел, он же действительно очень плохо поступил. Это не клевета, это констатация факта». «Мы не осуждаем, а обсуждаем», вот это вообще такое крылатое выражение, которое как будто бы защищает нас от некоего греха осуждения.
о. Анатолий
— Я думаю, здесь вопрос заключается в том, насколько человек готов, так скажем, нейтрально выразить свою точку зрения? Подчеркну очень важный нюанс: обычно, когда человек передаёт информацию какую-то, что тот-то сказал неправду про того-то-того-то, он же начинает с эмоциями рассказывать, какой этот плохой человек, что он про того человека сказал то-то и то-то плохо. То есть здесь вот этот эмоциональный подъём очень часто связан ещё и с негативом.
К. Лаврентьева
— Да. И вот что говорит на эту тему святитель Тихон: «Хотя бы ты, осуждая ближнего, и праведное что на него говорил, и хотя бы известное его дело порочил, однако и за то не избежишь наказания, ибо не по делам его, но по словам твоим будет судить тебя Бог. Говорит Он (то есть Господь): „от слов своих осудишься“ (Евангелие от Матфея, 12 глава). Фарисей праведное и всем известное говорил, однако и за то принял наказание. Если же известных дел в обличение других не должно говорить, то тем более сомнительных». То есть даже передача чужого греха — это как бы уже некое соучастие во грехе. Правильно ли я понимаю, отец Анатолий?
о. Анатолий
— Я думаю, что святитель обращает наше внимание, когда мы судим, когда человек судит другого человека, что человек будет осужден Богом. А как ты предстанешь? С чем ты предстанешь? Здесь осуждать, наверное, связано со словом «суд», то есть человек не должен проводить суд над другим человеком и выставлять себя как фарисей в известной евангельской притче, что я такой вот хороший, я делаю то-то, то-то, то-то, а вот другой, он похуже меня будет. И здесь святитель бережет от этого состояния, когда человек превозносится над другим, превозносится настолько, что говорит: «этот человек должен сделать то-то, и он плохой, потому что он не сделал это». Здесь очень глубокая мысль, когда мы над этим рассуждаем, потому что человек очень часто придумывает то, что другой должен был бы сделать, а потом обижается на то, что этот человек не сделал.
К. Лаврентьева
— Ну да, парадокс такой возникает.
о. Анатолий
— Да, и в современном мире есть такое вот искушение человеку впасть в это состояние, что кто-то должен был догадаться, что ему нужно было бы сделать, чтобы этот человек порадовался или порадовать этого человека. Давайте для размышления еще одну цитату святителя Тихона прослушаем. «Часто случается, что хотя действительно кто-нибудь согрешил, но уже покаялся, а кающемуся Бог прощает, и для того страшно человеку осуждать того, кого Бог прощает и оправдает». Эта цитата заставляет нас задуматься о том, что происходит в таинстве Покаяния: человек меняет себя, он получает от Бога способность быть другим. А мы рассуждаем о человеке, каким он был когда-то.
К. Лаврентьева
— Да, это интересно.
о. Анатолий
— Да, человек мог когда-то так поступать, он мог какой-то период своей жизни действительно так размышлять, но прошел тот период, он стал уже другим, он стал уже не только мыслить по-другому, но и поступать по-другому. А мы очень часто передаем, пересуживаем то, что имеет какую-то временную давность.
К. Лаврентьева
— Можно даже заострить эту ситуацию: человек согрешил утром и так горячо покаялся после этого. Ну, например, на кого-то прогневался в автобусе и так искренне покаялся, и уже к вечеру считай, что изгладил этот грех своим покаянием, а мы, допустим, его осуждаем, и таким образом на нас еще больший грех накладывается. Послушайте, отец Анатолий, вот мы сейчас читаем цитаты, рассуждаем об осуждении: «ах, как плохо осуждать, ах, как плохо обсуждать», и это все так и есть. И, наверное, у каждого кающегося на исповеди в числе первых грехов — это осуждение. Ну вот буквально каждую неделю можно ходить и рассуждать об осуждении. Но, отец Анатолий, это ведь такая глобальная проблема, и в первую очередь человек должен понять, почему это проблема, почему ему надо от этого избавляться. Он не курит, не пьет, жену не бьет, работает с утра до вечера, у него даже один выходной в неделю, а поосуждать там кого-нибудь, обсудить, ну хотя бы начальника, это единственное, что, может, хорошего, интересного у него в жизни остается. То есть тут же вопрос о том, чем мы замещаем вот эту лакуну, которая освобождается после того, как мы избавляемся от какой-то греховной привычки.
о. Анатолий
— У моей бабушки была такая присказка: «Не пьет, не курит и добра не желает».
К. Лаврентьева
— Ну да — ни холоден, ни горяч, да?
о. Анатолий
— Мы должны задуматься — а желает ли этот человек добра другим людям? Вот это очень важно, такое движение, направленность человека к добру. И вот это добро, которое апостол Павел очень интересно измеряет: «Гоните доброе друг к другу», то есть направляйте с силой вот это добро другому человеку. То, что человек не курит, не пьет, наверное, это нормально. Если мы поразмышляем над этим, это же не является никакой добродетелью. Наоборот, он сдерживает себя от каких-то вредных привычек. Другое дело — а за что Господь наградит меня? Вот здесь важно нам поразмышлять: что я сделал такого? Не нужно, наверное, считать добродетелью, что человек не сделал ничего плохого. Как человек приходит, когда особенно священники проводят беседы с крестными, они приходят и рассказывают, что: «Ну, я же такого страшного ничего не сделал, не убил никого, не обворовал никого». А священник спрашивает: «А что вы хорошего-то делаете?» Ну вот какие наши бытовые обычные обязанности? Выслушать своего ребёнка. Он набрался за целый день эмоций и положительных, и отрицательных, он обязательно хочет рассказать кому-то из родителей, как прошёл его день. А у родителей нет времени этим позаниматься. Супруги: друг с другом тоже поделиться эмоциями, как прошёл день, дать даже какие-то положительные эмоции, разделить какие-то негативные эмоции. Начинаешь спрашивать, а человек и не слышал об этом. Казалось бы, обычные, простые вещи, а как-то мы их не умеем применять. И здесь, в нашей обычной жизни, я думаю, что это очень важно — уметь направлять добро, не оправдывать себя. Здесь же то, с чего мы сегодня начинали, святитель говорит о том, что нужно развивать себя и в духовной жизни тоже. А развиваешься ли ты? Бывает так, что если ты не развиваешься, то ты можешь падать в твоей духовной жизни, и это падение может быть незаметным. И давайте не забывать о том, что, помимо вирусов биологических, есть вирусы духовные, которые нашу душу заражают и наш разум тоже заражают: ну, порадовать себя, что я чуть-чуть вроде бы лучше, а там уж слово за слово, уже и не чуть-чуть.
К. Лаврентьева
— Ну да, и смех, и грех, как говорится. Ну вот я упомянула о начальнике и обсуждении начальства, ведь сколько анекдотов про начальство, сколько передач юмористических! Это, казалось бы, вообще такая общепринятая норма — обсуждать начальника, начальницу за чашечкой чая во время обеденного перерыва в каких-то больших корпорациях, на заводах, в каких-то фирмах. Слава Богу, у нас на Радио ВЕРА этого нет. И что говорит святитель Тихон на этот счет: «Когда начальника осуждают и злословят, тогда уменьшается к нему почтение от подчиненных, а от непочтения последует в них презрение, от презрения непослушание, от непослушания всякое бесстрашие, бесчиние и нестроение, как всякому это удобно можно разуметь. И поэтому, хотя всякого грех осуждать, и грех тяжкий, но начальника злословить намного больший грех». Вот обратите внимание, пожалуйста, дорогие наши слушатели, святитель Тихон дело говорит нам, он говорит вообще о каком-то личностном разрушении, то есть сегодня ты начальника осуждаешь, завтра тебе государство не то, послезавтра тебе мир не тот, а кого ты обвинишь в конце концов? Понятное дело, что эта ситуация может развиваться по возрастающей, и человек может дойти до глубочайшего несогласия вообще со всем, вплоть до Бога, отец Анатолий?
о. Анатолий
— Да, я полностью, Кира, с тобой согласен, что вот это недовольство, спираль такая развития в человеке вот этого недовольства, она развивается, потому что человек думает: «ну, я немножко, я же так просто расскажу, для информации, поделюсь, как у меня там на работе дела». А оказывается, когда человек слишком увлекается, то в нем происходит даже внутренне совершенно другой настрой. Вот тут святитель Тихон обращает наше внимание, когда человек осуждает своего начальника, что в нем происходит? Непочтение, потом презрение, после презрения — непослушание, такой вот дух противоречия. После непослушания — бесстрашие, потом бесчиние и нестроением заканчивается. И вот это нестроение, оно у людей не только на работе, но и в душе. Очень часто человек приходит, он расстроен, как говорим нашим знакомым, родным: «Ты почему расстроен?» А здесь, наверное, есть тоже над чем поразмышлять: человек расстроен, как музыкальный инструмент, он не строит аккорды. А кто его к этому состоянию привел? Вот это вот внутреннее движение. И святитель очень мудро размышляет о том, что это целые такие вот ступенечки последовательные, по которым соглашается идти человек. То есть когда человек говорит: «ну, я немножко, я чуть-чуть», но тем не менее он дает свое молчаливое согласие на это движение вниз, и там действительно уже, когда мы понимаем, что бежать вниз намного проще и легче, чем подниматься. Поэтому давайте тоже быть внимательными, чтобы по этим ступенечкам наша жизнь вниз не катилась. Выслушаем еще одну цитату святителя. «Часто бывает, что многие являются перед нами грешными, но внутри праведны. Для мира безумны, но для Христа мудры. Как и напротив, многие праведными являются, но внутри грешные, а потому лицемеры. Для мира мудры, но для Христа безумны».
К. Лаврентьева
— Вот это вообще потрясающая цитата. То есть мы видим одно, а внутри человека совсем другое. Мы его осуждаем, а может, он свят. Вот это очень серьезные вещи. Мы им восхищаемся, а он требует еще большой работы над собой.
о. Анатолий
— Да, другой действительно требует очень большого труда над собой.
К. Лаврентьева
— То есть любая оценка, она, может, и не нужна, даже хорошая, да, отец Анатолий? Слишком какая-то восхищенная.
о. Анатолий
— Размышляя над этой цитатой, я думаю, что здесь святитель обращает наше внимание, что не нужно торопиться делать выводы по внешним каким-то показателям. Допустим, одному человеку не нравится, как кто-то одет, и он сразу же делает вывод, что с этим человеком разговаривать нечего, что это несчастный человек. А другой, тот, который хорошо, красиво одет, приехал на хорошей машине, вот его духовный мир очень богатый, с ним есть, о чем поговорить. И святитель просит нас не торопиться с выводами.
К. Лаврентьева
— Это программа «Почитаем святых отцов» на Радио ВЕРА. В студии священник Анатолий Главацкий и Кира Лаврентьева, мы вернемся после короткой паузы.
К. Лаврентьева
— Еще раз здравствуйте, дорогие наши слушатели! Напомню вам, что сегодня мы читаем книгу «Об истинном христианстве» святителя Тихона Задонского со священником Никольского храма в Тушине Анатолием Гловацким. Еще раз здравствуйте, отец Анатолий.
о. Анатолий
— Здравствуйте.
К. Лаврентьева
— Давайте сразу с цитаты и начнем. Чем она меня привлекла, сразу скажу: вот мы всю первую часть нашей программы говорили об осуждении, но у этого есть очень серьезные последствия, в частности невозможность даже и молиться Богу после того, как мы впадаем в этот тяжкий грех. Давайте послушаем, что думает об этом святитель Тихон Задонский: «Невозможно тому и молиться Богу, кто ближнему не прощает согрешений. Ибо, как скажет: „Отче, остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим“? Что в молитве Господней содержится, а сам не оставляет. Ибо Бог знает сердце человеческое и на сердце смотрит, а не на слова. Итак, какое сердце, такая и молитва его. Когда сердце злобой исполнено и молитва пуста, тем более же таковой, ибо хотя просит Бога устами, чтоб простил ему согрешения, но сердцем не хочет этого прощения, ибо сам не прощает. Ибо Бог сердце слушает, а не слова, и потому злобный, с теми же грехами отходит от молитвы, с каковыми приходит к молитве, если не с еще более многочисленными. Ибо написано: „молитва его да будет в грех“, псалом 108-й. Устрашить это должно тех, которые в церковь на молитву ходят, которые ко алтарю приступают и дар приносят, и думают, что не только о себе, но и о других молитвы воссылают, а злобы на ближнего оставить не хотят. Должны они опасаться, как бы их приношения и молитвы не были им в грех». Вот, отец Анатолий, несмотря на то, что тема сегодняшней программы у нас все-таки об осуждении и книге святителя Тихона, но он как-то это связывает все и со злопамятством, и с невозможностью простить, как-то это все очень крепко переплетается в душе человеческой.
о. Анатолий
— Святитель обращает наше внутреннее состояние, вот то, с каким мы состоянием совершаем молитву, потому что молитва — это определенная лакмусовая бумажка для каждого человека. Одна древняя рукопись, или древние рукописи, они сохранили вот этот фрагмент из молитвы «Отче наш», не так, как у нас есть в настоящем времени: «оставляем должником нашим», а там говорится в прошедшем времени: «прости нам, как и мы простили нашим должникам». Здесь можно поразмышлять о том, что мы просим прощения у Бога за свои какие-то дела, потому что мы уже простили, в нашей душе нет места злобе и обиде, то есть мы это уже отпустили и просим, чтобы Господь послал нам вот это внутреннего дара совершенно другого, дара Святого Духа. И святитель обращает наше внимание на то, что может получиться так, что человек внешне соблюдает форму молитвы, внешне прикасается к таинствам церковным: исповеди, покаянию, но, к сожалению, духовного движения, продвижения в его жизни нет. И здесь очень важна рекомендация того, что это состояние немножко быть выше над другими людьми. Кто-то говорит о том, что чуть-чуть лучше, чуть-чуть выше, но это приводит к тому, что потом человек все равно идет не вверх, а спускается вниз, и потихонечку его состояние становится лишенным благодати Святого Духа, такое наступает внутреннее помрачение, а потом черствость. И святитель, как лакмусовую бумажку, нам дает молитву, то есть, если ты, помолившись, должен был бы получить благодать Святого Духа, которая все врачует все наши недостатки, наши немощи, и ничего не произошло, то, наверное, что-то ты должен еще сделать, потрудиться, кого-то действительно отпустить, поразмышлять над тем, что кто-то, наверное, не такой, как тебе кажется, а ты тоже не такой, каким себя представляешь перед другими людьми. И я думаю, здесь очень важно, вот заканчиваю эту цитату, мысль святителя Тихона: задумайся над собой.
К. Лаврентьева
— Это очень интересно, и святоотеческая мудрость, конечно, не дает нам съехать с колеи, это прекрасно, на самом деле, и как-то очень укрепляет.
о. Анатолий
— Кира, можно еще один момент, мне кажется, очень интересный. Человек каждый любит получить волшебный ответ: «вот скажите, что мне нужно сделать, и всё». А еще лучше, если за него что-то сделают. А святые отцы, наоборот, говорят о том, что человек должен делать, и если ты не возьмешь ответственность за свою жизнь, никто за тебя ничего не сделает. Вот обратите внимание, святитель говорит, что у человека не идёт молитва, человек не может сдвинуться, человек идёт вниз — обрати внимание на свою жизнь, спасай свою жизнь, то есть не перекладывай ни на кого. И здесь очень важна та идея, которую святые отцы хотят донести, чтобы человек сам брал и менял, хоть что-то делал. Как мы знаем поговорку: «Большой путь начинается с первого шага».
К. Лаврентьева
— Да, и получается у нас сегодня очень глубокий разбор. То есть осуждение — это не грех, который делать нельзя, потому что нельзя, а потому что это тебя глубинно разрушает, твою собственную личность. Это не просто какая-то мелочь такая приятная, чтобы скрасить разговор с подругой.
о. Анатолий
-Дело в том, что грехи — это вирусы, как вот у нас биологические, их может быть несколько одновременно, человек может быть заражён, так и здесь святитель Тихон говорит о том, что человеку нужно быть внимательным, чтобы хотя бы от одного вируса избавиться, чтобы человеку было уже легче.
К. Лаврентьева
— Вот что говорит святитель Тихон про грехи другого человека и грехи наши: «Все мы грешники перед Богом. Если в каком-то грехе не находишься, то, может быть, уже был; если не был, то можешь быть; можешь тяжелее согрешить, нежели ближний твой, которого судишь за грех. Ибо общее у всех окаянство; внутри нас зло кроется: враги наши в домах наших — страсти наши. Всё тем же случаям подлежим. Ближний твой сегодня, а ты завтра то же сделаешь, хотя не делом, но или словом, или мыслью. Без Божией благодати ничего не можем творить, кроме одного зла. Случай и дело это показывает». Вот читая эту цитату, я вспоминаю, как еще в детстве мне мама говорила, что тот грех, который мы осуждаем, может в какой-то момент обрушиться и на нас, потому что в некотором смысле мы открываем ему двери. То есть мы кого-то обсуждаем, осуждаем, а потом раз, незаметно, и сами оказались в нем, а может быть, еще и в худшем. Это серьезные такие пути развития греховной страсти.
о. Анатолий
— У одного старца было на эту тему очень интересное размышление. Он говорит о том, что, когда человек осуждает другого человека, он как бы Богу говорит: «А я в этой ситуации смогу сделать по-другому», и Господь дает человеку эту возможность: покажи, а как ты поступишь? То есть, помимо того, что у каждого человека есть своя ситуация, он вызывается еще и в этой ситуации поучаствовать. Поэтому старцы не рекомендовали, не нужно вызываться туда, куда нет необходимости. Здесь святитель поднимает очень интересный аспект духовной жизни — страсти человека. Что такое страсти? Страсти происходят от слова «страдания»: то, что причиняет человеку страдания. На первый взгляд может показаться, что, рассказывая правду о ком-то, какой человек плохой, предупреждая, может быть, даже кого-то от каких-то проблем, работая на опережение, может получиться так, что человек накрутит другого человека на какую-то злобу, на какую-то обиду, на недовольство, и этот человек, вместо того, чтобы о ком-то подумать в мирном русле, и тот человек может быть на самом деле очень добрым, и эта история могла произойти когда-то давным-давно, начать поступать совершенно по-другому с этим человеком. И святитель предупреждает о том, что будьте в этом отношении очень внимательными и рассуждайте о той информации, которую вы получаете, чтобы не получить страдание своей душе.
К. Лаврентьева
— Отец Анатолий, а какой вред ближнему от нашего осуждения? Нам-то кажется, что мы осудили, он ничего не услышал, не узнал, ну и добренько, и завтра осудим также. А вот что говорит на эту тему святитель Тихон?
о. Анатолий
— «Ближнему великая обида через то, не иначе, как бы от кого бит был жезлом, да еще и более, ибо раны телесные скорее заживут, нежели язвы душевные. Тело жезлом, а душа поносным словом уязвляется. От этого уязвления печаль, а от печали немощь, от немощи смерть. И чем больше поношение, тем больше души уязвление, и печаль последует. Человек, будучи честолюбив, лучше желает лишиться богатства, нежели доброго имени. Богатства лишившись, может его опять сыскать, а имя доброе весьма трудно возвратить».
К. Лаврентьева
— Но тут скорее говорится о вреде, который мы наносим конкретному человеку, вплоть до смерти даже, он пишет.
о. Анатолий
— Авторитет человека, то есть люди передают какую-то информацию, рассказывают, какой человек плохой. Может быть, и был какой-то поступок, мы читали перед этим уже цитату, что человек мог что-то сделать, но он покаялся, и Бог его уже простил. И поэтому святые отцы призывают нас к внимательности, чтобы мы были осторожными с той информацией, которую мы получаем, и человека не осуждали, «не были торопливы, — как предупреждает нас апостол, — на проявление гнева», потому один человек может поосуждать, а кто-то может и проявить гнев, такое тоже бывает.
К. Лаврентьева
— Но, отец Анатолий, еще важная вещь, ведь слово — это энергия, энергия очень большая и сильная, и мы обсуждаем и осуждаем кого-то за спиной, думая, что этот человек это никак не узнает. Но ведь фактически он может это почувствовать, я была этому много раз свидетелем и сама, и на своих близких видела, и на знакомых: что-то происходит деструктивное в отношениях между людьми, если один осуждает другого, даже если этот другой об этом не знает, и начинается какой-то деструктив, полное нестроение.
о. Анатолий
— С другой стороны, Господь посылает человеку какие-то ступеньки развития. Даже если кто-то его осуждает, даже если человек понимает, что ему кто-то добра не желает, но проявляет упорство в своем развитии. Любое развитие человека связано с неким напряжением, которое он должен проявить, ведь все-таки важно еще размышлять над тем, для чего Бог мне это посылает. Допустим, какая-то негативная ситуация для того, чтобы человек, может быть, проявил себя, может быть, что-то проговорил, сказал, потому что в нашей жизни тоже бывают какие-то блоки речевые. А может быть, благодаря этой ситуации человек что-то действительно выскажет, скажет, расскажет...
К. Лаврентьева
— В глаза, а не за спиной.
о. Анатолий
— Да. И бывают такие действительно ситуации, когда у человека нет выбора, и он уже говорит, как есть, всю правду-матушку. Может быть, действительно какие-то ситуации даются человеку, чтобы он что-то рассказал, потому что очень важно же достать из себя и рассказать, что не так, а может быть, даже другому человеку раскрыть глаза.
К. Лаврентьева
— А может, ты вообще заблуждаешься. Либо ты раскроешь глаза, либо ты сам заблуждаешься, в ходе разговора это станет понятно.
о. Анатолий
— Здесь очень важно, для чего Бог даёт человеку эту ситуацию, чего Он ждёт от человека, ведь это же тоже движение.
К. Лаврентьева
— Программа «Почитаем святых отцов», сегодня мы с клириком Никольского храма в Тушине, священником Анатолием Главацким, рассуждаем об осуждении, как бы странно это ни звучало, по книге «Об истинном христианстве» святителя Тихона Задонского. И вот что говорит святитель Тихон о том, как избежать осуждения. До этого момента мы разбирали, чем оно вредно, что оно делает с душой, почему этого делать нельзя, чем это вредит ближнему, а вот что по пунктам говорит нам святитель Тихон, что нужно сделать, чтобы его избежать. «Чтобы этих пороков избежать, полезно примечать следующее:
1. Всякому на себя смотреть и свои пороки, и грехи перед глазами положить, и их очищать стараться, ибо за них будет истязан перед судом Божиим, если не покается. Такое рассмотрение собственных грехов не допустит чужих пороков изыскивать. Как немощный, видя свою немощь, заботится о себе, а не о других, так, кто свою душевную видит немощь, старается от нее освободиться, и сперва старается исправить себя, нежели других, сперва бревно из своего глаза вынуть, нежели сучок из глаза брата своего.
2. Помнить, что за осуждение такое сам будет судим». (Это то как раз, о чем мы сегодня говорили очень много).
3. «Беречься от разговоров непотребных, которых люди только пересуживаются и то одного, то другого имя и честь терзается.
4. Удаляться от тех, которые привычку эту злую имеют, как от прокаженных, которые злосмрадным своим запахом и другим вредят.
5. Брату падшему или падающему духом любви соболезновать и от его падения самому осторожно поступать, и за него молиться милосердному Богу, чтобы падшего восставил, а тебе в тот же грех впасть не попустил.
6. Имеющим злую привычку молиться с Псаломником: „Положи, Господи, хранение устам моим“ (псалом 140-й), — и вышеописанные причины помнить».
К. Лаврентьева
— Смотрите, помимо того, что мы уже обсудили, что мы действительно можем впасть в тот грех, который осудили, мы можем превозноситься над другим человеком через осуждение (это то как раз, отец Анатолий, о чем вы очень много сегодня говорили, это очень важная мысль), мы не хотим сами расти и развиваться. Всё это назвал святитель Тихон, как мудрый психолог, кем он и является. Но вот что ещё мне понравилось: он всё-таки призывает беречься людей, которые привыкли осуждать, то есть «блажен муж иже не иде на совет нечестивых», говорит нам первый псалом царя Давида, и вот тут действительно это вспоминаешь.
о. Анатолий
— Здесь есть очень интересная мысль о том, что мы действительно должны удаляться, то есть прикладывать усилия для того, чтобы уходить от разговоров, которые не приносят пользы, а наоборот приносят вред. Поэтому я думаю, дорогие радиослушатели, действительно святитель нас призывает к тому, что мы должны иногда, как он говорит, даже убегать от таких разговоров, то есть мы можем в нашей жизни говорить, что есть что-то поважнее, чем просто стоять и рассказывать про другого человека, какой он плохой. Поэтому давайте обращать на это внимание, давайте действительно беречь себя, как призывает нас святитель Тихон, беречь свою душу, беречь свои мысли от таких грязных мыслей, как сегодня он нам говорит: «есть порочные мысли, которые порочат нас, порочат нашу душу и направляют нас не подниматься по духовной лестнице, а наоборот тащат нас вниз».
К. Лаврентьева
— Да, и через это, возможно, и наш ближний будет как-то совершенствоваться. Но, отец Анатолий, тут придётся поработать. Привычку осуждать, конечно, изгладить очень трудно, но если мы её убираем из своих коммуникаций, то тогда нужно поработать над тем, чем мы заменим освободившееся место в разговорах, о чём говорить с друзьями. Отец Анатолий, давайте практически рассмотрим этот вопрос. Вот встретились подруги, о чём им говорить, если не обсуждать коллег, других подруг, мужей, детей, мам, свекровей? Вот давайте позитивные темы для разговоров.
о. Анатолий
— Вот замечательная книга, которую мы сегодня с вами читаем, святителя Тихона «Об истинном христианстве», это и истинные мысли, это и истинные желания, то, к чему стремится развиваться человек. То есть когда он читает книгу, рекомендации святителя Тихона, когда он духовный, когда он читает Евангелие, ведь святые отцы нам говорят о том, что Евангелие, оно очень глубокое для своего размышления, это Благая весть. И когда человек что-то для себя открыл новое, допустим, подписан на какой-то канал в Телеграме, и узнал какую-то цитату, узнал какой-то лайфхак, он же им хочет поделиться, чем-то светлым и добрым. Здесь, наверное, всё-таки стремление человека можно выделить, когда он сам стремится к светлому, доброму, развивается, то и он делится этим, он стремится к свету. То есть второй момент: он делится чем? Тем, что у него есть. Чем богаты, тем и рады.
К. Лаврентьева
— «От избытка сердца говорят уста».
о. Анатолий
— Соответственно, чем человек богат. Тут, наверное, к собеседнику как раз вопрос, с кем человек общается, он должен понимать, что этот человек богат чем: осуждением, недовольством, раздражением, и его беседы, они в той или иной интерпретации, но будут всё время связаны с этими ощущениями. Другой человек читает книги, изучает что-то новое — соответственно, эта беседа будет наполнена какими-то новыми открытиями о других странах, традициях, новые какие-то значения слов, которые человек для себя узнал...
К. Лаврентьева
— Рецепты хотя бы.
о. Анатолий
— Пусть даже рецепты, да. Какой-то человек сделал, допустим, торт или салат, и рассказывает, как можно его сделать быстро и легко в течение двадцати минут, и все будут сыты и довольны.
К. Лаврентьева
— Не осуждая других при этом.
о. Анатолий
— Конечно.
К. Лаврентьева
— Не будем забывать, что очень часто и мы сами, и наши ближние подвергаемся осуждению, и это, конечно, может приносить большую боль. Святитель Тихон и таким людям даёт утешение. Давайте послушаем, что он пишет. «Те, которые терпят клевету и поношение, для утешения примечать должны следующее». То есть если нас осуждают несправедливо, клевещут и нам кажется, что это совершенно неправильно и нечестно, слушаем внимательно, что нам советует святитель Тихон.
1.«Поношение и оклеветание бывает или праведное, или ложное. Праведное, когда мы подлинно в том виноваты, в чем поносят нас, и потому достойно страждем, почему должны исправляться, чтобы поношение упразднилось и ложным стало. Ложное есть поношение, когда мы не виноваты в том, в чем нас поносят: и это поношение с радостью терпеть должно и утешаться надеждой вечной Божией милости. К тому же, хотя мы в том и не виноваты, в чем поносят нас, но в другом согрешили, и потому терпеть должны.
2. Может быть, что сами кого оклеветали и осудили, и потому, какой мерою мерили мы, нам мерится, по словам Господним (Евангелие от Матфея), и чем кто согрешает, этим и мучится. Язык злоречивый злоречием и наказывается.
3. Когда иссякла любовь, ненависть и злоба умножилась, друг друга озлобляют, обманывают, поносят, клевещут: чем более и тебе ожидать, кроме озлобления, в такое лютое время?
4. Злоречием и клеветой смиряемся; самомнение, высокоумие фарисейское и гордость, как высокий идол, в сердце нашем низлагается».
К. Лаврентьева
— То есть, если нас несправедливо, как нам кажется, осуждают, мы можем отнестись к этому, как к лекарству некоему, примочке, горькому лекарству, которое может и нас исцелить.
о. Анатолий
— Мне понравилась, эта очень интересная мысль: «Ненависть и злоба умножилась, когда иссякла любовь». То есть это некий показатель, когда мы узнаем что-то про людей, что они о нас рассказали, или мы общаемся с этими людьми, и они высказывают некую злобу и ненависть, это показатель того, что в этих людях иссякла любовь. И здесь святитель обращает наше внимание: общаясь с этими людьми, будь внимателен, чтобы они тебя этим не заразили, чтобы в тебе та любовь, которая есть, не иссякла. Мы должны как раз поразмышлять над этим, потому что мы очень часто думаем: «ну, а если я такого не делал, чисто по-человечески, ну нужно же сказать правду, что это не так». Но здесь получается, что святитель нас предупреждает, говорит о том, что, может быть, не стоит играть в эту игру, когда они наговорили, а ты ходишь, оправдываешься перед всеми, они ещё что-то наговорили, ты опять начинаешь оправдываться. Может быть, просто пожалеть этих бедных, несчастных людей. В Киево-Печерском патерике есть интересный рассказ, когда один брат страдал от воровства, дали ему послушание на кухне, и он всё тащил в келью. И братья пришли к игумену и говорят: «Отче, что-то там из кельи уже плохой запах идёт, и мы уже не можем, надо ли из монастыря уже его попросить, или чего, найти какое-то решение этому вопросу». Игумен пришёл и говорит: «Ну вот так и так, братья жалуются, плохой запах в келье», он и сам это ощущает. Интересным было благословение игумена: он взял самых таких известных молитвенников, они пришли, помолились за этого брата, и этот недуг его оставил.
К. Лаврентьева
— Вот так. То есть, если не можем кого-то исправить, надо его не осуждать, а за него молиться.
о. Анатолий
— Вот то, что нам и рекомендует святитель.
К. Лаврентьева
— Это, наверное, самый главный совет этого часа. Как здорово, что мы к нему пришли, отец Анатолий, в финале нашего разговора. Вот как утешает нас, грешных, святитель Тихон, и какое даёт нам ободрение как раз к финалу этого часа: «Образ любви к ближнему показывает Святое Писание: „Возлюби ближнего твоего, как самого себя“, Евангелие от Матфея. Как любишь себя, так и ближнего своего люби. Как не хочешь, чтобы кто тебя обидел, отнял что у тебя, клеветал, оболгал, прельстил, обманул, опорочил, похитил что, осудил тебя, укорил или прочее зло сделал, так и не желай, и не делай того и ближнему. Как не хочешь, чтобы кто тебя в нужде оставил, так не оставляй и ближнего своего. Как хочешь, чтобы тебе, кто в бедности помог, так желай и помогай сам бедствующему. Как хочешь, чтобы кто тебя голодного напитал, жаждущего напоил, нагого одел, странствующего в дом ввёл и упокоил, сидящего в темнице и болящего посетил, печального утешил, сомневающегося вразумил, незнающего научил, заключенного освободил, пленного выкупил, немощному послужил и прочие дела любви сотворил, так желай и твори сам ближнему. И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними, говорит Христос. А святой Иоанн Богослов, любимый Христом и любящий Христа и ближнего своего, ещё добавляет к этой любви. Он, Христос, положил за нас душу свою, и мы должны полагать души своей за братьев. И таким образом делаем вывод: не хотите, чтобы вас осуждали, и вы не осуждайте ближнего своего». Правильно, отец Анатолий?
о. Анатолий
— Да, я думаю, что в конце нашего эфира мысль апостола Павла тоже будет такая очень интересная, то, над чем нам нужно будет поразмышлять, что мы должны не быть побежденными злом, а должны побеждать зло добром. Мы очень часто говорим о том, что кто-то что-то плохо делает, и я таким же образом ему сделаю, отомщу, но это неправильное решение, которое нам предлагает современный мир. Не нужно так поступать. Христос как раз говорит о том, что не нужно быть побежденными, потому что, если человек делает так же, как и поступили с ним, значит он проиграл, значит он побежден. А если он, наоборот, хочет победить, он должен сделать по-другому: либо простить этого человека, либо за него помолиться. Давайте размышлять и применять правильные методы духовной жизни для того, чтобы развиваться. Этот эфир нужен для того, чтобы мы как раз и понимали правильные примеры того, как мы должны поступать, и учились их применять в своей жизни.
К. Лаврентьева
— И, конечно, мы от всей души рекомендуем книгу «Об истинном христианстве» святителя Тихона Задонского. Сегодня мы с ней частично познакомились, поднимали в этом часе тему осуждения со священником Никольского храма в Тушине Анатолием Главацким, поднимали проблему осуждения, почему она так распространена и что с этим делать. Меня зовут Кира Лаврентьева, мы прощаемся с вами до следующей недели. Это была программа «Почитаем святых отцов». Всего вам доброго и до свидания.
о. Анатолий
— До свидания.
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова о Христе: «Начал Он укорять города, в которых наиболее Явлено было сил Его, за то, что они не покаялись».
Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего — игумен Лука (Степанов).
Города, которые укоряет Господь, им оплакиваемы, так разъясняют толкователи. Он оплакивает те города, которые располагались вокруг Галилейского моря, и в них была явлена любовь Господня по объёму, соразмерном с морем, морем любви, морем чудес.
В Капернауме Господь жил после того, как его семейство перебралось из Назарета. Из Вифсаиды происходили пять апостолов — Иаков с Иоанном, Андрей с Петром и Филипп, и тем не менее большинство горожан оставались в окаменении сердечном и не отвечали верой на великие свидетельства Господни, явленные среди них.
Потому и оплакивает их Господь, а Иоанн Златоуст сообщает, что греховное расположение жителей этих городов было ужасно, поскольку даже такие яркие и очевидные знамения не возымели над ними никакого действия.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об избранных по благодати Божией

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «В нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток».
Об избранных по благодати Божией — протоиерей Михаил Самохин.
Сам святой апостол Павел говорит эти слова, перед этим напомнив читателям диалог Бога с пророком Ильей, который жаловался о том, что остался одиноким почитателем Господа. Небесный Отец открывает своему пророку, что сохранил Себе ещё семь тысяч верных.
И после слов о сохранении остатка по избранию благодати, апостол подчёркивает, что произошло это не благодаря только делам закона, но именно благодаря благости и милости Божией.
Почему же тогда все мы не спасаемся? Ведь наш Бог — Всеблаг и Многомилостив. На этот вопрос ответил ещё святитель Иоанн Златоуст. Он пишет: «Потому что вы сами не хотите».
Благодать, хотя и есть именно благодать, спасает, однако же, желающих, а не тех, которые не хотят и отвращаются от неё, которые постоянно восстают на неё и противятся ей.
Господь любит нас и хочет нас спасти. Будем же отзывчивы на призыв Божией благодати и делами, а не только словами, засвидетельствуем желание спасения в Царстве Небесном.
Все выпуски программы Актуальная тема