Равноапостольный Николай Японский (Касаткин) — первый в Русской Церкви, кто выразил желание и готовность нести христианскую весть в Японии. После установления дипломатических отношений между Россией и Японией в 1855 году, святитель Николай отправился служить в портовый город Японии, Хакодате[э]. В этом городе, при только что открывшемся русском консульстве, был устроен Храм Воскресения Христова, куда требовался настоятель и проповедник слова Христова среди язычников. Еще будучи студентом Петербургской духовной академии, Иван (будущий святитель Николай) зачитывался книгой о приключениях капитана Головина в плену у японцев и захотел своими глазами увидеть этот неизведанный край. Мечта Ивана сбылась: в 1860 году он принял монашеский постриг с именем Николай и отправился в страну восходящего солнца.
Как святителю Николаю (Японскому) удалось поспособствовать приходу к православию более 20 тысяч японцев? И почему имя «Николай» уже в 19 веке символизировало все, что связано с Православием и Русской Церковью в Японии?
Студент Петербургской Духовной академии Иван Касаткин почти ничего вокруг не видел и не слышал. Довольно громкие голоса однокурсников, которые, как обычно, что-то оживлённо обсуждали на большой перемене, едва до него долетали. Касаткин читал книгу. Это были «Записки флота капитана Головина о приключениях его в плену у японцев». Молодой человек унёсся мыслями к далёким берегам таинственной страны восходящего солнца, где живут грозные самураи, а весною благоухает цветущая сакура. Ивану очень хотелось своими глазами увидеть этот неизведанный край. А главное — принести живущим там людям слово Христово, благую Евангельскую весть. Но тогда, в середине 19 века, иностранцы в Японию допускались очень редко. Ивану оставалось только смириться с тем, что его мечты, скорее всего, вряд ли станут явью.
Однако в 1855 году произошло важное событие: Россия и Япония заключили дипломатические отношения. В японском портовом городе Хакодате[э] открылось русское консульство. А при нём — церковь Воскресения Христова. Туда требовался настоятель — с высшим духовным образованием и желанием не только совершать богослужения для соотечественников, но и проповедовать среди язычников. Объявление об этом однажды утром Иван Касаткин увидел на стене в Академии. И, не мешкая, подал на имя ректора заявление, в котором выражал готовность ехать сразу же после выпуска и рукоположения.
В 1860-м году епископ Нектарий (Надеждин) напутствовал молодого миссионера. «Тебе должно идти на служение Господу в страну далекую и неверную. Труды тебе предстоят апостольские», — сказал он. Выпускник академии Касаткин отправился в Хакодате не только священником, но и монахом. В постриге он получил новое имя — Николай.
Скоро в Японии это имя стало символизировать всё, что связано с православием и русской церковью. В те годы страну Восходящего солнца посетил духовный писатель протоиерей Иоанн Восторгов. Он вспоминал: «В Японии не нужно было спрашивать, где Русская Православная Миссия, довольно было сказать одно слово: «Николай», и буквально каждый рикша сразу знал, куда доставить гостя. И православный храм назывался «Николай», и даже само православие называлось именем «Николай».
Но так было не сразу. Долгое время местное население крайне настороженно, даже враждебно относилось к христианскому священнику. Отец Николай писал в своих мемуарах: «Тогдашние японцы смотрели на иностранцев как на зверей, а на христианство как на злодейскую секту». Однажды случай свёл отца Николая Касаткина с Такумой Савабе. Этот человек был самураем, к тому же ещё и жрецом языческого синтоистского храма. Святитель вспоминал, как Савабе с ненавистью в глазах стал грубо поносить христианскую веру. Ещё немного, и он, кажется, набросился бы на священника с кулаками. Но отец Николай сохранял спокойствие. Более того, даже в таком опасном положении он нашёл способ рассказать самураю о Христе. Святитель вспоминал: «По мере того, как я говорил, лицо моего слушателя прояснялось. Через час или полтора он был совсем не тот человек, который пришел». Вскоре после этого самурай Такума Савабе принял крещение с именем Павел и стал первым в Японии православным христианином.
Проповедь отца Николая Касаткина была примером огромной любви к людям. Он не принуждал японцев отказаться от своей культуры. Напротив, наполнял старые традиции новым смыслом. Так, например, в Японии принято снимать обувь перед входом в языческие храмы. Отец Николай не препятствовал, когда его духовные чада делали то же самое, заходя в церковь. Он проповедовал не только словом, но и делом. Открывал в Японии бесплатные школы, сиротские приюты, библиотеки. Видя добрые дела русского пастыря, люди тянулись к нему. Так родилась Японская Православная Церковь. В конце 1890 года, благодаря миссионерским трудам отца Николая, она насчитывала уже около 20 тысяч христиан. Сам же батюшка к тому времени был рукоположен во епископа. Святитель Николай (Касаткин) провёл в Стране восходящего солнца более пятидесяти лет. Свою жизнь и своё сердце он отдал её жителям, и стал для них символом подлинной христианской любви.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Международная благотворительная организация «Справедливая помощь Доктора Лизы». Ольга Демичева
У нас в гостях была президент международной благотворительной общественной организации «Справедливая помощь Доктора Лизы» Ольга Демичева.
Наша гостья рассказала о том, как начался путь служения известного в России врача и общественного деятеля Елизаветы Глинки, которая безвозмездно помогала людям в разных непростых жизненных ситуациях — и каким образом её дело продолжается после её смерти.
Ведущий программы: пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский
Все выпуски программы Делатели
Симонов монастырь в красках Аполлинария Васнецова
Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Как выглядел Симонов монастырь в Москве до уничтожения большевиками?
Мы можем увидеть его на картине Аполлинария Васнецова «Облака и золотые купола. Симонов монастырь», написанной в 20-е годы XX века, за несколько лет до того, как собор был взорван.
— Маргарита Константиновна, здравствуйте!
— Здравствуй, Наташенька! Наконец-то ты приехала ко мне в гости. Я очень рада! Проходи на кухню, сейчас чайку попьём.
— Я испекла для вас шарлотку, Маргарита Константиновна. Помню вы говорили, что Вам нравится этот пирог.
— Спасибо, да, очень нравится! Присаживайся! Рассказывай, как добралась.
— Так давно у вас не была, что даже немного заблудилась. Пришлось обойти вокруг массивных каменных стен с башнями. Они здесь недалеко расположены. По всей видимости они были частью какого-то масштабного строения, у которого древняя история. Вы знаете, что это за строение?
— Наташа, ты говоришь сейчас про стены Симонова монастыря. Эта обитель была основана во второй половине четырнадцатого века. Я расскажу тебе о ней. Но чтобы ты представила всё бывшее великолепие этого места, сначала покажу картину Аполлинария Васнецова «Облака и золотые купола. Симонов монастырь». У меня есть её фото в телефоне. Вот оно.
— Какая жизнерадостная, светлая картина!
— Да. Но судьба самого монастыря не была столь безмятежной. В начале своей истории обитель входила в единую оборонительную систему Москвы и прикрывала город от неприятеля. Монастырь дважды разоряли, он был изолятором во время эпидемии чумы в восемнадцатом веке. Но выстоял, возродился и со временем снова обрёл былое величие. На полотне Васнецова мы как раз видим его во всём великолепии.
— А когда написана картина?
— В двадцатые годы двадцатого века, незадолго до трагических событий. В 1930 году большевики взорвали собор, колокольню, стены монастыря с двумя башнями и надвратными храмами. Уцелела только трапезная, три башни с частью крепостной стены и пятиэтажная хозяйственная постройка.
— А церковь, которую мы видим на картине, уничтожена?
— Да. На полотне запечатлена церковь Успения Божьей Матери, освящённая в самом начале пятнадцатого века. В её иконостасе находилась главная реликвия монастыря: чудотворная Тихвинская икона Божьей Матери, которой, по преданию, святой Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву.
— Вот как. Маргарита Константиновна, а что изображено на переднем плане?
— Это трапезная, сейчас в ней располагается Тихвинская церковь.
— Мне очень нравятся цвета на этой картине: одни — яркие, сочные, и гармонично сочетаются с другими — нежными, светлыми. В золоте куполов отражается синева неба и белоснежные облака.
— Да, Аполлинарий Васнецов был превосходным колористом!
— Какое-то умиротворение и в то же время радость жизни дарит эта картина. А подумаешь о судьбе монастыря — одолевает грусть.
— Я разделяю с тобой эти чувства, Наташенька. К сожалению, многие православные храмы нашей страны постигла та же учесть, что и Симонов монастырь. Со второй половины двадцатых годов двадцатого века Москва стремительно теряла свой древний облик, советская власть уничтожала храмы. И Аполлинарий Васнецов, будто предчувствуя скорое разрушение Симонова монастыря, запечатлел его для нас.
— Маргарита Константиновна, спасибо за рассказ! Я узнала много нового.
— Благодарить сегодня мы должны Аполлинария Васнецова, он оставил нам шедевр, который несёт в себе не только художественную, но и историческую ценность. Кстати, увидеть картину Аполлинария Васнецова «Облака и золотые купола. Симонов монастырь» ты можешь в Мемориальном музее-квартире художника, он находится в Москве, в Фурманновом переулке, в доме номер 6.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Любовь ко Христу на полотне Михаила Нестерова «Жёны-мироносицы»
Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Можем ли мы любить Христа так же самоотверженно, как героини картины Михаила Нестерова «Жёны-мироносицы»? Эти святые женщины, взяв с собою миро, пришли ко Гробу Господню, чтобы умастить тело своего Учителя, несмотря на риск оказаться преследуемыми иудеями.
— Маргарита Константиновна, а сфотографируйте меня, пожалуйста, вот здесь, на фоне этих огромных камней на берегу.
— Конечно, Наташа. Сейчас, минутку... (звук фотоаппарата на телефоне) Готово! Красивый кадр получился. И тебе очень к лицу это легкое белое платье. Ты напоминаешь мне ангела с картины Михаила Нестерова «Жёны-мироносицы».
— Что-то я не помню такую картину... Она у вас в Третьяковской галерее находится?
— Да. Сейчас я её найду в интернете. Подожди секунду... Хорошо, что у меня здесь ловит интернет... Вот она, смотри! Художник написал её в 1889 году.
— Конечно! Я вспомнила эту картину. Справа ангел, который сидит на огромном камне, а слева — две женщины. Они тихонько пробираются к камням. Вокруг кромешная тьма, и только небольшой огонёк свечи виден в руках идущих. Это Евангельский сюжет, да?
— Верно. Михаил Нестеров изобразил жён-мироносиц — учениц Христа, которые пришли к Его Гробу, чтобы по восточному обычаю умастить бездыханное тело своего Учителя ароматным маслом — миром.
— Одной из жён-мироносиц была Мария Магдалина, как я помню?
— Да. А ещё ко Гробу Спасителя пришли Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа, Мария... Мы не знаем точно, сколько их было. Но, очевидно, эти женщины были смелыми и мужественными.
— Мужественными?
— Конечно. Ведь они могли поплатиться за этот поступок. Ученики Христа опасались за свою жизнь — и неспроста. Иудеи преследовали их. Посмотри на картину «Жёны-мироносицы». Нестеров изобразил женщин в темноте, ещё до восхода солнца. Время их прихода, а также позы говорят о том, что они пробирались ко Гробу с опаской, осторожно.
— Но зачем же было так рисковать, если уже ничем не помочь Христу?
— Жёнами-мироносицами двигала любовь, Наташа.
— Думаю, для них это была огромная потеря — утрата своего учителя...
— Без сомнения! Особенно это видно на картине по выражениям их лиц, едва различимым при свете свечи. Женщины пребывали в глубокой печали. Они плакали. Но у входа в пещеру встретили ангела в сияющих белых одеждах. «Что ищете Живого среди мёртвых? — спросил посланник Божий, — Его нет здесь. Он воскрес». Так сказано в Евангелии.
— Лик ангела спокоен, умиротворён, сияет так ярко! Будто художник не красками его написал, а солнечным светом.
— Михаил Нестеров использует контраст. На фоне жён-мироносиц в чёрных одеждах, съёжившихся от горя и страха, на фоне тёмного неба, ангел, написанный светлыми красками, выглядит светящимся во тьме. Это создаёт ощущение робкой, но уже свершившейся радости — Воскресения Христова.
— И совсем скоро жёны-мироносицы вытрут слёзы и устремятся поскорее рассказать апостолам и всем вокруг невероятную весть о том, что Христос Воскрес! А ведь получается, что ученицы Христа, как и ангел, — посланники Божии!
— Конечно! Поэтому Церковь и причислила их к ликам святых. А Марию Магдалину, например, прославили как равноапостольную, то есть равную апостолам. Она несла людям Слово Божие, прославляла имя Христово.
— И не боялась! Мне бы тоже хотелось иметь в себе хоть каплю такого мужества, веры и любви, какая была у учениц Христа. Как здорово, что вы вспомнили о картине «Жёны-мироносицы», Маргарита Константиновна. Замечательная работа!
— Мы с тобой снова сможем увидеть её у нас в Третьяковской галерее, Наташа, когда вернёмся из путешествия.
Все выпуски программы Свидание с шедевром